Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Последний выстрелЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

  ОН НИКОГДА НЕ БЫЛ АВТОМОБИЛЕМ НОМЕР ОДИН. НО КОГДА ЗАХОДИТ РЕЧЬ О ВРЕМЕНИ МАРШЕЙ, ПАРТИЙНЫХ ДЕЙСТВ И ПРЕТЕНЗИЙ НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО, ВСПОМИНАЮТ ИМЕННО ЕГО -- HORCH 951A.



  На опушке притормозил, пахнув сизым дымком, огромный черный лимузин. Хлопнули дверцы, а через минуту грянул выстрел. Черный порох дал огромный клуб дыма, так что разглядеть, куда упал подстреленный кроншнеп, было непросто.
   Егеря, собиравшие рядом семена тускароры, наблюдали действо с завистью. Они завидовали даже шоферу во френче и фуражке -- ведь ему доверяли такую машину, а иногда даже давали подержать ружье -- старинный однозарядный Sauer.

   МУЖСКАЯ РАБОТА. Водить большие немецкие автомобили времен Третьего Рейха было занятием не из легких, и Horch 951 не был исключением. Водительское сиденье, не имеющее регулировок, устанавливалось очень низко, что при длинном капоте и широких крыльях сильно ухудшало обзорность. Тугая, с большим ходом педаль сцепления, тяжелый руль, трудное включение передачи посредством огромного рычага. Тормозная педаль хоть и была оснащена гидравлическим приводом и вакуумным усилителем, требовала от шофера значительных усилий. Впрочем, последний мог утешать себя тем, что за рулем Maybach, например, приходилось еще труднее -- по германским законам управлять им могли исключительно обладатели прав на вождение грузовика.
   Horch 951 тяжело трогался с места, довольно медленно разгонялся и лишь на скорости 120 км/ч совершенно преображался, как бы сливаясь с дорогой. Однако прежде чем поехать, нужно было совершить целый ритуал. Отпереть ключом "массу", другим -- рулевую колонку, третий вставить в замок зажигания и только после этого нажать кнопку стартера. Все степенно и размеренно, как при снаряжении патрона: капсюль, порох, картонный, войлочный и вновь картонный пыжи, дробь, дробовой пыж, а потом смотреть, как в металлической гильзе твердеет наплаканный со свечи воск.

   ОХОТНИКИ ДО РОСКОШИ. Если в водительском отсеке можно было счесть излишеством разве что непонятно зачем встроенный в торпедо барометр, то просторный пассажирский салон Horch 951 имел солидное количество вариантов оборудования и отделки.
   Если клиенту требовался большой восьмиместный автомобиль, то устанавливались не два, а три откидных сиденья-страпонтена, обивка салона выполнялась из коричневой, синей или дымчатой шерстяной ткани. Заднее пассажирское сиденье с центральным откидным и боковыми подлокотниками, в которых по заказу можно было установить электрические прикуриватели с пепельницами, отличалось особым комфортом. Снизу в ноги дул теплый воздух. Для чтения Frankfurter Allgemeine над задним сиденьем устанавливались дополнительные электрические плафоны, включить которые можно было индивидуальными кнопками. Задние окна могли оборудоваться форточками бессквознячной вентиляции, приводимыми в действие удобными ручками.
   Особо привередливые заказчики могли оговорить подставки для ног в средней части откидных сидений. На окнах имелись шторки-занавески, а также предусматривались места креплений для трех вазочек с цветами -- на стойках задних дверей и перед перегородкой, отделяющей водительское отсек от пассажирского. Плетеные из шерстяного жгута поручни под цвет обивки салона создавали удобство при посадке на заднее сиденье. Если владелец проводил в автомобиле длительное время, он заказывал трогательные подушечки, выполнявшие роль подголовников. Издавна любимый немцами сдвигающийся солнечный люк в крыше мог быть расположен как над пассажирским, так и над водительским салонами, а мог -- и там, и там. Плюс сдвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от аристократических пассажиров.
   Стандартную багажную решетку можно было, заплатив 120 рейхсмарок, дополнить металлическим кофром. Но это был уже не тот шик. Куда приятнее проехать через маркт-плац родного Гумбинена с притороченным к решетке вепрем, еще сочащимся кровью. Чтобы старики одобрительно цокали, глядя не на хромированные клыки бампера, а на четвертьметровые нижние клыки выгнанного под выстрел зверя.
   Помимо основных фар, машины особо важных персон снабжались центральной фарой-прожектором и двумя противотуманными. А два стандартных звуковых сигнала фирмы Bosch можно было дополнить электрическим сигналом-сиреной, звучавшим сильнее, чем пронзительное "до" охотничьего рожка.

   HITLERWAGEN. Как говорил фюрер, "безумие -- поручать строить дороги человеку, который пригоден разве только для того, чтобы их подметать, и использовать в качестве подметальщика человека, который может строить дороги". Надо ли говорить, что руководство Horch & Co Motorwagen Werke AG считало свои машины лучшими в Рейхе, а значит -- достойными возить лидеров НСДАП.
   И Horch старался. Его единственным недостатком некоторые считали... отсутствие трехлучевой звезды на пробке заливной горловины радиатора. В 1937 году фирма сваяла на базе Horch Typ 850 два открытых лимузина с незамысловатым названием Hitlerwagen. Кузова для автомобилей построило ателье Karl Baur из Штутгарта, что символично. Однако идея преподнести их рейхсканцлеру и стать наконец официальной маркой фюрера и его окружения потерпела фиаско -- в начале 1938 года состоялась презентация полностью нового "Большого Мерседеса", по сравнению с которым "Гитлерваген" выглядел старомодным и неуклюжим.
   Mercedes всегда был главным конкурентом саксонской фирмы. Horch 951 пытался соперничать с Mercedes 500N, который стоил столько же, но был куда более современным по дизайну и внутренней отделке. Костью в горле были и пульман-лимузины на шасси Maybach SW-38 и SW-42, имевшие двигатель на 20 л.с. мощнее, но стоившие почти на тысячу рейхсмарок дороже. Но главная беда была в том, что 951-й был флагманом фирмы, а у "Мерседеса" и "Майбаха" были модели и мощнее, и импозантнее.
   Самым дорогим пульман-лимузином конца 30-х в Германии был Mercedes Grossen, развивавший при включенном компрессоре мощность 400 л.с. Стоил он 44 тысячи рейхсмарок. Еще был 200-сильный Maybach Zeppelin с бескомпрессорным двенадцатицилиндровым мотором. Таких автомобилей построили от силы два десятка, но пользовали их Гитлер, Гиммлер, Гесс, Геббельс и, конечно же, "лучший охотник Рейха" Геринг. "Хорьху", увы, были уготованы владельцы поскромнее, а иногда его даже использовали в обидной роли "довеска". Один Horch 951 был вместе с "туренвагеном" Mercedes Grossen подарен Гитлером маршалу Маннергейму в знак благодарности за то, что тот "не пустил Сталина в Финляндию". Особенно много пульман-лимузинов Horch 951 было в немецких посольствах за пределами Рейха. Один такой разъезжал даже по Москве, свастика на флагштоке никого тогда не смущала -- считалось, что с Гитлером вполне можно договориться.

   "ХОРЬХ" ДЛЯ ФРАУ ЮТКЕР. Horch 951 брал свое начало от 850-й серии, дебютировавшей на Берлинском автосалоне 1934 года. Когда машина получила новый индекс, пятилитровый мотор развивал уже не 100, а 120 л.с. -- число оборотов в минуту увеличилось с 3200 до 3600. Совершенно новой стала задняя подвеска: две карданные оси крепились к раме на двух продольных рессорах -- основным замыслом техников "Хорьха" было дать жесткому мосту больше места для амортизации неровностей, что положительно сказывалось на точности колеи и развале колес. Чтобы уменьшить неподрессоренные массы, главная передача крепилась к днищу автомобиля, поэтому не только тяжелый корпус главной передачи, но и карданный вал стали подрессоренными и не раскачивались вместе с колесами.
   Кроме пульман-лимузина строились пульман-кабриолеты или "туренвагены", имевшие убирающуюся брезентовую крышу и опускающиеся в двери боковые стекла. Шасси Horch 951 стало великолепной основой для создания машин по особым заказам, которые строились многочисленными в предвоенной Германии кузовостроительными фирмами -- Karl Baur, Hebmueller, Kellner, Erdmann & Rossi... Последний построил четыре кабриолета модели 951A -- для рейхсляйтера Розенберга, высокопоставленной сотрудницы Секретного совета фрау Юткер, барона Шредера и генерал-майора фон Хеннекена. Желающий иметь 951-й "Хорьх" с заказным "кароссери" должен был выложить 23 550 рейхсмарок, а иногда и больше.

   БАРОН МЮНХГАУЗЕН. Капот Horch украшала носовая фигура -- крылатое пушечное ядро. Может быть, то самое, на котором Мюнхгаузен верхом пролетел всю Германию. Помнится, еще выдумщик-барон был знаменитым охотником -- стрелял оленя вишневой косточкой. Но в конце 30-х что-то пошло не так. Иногда вместо выстрела может раздаться щелчок, и вовсе не обязательно, что произошла осечка. Бывает, что порох воспламеняется, но сгорает не сразу. И если при "затяжном выстреле" не выждать и открыть ружье, гильза может угодить прямо в лоб.
   Тем, кто пускал пушечные ядра по прямым автобанов, пришлось командовать пушечным мясом. Последняя "гражданская" модель саксонской фирмы -- Horch 930 -- была оборудована встроенным в правое переднее крыло умывальником, но умыться всем пришлось кровью.
   С началом Второй мировой производство автомобилей Horch было свернуто. Лимузины 951-й серии переоборудовались в санитарные машины -- срезалась задняя часть, а вместо просторного лимузина устанавливался ящик, вмещавший четверо носилок с ранеными. Сам завод строил восьмицилиндровые бронетранспортеры, а после войны тихонько угас -- как костер, оставленный на опушке увлекшимися охотниками.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ
АВТОМОБИЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕН НА СЪЕМКУ РИЖСКИМ МОТОР-МУЗЕЕМ, (10-371) 709-7170. МОДЕЛИ АГЕНТСТВО KLASS STUDIO, (10-371) 731-1027.

HORCH TYP 951A PULLMAN LIMOUSINE 1937-1940
Количество дверей/мест
4/8
Двигатель
четырехтактный, водяного охлаждения
Расположение
спереди, продольно
Число/расположение цилиндров
8/рядно
Мощность (л.с при об./мин.)
120 при 3600
Рабочий объем (куб. см)
4944
Масса (кг)
2810
Колесная база (мм)
3750
Максимальная скорость (км/ч)
130
Разгон до 100 км/ч (сек.)
45
Расход топлива (л/100 км пути)
23
Цена нового автомобиля в Германии в 1938 г (рейхсмарки)
17 850
Количество построенных автомобилей
336


На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru