Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Карету мне, карету!ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

ЕСЛИ ИЗ ЭВОЛЮЦИИ «КОЛЕСО—КАРЕТА—МОТОР—АВТОМОБИЛЬ» ИСКЛЮЧИТЬ «КОЛЕСО» И «МОТОР», ТО ПОЛУЧИТСЯ ФОРМУЛА ПОЯВЛЕНИЯ КУЗОВНОГО АТЕЛЬЕ, ИЗ КОТОРОГО ВЫШЛА, НАПРИМЕР, BMW KAROSSERIE GLA..SER.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, НИКОЛАЙ СУХОВ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ, МОДЕЛИ АГЕНТСТВО «ПРЕЗИДЕНТ»

 

ПРИДВОРНЫЙ МАСТЕР. В 1864 году в Дрездене появилась маленькая кустарная мастерская, которую основал Генрих Глезер. Собственно, толчком к ее основанию стал заказ на изготовление саней, над которым Генрих усердно трудился практически весь год. Затем последовала еще пара похожих заказов, и высокое качество изделий Glaeser довольно быстро привлекло к себе внимание дрезденской знати.

У слабой половины высшего света саксонской столицы любимым транспортным средством был в то время портшез — крытые носилки. Скоро Генрих Глезер стал специализироваться практически исключительно на изготовлении таких «экипажей», и изображение портшеза с парой ливрейных слуг стало его фирменной маркой.

Поставив дело прочно на ноги, Генрих в 1898 году отошел в мир иной. Его единственная дочь вышла замуж за кузнеца Эмиля Хейнера, который и возглавил каретную мастерскую. В 1904 году его посетил богатый саксонец, который пожелал разместить необычный для того времени заказ — заменить закрытый кузов его новомодного тогда автомобиля на открытый. В Gla..ser с радостью выполнили заказ, не подозревая о том, что в судьбе всей фирмы произошел крутой поворот.

К середине двадцатых предприятие, сохранившее прежнее название Heinrich Gla..ser, обошло многих конкурентов и выдвинулось в первые ряды немецких кузовных фирм, работающих с германскими и иностранными автомобилями.

РОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ. В том же году в провинциальном немецком городке Кляйнкарлбах в семье скульптора родился сын, которого назвали Ральф Кох. С раннего детства мальчика влекло к различным механизмам, особенно к появившимся на улицах автомобилям. Став старше, Ральф, унаследовавший творческую натуру отца, понял, что его раздражают коробчатые и угловатые экипажи конца двадцатых годов. Случайно увиденный на улице четырехдверный седан на шасси Adler, стилизованный баухаузским литейщиком Вальтером Гропиусом, произвел на Ральфа настолько сильное впечатление, что он записался студентом Высшего технического университета в Берлине.

Прослушав курс лекций по аэродинамике автомобилей у Эдмунда Румплера и Пауля Ярайя, Ральф стал с отвращением садиться за руль старого семейного туренвагена Du..rkopp, построенного в самом начале двадцатых годов. Он теперь мечтал о собственном автомобиле с заказным спортивным кузовом, хотя хорошо понимал, что вряд ли когда-нибудь сможет обладать таким.

КОНТАКТ! Фирма Bayerischen Motoren Werke (BMW) начинала не с автомобилей, а с двигателей внутреннего сгорания. Ее основал Густав Отто, сын Николауса Августа Отто — человека, который, собственно, и изобрел этот двигатель. Мощные авиационные моторы, разработанные под руководством Густава, были великолепны, но… Работая на германскую армию, фирма вместе с вермахтом проиграла Первую мировую войну. От прежнего величия осталась только эмблема — стилизованное изображение вращающегося пропеллера.

А автомобили BMW ведут свою родословную от первых безлошадных экипажей Wartburg, построенных в Тюрингии в 1898 году. Через два года это предприятие изменило название на Dixi, но после Первой мировой войны испытывало сильнейшие финансовые затруднения. В это же время BMW искала возможности выхода на автомобильный рынок, и союз с Dixi, имеющей лицензию на выпуск английских Austin 7, оказался весьма своевременным. В 1928 году бело-голубая эмблема впервые украсила собой автомобиль, и именно этот год считается дебютом BMW на ниве автомобилестроения.

ЕСТЬ КОНТАКТ! Должность главного инженера в новообразовавшейся автомобильной фирме занял талантливый австрийский инженер Фритц Фидлер, который успел поработать и набраться опыта на фирмах Stoewer и Horch. Первая его работа оказалась очень успешной: четырехцилиндровый мотор, установленный в разветвлении хребтовой рамы, передний и задний мосты качающегося типа и легкий кузов — вот главные черты модели «303», ставшей прародительницей всех BMW 30—40-х годов. На ее базе сначала появилась BMW 315 с шестицилиндровым мотором мощностью 40 л.с., а в 1936 году — три новые модели на базе еще более мощного двигателя серии «319».

Наибольшее признание у публики получила BMW 326. Это был вместительный четырехдверный лимузин с 50-сильным верхнеклапанным двигателем, четырехступенчатой коробкой передач с режимом over drive и реечным рулевым механизмом. Автомобиль получился на редкость комфортным — на заднем сиденье помимо боковых появился центральный подлокотник, а передние сиденья регулировались в продольной плоскости. Появились передние лючки для вентиляции, стеклоочистители с электроприводом и электромагнитные семафорные указатели поворотов. Салон был оборудован множеством кармашков для карт и мелких вещей.

Передняя подвеска BMW 326 была на продольной рессоре с рычажными гидравлическими амортизаторами. Но главной особенностью новой модели стала задняя подвеска — торсионная, гарантирующая автомобилю исключительную плавность хода. Следует заметить, что в то время подобную подвеску имели лишь элитные спортивные автомобили типа Alfa-Romeo или Alvis.

Однако многих покупателей не совсем устраивал внешний вид машины — довольно скучный четырехдверный семейный лимузин. Фирма BMW предлагала таким клиентам открытый вариант 326-й модели, но и это не совсем устраивало наиболее привередливых клиентов. За дело взялись наследники Генриха Глезера.

Решение было простое, как и все гениальное. Раз — и не нарушая основных пропорций кузова, на фирме ликвидировали задние двери, превратив 326-ю в двухдверный кабриолет. Два — и заднюю часть машины немного вытянули, сделав крышку багажника более покатой. В итоге силуэт ВМW 326 стал более стремительным и элегантным, особенно со сложенным верхом.

ПАРТАЙГЕНОССЕ. В апреле 1932 года Ральф Кох закончил Технический университет и оказался на улице с дипломом художника-конструктора. Несмотря на отличные оценки, он не смог устроиться на работу. В стране свирепствовала депрессия. Инфляция приобрела поистине астрономический размах. Если в 1930 году один американский доллар стоил четыре марки, то к началу 1933 г. марка обесценилась до такой степени, что стала дешевле бумаги, на которой ее печатали. Доллар теперь стоил 4 200 000 марок! За хлебом в булочную приходилось отправляться с корзиной. Безработица среди немецких рабочих достигла 48 процентов плюс еще 24 процента были переведены на укороченную рабочую неделю. Германская экономика если и не разваливалась, то пребывала в состоянии полной неподвижности.

Когда к власти пришли нацисты, экономика начала постепенно возрождаться, инфляция пошла на убыль, страна стала работать на войну. Но Ральфу, который мечтал строить стремительные и легкие эксклюзивные автомобили, места все равно не находилось — сказывался недостаток практического опыта. Не в силах вынести безденежья, он пошел на оборонный завод простым инженером.

К своему великому удивлению, Ральф обнаружил, что работа ему нравится. Он сумел сделать несколько толковых разработок, и его направили в закрытое конструкторское бюро. Молодой инженер согласился на новую должность с двойственным чувством. Его теперешние коллеги обязаны были носить военную форму — и это его не радовало. Но зарплата на новом месте была несравненно выше, что давало надежды на приобретение автомобиля с заказным кузовом.

Довольно быстро он втянулся в новый ритм, и чем больше денег скапливалось на его счету, тем радостнее становилась жизнь. Накопив 5 тыс. новых, полновесных рейхсмарок, Ральф начал посещать национальные автовыставки, блиставшие бесчисленным количеством новых моделей. Оценивая их, Ральф понял, что стал намного более прагматичным. Он уже не рассматривал автомобиль с точки зрения искусства, а просто выбирал себе престижную, но доступную машину. На Берлинском автосалоне 1939 года он с первого взгляда влюбился в спортивный кабриолет, выставленный на стенде BMW, но с эмблемой Karosserie Gla..ser. То, что надо, решил Ральф. Но для оформления заказа на месте ему не хватало 1500 марок. И тогда он решился на то, на что никогда не пошел бы бывший студент Технического университета, — Ральф вступил в НСДАП. Это мгновенно принесло ему повышение по службе и необходимую прибавку к зарплате. Мечта стала реальностью 3 сентября 1939 года.

 

ЗАМЫКАЯ КРУГ. В феврале 1945 года союзническая авиация совершила знаменитый налет на Дрезден. Красивый и затейливый город над тихой Эльбой практически перестал существовать. Свою порцию бомб получила и мастерская Heinrich Gla..ser на Арнольд-штрассе.

В 1946 году остатки бывшей фирмы Gla..ser были национализированы. Производство вскоре возобновилось — сначала это были ручные тачки и другие мелкие механизмы, но к 1948 году оно окрепло опять. Фирма стала изготавливать кузова для Wartburg, даже заказные кабриолеты для того же шасси. Круг замкнулся.

Сам Ральф погиб на Восточном фронте, а его заказная BMW 326 вместе с другими трофеями была конфискована победителями. Сначала на ней ездил майор НКВД, потом его сын, а в начале 60-х след ее окончательно затерялся.

 

BMW 326, Karosserie Gla..ser (1936-1939)
  
Количество дверей/мест
2/2+2


Двигатель
четырехтактный, водяного охлаждения


Расположение
спереди, продольно


Число/расположение цилиндров
6/рядно


Мощность (л.с. при об./мин.)
50 при 3700


Рабочий объем (куб. см)
1971


Длина/ширина/высота (мм)
4500/1600/1460


Колесная база (мм)
2870


Максимальная скорость (км/ч)
125


Разгон до 100 км/ч (сек.)
30


Расход топлива (л/100 км)
12,5


Цена в Германии в 1939 г. (рейхсмарки)
7400


Количество построенных автомобилей:


всего серии 326
15 949


спортивных кабриолетов Gla..ser
120
  

 

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru