Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Восток - Запад


"В НАШ ДОМ ВХОДЯТ ЧЕРЕЗ ДВЕРЬ, А НЕ ЧЕРЕЗ СТЕНУ", -- ПЕЛИ ПОГРАНИЧНИКИ ГДР. ВЫХОДИЛИ ИЗ "ДОМА" КАК МОГЛИ. ДАЖЕ ПОД СИДЕНЬЕМ VOLKSWAGEN TRANSPORTER.


В 1961 году эта фотография обошла практически все западные газеты -- девятнадцатилетний сержант Народной армии ГДР перепрыгивает через проволочные заграждения, на месте которых вскоре вырастет Берлинская стена.

Когда Конрад Шуманн незаметно пробовал пригнуть проволоку, его намерения заметили западноберлинские полицейские: они подогнали свой микроавтобус к границе и распахнули дверцы. Шуманну повезло -- его побег сопровождался клацаньем затвора фотокамеры, а не автомата Калашникова.
МИКРОБУС. Разумеется, микроавтобусы -- ровесники Берлинской стены -- изобрели не для побегов из "социалистического рая", а для задач более прозаичных.
Еще в экономные 30-е годы автопроизводители задумались: на чем перевозить семь-девять пассажиров? В легковой автомобиль они не поместятся, на автобусе -- нерентабельно. Так называемые "коммерческие лимузины", отличавшиеся от представительских простой отделкой и скромным оборудованием, все равно были неповоротливы и слишком дороги... К концу десятилетия конструкторы многих стран начали использовать для обычных автобусов так называемую вагонную компоновку, позволявшую создать вместительную, маневренную и компактную машину, похожую на трамвайный вагон без переднего капота: двигатель находился под полом кузова в задней его части, и в салоне не пахло ни топливом, ни выхлопными газами. А в послевоенные годы появился совершенно новый вид транспорта -- микробус, рассчитанный на перевозку 6--12 пассажиров. К середине 60-х мировой парк микроавтобусов достиг уже нескольких миллионов машин самых разных марок, однако первым и самым популярным стал Volkswagen Transporter.
ПОД ШЛАГБАУМ. В ГДР к тому времени был уже свой "народный автомобиль" -- Trabant, ставший впоследствии таким же символом Восточной Германии, как Берлинская стена. Почти за тридцать лет существования последней ее пытались штурмовать самыми разными способами: рыли подкопы, перелетали на воздушном шаре... Побеги с помощью автомобилей -- отдельная страница ее печальной истории.
Только за первый год существования стены погранслужбой ГДР было зафиксировано 14 попыток прорваться на Запад с помощью грузовиков. Заграждения таранили автобусами, бронетранспортерами и даже катками для укладки асфальта. Случались побеги, в подлинность которых сегодня верится с трудом. Двое жителей Восточного Берлина раздобыли форму офицеров Советской Армии, угнали советский же военный грузовик и миновали КПП, кивнув взявшим под козырек гэдээровским пограничникам. А один житель Западного Берлина вывез свою "восточную" подружку на небольшом спортивном родстере -- сняв крышу и демонтировав стекло, он пронесся на скорости под всеми шлагбаумами. Другой западноберлинец -- Георг Эрст -- выпотрошил пассажирское сиденье своего автомобиля от пружин и набивки, куда и спряталась, сев по-турецки, его гэдээровская жена Лиана -- благо была она скромной комплекции. Георг накрыл сиденье меховой накидкой, вручил жене ножик -- не для самообороны, а чтобы проковырять дырочки для воздуха. В таком скрюченном состоянии женщина провела почти час, но наградой ей была свобода.


БОЛЬШОЙ ЖУК. Прототип "Транспортера" был разработан инженером Альфредом Неснером и базировался на агрегатах знаменитого "Жука", известного под именем KDF еще в 1938 году. В 1949 г. из ворот опытных мастерских выехали один пассажирский "бус", шесть "кастенвагенов" -- фургонов, и один "притшенваген" -- грузовичок с одинарной кабиной. А через пять лет годовой выпуск "Транспортеров", или, как их еще ласково называли, "Булли", уже перевалил стотысячный рубеж.
Стандартный двигатель от "Битла" рабочим объемом 1,2 л и мощностью 25 л.с. устанавливался в задней части несущего шасси-основания по той же схеме, что и на "Жуке", только само шасси было построено из более прочных металлических профилей. Подвеска -- тоже "жучиная". Фары, панель приборов, рулевое колесо -- от него же. Силовой агрегат размещался под полом в задней части, поэтому сам пол получился ровным, без карданного тоннеля, что облегчило погрузку, выгрузку и размещение багажа.
Надежная, относительно быстроходная и удобная машина быстро завоевала сначала немецкий и европейский рынки, а потом и Новый Свет. Помимо стандартных, появились десятки самых разных модификаций популярной машины. VW Transporter использовался и как "скорая помощь", и как пожарный автомобиль: на кузов устанавливалась лестница, достававшая до третьего этажа, и мощный насос фирмы Magirus. Служили "Транспортеры" и в полиции. Передвижные трапы аэропортов в 50-е и 60-е годы монтировались исключительно на шасси VW Transporter. Бундесвер оборудовал в микробусах из Вольфсбурга передвижные штабы, ставил на них прожекторные установки или специальные приспособления для рытья окопов.


ГАММА-ЛУЧИ. На Востоке рыли свои окопы. Система охраны стены постоянно совершенствовалась: к уже существующим бетонным заграждениям, пулеметным вышкам и собакам постоянно добавлялись все новые хитрые самострелы, мины-ловушки...
Есть сведения, что с 1979 года все пункты пограничных переходов ГДР оборудовались лучевыми пушками. Гамма-лучи пронизывали кузова автомобилей, дабы высветить на мониторах, перед которыми сидели сотрудники штази, восточной госбезопасности, всех, кто мог спрятаться в багажниках легковушек или между грузами в более серьезном транспорте. Источником излучения служил цезий 137, по-товарищески предоставленный СССР. Десять лет сотни тысяч граждан самых разных стран даже не подозревали, что, побывав в ГДР, они подвергали себя и своих детей смертельной опасности.
СЕНО И ОДЕЯЛА. Самым большим спросом VW Transporter пользовался именно у желающих автономно путешествовать по белу свету -- на основе микробуса монтировались самые разные домики на колесах. Многие иностранцы, прилетавшие в ту же Германию из Америки, Азии или Австралии, брали "Булли-кэмпер" напрокат, самостоятельно посещали все интересные им европейские достопримечательности и возвращали машину в аэропорту того города, откуда у них был билет домой. Стоимость месячного проката "Транспортера-дачи" в 1966 году составляла DM 200-300.


Охотно покупали кэмперы и в личную собственность. Гамма оборудования таких машин была внушительной -- от пустого фургона, который покупатель мог напичкать всем необходимым самостоятельно, до роскошных самоходных вилл от таких мастеров туристического транспорта, как Wohnmobil, Karmann или Westfalia. Последняя фирма, например, предлагала Club Jocker -- "домик", оснащенный всем необходимым для комфортного путешествия: от газовой плиты до душа и туалета.
Доступен был "Булли" и публике попроще. Американская молодежь охотно покупала отбегавшие свое "Транспортеры" на стоянках подержанных автомобилей всего за $150--300 и самостоятельно их восстанавливала. Несколько студенток из Калифорнии объехали вокруг света на VW, в кузове которого вместо сидений было навалено сено, прикрытое одеялами. Недаром немецкий автомобиль получил за океаном прозвище "хиппи-бус".
БЕЗ ОДЕЖДЫ. В Западной Германии помощь в побеге из ГДР была своего рода бизнесом. Вывозом беженцев на собственных автомобилях промышляли многие западные немцы, в том числе и дипломаты. Финансовое законодательство освобождало бюргеров ФРГ от уплаты налогов с суммы, потраченной на организацию побега. Плюс за сам побег несчастные "осси" должны были выложить добрым "весси" DM 10-15 тыс. -- сумму, для любого восточного немца просто огромную, половину из которой нужно было уплатить вперед.
К слову, иметь западные марки жителям ГДР было разрешено только с февраля 1974 года. В магазинах сети Intershop на валюту можно было купить западную радиотехнику, одежду и прочие товары, отсутствовавшие на прилавках даже самых роскошных гэдээровских магазинов типа "Эксквизит" и "Деликат". Те же, кто не мог заработать валюту или приобрести дойчемарки по нелегальному курсу 1:5, довольствовались одеждой из Jugendmode, стирали ее порошком Spee, а сами купались в пене от жидкости для ванны Badesan. Что касается хиппи, то Союз свободной немецкой молодежи ГДР этот социум не приветствовал, зато в стране процветало довольно странное для социалистического лагеря движение FKK -- "культура свободного тела": тысячи восточных немцев загорали на пляже голышом.


САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ. VW Transporter непрерывно совершенствовался. В 1963 году он получил новый движок мощностью 42 л.с. Этих сил вполне хватало для того, чтобы разогнать микробус, весивший с пассажирами 1800 кг, до 90 км/ч, расходуя при этом всего 10,5 л топлива на сотню. Росла и стоимость машины: если в 1950 году VW Transporter обходился немецкому покупателю в DM 5850, то в 1967 году цена тянула уже на DM 8940. Впрочем, это обстоятельство никого не смущало -- автомобиль окупался очень быстро.
В августе 1967 года на автосалоне грузовиков и автобусов во Франкфурте-на-Майне дебютировало новое поколение VW Transporter. Машина при сохраненной компоновке выглядела совершенно иной. Во-первых, появилось панорамное стекло вместо двух V-образных половинок; опускающиеся стекла боковых передних дверей вместо сдвигающихся, а также хромированная эмблема. Как всегда, сзади был установлен двигатель VW 1500 мощностью 47 л.с. Плюс четырехскоростная, полностью синхронизированная КПП. В 1972 году Transporter увеличил мощность до 50 л.с. и получил "волшебные" бамперы, уходящие при столкновении вовнутрь, оставляя кузов нетронутым, если авария произошла на скорости до 30 км/ч.
Рекламный девиз, сопровождавший "Транспортеры" второго поколения, звучал так: "Самый надежный рабочий автомобиль в мире". И это было чистой правдой. Когда VW Transporter только пошел в производство, ему пришлось отвоевывать свое место на рынке у таких могучих конкурентов, как Goliath и Faun, потом были Ford Transit и Mercedes 206L. Но все они не могли соперничать с изделиями из Вольфсбурга ни по своим техническим параметрам, ни по тиражу.
Главными недостатками "Фольксвагена Транспортера" считались шумность двигателя, если машина перегружена, и весьма скромная динамика. Хотя последнее вряд ли можно считать минусом -- люди, осматривающие достопримечательности, как правило, никуда не торопятся.
МУЗЕЙ ПОДПОЛЬЯ. Одна из достопримечательностей сегодняшней столицы Германии -- дом возле бывшего Checkpoint Charley, пожалуй, самого знаменитого КПП у Берлинской стены. В одном зале музея -- крошечная BMW Isetta, хозяин которой когда-то сдвинул чуть в сторону мотор, чтобы спрятать под полом беглеца. В другом -- Volkswagen Transporter, на котором одному австрийцу сначала удалось вывезти в Западный Берлин свою невесту и ее мать, а потом еще 18 человек. "Булли" дарил людям не только свободу передвижения, но и передвижение на свободу.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ИГОРЬ ТИМОФЕЕВ

VOLKSWAGEN TRANSPORTER 1971


Длина/ширина/высота 4420/1785/1940
Тип двигателя/расположение/привод карбюраторный, водяного охлаждения/сзади/задний
Число цилиндров 4
Рабочий объем (куб. см) 1584
Мощность (л.с. при об./мин.) 50 при 4000
Максимальная скорость 110 км/ч
Средний расход топлива (л/100 км) 11,8



На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru