Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Октябрь, 2007 № 10 (163)
искать...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ДРЕБЕДЕНЬ
 CAR & STAR 
ПО ДОЛГУ СЛУЖБЫ
 МУЖЧИНА И МАШИНА 
ШКАФ ДЛЯ «ДИНАМИТА»
 НА ГАЗУ 
КУДЫ СТАВИТЬ-ТО?
 ОПРОС 
ЖИЗНЬ В ГАРАЖЕ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ГОРЬКО-ПАРК
 КАЛЕНДАРЬ 
ORANGE COUNTY AUTO SHOW
 ДАТЧИК 
102007
 СЧЕТЧИК 
УЛЬТИМАТУМ БОРНА
 КЛЮЧ 
ТЕХНО—СИЛА
 ИНТЕРНЕТ 
СКОРОСТЬ И СТРАСТЬ
 АУДИОКНИГИ 
КОЛБАСА КАК ЖИЗНЬ
 АВТООТВЕТЧИК 
У МЕНЯ ПОГОРЕЛ КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР
 АУКЦИОН 
БЛАГОРОДНАЯ РЖАВЧИНА
 САЛОН 
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
 ЛЮКС 
LAMBORGHINI REVENTON
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
СУМЕРЕЧНЫЙ ПЛЕЙБОЙ
 TOYOTA LAND CRUISER PRADO VS VOLKSWAGEN TOUAREG 
ПАРТИЯ ДЛЯ СЛОНОВ
 ПРОЕХАЛИ 
ДОКТОР БУГИ
 ПРОЕХАЛИ 
ЯПОНСКАЯ НАРОДНАЯ
 ПРОЕХАЛИ 
ГЛАМУРНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК
 НОВЫЕ CD 
БУДУЩИЕ ШЛЯГЕРЫ
 РОДИНА 
ДОБРОВОЛЬНО ПОД КОНВОЕМ
 МАРШРУТ 
К ПОБЕДАМ СПОРТА
 ИНСАЙДЕР 
МАРШ НЕСОГЛАСНОГО
 ЗАПАСКА 
ИЗГОЙ
 ТЮНИНГ / ЗВУК 
ЯГУАР ЗВУЧИТ ГОРДО
 ТЮНИНГ / ЗВУК 
ВСЕЗНАЙКА
 СВЯЗЬ 
ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА
 ПОПМЕХАНИКА 
ВОЗВРАЩЕНИЕ ХЛАДАГЕНТА
 ГЛАМУР 
СМЕНА ОРИЕНТАЦИИ
 СКОРОСТЬ 
ЛЮДИ С ЗАЕЗДАМИ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ОБЩЕЕ МЕСТО
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ПЕШКИ И ФЕРЗИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
РУЛИ, БРИТАНИЯ!
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
БУКВА А
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ТРЕХЛИТРОВЫЙ ДЗЕН
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
МАСЛО ДЛЯ ТЕНОРА
 ЭХ, ДОРОГИ 
ЭФФЕКТ ТУМАНА
 ПРОЦЕСС  ПОПМЕХАНИКА вниз...
ВОЗВРАЩЕНИЕ ХЛАДАГЕНТА

Водитель лучше работает, когда чувствует себя хорошо. Этот принцип стал особенно актуален после того, как место за рулем стало принадлежать владельцу автомобиля. В роскошных моделях столетней давности заботились в основном о пассажирах, а представителям пролетариата доставались обычно все капризы погоды -- как правило, первые лимузины имели открытое отделение водителя. Собственно, и у пассажиров даже роскошных моделей жизнь была существенно хуже, чем в любой из нынешних малолитражек. На роскошных Maybach начала 30-х, например, не было даже отопителя. Сейчас этот номер не пройдет. И не только потому, что за рулем -- теперь самое главное место, и за вредность условий работы водителю не с кого брать доплату. Интенсивность движения выросла, а уровень квалификации участников процесса постоянно падает. В конструкции машины должны быть обеспечены максимально комфортные для человека условия, чтобы водителю ничего не мешало проявить себя с лучшей стороны. Между тем повышение температуры воздуха свыше 25 градусов приводит к падению скорости реакции. И при 30 градусах жары человек по многим параметрам ведет себя так же, как если бы принял дозу алкоголя.
При низкой температуре ситуация аналогичная. Но с холодом бороться давно научились: благо в каждом автомобиле есть постоянно действующий источник дармового тепла. Поэтому вопрос отопления решается просто: охлаждающая мотор жидкость проходит через маленький радиатор, сквозь который продувается воздух, подаваемый в салон. Для регулирования температуры его обычно смешивают с холодным.


Кондиционер автоматически включается не только летом. В климат-контроле он работает одновременно с отопителем в режиме обдува ветрового стекла (рис. в центре). Кондиционер осушает воздух, и снижает запотевания. зимой его нужно включать хотя бы раз в месяц, чтобы он смазался.
Проблемы возникают с дизелями. Этот мотор весьма эффективен и просто так теплом не разбрасывается -- все идет в дело, то есть во вращение коленвала. Поэтому на дизельных машинах приходится дольше ждать, пока салон прогреется. В итоге, на некоторые модели с дизелем ставят дополнительный электрический отопитель, который работает в то время, пока двигатель не прогреется достаточно. В итоге и без того более дорогая дизельная модификация дорожает еще на некоторую сумму. Радикальное решение, особенно привлекательное для нашего климата -- установка предпускового подогревателя. Это независимый узел, в котором топливо (солярка или бензин) греет жидкость системы охлаждения. С помощью дистанционного управления или таймера можно включить подогрев заранее. И через полчаса мы садимся в автомобиль, который легко запускается и с самого начала подает в салон теплый воздух. Минус -- включать предпусковой подогреватель в гараже без вентиляции настоятельно не рекомендуется по понятной причине.
Да и жечь углеродное топливо зря нынче как-то не модно. Поэтому в Скандинавии и Финляндии очень популярны электрические подогреватели. У нас они тоже встречаются. Но у шведов и финнов розетки есть чуть ли не на каждой стоянке, а вот жителям Тюменской области приходится решать вопрос электроснабжения подручными средствами.
Охлаждать воздух в автомобиле первыми решили американцы -- что неудивительно, если учесть их географическое положение. Кондиционер по принципу работы очень похож на холодильник. Он отнимает тепло за счет испарения жидкости. Жидкость с информативным названием «хладагент» прокачивается по замкнутому контуру. В конденсаторе (он же конденсор, он же «радиатор») сжатый и нагретый хладагент снижает температуру. Конденсатор расположен рядом с радиатором системы охлаждения двигателя, то есть обдувается набегающим потоком воздуха, которому помогает вентилятор. При охлаждении хладагент конденсируется -- превращается из газа в жидкость. Затем он проходит сквозь специальный вентиль с маленьким отверстием и начинает испаряться. Как конденсация происходит в конденсаторе, так и испарение происходит в испарителе. Он тоже похож на радиатор, и функции у него сходные: обеспечить максимальную поверхность контакта трубок с хладагентом и проходящего в салон воздуха. Только в отличие от радиатора, тут холодные трубки (температура хладагента достигает минус тридцати) охлаждают воздух, забирая у него тепло. Подогревшись, хладагент все еще в виде газа попадает в компрессор, который снова отправляет его по тому же пути.
Компрессор кондиционера обычно приводится прямо от двигателя, тем самым, забирая у него часть мощности -- при напряженной работе до нескольких лошадиных сил. Что не так уж мало: для движения автомобиля с постоянной скоростью километров 40-50 в час тоже нужно всего лишь несколько лошадиных сил. Так что желающим экономить топливо стоит временами отключать кондиционер. Хотя вопрос не совсем однозначный: открытые окна сильно ухудшают сопротивление воздуха, и на скоростях более 80 км/ч увеличение расхода из-за открытых окон, скорее всего, будет вполне сопоставимым с «прожорливостью» кондиционера.
Самые простые модели имеют ручное управление: кондиционер либо включен (то есть муфта соединила компрессор с двигателем), либо нет. На японских моделях часто встречается автоматический кондиционер. Это когда мы можем установить температуру подаваемого в салон воздуха, а дальше уже электроника будет сама думать, что ей нужно включить и когда: то ли «кондер», то ли отопитель. Есть, правда, специальный режим, когда эти вроде бы противоположности работают одновременно: для отпотевания стекол. Противоречия тут нет. Охлаждение воздуха вызывает конденсацию влаги из него на испарителе кондиционера, а не в салоне. Ну а нагрев воздуха нужен, чтобы повысилась температура стекол и на них больше ничего не конденсировалось.
Полностью автоматические системы климат-контроля управляют не только температурой воздуха, но и оборотами вентилятора, и распределением воздушных потоков. То есть, если салон надо нагреть -- теплый воздух подается прежде всего в нижнюю часть, а если охладить -- наоборот. Обычно такие системы автоматически отслеживают качество воздуха, и если он слишком загрязненный, могут включить режим рециркуляции.
Вершина климатической техники -- многозонные системы. Еще лет двадцать пять назад на моделях высшего класса можно было регулировать температуру раздельно для правой и левой части салона. Теперь такое вполне доступно даже покупателям компактных моделей. На дорогих машинах зон может быть до четырех -- то есть для каждого пассажира своя температура. Конечно, точно соблюсти границу в довольно небольшом салоне практически невозможно, но они стараются.
С осушением воздуха связана одна проблема всех моделей с кондиционерами. Влага оседает на испарителе. Потом, соответственно, она стекает -- отсюда и течи из под автомобилей в жару. Если не стекает -- хуже, потому что осевшая на испарителе пыль из воздуха превращается в смеси с этой водой в грязь, которая успешно гниет, создавая запах «грязных тряпок». Выход только один: чистить испаритель. Несколько оттянуть волнующий момент визита на сервис можно периодическим подсушиванием испарителя: включить вентилятор на максимум и принудительно отключить кондиционер. Помогают снизить образование грязи и противопылевые фильтры. Только не забывайте их менять почаще.
ТЕКСТ ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ
РИСУНОК ВЕРА ЖИГАЛИНА
Ваша оценка:
Средний балл — 4,33
Всего показов страницы:   5592
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.