Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Председатель козлаЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

  КАК С КОЗЛА НЕ ПОЛУЧИТЬ МОЛОКА, ТАК И ОТ ЕГО ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНОГО ТЕЗКИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ЖДАТЬ РЕКОРДОВ СКОРОСТИ. НО СВОЕ ДЕЛО ОН ЗНАЛ -- "КОЗЕЛ" ГАЗ-69.


 
   Если ехать от райцентра в сторону рыбозаводческих прудов, то на четырнадцатом километре у обочины будет стоять бетонная стела. Сборщики цветмета давно отодрали медные буквы, но если приглядеться к следам окиси на бетоне, то угадывается надпись: "Колхоз XXV лет плану ГОЭЛРО".
   И в благополучные годы хозяйство не могло похвастать тучными стадами и обильными нивами. Недаром местные острословы окрестили его "25 лет без урожая". Но были, были там люди, способные ударом кепки оземь решить вопрос заготовки кормов, матюгом завести трактор и, самое главное, верившие, что за трудоднем наступит не трудоночь, а заря коммунизма. Вот, Палыч, например.
   Правда, сегодня бывший председатель уже не тот. "СовРаску" читает только с очками на носу, ворчит и по-стариковски забалтывается. Больше всего он любит порассуждать про свой автомобиль. И меньше всего -- когда ему напоминают историю с колодцем.

   РЕАКЦИЯ ВАССЕРМАНА. Зря ухмыляетесь. Речь не об анализе крови на предмет сифилиса. Товарищ Г. Вассерман стоял у истоков знаменитого советского вездехода ГАЗ-69, не успевшего прославиться на поле боя, но снискавшего немалую славу в битвах за урожай. К проектированию его приступили сразу после войны, и к 1950 году был готов первый опытный образец, названный "Труженик". Через три года новый легковой автомобиль повышенной проходимости пошел в серию, и имя ему уже придумал сам народ. Окрестили машину "Козлом".
    ГАЗ-69 с самого начала был задуман простым по устройству и легкодоступным для ремонта и обслуживания. Значение таких качеств машины, предназначенной для работы на грунтовых дорогах, вдалеке от ремонтных баз, трудно переоценить. Ни один узел или агрегат ГАЗ-69 не был техническим откровением -- две трети их уже были опробованы на других машинах, что удешевляло производство и сообщало автомобилю высокие эксплуатационные качества. Тов. Вассерман прошел школу ГУЛАГа и потому умел не ошибаться. Двигатель, коробка передач, рулевой механизм, задний редуктор, амортизаторы, тормоза, передние крылья были унифицированы с узлами серийных легковых и грузовых машин, выпускавшихся тогда на Горьковском автозаводе. Запасные части для "козлов", эксплуатировавшихся на селе, поставлялись, как и запчасти к тракторам и сельхозмашинам, местными МТС -- машино-тракторными станциями, где производился и ремонт.
   И тем не менее "шестьдесят девятый" являл собой незаурядную конструкцию. Внушительный клиренс, небольшие передний и задний свесы, привод на все колеса, шесть передач, включая раздаточную коробку, небольшая длина, удачное распределение веса по осям, правильно подобранные передаточные отношения, позволяли автомобилю уверенно пробираться по грязи и снегу -- на бездорожье автомобиль мог развивать скорость до 40 км/ч. На шоссе он разгонялся до "сотни", правда, кузов при этом сильно скрипел и вибрировал, а руль нужно было держать чуть ли не зубами -- чуть отпустил, и машина может оказаться в кювете. ГАЗ-69 уверенно брал тридцатиградусные подъемы, преодолевал броды глубиной до 0,7 метра. К вездеходу был сконструирован специальный прицеп, имевший индекс ГАЗ-704. Весил он 350 кг и способен был брать на борт до полутонны груза.


    КОРМА И ПРОЧАЯ ХУРМА. Полуторка брала, как известно, полторы тонны, потому так и называлась. Именно на ней в тот злополучный день и приехали из города шефы. Толку от них было мало -- картофель они не столько сортировали, сколько увозили с собой в мешках и авоськах, однако "стирание граней между городом и деревней" было политикой партии и правительства, а "наше дело телячье -- обосрался и стой". Пока шефы парились в поле, Палыч успел напариться с их старшим в бане, и потом, за бутылкой "Старки", городской и предложил председателю те злополучные кольца.
Шефом колхоза был завод железобетонных изделий. "Хватит, понимаешь, жену с ведрами к речке гонять, -- напирал гость, -- возьми колец, мы их десятками в день отливаем". Палыч тогда так расчувствовался, что в сумерках персонально "откозлил" на своем вездеходе шефа до города.

    ПОД БРЕЗЕНТОМ. ГАЗ-69 с самого начала выпускался в двух вариантах: легковой, пятиместный, четырехдверный ГАЗ-69А и полугрузовой без литеры "А". Последний имел всего две двери, а сзади -- откидной борт, крепившийся на цепях, когда нужна была дополнительная погрузочная площадь. Если сложить боковые скамейки в заднем отделении, он мог перевозить полтонны груза, что в сочетании с прицепом аналогичной грузоподъемности делало автомобиль весьма серьезным транспортным средством. На кузове были расположены кронштейны для крепления лопаты, топора, носилок. Обе модификации имели брезентовый верх с боковинами -- на ГАЗ-69 они были съемными, а на 69А -- складывающимися. Различными были и бензобаки -- у 69А был всего один, 60-литровый, установленный в задней части кузова, а у 69-го -- два: главный 47-литровый под полом кузова и еще один емкостью 28 л под сиденьем водителя.
    Но главное у вездехода -- это, конечно же, трансмиссия. Она состояла из основной и раздаточной коробок, последняя устанавливалась отдельно от КПП. Высшая передача в "раздатке" выполнялась прямой, поэтому, когда отсутствовала необходимость включить понижающую, шестерни не были нагружены крутящим моментом и потому не изнашивались. На понижающей передаче момент, поступающий к ведущим колесам, возрастал почти в два с половиной раза, поэтому при включенном переднем приводе всегда был риск перегрузить шестерни и полуоси заднего моста. И на ГАЗ-69 механизм переключения был спроектирован так, что понижающую передачу нельзя было включить, если не подключен передний мост.

 

    ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. Центральная усадьба колхоза стояла на высокой горе, и воду всегда брали прямо из речки, возле моста. Рыть колодец никому и в голову не приходило -- то, что до воды не докопаться, было понятно и без лозоходства. Но Палыч был упрям, к тому же у забора уже лежали восемь бетонных колец, присланных шефами.
    Рыть начали в июле, когда ночи были еще теплыми, а свекольная ботва -- не выше голенища. К середине августа все восемь колец ушли под землю, и об их существовании напоминала лишь гора глины. Воды не было. С ЖБИ прибыло еще пять. Тот же результат. В сентябре перед домом Палыча зияла воронка двадцатиметровой глубины. Дно ее по-прежнему было сухо. Двадцать колец -- немало. Но останавливаться было уже нельзя -- на кон была поставлена честь председателя. К заморозкам землекопы вогнали под землю тридцатое кольцо. Нужно было что-то придумывать.

    СОВЕТСКИЙ ТЮНИНГ. Для комфорта пассажиров в ГАЗ-69 было придумано не так уж и много -- боковины тента защищали от ветра и непогоды, а мощный отопитель не давал замерзнуть только на ходу -- печка была "самодуйной" конструкции. Летом брезент можно было снять, но в "кабриолет" ГАЗ-69 превращали очень редко, разве что в южных районах или во время военных парадов. Поскольку в армии этих автомобилей было столько же, сколько дармовой рабочей силы, доморощенный советский "тюнинг" процветал именно в воинских частях. На "козлов" ставили хромированные ободки передних фар от "Волги" и несколько переделанные колпаки от "Победы". Некоторые эстеты, имевшие доступ к гальванике, хромировали планку переднего бампера. Солдат-водителей регулярно заставляли аккуратно выписывать белой краской полоски по кромке колесных дисков и точно так же разрисовывать гайки крепления.
    Занималось переделками и государство. На базе ГАЗ-69 были сконструированы военная амфибия МАВ, авиационные трапы, подметальные машины для мусора и милицейские для "мусоров". По специальным заказам МВД на шасси ГАЗ-69 строились цельнометаллические милицейские фургоны, передняя часть в которых отделялась от "пассажирской" металлической перегородкой с небольшим окошком, забранным мелкой решеткой, чтобы разбушевавшийся злоумышленник, которого схватили и "повезли в менты", не выбил кулаком стекло. Задний отсек не имел ручки изнутри и запирался снаружи, дабы нарушитель не сбежал на светофоре.

 

    НАД ПРОПАСТЬЮ. Правильная мысль пришла Палычу в голову, когда он по нужде стоял у кутка и смотрел на звезды.
    Уже утром над "колодцем" застучали молотки и к обеду над бездной был водружен перенесенный с огорода "скворечник" сортира. "Не пропадать же скважине, -- рассуждал председатель, -- а тут и ассенизаторов вызывать не придется, попробуй заполни такой объем".
    Правда, уже через неделю соседи увидели, что деревянный домик вернулся на место, а жерло колодца закрыл бревенчатый настил. Самые смелые спросили: почему, мол. "Да жена говорит, что ей страшно туда ходить. В самом деле, ты уже штаны застегиваешь, а твои экскременты еще до дна не долетели".


    ГОРЬКИЕ УЛЬЯНОВЦЫ. По-совести говоря, ГАЗ-69 был горьковской машиной весьма условно. После 1956 года его производство было полностью переведено на УАЗ, который комплектовал машины узлами и деталями собственного производства, а с ГАЗа получал только двигатели и колеса.
    Ульяновские вездеходы завоевали популярность не только в СССР. Когда осенью 1956 года было создано внешнеторговое акционерное общество "Автоэкспорт", оно сумело наладить поставки "шестьдесят девятого" в более чем пятьдесят стран мира. ГАЗ-69 использовался в армиях стран Варшавского договора, очень много машин было поставлено в Африку, на Кубу, в Афганистан и Монголию. Мало того, по советской технической документации автомобили ГАЗ-69 производились Дыкчхомским автозаводом в Корейской народной демократической республике. Наш вездеход был взят за основу и в Румынии, где в Кымпулунге аж до 1980 года выпускался подобный автомобиль с индексом М-461.
    У нас в стране эта идиллия длилась до 1972 года, когда новый "козел" окончательно забодал старого -- на конвейер встал УАЗ-469Б.

 

    ДИАЛЕКТИКА. "Этот колодец -- все равно что наш колхоз, -- рассуждает сейчас Палыч, коли речь все же заходит о злополучном проекте. -- Коммунистического хозяйства построить не удалось, а к новым формам собственности приспособить тоже не вышло, все прахом пошло: и МТС, и скотный двор". "Это ты своему Геннадию Андреичу расскажи", -- отмахивается старуха. А вы не отмахивайтесь, а лучше позовите его на пруды рыбачить. С рессорами от "Москвича", телескопическими амортизаторами от "Газели" и прочим самостроем председательский "козлик" до сих пор на ходу. А карп -- не корова, кормить не надо.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ГРИГОРИЙ МИТИН, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ, МОДЕЛИ АГЕНТСТВО "ПРЕЗИДЕНТ"



ГАЗ-69А 1953--1972

  • Количество дверей/мест 4/5
  • Тип двигателя/расположение карбюраторный, М20, водяного охлаждения/спереди
  • Число/расположение цилиндров 4/рядно
  • Рабочий объем (куб. см) 2120
  • Мощность (л.с. при об./мин.) 55 при 3600
  • Диаметр цилиндра x ход поршня (мм) 82,0x100,0
  • Степень сжатия 6,2--6,5
  • Длина/ширина/высота (мм) 3850/1850/2030
  • Колесная база (мм) 2300
  • Клиренс по мостам/раздатке (мм) 210/350
  • Максимальная скорость (км/ч) 90
  • Разгон до 100 км/ч (сек.) 19
  • Контрольный расход топлива (л/100км) 16,5
  • Цена нового автомобиля в 1958 г. (руб.) 14 тыс.

  • На главную страницу номера
    © 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
    Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
    Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
    Rambler
    Рейтинг@Mail.ru