Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


ОГНИ ГУДЗОНАЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ НЕ ВОЙТИ ДВАЖДЫ. ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ГУДЗОН, А ВЫ — ВЛАДЕЛЕЦ АВТОМОБИЛЯ HUDSON.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ

 


 

Название фильма — если и не половина успеха, то треть — это точно. С автомобилями та же история: как назовешь, так и поедет. Разумеется, гордые имена Крайслера, Паккарда и братьев Додж стали синонимами стремительности и мощи не благодаря семантике, а в силу качества продукции, носившей эти имена. Однако у владельца американской автофирмы господина Говарда Э. Коффина не было никаких шансов прославить свое имя. Coffin по-английски «гроб», и коммерческое чутье вовремя подсказало Говарду, что продать жизнерадостным в большинстве своем американцам машину с таким названием будет непросто.

Как всегда, помог случай.

Говорят, что во время одного из заседаний совета Американской киноакадемии главный художник Metro-Goldwyn-Mayer Седрик Гиббонс набросал на листке фигурку рыцаря с мечом, стоящего на коробке с кинопленкой, а заведующая библиотекой Академии Маргарет Геррик, увидев эскиз, всплеснула руками: «Да ведь это вылитый мой дядюшка Оскар!» У Коффина был компаньон, у компаньона — приятель, у приятеля — жена, дядюшка которой владел крупнейшей в Детройте сетью универмагов. Звали дядюшку Джозеф Л. Гудзон. Именно он инвестировал в автомобильную фирму 90 тысяч долларов в обмен на почетное президентство и возможность прочесть свое имя на капоте автомобиля.  

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ. Hudson Motor Car Company была основана 24 февраля 1909 года и выпуск первого автомобиля приурочила к Дню независимости. У подобострастных компаньонов хватило ума не помещать на носу машины бронзовую фигурку дядюшки Джо, распростершего в полете подагрические ручки. Между тем алюминиевые подножки и пол кузова, полированная латунь, пара свечей зажигания на цилиндр — все говорило о том, что у нового Ford T появился достойный конкурент, стоящий всего на 50 долларов дороже.

В 1914 году Hudson получил под капот шестицилиндровый мотор, а спустя два года на нью-йоркском автосалоне перед публикой предстала самая знаменитая модель за всю историю марки — Super Six, именно на ней великий гонщик Ральф Мильфорд разогнался до 102,5 мили в час! Двадцатые же стали для компании просто золотыми. В 1928 году за каких-то 1095 долларов покупатель получал 92-сильный двигатель, спокойный и плавный ход, высокоэффективные тормоза, безосколочные стекла, регулировку задних сидений, указатель уровня топлива на передней панели… Но кризис оставлял в США все меньше людей, способных оценить все вышеперечисленные достоинства. Компаньон умер, а сам Коффин погрузился в глубокую депрессию и уже подумывал о том, чтобы повторить поступок несостоявшейся кинобогини Пег Энтвистл. Эта известная лондонская актриса приехала в Голливуд попытать счастья, но дальше порнографических фотосъемок и эпизодической роли в фильме «Тринадцать женщин» дело не пошло. Пег забралась на верхушку огромной буквы D в знаменитой надписи Hollywood на склоне холма и бросилась вниз.

БИ-КИНО. В 1936 году в одном из павильонов «фабрики грез» шли съемки мелодрамы «Гибель Империи» — фильма, относящегося к категории так называемого «би-кино», продукции, снятой за несколько дней в случайных декорациях с копеечной сметой и неизвестными актерами. Пожалуй, самым замечательным на этих съемках был автомобиль, на котором группа носилась по холмам в окрестностях Лос-Анджелеса.

 


 


 


 

Hudson 1936 модельного года был замечательной машиной. Угловатый абрис кузова окончательно ушел в прошлое — ему на смену пришли обтекаемые и заглаженные формы. Новая облицовка радиатора смахивала на голову жука-богомола. Из новинок, опробованных еще в прошлом году, на автомобиле стоял Electric Hand — так называемый вакуумный привод перемены скоростей, разработанный фирмой Bendix. Рычаг переключения, размещавшийся доселе на полу салона, был за ненадобностью упразднен. Зато на рулевой колонке появился маленький рычажок, который можно было перемещать одним пальцем, — направления перемещения совпадали с обычной H-образной кулисой. Особого разговора заслуживала система Dual Automatic: гидропривод рабочих тормозов дублировался системой механических тяг и рычагов, поэтому в случае отказа гидравлики и рабочие, и ручной тормоза не выходили из строя. Еще был радиоприемник с отдельно установленной антенной. Запасные колеса помещались в передних крыльях и закрывались специальными кожухами. Если погода портилась, то над автомобилем поднимался мягкий верх, боковые окна как бы превращались в экраны, а происходящее окрест становилось документальным кино. И наконец, в Hudson было откидное прогулочное место! Стоило потянуть за ручку, и то, что непосвященному могло показаться багажником, превращалось в удобное сиденье со спинкой. Попасть туда можно было по двум специальным подножкам на правом заднем крыле машины.

 

«Оскара» за лучший фильм 1936 года получила лента «Великий Зигфельд» режиссера Роберта З. Ленарда. «Гибель Империи» провалилась даже не с треском, а с грохотом. Как утверждали злопыхатели, прокат принес меньше денег, чем стоил «Мартель», выпитый режиссером за время съемок.

ПЕРФОРАЦИЯ. Остановите в Нью-Йорке прохожего и спросите, что такое «Гудзон». Ниггер гордо промолчит. Белый пожмет плечами и махнет рукой куда-то в сторону статуи Свободы.

Во время Второй мировой Hudson все-таки попал в кадр. Фирма выпускала узлы и детали к пикирующим бомбардировщикам Helldiver, истребителям Aerocobra, корабельным орудиям и потому хоть и безымянно, но присутствовала во фронтовых кинохрониках. Потом был послевоенный автобум, стильная приземистая машина Step-Down Hudson, победы на гонках, заказы и поклонники. Но слишком уж неравной была борьба. Как воды Гудзона и Ист-ривер, слившись, растворяются в бухте Лоуэр Бэй, так и Hudson сначала объединился с фирмой Nash-Kelvinetor, а после канул в молохе концерна Chrysler.

По Гудзону плывет паром, светит огнями. На стеллаже архива Американской киноакадемии хранится лента «Гибель Империи». Огонь, рожденный в чреве проектора, высветит псевдоантичные лица, латы и туники, но не покажет ослепительно белого купе с прогулочным местом… Кстати, в отличие от европейской, перфорация на американской кинопленке округлая. Как ноль, как ничто, как полное забвение.

 

HUDSON CUSTOM 8 WITH RUMBLE SEAT CONVERTIBLE COUPE
  
Количество дверей/мест
2/4


Тип двигателя/ расположение/ привод
карбюраторный, водяного охлаждения/ спереди/ задний


Число/расположение цилиндров
8/рядное


Мощность (л.с. при об./мин.)
124/4000


Рабочий объем (куб. см)
3480


Диаметр цилиндра x ход поршня (мм)
76,2x114,3


Степень сжатия
6,25:1


Длина, ширина, высота (мм)
4850/ 1870/ 1725


Колесная база (мм)
3230


Размер шин
16x6,25


Максимальная скорость (км/ч)
125


Разгон (0-100 км/ч, сек.)
18


Контрольный расход топлива (л/100 км)
12—14


Цена нового автомобиля в 1936 году (доллары США)
970


Количество построенных автомобилей


всего
111 342


открытых купе с прогулочным местом
3096
  

 

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru