Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Август 1997 г.

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

ЗНАК ЧЕТЫРЕХ

АЛЕКСАНДР НОВИКОВ,
ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ (фото)

Один из четырех хромированных кругов на нынешней эмблеме Audi - единственное, что напоминает сегодня о некогда известной фирме "Вандерер", выпускавшей добротные легковые автомобили, мотоциклы и пишущие машинки "Континенталь", о клавиши которых ломало неуставные ноготки не одно поколение советских секретарш.

АНГЛИЙСКАЯ МОНЕТА И НЕМЕЦКАЯ КУКОЛКА

15 февраля 1885 года немецкие механики Йохан Баптист Винклхофер и Рихард Адольф Йеник открыли в саксонском городе Хемниц мастерскую. Гужевой транспорт только-только начал уступать место новомодным конструкциям, приводимым в движение мускульной силой человека. Поэтому компаньоны решили организовать продажу и ремонт британских велосипедов, именуемых в английском просторечии "пенни-фартинг". Это были двухколесные машины, знакомые нам с детства по иллюстрациям к стихам "Ехали медведи на велосипеде..." Огромное переднее колесо - "пенни", крошечное заднее - "фартинг" (самая мелкая английская монета).

Когда продажа английских "монет" стала приносить владельцам мастерской звонкую немецкую монету, Йохан и Рихард разработали конструкцию и начали производство велосипедов собственного образца. С этого времени продукция "Вандерера" начинает пользоваться бешеной популярностью у покупателей, и радостные партнеры расширяют номенклатуру выпускаемых изделий. В 1890 году - это металлорежущие станки. В 1902-м - мотоциклы. В 1905 году начинается серийное производство пишущих машинок. Иными словами, "Вандерер" вошел в автомобильный бизнес, имея за плечами солидный опыт в изготовлении механических изделий различной сложности. С 1908 по 1911 год инженеры фирмы корпели над проектом небольшого и недорогого легкового автомобиля для массового потребителя. Прототип успешно прошел испытания в различных дорожных условиях. Когда новый автомобиль, получивший прозвище Puppchen ("Куколка"), появился в продаже, со-временники пришли в восторг от надежности его конструкции и безопасности его эксплуатации.

В 1912 году Puppchen выиграл 2000-километровый автопробег и стал бестселлером компании "Вандерер". Его четырехцилиндровый 1,1-литровый двигатель развивал мощность 15 л. с. и при весе машины 650 кг позволял свободно разгоняться до 75 км/ч. Цена "Куколки" была вовсе не кукольной и составляла 3800 марок, тогда как средний рабочий получал не более 1200 марок в год.

Машинка продержалась на производстве до конца первой мировой. К этому времени "Вандерер" успел изготовить около 64 тысяч пишущих машинок "Континенталь": в канцелярско-педантичной Германии этот товар пользовался большим спросом, нежели автомобили.

СОЮЗНИКИ

Годы послевоенного экономического кризиса компания "Вандерер" переживала очень болезненно. Единственной серьезной удачей было приглашение к сотрудничеству молодого инженера по имени Фердинанд Порше, который сконструировал для ее автомобилей шести- и восьмицилиндровые силовые агрегаты.

К октябрю 1931 года финансовая ситуация в Германии ухудшилась еще больше. Именно тогда четыре саксонских автомобильных компании - "Хорьх", "Ауди", "Вандерер" и ДКВ - начали подумывать об объединении, дабы противостоять "Опелю", имевшему теперь могущественного заокеанского покровителя в лице "Дженерал Моторс", и, конечно же, конкурентам из Штутгарта - концерну "Даймлер-Бенц". Соглашение было в спешном порядке разработано, и 29 июня 1932 года союз между четырьмя ранее самостоятельными немецкими производителями был подписан.

В "Ауто-Унионе" каждая фирма стала обслуживать наиболее близкий ей сегмент рынка. Возглавивший союз "Хорьх" продолжил выпуск дорогих и престижных машин. "Ауди" и "Вандерер" расположились посередке, поставляя покупателям автомобили средней стоимости, но традиционно высокого качества. ДКВ занялась легкими дешевыми машинами с мотоциклетными двигателями.

В 1933 году вниманию публики была представлена новая шестицилиндровая модель Wanderer W-21. Она базировалась на унифицированных агрегатах, которые для автомобилей нового объединения сконструировал все тот же Фердинанд Порше.

Двигатель модели W-21 с рабочим объемом 1690 куб. см развивал мощность 35 л. с. при 3500 об. Модель выпускалась только с двумя типами кузовов: четырехдверный лимузин и шестиместный кабриолет. Она продержалась на производстве всего два года, зато послужила прототипом для целого семейства легковых "Вандереров", в том числе и для героя нашей заметки - автомобиля Wanderer W-22.

ОТВОРИ ПОТИХОНЬКУ КАЛИТКУ...

Четырехдверный лимузин W-22 весил 1275 килограммов, стоил 5250 рейхсмарок и мог с комфортом принять в свое чрево пять пассажиров.

От своего предшественника W-22 отличался более мощным двухлитровым двигателем, развивавшим мощность 40 л. с., и новой облицовкой радиатора. Машина могла разгоняться до 100 км/ч, расходуя на "сотню" 13 литров бензина. На автомобиле было установлено однодисковое сцепление с пружинным демпфером и четырехскоростная коробка передач.

Два раздельных передних сиденья обеспечивали комфорт как водителю, так и его спутнику. Кресла были обтянуты добротной шерстью и имели удобные, эргономичные формы. Каждое сиденье оборудовалось индивидуальной регулировкой. Для удобства посадки задних пассажиров спинки могли откидываться вперед. Сзади устанавливался широкий диван с боковыми подлокотниками, в которые были вмонтированы выдвигающиеся круглые пепельницы. На передних и задних дверях имелись вместительные карманы для дорожных карт.

Сами двери навешивались на центральную стойку кузова, благодаря чему передние створки открывались против хода машины. Сегодня это кажется небезопасным: ведь если замок изношен, дверь на большой скорости может распахнуться и сшибить подвернувшегося на пути полициста или, того хуже, поцарапать какой нибудь "Хорьх" за несколько десятков тысяч рейхсмарок. Но это все теория. Практика таких казусов не знала - замки работали исправно.

Крышка наружного багажника, интегрированного в общее стилистическое решение кузова, могла открываться, как обычно, вверх, но по особому заказу можно было иметь крышку, открывающуюся наподобие садовой калитки. И, конечно, как и любой другой немецкий автомобиль, W-22, если это оговаривалось в заказе, мог иметь скатывающуюся брезентовую крышу как над передним сиденьем, так и над всем кузовом сразу.

Помимо приватных надобностей, W-22 использовался как такси, как развозной фургончик, как санитарная машина. Не обошел ее вниманием и Вермахт. По его заказу была построена большая серия кюбельвагенов Wanderer W-11.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

Пожалуй, самым выдающимся достижением W-22 было участие в ралли по территории Восточной Пруссии: команда "Вандерера" завоевала четыре золотые медали. Соревнования финишировали в апреле 1935 года в Кенигсберге. По странной иронии судьбы, один из немногих сохранившихся в России автомобилей этой модели обитает сегодня в том же городе, переименованном в Калининград.

После войны головной завод "Вандерера" в Саксонии был демонтирован, и 28 тысяч единиц станочного парка были вывезены в СССР. Общая стоимость трофея составила 55 миллионов марок. Заводы "Хорьха" тоже оказались в советской оккупационной зоне и стали базой для создания "гедеэровского" автопрома.

В Западной Германии на основе остатков заводов "Ауди" и ДКВ была возрождена новая Auto-Union GmbH.

Места для "Хорьха" и "Вандерера" в ней уже не было.

Редакция благодарит модельное агентство Modus Vivendis (г. Калининград) (0112) 47 11 62, а также клуб автореставраторов Baltwim Service, (0112) 45 05 15, за помощь в проведении съемки.



На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru