Автопилот

Дорога
Прокол
Номер 029 от 15-08-96
Полоса 026
 Адская машинка

       Не исключено, что после прочтения данного текста у некоторых читателей испортится настроение и им расхочется ездить на своем автомобиле. Успокойтесь. В Москве сегодня взрывают как наземный, так и подземный, как личный, так и общественный транспорт. Поэтому, кроме везения, реальная защита вас и вашего автомобиля -- это либо чистая совесть, либо круглосуточная охрана вкупе с собственной бдительностью.
Выбирайте сами и не забывайте, что самое главное в жизни -- это сама жизнь плюс здоровье.
       
НАЧИНАЛОСЬ ТАК
       Если кто думает, что "при советской власти" автомобили не взрывали, то он ошибается. Просто такие акты были достаточно редки, а если и случались, то от граждан их тщательно скрывали. Зато и обыватели, и службисты с удовольствием смотрели кино про "ненашу" жизнь , где автомобили благородных полицейских и мафиозные "тачки" красиво взлетали на воздух. Мастерски снятые кадры режиссеры повторяли в замедленной съемке. Это было здорово и приятно щекотало нервы. Никому тогда и в голову не приходило, что такое может быть и у нас.
       С началом передела собственности взрывать автомашины стало модным и относительно безопасным для преступников занятием. Каждый месяц в Москве происходит до десятка случаев обнаружения штатных взрывных устройств и самоделок. Четверть из них срабатывает. Из этой четверти каждый третий взрыв приходится на автомобили. В основном взрывы автомобилей носят предупредительный характер, реже они предназначены для уничтожения конкретного человека. Как правило, этим человеком является предприниматель.
       
СКОРБНЫЙ ЛИСТ
       В 1980 году в центре столицы взорвался "УАЗ" с сильно засекреченным разработчиком суперсовременного оружия. Оружейник открыл свой кейс, оставленный в салоне, и страна потеряла ценного специалиста. КГБ тогда отрабатывал версию причастности к взрыву забугорных конкурентов, но вскоре дело закрыли: выяснилось, что оборонщик был жизнелюбом -- друзья называли его "Том Большое Сердце".
       Через четыре года у метро "Щукинская" некий водитель обнаружил под своей "шестеркой" гранату. Обезвредили.
       В начале 1990 года злоумышленники заминировали автомобиль африканского дипломата. Самодельное взрывное устройство (СВУ) изготовили из автомобильного огнетушителя, который начинили смесью аммонита, магния и наструганной серой от спичек. Минер был грамотным: бомба имела три механизма приведения ее в действие -- при открытии водительской двери, при начале движения и даже при разминировании. Как потом выяснилось, на ее установку потребовалось всего десять минут. Взрывотехники тогда были в КГБ наперечет, и бомбу пришлось разминировать саперам из военной комендатуры. Офицер (ему за эту работу пообещали квартиру, но не дали), после того как пролежал под автомобилем около двух часов, обезвреживая СВУ, прилюдно выпил из горлышка бутылку водки.
       С весны 1992 года автомобили стали взрывать в Москве с регулярностью два-три раза в месяц. Тогда считалось хорошим тоном подкладывать гранату Ф-1 под колеса и двигатель иномарок.
       Однако самым урожайным на взрывы авто стал 1993 год. Всего было зарегистрировано 70 взрывов автомобилей, в результате которых шесть человек погибли и более тридцати получили ранения. В тот год автомобили взрывали с помощью гранат Ф-1 и РГД-5, которые служили боевым зарядом для СВУ с часовым механизмом, обстреливали из гранатомета "Муха"...
       Очень любили подрывать машины бандиты. Впрочем, им самим тоже доставалось. Когда лидер ореховской преступной группировки Сильвестр (в миру Сергей Тимофеев), уходя в очередную "ходку", оставил "лавку" на своего товарища, офицера-афганца, конкуренты подложили под "девятку" И.О. целый килограмм взрывчатки. Как говорится, для хорошего человека не жалко. Потом взорвали и самого Сильвестра, но об этом чуть позже.
       В следующем году статистическая цифирь взрывов была уже поменьше, но зато 1994 год принес сюрпризы: на фоне подрыва авто бандитов и предпринимателей средней руки громко "прозвучали" два видных теракта -- покушения на уже упомянутого Сильвестра и на Бориса Березовского. Первым чашу испил Березовский.
       7 июня на Новокузнецкой улице прогремел взрыв, которому представители ФСК присвоили первую категорию мощности. Произошел он в тот момент, когда с территории дома приемов "ЛогоВАЗа" выезжал Mercedes 600 генерального директора автомобильного альянса AVVA, председателя совета директоров "ЛогоВАЗа" Бориса Березовского. Предпринимателю повезло -- он и его охранник получили ранения, правда, при этом погиб водитель Михаил Кирьянов. Пострадали и восемь прохожих. Согласно экспертному заключению, в стоявший неподалеку Opel, хозяин которого в это время играл в рулетку в ближайшем казино, заложили радиоуправляемую мину. Масса заряда составила целый килограмм тротила. А 13 сентября того же года на 3-й Тверской-Ямской улице был взорван еще один Mercedes 600. В нем находился Сильвестр. Авторитет очень любил автомобили и всегда за рулем сидел сам. Из обломков иномарки пожарные и милиционеры совместными усилиями извлекли обгоревший труп гражданина Израиля Сергея Жлобинского, он же Тимофеев, он же Сильвестр. Правда, последнее время в определенных кругах пошли разговоры, что Сильвестр жив и находится в Ганновере.
       В 1995 году в Москве было взорвано 15 автомобилей (два человека убито и шесть ранено). Среди подорванных машин первое место занял Mercedes, на втором оказался Audi, "бронза" досталась всевозможным джипам. Наших тоже не обидели -- "Волги" и "Жигули" взлетали на воздух не хуже иномарок. Рвались мины с часовым механизмом и радиоуправляемые. В основном бомбы прилепляли под крылья, днища (под водителем) и в районе бензобака с помощью магнитов. Всего за год на подрыв автомобилей было израсходовано более 3 кг взрывчатого вещества (в среднем по 200 грамм на один автомобиль).
       В нынешнем году в столице взрывали меньше. В июне взрывотехники ФСБ с помощью робота обезвредили СВУ, заложенную под днище автомобиля Nissan. Кольцо запала бомбы было привязано леской к стабилизатору поперечной устойчивости автомобиля. Машина целые сутки возила под нишей для домкрата со стороны водителя 200 грамм тротила и не взорвалась только потому, что леска оборвалась. В тот же день двое бандитов-саперов были задержаны. Но это редкий случай.
       
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
       Взорвать автомобиль не просто, а очень просто. Было бы желание и навык -- в пределах "Школы молодого бойца". Взрывчатка, как и продукты питания, давно уже не дефицит. Если кто захочет самоусовершенствоваться во взрывном деле, то к его услугам Государственная публичная научно-техническая библиотека. Можно сходить и в районную. Художественное описание взрыва моста в романе "По ком звонит колокол" Хемингуэя адекватно научному описанию аналогичного деяния в брошюре времен Великой Отечественной войны, выпущенной специально для партизан. В этой "Памятке партизана" подробно изложено, как из подручных средств собрать СВУ для пуска под откос вражеских эшелонов.
       Основная рекомендация владельцам автомобилей проста -- не оставляйте авто где попало. Хотя мера эта не идеальна. Автомобили взрывали и в гараже, и в закрытом боксе, и на охраняемой стоянке. В гаражах, правда, реже всего.
       Как правило, взрыв автомобиля -- это предупреждение владельцу, своеобразная "черная метка". Но ее уже не передаст из рук в руки старый добрый Пью. Бандит будет "оттягиваться" по полной программе при свидетелях в каком нибудь заведении. "Метка" сработает сама. Тут не поможет и чуткая навороченная сигнализация. Как говорил кузнец из фильма Марка Захарова, "если один человек что-то сделал, то другой завсегда разобрать сможет. В любом случае, заслышав скулеж сигнализации, не торопитесь ее отключать, сначала внимательно осмотрите автомобиль со всех сторон: где гарантия, что к днищу уже не прилип магнит с СВУ? Как показывает практика, для этой операции потребно не более полутора секунд. Спасти автомобиль от закладки бомбы может только его круглосуточная охрана надежными субъектами -- таковыми могут быть либо преданные вам телохранители, либо собака, специально надрессированная на взрывчатку. Ежели таковых нет, то необходим тщательный личный осмотр автомобиля при помощи хитроумного устройства, состоящего из зеркальца на длинной ручке.
       Иное дело, если "хитрые руки" заложили бомбу внутрь автомобиля. Но и здесь можно выйти из положения: поставив автомобиль на стоянку, посыпьте дверные ручки каким-нибудь бесцветным порошком, заклейте открывающиеся части авто скотчем или прилепите нитку, что менее заметно. Таким образом можно сразу определить, трогали вашу машину или нет.
       Некоторые владельцы превращают свой автомобиль в броневик, увеличивая его стоимость почти вдвое. Но опыт Чечни и недавнее покушение на премьер-министра Украины показывают, что радиоуправляемые фугасы, заложенные заблаговременно на пути следования автомобиля с жертвой, у "братвы" тоже есть. Вывод напрашивается сам: не ездите по одному и тому же маршруту. Естественно, вы будете терять время, но не жизнь.
       Помните: бандит может использовать и чужой автомобиль. Причем не обязательно Opel, как в случае с Березовским. В Москве три года назад заминировали "Запорожец", принадлежащий пенсионерке и стоящий у подъезда жертвы. Когда предприниматель, на которого была открыта охота, вышел из дома, преступники замкнули контакты адской машины.
       
--------------------------------------------------------
       РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
       Осмотр машины начинайте издали: если глаз не замечает непривычных предметов, равно как и обрывков лески, веревки, изоленты, скотча, проводов, особенно под днищем и под колесами, можно подойти к автомобилю и проверить метки.
       Осмотрите днище машины на предмет выявления предметов, не входящих в комплектацию, и обратите внимание на осыпавшуюся грязь -- с чего бы ей падать на асфальт? Про зеркала мы уже упоминали. Проверьте все технологические ниши, в том числе за бамперами и декоративными решетками. Как правило, это делается руками. И очень нежно.
       Затем осмотрите внутренность салона. Открывая дверь, вы рискуете привести в действие взрыватель "натяжного действия", выдергивающий чеку из СВУ (варианты: размыкает или замыкает контакты электроцепи взрывателя, приводит в действие боек, бьющий по капсюлю). Поэтому ищите в салоне малозаметные рыболовные лески, провода, веревки. Их могут привязать не только к дверям, но и к подголовникам, местам соединений спинок и сидений и прочим скрытым полостям вашей машины. При обнаружении таковых считайте, что ваша машина, возможно, заминирована.
       Проникать в машину следует через правую дверь пассажира. А лучше всего (если у вас электронные замки) -- через левую заднюю -- случаев ее минирования пока не отмечено. Дверь нужно открывать очень медленно. Но ни в коем случае сразу садится не надо -- требуется осмотреть подушки передних сидений, ибо ВУ бывают не только натяжного действия, но и нажимного.
       Убедившись, что с сиденьями все в порядке, осмотрите педали, рулевую колонку, приборную панель, замок зажигания.
       Главное: если вы пришли к выводу, что с вашим автомобилем что-то не так, бегите к ближайшему милиционеру или звоните "02". Над вами никто смеяться не будет, наоборот, отнесутся к сообщению со всей серьезностью. Хорошо бы еще сообщить соседям по парковке о своих подозрениях -- они ни в чем не виноваты. И выставить охрану -- как и какую, сообразите сами на месте. В любом случае нельзя подпускать к автомобилю никого ближе чем на 30 метров. И ждите взрывотехников -- они обязательно приедут.
--------------------------------------------------------
       
       Благодарим за содействие в подготовке материала специалистов ФСБ РФ, а также экспертов ГРУ Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
       
       СЕРГЕЙ ТОПОЛЬ