Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Июль, 2008 № 07 (172)
искать...
Содержание номера
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
Зажигание
 НОВОСТИ 
2105|20062008
 CAR & STAR 
УЗНАТЬ И ЗАПОМНИТЬ
КИНО БЕЗ ДУБЛЕЙ
 КАЛЕНДАРЬ 
072008
Инжектор
 НА ГАЗУ 
УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ
 ОПРОС 
НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
НЕ ДЛЯ СКУКИ
 СЧЕТЧИК 
СЧЕТ ПО ИГРЕ
 АУКЦИОН 
ПТИЦА-ЧАЙКА
 КЛЮЧ 
ЗДОРОВЫЙ ЛЕВАК
 ИНТЕРНЕТ 
НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ КРУЗАК
Встречная полоса
 ЛЮКС 
BENTLEY CONTINENTAL
FLYING SPUR SPEED
PORSCHE 911
CARRERA/CARRERA S
 ПРЕМИУМ 
RENAULT LAGUNA COUPE
Прокатный стан
 ТЕСТ ГЛАВНОГО / LEXUS LX 570 
БОБ В ПОМОЩЬ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
60 000 У.Е. ПОД ВОДОЙ
 ПРОЕХАЛИ 
ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ
ЗАНОС В ПАВАРОТТИ
ЛИЦЕДЕИ
ЧИСТОЕ ИСКУССТВО
ГЛАЗ ДРАКОНА
Десятка
 ВЕЛОСИПЕДЫ 
ДВА НА ДВА
Турне
 ЗАГРАНИЦА / ROMANTIK HOTELS С MAZDA 
ХОТЕЛИ РОМАНТИКИ
 МАРШРУТ / БАЛТИКА С NISSAN 
РАССВЕТ НА «РАССВЕТЕ»
Караван
 STORY / РИЧАРДС 
ПРОДРАЙВЕР
Процесс
 БИЗНЕС / СДЕЛАНО В ГЕРМАНИИ 
АВТОРЕАЛИТИ
 ИНСАЙДЕР / НЕСС 
ГЕНЕРАЛ МОТОРОВ
 НАВИГАЦИЯ 
ЗАЧЕТ ПО ГЕОГРАФИИ
Прицеп
 ПОПМЕХАНИКА 
РАСЧЕТ УТОПЛЕННИКОВ
 АРТ / САН-ФРАНЦИСКО 
ГОРОД ГРЕХОВ
 МОТО 
ВЗРЕВЕЛИ ХОРОМ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВЕЛИКИЙ ЭКОНОМ
УТОЧНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ
ГРЕХОВОДНИК
КОТЕГ
 ЭХ, ДОРОГИ 
УЛИЦА СТРОИТЕЛЯ
 ПРОЦЕСС  ПОПМЕХАНИКА вниз...
РАСЧЕТ УТОПЛЕННИКОВ
Созданный по мотивам Lotus Esprit Джеймса Бонда концепт-кар Rinspeed sQu-ba внешне очень похож на современный LotusElise. И он без крыши. Это помогло решить очень много технических проблем, но человеку придется готовиться к поездке путем переодевания в гидрокостюм. Акваланг не нужен: баллоны с запасом воздуха для водителя и пассажира есть внутри sQuba, а дышать нужно через встроенные регуляторы от знаменитой фирмы со скромным, но информативным названием ScubaPro. Для передвижения по суше (лучше,конечно,по дороге), по воде и под водой служат три разных привода. Все питаются от литий-ионных аккумуляторов. Задние колеса приводятся от одного электромотора, винты вкорме - от двух других, а водометы Seabob позади передних колес имеют собственный привод. Что интересно, автомобиль может двигаться даже в автоматическом режиме, в том числе и по суше благодаря лазерным датчикам от фирмы Ibeo.

Франк Риндеркнехт мечтал о таком автомобиле тридцать лет — с того времени как в 1977 году увидел фильм "Шпион, который меня любил". В кино Джеймс Бонд нырял в море прямо в своем автомобиле, и этот Lotus Esprit плавал как настоящая подводная лодка. "Три десятилетия я пытался представить себе машину, которая могла бы плавать под водой", - говорит Франк М. Риндеркнехт. Наконец, он сумел это сделать и воплотил свою идею в жизнь. Это было не слишком сложно для главы единственного на данный момент автопроизводителя Швейцарии, компании Rinspeed.

Мы уже большие и не всегда верим в то, что видим на экране. Более того, нас совсем не раздражает обман — нам даже интересно, как можно такое придумать и сделать. Благо средства массовой информации давно уже с охотой "разоблачают" магию кинематографических эффектов. Поэтому герру Риндеркнехту давно было известно, что машину Бонда в "Шпионе, который меня любил", сыграл даже не один автомобиль, а несколько. Основным "актером" был настоящий белый Lotus Esprit с регистрационным номером PPW 306R, но в подводных съемках его, как настоящую звезду, подменяли дублеры - макеты, сделанные из деталей реальных Lotus. Однако хозяину известной своими экстравагантными и уникальными автомобилями фирмы Rinspeed хотелось сделать именно настоящую машину, которая была бы способна передвигаться и по земле, и под водой. Это оказалось не самой простой задачей даже сегодня. Когда вам нужно изобразить на экране плавание автомобиля под водой, то нет ничего сложного в том, чтобы герои просто сидели в салоне, окруженном водой, и плыли себе, куда им нужно. Как только вы пытаетесь погрузить закрытый автомобиль под воду, вы сразу узнаете, что это не так-то просто. Это как со взрывом упавшей машины: в кино взрываются практически все, стоит им только упасть на крышу, а главному герою выползти из нее (это в обычном триллере типа блокбастер; в Настоящей Драме из разряда "не для всех" герой должен не успеть выползти). А на самом деле пожары при опрокидывании или падении автомобиля происходят лишь в нескольких случаях из сотни. Закрытый автомобиль в воду погружаться не хочет, потому что в нем есть воздух. Как известно, плотность воды у нас принята за единицу — 1 литр воды весит ровно один килограмм, поэтому для компенсации наличия "на борту" одного кубометра воздуха нужно добавить машине тонну веса (1000 кг). В случае со sQuba даже сравнительно небольшой кокпит имеет объем около двух кубометров. И чтобы машина начала тонуть... то есть погружаться, ее массу следовало бы увеличить на две тонны!

Даже если бы этой проблемы не было, представим себе процесс погружения на сколько-нибудь заметную глубину. Чтобы воздух оставался в автомобиле, необходимо иметь герметичный кокпит, что в силу наличия в нем руля и других органов управления становится сложной задачей. Да, и не забудьте о стеклах: они тогда должны быть рассчитаны на давление в несколько атмосфер, ведь уже на глубине 10 метров (максимальная для sQuba) давление воды удваивается по сравнению с атмосферным. В общем, оказалось куда проще решить все вопросы, выбрав открытый кузов. Это также полностью устраняет проблему с безопасностью под водой. Покинуть тонущий автомобиль обычно непросто, ведь в герметичном кузове, заполненном воздухом, из-за разницы давлений обычно трудно даже открыть дверь.

Так что sQuba плавает, как лодка, до тех пор, пока вы не откроете дверь, впустив воду в кокпит. Тогда автомобиль погружается. Водитель и пассажир превращаются в дайверов, и должны воспользоваться встроенными позади кокпита аквалангами.

Особенности эксплуатации заставили предусмотреть очень много малозаметных с первого взгляда изменений в конструкции. Если вы собираетесь погружать что-нибудь в воду, да еще в морскую, вам стоит выбирать для этого "чего-то" материалы, которые легко переносят контакт с морской водой. Именно из таких материалов изготовлена отделка кокпита sQuba. А немецкая компания AEZ сделала кованые диски со специальным покрытием. Тут ей помог опыт в деле создания зимних колес-видимо, общение с российскими методами защиты от снега это круче, чем погружение в море. Немецкая же VDO сделала специальные подводные приборы: тут проблема не только с контактом с водой, но и с видимостью. Из-за более высокой плотности воды она хуже пропускает свет, так что и изображения надо было сделать покрупнее, и цвета поярче.

И, как и положено любому современному концепт-кару, sQuba имеет очень хорошие показатели с точки зрения экологии. Она действительно совсем не загрязняет ни воздух, ни воду. Потому что все три привода у нее электрические. Собственно, это сделано исключительно из практических соображений: у двигателя внутреннего сгорания под водой есть некоторые проблемы-ему нужен воздух, и нужно куда-то девать выхлоп. С электромоторами таких хлопотне будет, и к тому же они компактнее. На суше машина передвигается с помощью электропривода задних колес. Как известно, у электромотора очень хорошая характеристика, поэтому даже 54 кВт (примерно 74л.с.) достаточно, чтобы обеспечить разгон до сотни менее чем за семь секунд и максимальную скорость более 120 км/ч. Два электромотора по 0,8 кВт приводят винты для движения в надводном положении. Тут скорость поменьше: всего чуть больше 6 км/ч. Ну а под водой sQuba двигается благодаря двум встроенным водометам по 3,6 кВт каждый, и поскольку здесь сопротивление максимальное, то и скорость совсем невелика, три км/ч. Водометы позаимствованы от модной нынче штуки под названием Seabob. Это такой персональный подводный скутер, его выпускает немецкая фирма Cayago AG. Она расположена в Штутгарте, и соседство с Daimler и Porsche не могло не сказаться на подходе. Например, контакты внутри позолочены, чтобы обеспечить наилучшую проводимость. Результат вполне соответствует-Seabob самый быстрый подводный скутер, и одного человека мо-жеттранспортировать со скоростью до 16 км/ч. Источниками энергии служат литий-ионные аккумуляторы. Но в любом механическом устройстве все-таки остается немного нефтепродуктов - для смазки движущихся частей пока ничего лучшего не придумано. Rinspeed позаботился и об этом: для sQuba фирмой Motorex (тоже швейцарской) разработаны биоразла-гаемые масла. Ныряя на этой машине в море, вы можете быть уверены, что ничего особенно вредного вы в нем не оставите.
ТЕКСТ: ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ
РИСУНОК: ВЕРА ЖЕГАЛИНА
Ваша оценка:
Средний балл — 3,88
Всего показов страницы:   6076
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2020 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.