Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2006 пїЅ 10 (151)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ПРОЩАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
 CAR & STAR 
ОРЕШКИ ДЛЯ ЗОЛУШКИ
 ОПРОС 
ЛИТРА ВСЕГДА МАЛО
 РЕЙТИНГ 
ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
 НА ГАЗУ 
СОВЕСТЬ ЗА СТЕКЛОМ
 КАЛЕНДАРЬ 
MONDIAL DE L'AUTOMOBILE
 ИНТЕРНЕТ 
МЫ СЛЕДИМ ЗА ТОБОЙ
 РИНГ 
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
 ЛЮКС 
ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ
 ПРЕМИУМ 
ВЫПУСКНИК ОКСФОРДА
 СТАНДАРТ 
ГОРОДСКОЙ КОЧЕВНИК
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ТРЕЗУБЕЦ МУДРОСТИ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
БИТВА ЗА УРОЖАЙ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
 ПРОЕХАЛИ 
ЦЕЛЬ
 НСАЙДЕР 
СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ
 ПРОЦЕСС 
ЗАЧЕТ!
 ЗАГРАНИЦА 
СПОКОЙНЫЕ ГОНКИ
 РОДИНА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 ЗАПАСКА 
ПАША-КОМПРЕССОР
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
КОРОНА ИМПЕРИИ
 КУЗОВ 
СКРЫТЫЙ УДАР
 КУЗОВ 
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ
 ЗВУК 
ТРОЙНАЯ ИГРА
 САЛОН 
СОРЕВНОВАНИЕ ПО ЧЕМОДАНАМ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
СИМ-СИМ, ЗАКРОЙСЯ
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ОБУЧЕНИЕ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
 АУДИОКНИГИ 
УЧИТЕЛЮ ОТ УЧЕНИКА
АВТООТВЕТЧИК
 НОСТАЛЬГИЯ 
СЫН АЛЬБИОНА
 МОТО  БЕЗОПАСНОСТЬ вниз...
ОБУЧЕНИЕ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Слякоть и холод, даже за бортом внедорожника, в ближайшие полгода явно осточертеют. И в апреле, вроде бы случайно, можно оказаться в Барвихе, где вас и застукает охранник Luxury Village у витрины шоу-рума Harley-Davidson. За стеклом будет сиять на подиуме какой-нибудь новенький Street Glide. Все существо ваше будет шептать: "Купи мотоцикл". Проблема только в том, что ездить на нем вы не умеете.

  Получение прав еще не означает, что вы умеете управлять мотоциклом. Чтобы чувствовать себя уверенно на дороге, стоит пройти курсы повышения водительского мастерства. Как это делают на однодневных занятиях от BMW Motorrad -- вы видите на фото. Обучение дорожному и продвинутому уровню вождения предлагают сегодня многие мотошколы, в программе занятий среди прочего -- экстренное торможение, объезд препятствий, слалом, движение на разных дорожных покрытиях, отработка прохождения поворотов.
Круги на асфальте. Убедиться, что ответ на вопрос "А надо ли этому учиться?" утвердительный, очень просто. Прочтите статистику по ДТП с участием мотоциклистов. А лучше -- книгу памяти на сайте moto.ru. Другое дело -- найти ответ на вопрос "Где учиться?"
Путь вроде бы очевиден -- пойти в одну из автомотошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "А". Сотрудники отдела экзаменационной работы московской ГИБДД в телефонном разговоре так и не смогли нам сказать, сколько всего в Москве мотошкол. И только на официальный запрос через две недели нам прислали ответ. Оказалось, что на всю Москву их всего 15 штук.
Преподавание в таких школах аналогично тому, которому мы все подвергались, обучаясь на категорию "Б". 192 часа теории (отличается от автомобильной только матчастью), 16-20 часов практики. Обучение длится месяца два, и пройти отдельно теорию или практику в большинстве школ нельзя. Такой подход оправдан даже в том случае, если вы экзамен по правилам когда-то уже сдавали. Потому что они забываются и меняются. Во многих школах умудряются читать теорию увлекательно, а некоторых преподавателей даже хвалят на форумах в Интернете, как, например, Владимира Владимировича из СТК "Восход". Общая стоимость обучения -- 6000-7000 руб. Все школы имеют государственную лицензию и выдают сертификат об окончании, который, говорят, может помочь восстановить водительское удостоверение при его утере. Программа, по которой ведутся занятия, утверждена Комитетом образования и нацелена на подготовку для сдачи экзаменов. То есть вы научитесь выполнять несколько нехитрых упражнений, которые, однако, не помогут вам справиться с хаосом на дорогах общественного пользования.
Программа обучения была написана много лет назад. Она, что называется, морально устарела, а технический прогресс -- ушел далеко вперед. В основном это отражается на практических занятиях. Например, упражнение "восьмерка". Размеры ее неизменны уже много лет. Никто и не скрывает, что проехать эту "восьмерку" можно лишь на мотоцикле типа "Восход". В автомотошколах и хотели бы обучать людей на чем-то более современном, но они не могут этого себе позволить, потому что есть определенные стандарты, которым нужно следовать.
С другой стороны, обучение на так называемом легком мотоцикле, каким, в частности, является "Восход", -- единственно правильное. Сажать человека, который с трудом представляет, где у мотоцикла сцепление, на мощный аппарат -- все равно что дать ребенку поиграть с охотничьим ружьем вместо водяного пистолета. В некоторых странах введена система диверсификации мотоправ, и человек не может управлять литровым мотоциклом, не поездив пред этим определенный срок на четырехсотке.
В России, возможно, через несколько лет, тоже введут подобное правило. В марте этого года у нас вступили в силу поправки к Международной Конвенции о безопасности дорожного движения, которые рекомендуют ввод подкатегорий прав категории "А". И в ГИБДД решили "рассмотреть этот вопрос". Пока проект таков: оставить категорию прав "А", действительную для всех типов мотоциклов, и вести подкатегорию "А1" -- для мотоциклов, объем двигателя которых не превышает 125 см3. Возможно, к этой же категории отнесут скутеры, и следовательно, для их управления тоже нужно будет иметь водительское удостоверение.
Предъявите ваши документы. Помимо вышеупомянутых пятнадцати школ есть и другие. Они не учтены в списке ГИБДД, у них нет лицензий и кабинетов с плакатами мотоциклов в разрезе. Здесь говорят, что учат не "сдавать на права", а водить мотоцикл. Из упражнений -- троганье-остановка, равновесие, разгон-торможение, медленное и быстрое маневрирование, прохождение поворотов и т.д., отрабатывают даже правильный взгляд, отучая смотреть под колеса. В большинстве таких школ помимо курсов начальной подготовки работают группы по повышению водительского мастерства.
Представители этих школ утверждают, что после их уроков сдать экзамен не составляет проблем. Выпускникам приходится делать это вместе с экстерниками, каковыми являются все, кто не сдает экзамен в группе после обучения в лицензированной школе. Мы наблюдали сдачу ими "практики". Из порядка семидесяти человек ту самую пресловутую "восьмерку" проехали всего трое. Можно, конечно, пенять на ладан дышащий "Восход". Но, с другой стороны, экзамен на категорию "А" (в отличие от "В") можно сдавать на своей технике.
Самая старая из "альтернативных" мотошкол -- "Альпин". Инструктор Илья Гелашвили преподает уже семь лет, и за это время заработал для школы репутацию одной из лучших в Москве. Она функционирует при салоне продажи техники Yamaha "Альпин", но это особо не афишируется. Мотоцикл для занятий -- Yamaha TW 125. Начальный курс вождения в среднем рассчитан на 12 занятий по 1200 руб. за час. В непосредственной близости от площадки "Альпин" на таких же мотоциклах проводит свои занятия школа Red Racing Group. Базовый курс -- минимум 10 занятий по 1000 руб. за час.
Многие "независимые" школы хотели бы работать вполне официально, давая своим выпускникам возможность сдавать экзамен не поодиночке на старом "Восходе", а всем вместе и на том мотоцикле, на котором они учились. Часто для этого используют партнерство, аналогичное тандему "Автошколы столицы" -- JM Owners Club Moscow. Теоретический курс -- за "Автошколами" (3200 руб. или 1800 руб., если уже есть права категории "B"), практика -- за мотоклубом (6000 руб. за 10 занятий на Yamaha YBR-125).
А в "Модуле" практика сдачи экзаменов группой не прижилась, ее выпускники предпочитают сдавать их экстерном. Желающих слушать теорию (10 лекций 2 раза в неделю, 2000 руб.) -- всего около 10% учеников. Практическая подготовка к сдаче экзаменов: 10-12 часов, мотоциклы -- "Минск" и "Сова 175", 250-300 руб. за час.
Лицензию в следующем году хотят получить и в школе Pilot Racing Team. Пока здесь только индивидуальные занятия с инструктором. Выбор мотоциклов -- обширный, для групп начальной подготовки предлагается Yamaha TW125 и YBR125, BMW CS650 и GS650, стоимость 15 000 руб. за пять занятий по два часа. Только в этой школе мы смогли найти обучение городскому вождению непосредственно в городе: по заранее определенному маршруту инструктор едет вместе с учеником и общается с ним посредством рации, встроенной в шлем. Стоимость -- 1500 руб.
Частники и частности. Большим спросом пользуются услуги частных инструкторов. Сергей, известный как Студент, преподает таким образом уже 6 лет. И хотя занимается этим неофициально, отдает этому почти все свое время, а накопленные учительские знания вполне готов изложить в форме методического пособия. Курс рассчитан на 6-10 часов (800 руб. за час), мотоцикл -- Honda CB1.
По такой же схеме работает школа Street.
Весной и в начале лета в мотошколах не протолкнуться. На этом фоне удивляет отсутствие "фирменных" мотошкол. Ведь свои автомобильные курсы по повышению водительского мастерства имеют BMW, Audi, Land Rover. В мотонаправлении пока активизировалась лишь BMW (если не брать в расчет "Альпин"), но о полноценной школе речи пока не идет. Этим летом BMW Motorrad совместно с "Автодомом" провела две однодневные сессии интенсивного курса безопасной езды на мотоциклах. За 13 000 руб. желающие на собственных мотоциклах (не всегда баварской марки) отрабатывали навыки вождения. Но это -- занятия не только для мотоциклистов с опытом, но и для людей увлеченных, готовых потратить свой рабочий понедельник на отработку техники контрруления, свешивания и перегазовки.

ФОТО ВАСИЛИЙ ШАПОШНИКОВ / Ъ, ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК
Ваша оценка:
Средний балл — 4,17
Всего показов страницы:   6838
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.