Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


ДЕКАБРЬ, 1998 Г.

МУЖСКИЕ РАДОСТИ

Из грязи - в князи

ГРИГОРИЙ МИТИН, ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ (фото)

Месяц назад я отдал последнее и целых два дня был Бироном.
Для тех, кто не знает, объясню. Бирон - это не кличка такая, вроде Мишкана или Вована. Эрнст Иоганн Бирон - видный блудодей и рукосуй середины XVIII века, курляндский герцог, фаворит российской императрицы Анны Иоановны. Именно ему принадлежал Рундальский замок, построенный в полусотне верст от Риги придворным архитектором Растрелли.

Сейчас здесь музей. По залам ходят дедушки и бабушки в шортах. Следуя указующему персту экскурсовода, они фиксируют на видеокамеры лепной декор, живопись плафонов, хрустальные люстры, шелковый штоф Мне искренне жаль этих людей, ибо несчастные наслаждаются только глазами
Может быть, в их германско-финско-прочих порядочных головах и не роятся такие варварские мысли. Что касается меня, то сызмальства любой музей вселял в меня одного и того же беса. Мне хотелось экспонаты руками трогать . Сидеть в кресле, между подлокотниками которого предусмотрительно натянут шнурок. Проникать в двери, озаглавленные Служебный вход Не зрителем пресмыкаться, а жить той неведомой старой жизнью, архетипы которой угадываются в медной ручке, обтертой многими поколениями челяди, в половице, поцарапанной шпорой вальсирующего кирасира, в портретах, строго наблюдающих за мной со стен
Итак, нужна машина времени. Похоже, в Рундальском замке ее изобрели. Не будем вдаваться в подробности устройства этого агрегата, призванного поженить культуру с коммерцией. Скажем только, что работает машина времени на известных всем свободно конвертируемых дензнаках. Чем больше у вас этого тривиального топлива, тем ощутимее будет герцогский скипетр в вашей ладони.
И вот, реинкарнация. Я ли это раскинулся вальяжно на кушетке с двухвековой историей? И мои ли пальцы перебирают страницы фолианта с геральдикой курляндского дворянства?
Направим свои стопы в Золотой зал - самый богатый по убранству. Пышная золоченая лепка на фоне мрамора и цветистой живописи. Звуки вирджинала, под которые неловко поскальзываешься на вощеном паркете, пытаясь изобразить па, которых никогда не знал. Об пол звякнула выпавшая из кармана зажигалка - отголосок жизни, оставленной за стенами Рундалы.
Трудно быть герцогом. В замке столько залов, кабинетов, галерей, анфилад, что, право, не знаешь, куда пойти и чему предаться. Разве что в столовую. Серовато-голубоватая отделка стен способствует аппетиту и неспешной беседе. За этот длинный стол без труда усядутся двадцать пять человек. Но сегодня мы одни. И у лакея в пунцовой ливрее, сервирующего стол, хлопот немного.
- А что, любезный, как там нынче с покосами? Просохли ли после дождя дорожки парка, разбитого по версальскому образцу? И поросеночек на вертеле дозрел ли? Корочка хрустит? Ну, подавай
А в парадной спальне герцога - четыре медальона с излюбленными в эпоху барокко эротическими темами: Леда с лебедем, Венера с зеркалом и Юпитер, соблазняющий прекрасную нимфу. Как говорится, не порно, но задорно. Большой затейник был этот неведомый художник.
Между тем, стемнело. А какой замок без привидений? Здесь тоже есть одно. Вернее, одна. Дама в черном одеянии появляется в Бильярдном зале, проходит через столовую на лестницу и, спустившись, растворяется в галерее первого этажа. Чего ей надо - никто не ведает. Поэтому Бог с ней. Тем более что рядом - дама в белом, пока живая. Надо взять ее за руку и, раздвигая свечой сумерки, пройти по еловым доскам пола в апартаменты герцогини. Здесь ее высочество предастся вечернему туалету, а венецианское зеркало поймает твой сонный зевок. Спать.
Жаль, что все хорошее кончается быстро. Городская суета, телефонные звонки, коллеги с жеребячьими шуточками.
- Ну что, герцог, резиновую императрицу тебе на ночь не выдали? - заржал один из.
- Пойди на конюшню и скажи, чтобы тебе дали плетей, - процедил я.
Убогие люди. Их руки, как говорил современник, привыкли к пластмассе, а пальцы боятся держать серебро.
В скрипе колес, несущихся по Земгальской равнине, им почудится только рассыпавшийся подшипник ступицы. Может, они и правы. А может, это скрипнуло и повернулось колесо истории?

Редакция благодарит дирекцию Рундальского музея, (01-339) 62-119, а также модельное агентство KLass Studio, (371) 722-9326, за помощь в проведении съемки.

СТОИМОСТЬ АРЕНДЫ ПОМЕЩЕНИЙ РУНДАЛЬСКОГО ДВОРЦА (ЗА 1 ЧАС)
Золотой зал$200
Комплекс Мраморного зала (парадная столовая герцога, золотистый салон, туалетная комната)$200
Кухни XVIII века$60
Плата за использование экспонатов из фондов музея - по договоренности. В случае ущерба - заказчику выставляется дополнительный счет.
СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ БЛЮД И УСЛУГ ЗАМКОВОГО РЕСТОРАНА
Лакей в ливрее$30 (1 час)
Поросенок на вертеле$60
Свиная отбивная с грибами, сыром и ветчиной$4,80
Говядина с кунжутом и хреном$3,50
Жареный лосось$9,50
Авокадо и ветчина в ореховом соусе$4,8



На главную страницу номера
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru