Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2006 пїЅ 08 (149)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 CAR & STAR 
ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС
 CAR & SPORT 
КРУГЛЫЙ МИР
 ОПРОС 
ЛАПТИ MADE IN
 НА ГАЗУ 
ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ
 РЕЙТИНГ 
ЗАВЕДЕНИЕ С МОТОРОМ
 КАЛЕНДАРЬ 
MEADOW BROOK CONCOURS D'ELEGANCE
 ИНТЕРНЕТ 
ПАСТУХИ И БАРАНЫ
 РИНГ 
У ЛЕСА НА ОПУШКЕ
 ЛЮКС 
ЦЕНА ДЕСЯТОЙ ДОЛИ
 ПРЕМИУМ 
ПОСОЛ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
 СТАНДАРТ 
КАЛИБРОВКА
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ДЛЯ УМОЖАДНЫХ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПОДНИМИТЕ МНЕ УШИ
 ПРОЕХАЛИ 
РАЗГОН ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
 ПРОЕХАЛИ 
МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
 ПРОЕХАЛИ 
УНИСЕКС
 ИНСАЙДЕР 
СИДЯ НА ВЫСОКОМ ХОЛМЕ
 ПРОЦЕСС 
МАНУФАКТУРА
 ПРОЦЕСС 
СОЮЗ-АПОЛЛОН
 ЗАГРАНИЦА 
СЕВЕР-ЮГ
 STORY 
ЕСТЬ ТАКАЯ БУКВА
 ЗАПАСКА 
ИГРА С ОГНЕМ
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ИГРУШКА ДЛЯ ХУЛИГАНА
 КУЗОВ 
ЖГУЧИЙ ПЕРЕЦ
 КУЗОВ 
КУЛЬТТОВАРЫ
 ЗВУК 
ДУБЛЬ ДВА
 ЗВУК 
ДВАЖДЫ ГЕРОЙ
 ГЛАМУР 
УЦЕЛЕВШИЙ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПОД КАБЛУКОМ
 ЗАСАДА 
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТООТВЕТЧИК
 НОСТАЛЬГИЯ 
САРАЙ ДЛЯ ПРОЛЕТАРИЯ
 ПРИЦЕП   ЗАСАДА вниз...
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
У нас очень грязно, такое ощущение, что генеральной уборки в нашем столичном доме не делали никогда: пыль висит на фасадах домов, обочины все в грязи. Да и сами мы, вернее, наши автомобили, будто покрыты прахом нашего некогда чистого города. "Автопилот" решил узнать, откуда вся эта пыль и грязь берется, кто за нее отвечает, и натолкнулся на проблему глобального масштаба.

В России, оказывается, нет собственных норм предельно допустимой концентрации (ПДК) мелких взвешенных частиц, которые летают вокруг нас в воздухе и аккуратно укладываются под ноги и колеса. Хотя можно и обойтись без доморощенных стандартов, компенсировав их нормативами ЕС, по которым в уличном воздухе ПДК взвешенных частиц диаметром до 10 микрометров не должна превышать 40 микрограммов на кубический метр.
С 2004 года государственное природоохранное учреждение "Мосэкомониторинг" провело наблюдение за среднегодовой концентрацией пыли, которая составила в Москве 34 мкг/м3. Это усредненные данные. Вдоль автотрасс эта цифра составила уже 39-46 мкг/м3, во время крупных пожаров или аварийных выбросов предприятий она порой зашкаливала за 50 мкг/м3.
Из чего состоит московская пыль? Ее пятая часть (15-20%) -- это так называемая глобальная пыль, которая в той или иной пропорции есть в составе пыли любого города мира. Кристаллы солей из океанской воды, измельченные горные породы из кратеров вулканов, мельчайший песок пустынь, серосодержащие атмосферные частицы.
Большая часть московской пыли -- 60-65% -- местного природного происхождения. Главный ее источник -- почва, кварцевые частицы которой поднимаются в воздух с так называемых несвязных участков земли. То есть фактически две третьих части московской пыли разносятся самими людьми и ветром с пустырей, запущенных спортивных площадок, многочисленных тропинок и "лысых" обочин. Каких, пожалуй, не найдешь ни в одном мегаполисе. Если сравнивать нашу столицу с другими крупными городами мира на предмет содержания в воздухе частиц пыли, то Москва со своими усредненным 34 мкг/м3 не очень-то выбивается из общей массы. Это хуже, чем в Париже (24 мкг/м3), Стокгольме (29 мкг/м3) и Лондоне (30 мкг/м3), немного лучше, чем в Мадриде (38 мкг/м3), и намного лучше, чем в Гонконге (59 мкг/м3). Но те, кто был в этих городах, не дадут соврать, что там нет такой грязи под ногами после дождя и таких едких луж, какие есть в Москве. Прошел дождь, через полчаса дороги сухие, вся вода утекла в водостоки, а грязи и в помине нет. А у нас не то что пешеходам запрещены белые брюки и замшевые ботинки, стыдно иметь светлую машину. В любом крупном городе под ногами есть или асфальт, или брусчатка, или газон. И только москвичи все пылят и пылят, будто на трактах XIX века.
Оставшиеся 20% пыли приходятся на продукты человеческой жизнедеятельности. На первом месте -- промышленные выбросы, в основном цементных, железобетонных и табачных заводов. Зачастую предприятия не соблюдают нормы по выбросу в атмосферу взвешенных частиц, так как их в России опять-таки не существует. Еще один источник -- автомобили. Главным образом, это выбросы старого автопарка дизельных грузовиков и автобусов, этот хлам немыслимо представить на дорогах Кореи, Германии или Канады. При этом выбросы от бензиновых, пусть и двадцатилетних, моторов никак не влияют на запыленность воздуха. Еще одна составляющая -- "резиновая" пыль, результат трения покрышек об асфальт.
Ответ на вопрос, куда обычно девается пыль, прост. Самые мельчайшие частички пыли поднимаются вверх, из них образуются облака, которые, правда, не влияют на осадки -- дождь приносят нам циклоны, которые образуются над Атлантикой. Но большая концентрация этих частиц может являться причиной пониженной атмосферной видимости и дополнительного образования дымки.
Крупные частички пыли, наоборот, оседают: попадают обратно в почву, смываются в водостоки, покрывают собой тротуары, крыши и, конечно, автомобили. И если эту пыль не убрать, она становится пылью вторичной -- ее в нашем городе 20%.
Борьбу с пылью у нас по старинке ведет дождь, после которого количество пыли снижается вдвое, ну а чуть позже она опять поднимается, до следующего дождя. И чем на него уповать, не стоит ли разобраться с московскими заводами, которые по закону должны сами профинансировать разработку нормативов по собственным ПДК мелких веществ, с транспортными компаниями, которым неплохо было обновить автопарк старой дизельной техники. Это очистит воздух не только от взвешенных частиц, но и вредных выбросов. Но пыль под ногами останется. До тех пор, пока мы не окультурим все наше огромное земельное пространство. Если застелить детские игровые площадки защитным покрытием Softex, детям не только будет легче дышать, но и мягче падать, заодно и собаки в кусты уйдут. Если бесхозное футбольное поле засадить травой (за ней, конечно, еще придется ухаживать), намного больше подростков пойдет играть в мяч, и кто-то в префектуре еще поставит себе галочку за организацию досуга и отдыха.
А еще надо мыть улицы. Не прибивать пыль на час-другой ленивыми поливальными машинами, а убирать ее насовсем с тротуаров, обочин и забитых водостоков. Которые тоже не мешало бы чистить, вместо того чтобы отбрехиваться, будто они забиты "нашими" окурками. Парижане вот тоже не приучены пользоваться урнами, но почему-то вода с Елисейских полей утекает в канализацию, а на Тверской после дождя грязной воды у обочин проезжей части -- по щиколотку.
Если бы сделать в нашем городе капитальный ремонт, закупить очистные сооружения, выгнать взашей вонючие грузовики, засадить травой вытоптанную землю, прочистить трубы и убрать раз и навсегда эту придорожную пыльную грязь, Москва стала бы довольно приятным городом... А что такого? Если у нас нет возможности жить в чистоте, мы можем хотя бы о ней помечтать.

ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК, ФОТО ИТАР-ТАСС, PHOTOXPRESS
Ваша оценка:
Средний балл — 3,6
Всего показов страницы:   5103
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.