Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН
 АДМИРАЛ, КАК ИЗВЕСТНО, -- САМЫЙ БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ НАЧАЛЬНИК. САМЫМ БОЛЬШИМ АВТОМОБИЛЕМ В ДОВОЕННОЙ ГАММЕ ГЕРМАНО-АМЕРИКАНСКОЙ ФИРМЫ БЫЛ OPEL ADMIRAL.

      Проверить честность прислуги столь же просто, как измерить давление в шинах. Стрелка манометра Erkate, прильнув к колесу "Адмирала", всегда останавливается на "двойке". Положенная утром под кровать монетка в одну марку вечером должна оказаться на столе. Если она осталась на полу -- значит, прибирались плохо. Если монета пропала -- значит, прислуга ворует.
       "Эльза! Эльза, черт побери! Принеси скорее плащ".
       Чертовка испытание не просто выдержала, а даже позволила себе глумиться над экзаменатором -- догадавшись, что ее проверяют, положила на стол вместо найденной монеты в марку две по 50 пфеннигов. Это дочь ее разбаловала ежедневными прогулками к морю на кабриолете.
       МАРКА ЗА МАРКИ. В конце 20-х Европу взяли на абордаж. Так и не сумев толком справиться с послевоенной разрухой, европейские промышленные фирмы становились легкой добычей для отсидевшихся за океаном янки. В 1925 году ребятня делала кораблики из газет, сообщавших, что на родине адмирала Нельсона пал еще один бастион -- некогда успешная английская автомобильная фирма Vauxhall теперь принадлежит американскому концерну General Motors.
       Немецкий Adam Opel AG, хотя и имел на внутреннем рынке долю в 40 процентов, вынужден был последовать примеру англичан. "Предатели Фатерланда" списались с президентом GM Джеймсом Муни, и через три года в Висбадене было подписано соглашение о передаче в руки американцев контрольного пакета акций в размере 80 процентов от общего капитала. Оставшиеся двадцать семья Опелей тоже передала GM. Прежним хозяевам осталась марка с их именем и, что более важно, 120 миллионов марок за сделку.
       Первая "американская" модель Opel была показана на Берлинском автосалоне в 1935 году. Впрочем, немецкий патриотизм в связи с этим никак не пострадал. Это была первая в Германии крупносерийная модель, в которой рама составляла единое целое с кузовом, оснащенным 1,3-литровым двигателем. Но главной удачей было название -- Olympia. Кстати, точно так же назывался знаменитый документальный фильм Лени Риффеншталь, воспевавший красоту и силу немецких спортсменов -- участников Олимпийских игр в Берлине в 1936 году.
       Не менее удачными были и последующие модели "Опеля", названия которых поощряли еще одну прусскую "слабость" -- тягу ко всему милитаристскому. Малолитражка получила имя Kadett. Автомобиль с 2,5-литровым двигателем и цельноструктурным кузовом-рамой стал зваться Kapitaen. Наконец, флагманом марки стал самый большой морской начальник -- Admiral.
       БОБРОВЫЙ ХВОСТ. "Опель Адмирал" был впервые показан на Берлинском автосалоне в 1937 году, и если не слишком радовал изощренный глаз любителей "Мерседесов" и "Хорьхов", то, во всяком случае, был самым красивым и обтекаемым немецким автомобилем -- с овальными фарами и длинным покатым багажником, который называли "бобровый хвост".
       Admiral предлагался только с двумя типами серийных кузовов: четырехдверный лимузин стоимостью 6500 рейхсмарок и четырехдверный кабриолет, который обходился на пять сотен дороже. Любители эксклюзива за 8580 марок могли побаловать себя роскошным пульман-лимузином с просторным задним отделением, дополнительными сиденьями и внутренней перегородкой. Машины строила независимая кузовная фирма Hebmueller. Тот, кто неровно дышал к двухместным кабриолетам и родстерам, мог заказать нечто прогулочно-спортивное у кузовщиков Glaeser или Erdmann und Rossi. Тюнинг получался условно привлекательным -- тогдашний европейский автостиль был консервативен и совершенно не вязался с американской дизайнерской школой. Особенно аляповатыми на двухместном кабриолете выглядели стандартные фары, утопленные в крыльях.
       ТОРПЕДЫ К БОЮ. В кинотеатрах тогда крутили короткометражный ролик. По пустынному автобану мчится кабриолет Opel Admiral. На пассажирском сиденье -- дамочка. На ней косынка в горошек. Она испуганно спрашивает водителя: "Ты уже час едешь со скоростью сто двадцать километров в час, не вредно ли это для машины?" "Что ты, дорогая, это не предел". Камера наезжает на шкалу спидометра. "Сто тридцать, сто тридцать пять, сто сорок!" -- восторженно восклицает фрау. Рядом со спидометром -- юбилейная медаль с цифрой 75 -- именно столько исполнилось фирме в 1938 году.
       На "Адмирал" устанавливалась рядная "шестерка", цилиндры которой отливались вместе с верхней частью картера из серого легированного чугуна. Ось вращения коленвала была смещена относительно оси цилиндров. Поршневые кольца имели незначительную конусность для лучшей приработки. Прерыватель-распределитель системы зажигания кроме центробежного автомата опережения имел еще вакуум-корректор. Иными словами, по своей конструкции и компоновке двигатель Opel Admiral полностью базировался на американских моторах Chevrolet и был самым передовым силовым агрегатом на немецких автомобилях того времени.
       В дальнейшем этот же мотор ставился на грузовик Opel Blitz Typ 3,6, активно поставлявшийся Вермахту. С этим, кстати, связана одна страшноватая история. К середине 30-х овальная эмблема синего цвета с надписью Opel уступила место летящей торпеде -- одновременно и военно-морская тема, и нечто, напоминающее накапотные эмблемы Chevrolet. Впоследствии знаком фирмы стала молния, по-немецки Blitz, долгое время напоминавшая пережившим войну эсесовские руны.

 

       НАЦИОНАЛИЗИРОВАН НАЦИ. Внутри "Адмирала" было удобно, как в каюте флотоводца. Просторные и мягкие диваны с обязательным откидным подлокотником сзади. Функциональная и красивая панель, навеянная приборными щитками автомобилей GM. Спицованное рулевое колесо почти точно повторяло руль Cadillac. Мощная отопительная установка, электрический прикуриватель, пепельница перед ветровым стеклом и электрические часы были стандартным оборудованием на Opel Admiral. Огромный багажник закрывался отдельной крышкой, в то время как у конкурентов -- Mercedes 290, Horch 930U или Adler Diplomat -- багажники не отличались ни вместимостью, ни удобством. В качестве опций можно было заказать ламповый двухдиапазонный радиоприемник Blaupunkt Autosuper.
       В конце 30-х Adam Opel AG уже давно перешагнул стотысячный рубеж годового выпуска и мог смело претендовать на звание самого крупного автопроизводителя в Европе. Космополиты даже называли фирму немецким "Фордом", фирмой, "посадившей Германию на колеса". Разумеется, нацистам это очень не нравилось. Они окружили фирму неустанным вниманием, создав целый штат контролеров и инспекторов, постоянно диктовавших свою политику. Параллельно велась работа по созданию расово чистого, арийского народного автомобиля KDF (Kraft durch Freude -- "Сила через Радость"), впоследствии ставшего маркой Volkswagen.
       Успехи "Опеля" приносили мало пользы и заокеанским хозяевам. Принятый нацистами еще в 1934 году закон запрещал экспортировать немецкую валюту -- те 3,5 млн долларов, которые Opel зарабатывал ежегодно, оставались замороженными. Финансисты концерна прибегали к бухгалтерской акробатике -- часть прибыли обращали в товар, в надежде вывезти его в США и продать там за доллары. Однако большинство американцев уже успели стать антифашистами и потому не хотели покупать вязальные машинки или елочные игрушки с клеймом Made in Germany. В 1940 году Opel был национализирован.
       МАЛЕНЬКИЕ СЛАБОСТИ. Самый роскошный Opel назывался Admiral отнюдь не в честь командующего германским подводным флотом адмирала Деница. И тем более не в честь главнокомандующего Тихоокеанским флотом США адмирала Нимица. И тем не менее партийные лидеры, министры и военачальники Рейха не жаловали "Адмирал", боясь прослыть прислужниками иностранного капитала. Была, пожалуй, лишь одна категория подданных Третьего Рейха, которым прощались их маленькие слабости. "Нельзя всех подгонять под один стандарт, -- как-то заметил фюрер. -- Это следует делать хотя бы уже потому, что иначе мы лишим наших женщин удовольствия носить вещи иностранного производства".
       "Пусть хоть так... Эльза, принеси наконец плащ. Я поеду с вами. А на море, говорят, опять ветер".
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ
       
       АВТОМОБИЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕН НА СЪЕМКУ РИЖСКИМ МОТОР-МУЗЕЕМ, (10-371) 709-7170, МОДЕЛИ -- АГЕНТСТВОМ KLASS STUDIO, (10-371) 731-1027.
       
OPEL ADMIRAL CABRIOLETT 1938
       Количество дверей/мест 4/6
       Тип двигателя/привод карбюраторный, водяного охлаждения/задний
       Число/расположение цилиндров 6/рядно
       Мощность (л.с. при об./мин.) 75/3200
       Рабочий объем (куб. см) 3626
       Длина/ширина/высота (мм) 5265/1800/1710
       Максимальная скорость (км/ч) 132
       Разгон до 100 км/ч (сек.) 19
       Расход топлива (л/100 км) 18
       Цена нового автомобиля в 1938 году (рейхсмарки) 7000
       

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru