Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Земка и поземка



И ЗАБУДЬТЕ ВСЕ, ЧЕМУ УЧИЛИ НА "ГРАЖДАНКЕ". КРАСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА ГОРИТ ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ ДАЛЬНЕМ СВЕТЕ, А ЗЕЛЕНАЯ -- ПРИ ПЕРЕГРЕВЕ ДВИГАТЕЛЯ, ШЕСТИЦИЛИНДРОВОГО МОТОРА, УСТАНАВЛИВАЕМОГО НА ГАЗ-63.



Если не хочешь схлопотать по загривку, то должен знать дедушкины подколы не хуже Устава караульной службы и отвечать быстро, в режиме "пароль-отзыв", или же как собака, бездумно реагирующая на команду "фас!"
"Что видишь за окном?" "Огни дембельского поезда", -- это если тебя будят ночью, ибо в светлое время суток положено видеть "дым" упомянутого состава. "Кто самый первый пограничник?" -- "Илья Муромец".
В чью глупую голову пришла мысль назвать "первым защитником наших рубежей" мужика, тридцать три года просидевшего на печи? Никто не сознается. История армейского грузовика, три с лишним десятка лет бороздившего снега и пески вдоль столбов с надписью СССР, более правдива и при этом не менее легендарна.

ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА. Работа над автомобилем, получившим впоследствии индекс ГАЗ-63, началась еще в середине 30-х годов, когда на Горьковском автозаводе упорно строили образцы гусеничной техники, которая могла бы стать основным транспортом частей РККА. Но гусеницы постоянно сваливались с траков, передние колеса, оставшиеся от гражданской версии, ограничивали проходимость, а необходимость таскать за каждым таким вездеходом чуть ли не цистерну горючего делало его эксплуатацию крайне нерентабельной.
Проблему решили вот как. В конце тех же 30-х конструкторам, да и партийному руководству стало очевидно, что знаменитая "полуторка" -- 42-сильный грузовик ГАЗ-АА, спроектированный компанией Ford еще в 1927 году, -- давно уже морально устарела. Поэтому, когда в апреле 1938 года в экспериментальном цехе ГАЗа развернулись работы по созданию нового грузового автомобиля ГАЗ-11-51, другая группа конструкторов во главе с Виталием Грачевым, которого затем заменил Петр Музюкин, работала над полноприводными модификациями нового грузовика.

Автомобиль успешно прошел испытания, показав хорошую проходимость и максимальную скорость 75 км/ч по шоссе, за что и был рекомендован к массовому производству. Однако планам выпуска нового грузовика, равно как и его вездеходной версии, помешала начавшаяся вскоре война.

АВТОСЕЛЕКЦИЯ. На наших границах служили собаки самых разных пород: и ротвейлеры, и ризеншнауцеры, и эрдельтерьеры и даже неуправляемые среднеазиатские овчарки. Однако лучшей породой, конечно же, считалась овчарка немецкая -- наша страна начала закупать их в Германии еще в 20-е годы. Но если немцы путем селекции пытались снизить рост своих служебных собак, дабы они стали легче, подвижнее, что положительно сказывалось на успехе их работы, особенно в жару, то нашим собаководам всегда нравились рослые собаки, и мы долгое время плодили 70-сантиметровых в холке монстров со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Отечественные автоселекционеры тоже всегда поглядывали на Запад, однако ошибок собаководов сумели избежать. Довоенные экспериментальные образцы грузовика сильно напоминали Dodge. С легкового автомобиля этой же марки был "срисован" и 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор. Когда в 1943 году на Горьковском автозаводе появилась возможность возобновить работу над новым советским грузовиком, в авторитете уже была другая американская марка. Первый опытный образец машины, которая теперь называлась ГАЗ-63, был собран в ноябре. Он щеголял кабиной, целиком заимствованной от Studebaker US6-62, его же укороченным капотом и прямоугольными крыльями с фарами, защищенными предохранительными сетками. Благо за примерами далеко ходить не надо было -- на ГАЗе в годы войны из комплектов, поставляемых по ленд-лизу, собирались "Студебекеры" и другие американские грузовики.
Летом 1945 года состоялись испытания, где только что начавший сходить с конвейера грузовик ГАЗ-51 доказал, что он более пригоден для эксплуатации на советских дорогах, чем американский Ford 2G8T или немецкий Opel Blitz. Массовое производство вездехода ГАЗ-63, тоже показавшего отличные результаты во время испытаний, начали в апреле 1948 года. На всех выставках тех лет, приуроченных к четвертой пятилетке, эти машины выглядели настоящим прорывом в будущее, а их разработчики были удостоены Сталинской премии.

БЕНДИКСЫ ОТ "ВИЛЛИСА". Видный советский собаковод Всеволод Языков, готовивший псов для службы в ОГПУ-НКВД, писал, что "на выставках даются оценки только по экстерьеру, тогда как поведение собак на 60 процентов зависит от наследственно передающихся особенностей поведения". От своих конструкторов ГАЗ-63 унаследовал следующие свойства.
На ГАЗ-63 устанавливался шестицилиндровый карбюраторный нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения с предпусковым подогревателем. Впускной и выпускной каналы были специально несколько "придушены", дабы мотор мог легче приспосабливаться к изменениям внешней нагрузки. Максимальные 70 л.с. он развивал при 2800 об/мин, при этом пик крутящего момента наступал при 1600 об/мин.
Определяющим моментом всей компоновки вездехода стал выбор раздаточной коробки. На ГАЗ-63 этот агрегат был объединен с демультипликатором, позволившим расширить диапазон изменения тягового усилия, приложенного к ведущим колесам. При этом демультипликатор, помимо понижающей, оборудовался и прямой передачей, позволявшей снизить механические потери и расход топлива по шоссейным дорогам. Привод к передним колесам выполнялся отключаемым, причем блокирующий механизм не позволял включить пониженную передачу, когда тяговое усилие передавалось только на ведущие колеса. Место размещения раздаточной коробки было выбрано с таким расчетом, чтобы карданы, соединяющие ее с передним и задним мостами, были одинаковой длины и потому взаимозаменяемыми. В приводе к передним ведущим колесам стояли ШРУСы Bendix-Weiss. Эти шарниры лучше всего годились для массового производства -- в США упомянутая фирма за годы войны выпустила 2,5 млн таких узлов для самой разной полноприводной техники, включая знаменитый Willys MB.
Шины у ГАЗ-63 были большего размера, чем у заднеприводного ГАЗ-51, что увеличило дорожный просвет до 270 мм. Но, пожалуй, самым главным отличием вездехода стала односкатная задняя ось. У многих грузовиков того времени, включая ГАЗ-51, сзади стояли спаренные колеса, что делало колею, пробитую задними колесами, существенно шире -- это приводило к лишним затратам мощности при движении по грязи, песку или снегу.

ШПИОНЫ И НАРУШИТЕЛИ. Если вам довелось провести не один час в Ленинской комнате какой-нибудь отдаленной заставы, то вы наверняка читали про Никиту Карацупу. Помимо того, что он нашел под мостом щенка и воспитал из него легендарного пограничного пса Индуса, этот скромный труженик границы, дослужившийся за три десятка лет от рядового до полковника, задержал 467 нарушителей и уничтожил 129 шпионов и диверсантов. "Если бы можно было выстроить всех этих нарушителей в очередь за пивом, то она растянулась бы на полкилометра: от сельмага до деревенской околицы, -- любил добавлять для наглядности замполит. -- А шпионов и диверсантов, если выстроить для расстрела на нашем плацу в шеренгу по одному..."
Вездеход ГАЗ-63 тоже по-своему рекордсмен. Собственно, "мотопехотой" советская пехота стала только в начале 50-х годов, когда в армию стали поступать ГАЗ-63. Грузовик расходовал в среднем 25 л 66-го бензина на 100 км пути, поэтому на автомобилях, поставлявшихся в армию, в дополнение к основному бензобаку емкостью 90 л устанавливался еще один, 105-литровый, что давало запас хода без дозаправки в 780 км. Помимо того, что армейские ГАЗ-63 имели экранированное электрооборудование, не создающее радиопомех, по заказу военных строились специфические военные модификации: передвижные пункты радиосвязи с ламповыми махинами в кунгах, установки зенитной артиллерии БМ-14 и даже специальный колесный БТР-40, в бронекорпусе которого мог разместиться десант из восьми человек и экипаж из двух. В бронетранспортере не было рамы -- несущим элементом был бронекузов, выполненный из листов стали толщиной 6--8 мм. Машина была вооружена пулеметом СГМБ калибра 7,62 мм. Один из таких бронетранспортеров регулярно буксировал орудийный лафет от Дома Союзов до Кремлевской стены, где хоронили видных советских военачальников.


На гражданке у ГАЗ-63 тоже было много работы. Седельный тягач ГАЗ-63Д тянул за собой полуприцепы-хлопковозы в республиках Средней Азии; молоко из вологодских колхозов доставляли цистерны АЦ-18-63; на борьбу с огнем спешили пожарные АЦ-20; дороги от снега расчищали шнекороторные снегоочистители РС-63, а больных доставляли в сумасшедший дом медицинские автобусы АС-1...
Автомобили ГАЗ-63 и их модификации экспортировались за рубеж. Особенно много этих машин было в армиях стран народной демократии. Ездили ГАЗ-63 по Африке, Азии и странам Ближнего Востока. Всего же автомобилей было выпущено рекордно много -- 474 464 штуки всех модификаций.

ПО ГАЗОНАМ НЕ ХОДИТЬ. Главное, что в армии, что на границе -- это, понятное дело, смекалка. Помнится, тот же замполит придумал отстроить отхожее место прямо над ручьем, протекавшим позади казармы, -- и гигиенично, и практично, ибо не надо вызывать ассенизационную установку, к слову, тоже смонтированную на шасси ГАЗ-63. Одна беда: несознательные шутники, выследив, как кто-нибудь угнездится в нужнике, запускали сверху по течению огромный ком горящих газет. Когда под "очком" проплывал огненный шар, от крика сидящего выли собаки в вольерах, а высоко в горах вздрагивали басмачи.
Использовать солдатскую смекалку для усовершенствования "газонов" было едва ли возможно -- настолько все в машине было продумано. Разве что щетки и хромированные окантовки фар от "Победы" приспособить либо выкрасить в белый цвет ободки и гайки колес. Все остальные виды работ регламентировались "руководством по техобслуживанию", выпущенному Минобороны СССР. В этом документе с армейским педантизмом расписывалось, что в обычной местности "контрольный осмотр" автомобиля должен составлять 15 минут, а в районах Крайнего Севера -- час без очистки снега, и два -- с очисткой. Что "перед зимним периодом эксплуатации нужно слить отстой из бензиновых баков в количестве 2--3 л", а также "при сильных морозах снять крышку распределителя и проверить, свободно ли движется ротор с токораздаточной пластиной". От количества точек для шприцевой смазки можно было сойти с ума. Но особенно тяжко приходилось тем, кто эксплуатировал ГАЗ-63 в горах. Мало того, что приходилось постоянно регулировать иглой "проходное сечение главного жиклера" в зависимости от высоты дороги над уровнем моря, чуть зазевался -- и машина ложилась на бок: неустойчивость на склонах была главной бедой ГАЗ-63. Оставалось только вылезти наружу и горько посетовать: "А еще говорят: "По газонам не ходить". Иди, взгляни, как там в кунге наш пес".

ПОДКИДЫШ. Служебных собак у нас всегда любили больше, чем военную технику. Стоит только вспомнить фильм "Джульбарс" 1935 года или снятый четырьмя годами позже фильм "Подкидыш", где маленький мальчик в детском саду говорит, что хочет, когда вырастет, "стать пограничной собакой".
Но у пограничных псов незавидная судьба: когда после срочной службы увольняют в запас вожатого или инструктора, собака потом очень долго тоскует. С техникой как-то проще. К слову, ГАЗ-63 прожил вполне пристойную по собачьим меркам жизнь -- его выпускали до 1968 года. Советский Союз в границах тех лет, когда их охраняли люди и собаки на ГАЗ-63, просуществовал чуть дольше.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО КОНСТАНТИН КОКОШКИН


ГАЗ-63


Длина/ширина (мм) 5525/2200
Масса в снаряженномсостоянии (кг) 3200
Число/расположение цилиндров 6/рядно
Мощность (л.с. при об/мин) 70 при 2800
Максимальная скорость (км/ч) 70


РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ КЛУБ Р.К.К.А., (095) 392-2938, ЗА УЧАСТИЕ В СЪЕМКЕ.

На главную страницу номера
© 2000-2018 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru