Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Skoda Octavia 1,6TEST-DRIVE: НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 ЭТО ИМЯ ПАХНЕТ ПОРОХОМ И КОНЬЯКОМ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЕНЗИНОМ -- RENAULT PRIMAQUARTE.


              Говорят, что гуси однажды спасли Рим. Правда это или нет, пусть расскажут те, кто жил на Апеннинах в то время. Зато очевидцы спасения Парижа простыми водителями такси здравствуют и поныне.
       Эту историю каждый французский патриот знает так же хорошо, как репродукцию картины "Генерал Бонапарт на Аркольском мосту". В самом начале Первой мировой, когда, выполняя "план Шлиффена", германцы рвались к Парижу, судьба столицы решалась в сражении под Верденом. В самый отчаянный момент Шестая французская армия, внезапно подтянув резервы, нанесла мощный удар по немецким флангам -- целая пехотная дивизия была молниеносно переброшена к исходным позициям контрудара на тысяче мобилизованных парижских таксомоторов марки Renault. Понеся огромные потери, кайзеровские войска остановили наступление, а такси вернулись в Париж, дабы вновь заняться более задорным извозом.
       ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА. Задорным извозом приятно заниматься, когда в руках у тебя не вожжи, а тонкий руль, а под колесами мостовая чужого, но веселого города. На дворе год 1928-й, на термометре плюс двадцать, а под окном -- красавица "Рено". По-местному такой кузов называется "торпедо", но похож автомобиль скорее не на торпеду, а на броневик, с которого германский шпион Ленин выступал на площади Финляндского вокзала. За ветровым стеклом, на крышке радиатора -- фигурка французского гренадера, каких когда-то шерстил Кутузов. В руках у металлического солдатика барабан со шкалой, показывающей температуру охлаждающей жидкости. Но это все баловство, равно как и электрические часы фирмы Compteurs с секундным циферблатом, наружные зеркала заднего вида и замок на руль фирмы Dreham. Они не стоят тех франков.
       ЗА БУЛОНСКИМ ЛЕСОМ. Тех франков, которые торговец сукном господин Рено потратил на воспитание трех сыновей, они абсолютно не стоили и росли балбесами. Особенно средний -- Луи. Он отвратительно учился в школе и ничем не интересовался за ее пределами. Зато любил мастерить и с помощью самого примитивного инструмента мог творить механические чудеса. Братья -- Фернан и Марсель -- смотрели на него с завистью: как-никак лучший мастер в местечке Бийянкур, что за Булонским лесом. На рубеже веков предприятия в парижских предместьях росли как грибы после дождя, всюду требовались квалифицированные слесаря, но у среднего Рено были свои взгляды на жизнь -- он хотел построить автомобиль.
       Разумеется, сваять автомобиль на голом месте невозможно, поэтому за основу Луи взял экипаж De Dion Bouton, который купил в 1898 году. В итоге от образца остались лишь одноцилиндровый моторчик мощностью 3/4 л.с. и двухместный кузов -- все остальное Луи переделал. Вместо единственного управляемого переднего колеса он установил настоящий передний мост с поворачивающимися колесами и рулевой трапецией, соорудил свою собственную коробку передач и упразднил цепной привод ведущих колес, первым в мире применив карданную передачу. Мало кто тогда верил, что изделие сможет передвигаться. Но Луи весьма лихо въехал в гору по крутой улице, ведущей на Монмартр. Присутствовавшие при этом зрители начали делать заказы на новую машину. Так родилась фирма.
       УЛИЦА ЛАФАЙЕТ. Фирма, разумеется, постаралась не только для водителя, но и для пассажиров. Вот, извольте, складной верх на случай дождика. Несколько несуразный, но при известных навыках его можно водрузить минут за десять. Сквозь целлулоидные окошки приятно глядеть на барышень, подпирающих каблучками фонари улицы Лафайет. Одна беда -- при поднятом верхе совсем не видно багажного кофра. Именно так его и попятили в один из дождливых вечеров. Теперь вот приходится ездить с плетеной корзиной -- как у какого-нибудь "Бугатти", на котором аристократы отправляются за свежесобранным виноградом. Правда, случаются и обретения -- один, в съехавшем на затылок канотье, плакал, смеялся, тыкал тростью прохожих, а потом вывалился где-то возле Риволи, обронив на сиденье хронометр "Омега". Послушал -- не ходят. Зачем он их носил с собой?
       БИЙЯНКУР. С собой в непростое дело автомобилестроения Луи увлек и братьев. Младший, Марсель, так увлекся, что 24 мая 1903 года в районе Бордо его автомобиль, участвовавший в гонке Париж--Мадрид, перевернулся, а сам гонщик погиб. После трагедии Луи Рено на целых два года устранился от автоспорта, но уже в 1906 году 13-литровые монстры, сработанные на его предприятии, снова появились на гоночных трассах.
       Талантливый слесарь сумел стать выдающимся конструктором. Многие узлы и агрегаты, применявшиеся впоследствии на автомобилях других марок, впервые появились на Renault. В 1904 году он предложил быстросъемные свечи зажигания, ведь раньше их замена требовала полной разборки двигателя. За год до этого -- гидравлические амортизаторы, а в 1906 -- запуск двигателя сжатым воздухом. Особой чести заслуживает придуманная им наклонная рулевая колонка -- до того рулевые колеса устанавливались на вертикально торчащей колонке и управляться с ними было достаточно неудобно... Но самым неординарным решением Луи Рено стало расположение радиатора: с переходом в 1900 году с воздушной на водяную систему охлаждения он разместил радиатор не перед двигателем, а позади него. Суть ее заключалась в том, что клинообразный передок будет иметь меньшее сопротивление воздуху, а пущенные по бокам капота воздушные струи будут более интенсивно обдувать радиатор.
       ШЕСТНАДЦАТЫЙ ОКРУГ. Обдувать радиатор ветер будет только в том случае, если работает мотор. Когда в сырую погоду слабеет аккумулятор и электрический стартер со своей задачей не справляется, приходится лезть за пусковой рукояткой. Иногда кажется, что заводишь граммофон, и из выхлопной трубы сейчас польется "На сопках Манчжурии". И не смейте называть меня garson, а то схлопочете по уху и не сможете сегодня никуда пристроить свой круассан. Машина заведется -- это проще, чем вылечить триппер. А вы, дамочка, не голосите: "Vite, vite!.." -- торопить будете своего кавалера.
       ДОМ ИНВАЛИДОВ. Кавалера ордена Почетного Легиона война из Луи не сделала, хотя его предприятие одним из первых принялось за выполнение военных заказов: грузовики, броневики, танки, авиационные двигатели и даже аэропланы. Автопромышленник так увлекся работой на войну, что запоздал с конверсией и предложил послевоенному миру практически те же самые модели, что выпускались и до войны, и только к середине 20-х подоспели четырехцилиндровые Primaquatre, Vivaquatre,?? шестицилиндровые Monasix, Vivasix, а также их роскошные модификации -- Monastella и Vivastella. Stella -- по-французски "звезда".
       Primaquatre? 1928 года продолжала иметь характерную форму капота и радиатор, установленный позади двигателя. Основой машины служила штампованная стальная рама. Передний мост присоединялся к ней на двух продольных полуэллиптических рессорах, обеспечивающих очень комфортабельную езду, сзади использовались очень длинные кантилеверные рессоры. Подвеска дополнялась амортизаторами, применявшимися в те времена далеко не на всех легковых автомобилях. Четырехступенчатая одноходовая коробка передач не была, как обычно, сблокирована с двигателем, а установлена отдельно от него. Еще в 1899 году Renault стал пионером высшей прямой передачи -- то есть без промежуточных шестерен и связанных с ними механических потерь, -- которая и сегодня используется на многих машинах. Renault 1928 года был достаточно быстроходным автомобилем, поэтому нуждался в мощных тормозах, требующих усилителя. Для этого картер коробки передач соединялся с механическим усилителем центрального трансмиссионного тормоза. При нажатии на педаль фрикционные диски усилителя, приводившиеся в действие от вторичного вала коробки скоростей, входили в соприкосновение и передавали часть энергии двигателя для создания дополнительного тормозного усилия.
       МОСТ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО. Усилия парижских таксистов по доставке войск под Верден -- эпизод героический, но всего лишь эпизод. После войны на шоферских сиденьях таксомоторов можно было частенько встретить людей в выцветших френчах со споротыми погонами, говоривших по-французски почти без акцента. Экспедиционный корпус, присланный последним императором, не спас Париж и спасал себя, уцепившись за баранку. Круг, замкнувшись, превратился в водоворот, вытащить из которого не могли даже лошадиные силы Renault Primaquarte.
       
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ГРИГОРИЙ МИТИН, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ
       
RENAULT PRIMAQUARTE TORPEDO 1928
       Количество дверей/мест 4/6
       Длина/ширина (мм) 4500/1780
       Колесная база (мм) 3000
       Тип двигателя/расположение/привод карбюраторный водяного охлаждения, спереди, задний
       Мощность (л.с. при об./мин.) 45 при 1800
       Рабочий объем (куб. см) 2120
       Диаметр цилиндра x ход поршня (мм) 75x120
       Максимальная скорость (км/ч) 90
Контрольный расход топлива (л/100 км) 10,5
       
       РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ РИЖСКИЙ МОТОР-МУЗЕЙ, (10-371) 709-7170, ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ НА СЪЕМКУ АВТОМОБИЛЬ. MAKE-UP -- КОСМЕТИЧЕСКИЙ САЛОН SADE, (10-371) 728-5688.
       

 


 


 


 

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru