Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Пена днейЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

ТАТРЫ — ГОРЫ НЕБОЛЬШИЕ. ОНИ СТАЛИ ВЫШЕ, КОГДА В ДОЛИНУ СПУСТИЛАСЬ tatra-87
ТЕКСТ ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ, МОДЕЛИ АГЕНТСТВО «ПРЕЗИДЕНТ»

 

Пражский дантист Иржи Кокошка был весьма отчаянным человеком.

Меньше всего на свете он любил свою работу, не переставая повторять, что недаром одна из мук, уготованных грешникам в аду, — это «скрежет зубовный».

Больше всего на свете он любил рыжих женщин, пиво «Козел» и свой заднемоторный автомобиль. Это счастливое триединство частенько можно было наблюдать в пивной «У Черного Вола», где Иржи, закинув ногу на ногу, одаривал своей общительностью всех, кто подворачивался ему под руку, а вернее — под язык. «Пожалуйста, не пускайте мне в лицо табачный дым и не стучите вилками по моему стакану, — витийствовал Кокошка, — машина хорошо видна и отсюда, через окно. Закажите еще по одной «Вликопоповицкого» и сегединский гуляш. Пиво мы выпьем сразу, а пока повар будет посыпать тушеную свинину кислой капустой, выйдем на улицу освежиться. Там вы подержитесь за баранку и даже надавите на клаксон». А дальше рассказывал одну и ту же притчу.

 


 

«У ЧЕРНОГО ВОЛА». В середине прошлого века в моравском селении Копршивница сын местного старосты Игнац Шустала открыл маленькую мастерскую по производству экипажей. Парень был не дурак — как-никак учился в Вене и Мистеке — и потому ему удавалось производить больше тысячи телег в год, а о фирме знали даже за пределами Австро-Венгрии. Спустя четверть века здесь доросли до производства автомобиля. Безлошадная коляска с громким именем «Президент» проехала две с половиной сотни километров, отделяющих Копршивницу от Вены, без единой поломки со средней скоростью семнадцать километров в час. Обратите внимание: мотор у этого автомобиля был сзади! Дальше — больше. Уже через два года на заводе собрали два гоночных автомобиля, разгонявшихся на своих пневматических шинах до сотни километров в час. Потом на завод пришел инженер Ганс Ледвинка, австриец, земляк сами знаете кого. Но если от сами знаете кого чехи имеют оккупацию и тевтонские патрули на улицах, то Ледвинка потрудился во славу чешских машин.

В девятьсот шестом он построил «Татру», оснащенную компактным силовым модулем, состоящим из сцепления, планетарной коробки передач и четырехцилиндрового двигателя с верхним распредвалом.

«Впрочем, я вижу, вы специалист только по свиным рулькам и «Бехеровке», — цинично замечал Кокошка, — поэтому для вас эти высокие материи — не более чем отрыжка после тлаченки. Но я — человек слова: обещал, значит прокачу».

 

«МЕЩАНСКАЯ БЕСЕДА». Это заведение было, как правило, вторым пунктом остановки на «маршруте счастья», который Иржи проделывал каждую субботу. Здесь его оттопыренные уши шевелились в такт челюстям, поедавшим кнедлики, а соседи по столу вынуждены были слушать историю с середины.

В 1923 году кумир Иржи Кокошки — Ганс Ледвинка — создал малолитражный автомобиль «Татра-11» с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Его появление вызвало переворот в применяемых до того конструкциях и продемонстрировало огромные выгоды центральной хребтовой трубчатой рамы, независимой подвески колес и качающихся полуосей. Следующая модификация — «Татра-12» — выиграла много трофеев в труднейшей гонке Тарга Флорио на Сицилии. Когда грянул кризис, удрученное руководство предложило Ледвинке разработать модель, от которой все бы ахнули.

И все ахнули. 5 марта 1934 года на Пражском автосалоне перед глазами изумленных репортеров предстала «Татра-77», первый в мире автомобиль серийного производства с обтекаемым понтонным кузовом и V-образной «восьмеркой», расположенной сзади.

«Поди вы не знаете, что такое «понтонный», а «обтекание» по-вашему — это то, что происходит с углом дома, когда вы выльете на него выпитое пиво», — после четвертой кружки Иржи становился агрессивным.

«РОЗВАРЖИЛ». После небольшой доработки автомобиль получил имя «Татра-87». Именно такую машину и приобрел Кокошка в 1940 году. Стоила она восемь с половиной тысяч рейхсмарок — Чехия к тому времени уже была оккупирована немцами. Когда после нудных месяцев обкатки нетерпеливый владелец наконец отодрал штампованную прокладку, искусственно уменьшавшую проходное сечение диффузора, и двигатель развил наконец максимальную мощность, счастью Иржи не было предела. По шоссе автомобиль шел со скоростью 160 километров в час! В городе, конечно, так разогнаться не было возможности, но все равно: от Вршовиц до Градчан он доезжал за считанные минуты.

 


 

«Да что там говорить — самолет. Даже цвет не какой-нибудь, а серебристый, как у аэроплана», — хвастался дантист. До этой части повествования он, как правило, доходил в старинном трактире «Розваржил», где счастье уже так сильно лучилось в глазах Иржи, что он позволял себе изменить «Козлу» со сливовицей.

Конструкция «Татры-87» приводила в восхищение не только Кокошку и его случайных слушателей. Она заставила обратить на себя внимание многих экспертов. Ганс Ледвинка установил двигатель и коробку скоростей по разные стороны заднего моста. Он облегчил и укоротил двигатель, расположив цилиндры в два ряда, а также оснастил его воздушным охлаждением, осуществляемым при помощи двух вентиляторов. В результате на задние колеса приходилось две трети веса — такая же нагрузка была и у тогдашних автомобилей с классической компоновкой, то есть передним расположением двигателя и задними ведущими колесами.

Низкий кузов, утопленные в нем и закрытые боковыми щитками задние колеса, трехгранное «панорамное» ветровое стекло, плавно переходящие в поверхность дверей передние крылья, короткий пологий капот, под которым разместились багажник, бензобак и запаска, и, конечно же, вертикальное ребро-киль над задней частью кузова — все это резко отличало «Татру-87» от современных автомобилей.

 


 


 


 

«БЕНДЛОВКА». До этого ночного ресторана Иржи добирался уже с трудом. Центральная фара-прожектор распугивала сумерки и раздвигала испуганных прохожих. Размышляя о рыжих женщинах, пиве «Козел», заднеприводных автомобилях и счастье вообще, зубной врач приходил к странным выводам.

Благодаря хитроумной конструкции Ледвинки задняя подвеска «Татры-87» обладала подруливающими свойствами: когда кузов кренился на повороте, заднее внешнее колесо слегка поворачивалось внутрь. Благодаря недосмотру Господа Бога, когда жизнь кренила Кокошку, обстоятельства ему отнюдь не «подруливали». Или передние двери. Они открывались против хода автомобиля, и дабы встречный поток ветра не распахнул их на ходу, конструкторы предусмотрели специальную задвижку, не зафиксировав которую, нельзя было защелкнуть дверь. А где та задвижка, которая не даст тебе самому распахнуться навстречу несчастью? Все говорило в пользу того, что создатель машины перещеголял самого Создателя.

Еще в автомобиле были прикуриватель, радиоприемник и спидометр, проградуированный против часовой стрелки. На вопрос «почему?» Иржи обычно отвечал: «Потому что мой автомобиль может работать не на бензине, а на сливовице, клянусь святой Агнессой!»

 


 

«РОЗОВЫЙ БАШМАЧОК». Последний этап «маршрута счастья» был для Кокошки самым сложным. Нужно было добраться до Неказанки — переулка в центре Праги, славившегося своими увеселительными заведениями. Он уже плохо воспринимал окружающее. Не вылезая из автомобиля, пытался дотронуться до трубочиста, который, как известно, приносит удачу. Желание заказать уличному музыканту любимую мелодию Дворжака оборачивалось тем, что виолончель, падая на мостовую, играла свое последнее пиччикато. А машина, как бы издеваясь, удесятеряла любое его неловкое движение и уже не скрывала собственных недостатков.

А они были. Моторный отсек отделялся от кузова специальной перегородкой с прямоугольным стеклом, через которую в салон проникали выхлопные газы, а обзорность через внутреннее зеркало заднего вида была просто никакой — вместо заднего стекла в автомобиле были лишь жалюзи крышки моторного отсека. Сказывались и слабые места задней установки двигателя. Все подобные машины имели плохую устойчивость на большой скорости. Из-за этого погиб немецкий гонщик Берндт Роземейер, когда порыв ветра сбросил его гоночный «Ауто-Унион» с трассы. Киль, возвышавшийся над задней частью машины, должен был этому противостоять, но, по мнению специалистов, он выполнял скорее декоративную роль.

«Это плавник, — кричал Кокошка. — У меня автомобиль-амфибия. Это так же верно, как и то, что я Кокошка, а вы, когда станете моей женой, будете зваться пани Кокошкова. Если сейчас я не проплыву под Карловым мостом, можете отрубить мне голову, зашить ее в мешок и бросить во Влтаву, как поступили со святым Яном Непомуцким. Зачем смеетесь, пани? Лучше станцуем шляпак, а после поедем во Вшеноры, где цветут яблони. Я покажу вам, как широко раскрывается люк на крыше и как удобно раскладываются сиденья...»

 

КРКОНОШ. Во времена Австрийской монархии пьяных в Праге увозили в ручной корзине. Но это было давно.

Поздней ночью в переулке, выходящем на Поржич, стояла странная машина. Три ослепительно горевшие фары и гребень на хребте делали ее похожей на Крконоша — сказочное существо, обитающее в Исполинских горах. Рядом стоял весьма помятый господин в белой тройке и шляпе, съехавшей на затылок. Прислонясь лбом к чугунной ограде, он смотрел на луну и нес полную околесицу: бормотал что-то про «рыжее пиво», «заднемоторных женщин» и «автомобиль «Козел».

Выглянувший на улицу швейцар уже закрытого заведения «Усталый слон» думал позвонить в Богницы — район, где расположена областная лечебница для душевнобольных, но сжалился и участливо похлопал его по плечу:

«Что вы здесь ищете, уважаемый?»

«Я ищу счастья, привратник!»

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ РЭМА ВСЕВОЛОДОВИЧА МЕРКУЛОВА ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ДЛЯ СЪЕМКИ АВТОМОБИЛЬ.

 

TATRA-87 1936-1940
  
Количество дверей/мест
4/5


Тип двигателя/ расположение/ привод
четырехтактный, воздушного охлаждения/ сзади/ задний


Число/ расположение цилиндров
8/V-образно


Мощность (л.с. при об./мин.)
75/3500


Рабочий объем (куб.см)
2958


Диаметр x ход поршня (мм)
75x84


Степень сжатия
5,6:1


Длина (мм)
4740


Ширина (мм)
1670


Высота (мм)
1500


Колесная база (мм)
2850


Размер шин
6,50x16


Максимальная скорость (км/ч)
160


Разгон (0-40 км/ч, сек.)
12


Контрольный расход топлива (л/100 км)
12,5


Цена (рейхсмарки)
8450
  

 

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru