Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


«Праздник» к РождествуЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

ДА ЗДРАВСТВУЮТ КАНИКУЛЫ! ЕЛКА, ПОДАРКИ, КОНЬКИ И OLDSMOBILE HOLIDAY.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ, МОДЕЛИ АГЕНТСТВО «ПРЕЗИДЕНТ»

 


Для человека верующего год его рождения — это число лет, на которое он моложе Христа, а Рождество — религиозный праздник, в который посещение методистской церкви обязательно. Для всех остальных Рождество начинается задолго до 24 декабря и знаменуется неимоверным количеством покупок: шутка ли, объемы продаж за предрождественский месяц во многих магазинах превышают годовые!

Автомобили, разумеется, нельзя отнести к товарам, сметаемым с прилавков в предрождественском угаре. Но почему бы не доставить себе удовольствие? Особенно, если это удовольствие так и называется Holiday — «Праздник».

ПОКОЛЕНИЕ «ОЛДС». Человек, в автомобильном мире не искушенный, услышав слово Oldsmobile, переведет его как «старая колымага» и брезгливо поморщится. На самом деле Олдс — это имя основателя прославленной фирмы, которое ловко сумели использовать производители рекламы.

Если бы на излете 1955 года вы оказались в Штатах и не поленились перелистать пару-тройку популярных журналов, то обязательно наткнулись бы на картинку с изображением молодой семьи, хлопочущей возле роскошного двухцветного седана. Подпись гласила, что все больше young следуют идеям olds (вот она находка!). «Для них Oldsmobile Holiday — это вложение денег, столь же выгодное, как и покупка дома, которым можно гордиться. Oldsmobile сам говорит за своих хозяев. В его линиях можно прочесть искушенность, успех, хороший вкус и пикантность жизни. Более того! Молодость и энергия хозяев подкреплена силой двигателя — 230 л.с. Это сравнимо с двигателем ракеты! Плюс надежность и уверенность большого, но легкого в управлении автомобиля…»

«Почему бы и нет?» — должен был подумать читатель, располагавший двумя с половиной тысячами баков. Дальше он зажмуривал глаза и представлял, как аккуратно притирает машину к бровке тротуара перед домом. Слева — старый Plymouth мистера Мошера, справа — свежеокрашенный Chevrolet Master De Luxe вдовы Джонсон, тоже довоенная модель. Одним махом их семья обставила всех, и теперь за ужином наш герой может перебрасываться с отцом словечками «высококомпрессионный» и «короткоходный». А матушка разложит на полке за задним стеклом автомобиля вату, изображающую снег, воткнет всякие фигурки, маленькие елки и елочные игрушки. Так делают все. Но в Oldsmobile Holiday это украшательство вовсе не обязательно, ведь на капоте у него блестит хромом маленькая, но стремительная ракета

ЗОЛОТАЯ РАКЕТА. После второй мировой двигатели V8 не были экзотикой для отделения Oldsmobile. Впервые подобные моторы появились на машинах этой марки в 1915 году, а в разгар великой депрессии «восьмеркой» оснастили модель Oldsmobile Viking, с которой и началась могучая эволюция, к 50-м выведшая фирму в первые ряды продуцентов автомобилей с V-образными верхнеклапанными моторами.

Кто придумал новому двигателю столь созвучное эпохе имя, сегодня и не вспомнишь. Первоначально Golden Rocket предполагалось ставить только на самые большие модели Oldsmobile, однако руководство концерна «дало добро» на комплектацию высококомпрессионными моторами автомобилей средней стоимости. Специально для выпуска «Золотых ракет» был даже построен завод, обошедшийся GM в 10 миллионов долларов. Первая «восьмерка» развивала мощность в 135 л.с., но при всех своих достоинствах нуждалась в серьезной переделке головок блока — перегревались клапана. После доработки дело пошло на лад. Степень сжатия нового двигателя повышалась ежегодно, и к 1956 году был получен агрегат, развивавший 240 л.с. Двигатель мог работать в любом режиме без малейшего напряжения, потребляя при этом очень немного бензина, правда, высокооктанового. Оставалось только установить его в соответствующий презентабельный кузов. Ведь подарки, как известно, тоже важнейший атрибут Рождества. Их принято раздавать всем подряд, принимать от всех подряд и, что важно, упаковывать. Этому искусству посвящены книги, и на это работает целая индустрия: подарок должен быть в коробке, коробка в блестящей бумаге, поверх этого — лента с бантом.

ШОУ МИСТЕРА ШОУ. На Рождество 1955 года, как обычно, играла музыка. Тогда все слушали Бадди Холли — был такой отвязанный перец в огромных очках. Обязательно звучал «Щелкунчик», внедренный в американскую масс-культуру Чайковским, единственным русским, которого американцы называют по имени и отчеству, видимо, не вполне понимая, что значит слово Ilych. И, конечно же, Christmas был просто немыслим без кэролов — рождественских гимнов, пришедших еще из средневековой Англии. Они звучали в магазинах, на улицах, катках… Последние, кстати, устраивались везде, где позволял климат, и были либо бесплатными, либо доступными за символические деньги — несмотря на переедание, американцы всегда стремились к спорту.

С самого начала работ над новым двигателем инженеры Oldsmobile стремились вовлечь население в «погоню за мощностью ради мощности», а следовательно, и в гоночный азарт. 30 мая 1949 года знаменитый гонщик Уильбур Шоу демонстрировал Rocket 88 двумстам тысячам зрителей на гонках 500 Miles Indianapolis, после чего уже вся Америка считала, что самый мощный и самый быстрый автомобиль в стране — Oldsmobile Rocket. Вслед за Уильбуром глаз на «Ракету» положила калифорнийская полиция. Через два года после дебюта в Индианаполисе «Ракеты» уже летали над американскими гоночными трассами, доказывая свое безоговорочное превосходство. В 1952 г. на труднейших гонках 50-х Carrera Panamericana противники были самые серьезные — Cadillac, Alfa-Romeo, Lincoln и Delahaye, но автомобиль, управляемый гонщиками МакГроффом и Эллиотом, обошел всех до единого, преодолев за 27 часов и 34 минуты 2178 миль.


КРЕПКИЙ КОКТЕЙЛЬ. Традиция запекать индейку и поливать ее соусом из клюквы и яблок — не совсем рождественская. Можно использовать гуся, утку, окорок… Хотя индейка все же — безусловный лидер. Происходит это, вероятно, из-за недостатка фантазии: в День Благодарения, который отмечается в конце ноября, лопать индейку обязаны все, и потому типичный рецепт Thanksgiving ленивые повторяют и на Christmas. И, конечно же, коктейли! Несмотря на пропаганду и запрет на продажу в некоторых городах алкоголя, американцы все-таки много пьют, но крайне редко потребляют продукт в его чистом виде.

 

Двигатель Rocket 88 был отличной составляющей для автомобильных коктейлей Oldsmobile в течение дюжины лет. Кузов типа C, впервые появившийся в 1954 году, покоился на X-образной раме, а его прочность была испытана на полигоне GM в Мильфорде, когда четырехдверный хардтоп-седан скатился кубарем со специально построенной горы и отделался несколькими вмятинами.

Покупатель мог выбрать десять вариантов двухцветной окраски кузова, где цвета разделялись элегантными боковыми хромированными молдингами. Были машины подороже — такие, как Ninety-Eight, предлагались и подешевле, но заказать кузов «универсал» было, увы, невозможно. Последние грузопассажирские Oldsmobile продавались только в 1950 году, когда война в Корее заставила Америку вновь начать экономить.

Главным отличием Oldsmobile 1956 года от предшественников стала овальная облицовка радиатора, навеянная демонстрационным дрим-каром F 88, показанным на выставке Motorama 1954. Панель приборов получила эллипсообразные шкалы, а сам автомобиль c кузовом «хардтоп» — праздничное название Holiday, что и было начертано на нижней части переднего крыла. Рабочую смесь для «Ракеты» готовил новый двухдиффузорный карбюратор с падающим потоком. А увеличенная степень сжатия позволяла снимать с того же рабочего объема на 38 л.с. больше, чем год назад. Теперь владельцы Oldsmobile имели возможность выбора из двух автоматических коробок — Hydro-Matic и Hydro-Matic Jetaway, последняя предлагалась в качестве опции и стоила на 15 долларов дороже. Машина имела усилитель рулевого управления и тормозов, переднее сиденье, регулирующееся в шести положениях, силовое управление антенной и боковыми стеклоподъемниками… А вот за зеркало в противосолнечном щитке, белые вставки на шинах, хромированные выхлопные трубы, электрические часы и тонированные стекла приходилось доплачивать отдельно от 13 до 100 долларов. Однако самым дорогим аксессуаром была только-только входившая в моду система кондиционирования воздуха. Она обходилась заказчику в 400 долларов. Тогда за такие деньги можно было купить десятилетний, но весьма приличный Cadillac!

С НОВЫМ «ОЛДОМ»! Рождественская елка в Америке именуется весьма незатейливо — Christmas tree. И ее могут выбросить на помойку уже 25 декабря, чего охотно ждут многочисленные русскоязычные «лузеры», привыкшие использовать елку для празднования Нового года и православного Рождества. Следующим летом коренной американец среднего достатка вновь отправится в специальный питомник, дабы загодя присмотреть елочку. А кто-то заглянет к дилеру Oldsmobile: к новому Рождеству здесь будет продаваться новая модель.

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГАЗЕТЫ «АВТОРЕВЮ» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ НА СЪЕМКУ АВТОМОБИЛЬ.

 

1956 OLDSMOBILE SUPER 88 HOLIDAY SEDAN
  
Количество дверей/мест
4/6


Тип двигателя/расположение/привод
карбюраторный, водяного охлаждения/ спереди/ задний


Число/расположение цилиндров
8/V-образно


Мощность (л.с. при об./мин.)
240 при 4400


Рабочий объем (куб. см)
5300


Диаметр цилиндра x ход поршня (мм)
85,7x81,0


Степень сжатия
9,25:1


Длина/ширина/высота (мм)
5080/1960/1500


Колесная база (мм)
3050


Размер шин
8,00x15


Максимальная скорость (км/ч)
180


Разгон 0–100 км/ч (сек.)
11,9


Контрольный расход топлива (л/100 км)
10


Цена нового автомобиля в 1956 г. (доллары США)
2586


Всего выпущено (шт.)
61 192
  

 

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru