Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Скандинавская штучка


ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО СКАНДИНАВИИ НА ГЕРМАНСКОЙ ИЛИ АМЕРИКАНСКОЙ МАШИНЕ -- ВСЕ РАВНО ОТПРАВИТЬСЯ ВО ВЛАДИВОСТОК ИЛИ ХАБАРОВСК НА "ТАВРИИ". ПРИ ВСЕЙ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ ШВЕДОВ ЗА "СВОЕГО" МОЖНО СОЙТИ ТОЛЬКО НА МЕСТНОЙ МАШИНЕ.


Столичный район Оккала -- вотчина таксистов. Здесь по выходным у каждого дома по несколько такси. Водители -- люди сугубо нешведской внешности, как и их жены и дети. Черная волна иммиграции обрушилась на спокойный город несколько лет назад. Лучше бы они в свое время русских побольше пускали, во всяком случае не портил бы никто генофонд и стены метровагонов. Образованные, неприхотливые, истерзанные советской властью шведские русские были бы просто зайчиками. Не захотели -- получите наших тюркских друзей.

БИРЮЛЕВО-СТОКГОЛЬМ. Один мой друг -- специалист по Швеции -- сказал: "Все будут думать, что ты на "Саабе" из местного Бирюлева". Действительно, Saab 9-5 Aero Wagon мы получили в SAAB Ana в районе Оккала у дилера, который заодно торгует Opel. В субботу в торговых залах почти никого не было.
Молодой человек приятной наружности дал ключи с неработающим брелоком ДУ (надеюсь, по причине севших батареек). На вопрос, а как насчет документов на случай встречи с полицией, юноша ответил, что распечатки с текстом e-mail из "Дженерал Моторз Россия" будет вполне достаточно.
Любопытно, решили мы, вот бы посмотреть на рожи наших гаишников, которым вместо техпаспорта и доверенности дали бы сложенный листок с "мылом". И поехали. Тут же выяснилось, что бак пустой. Кстати, это проблема для русских ездоков без пластиковых карт -- все больше и больше автоматических заправок. Приехал, сунул карту, набрал пин-код, залился и отъехал. Это придется иметь в виду во время долгих переездов.
Внутри 9-5 Aero Wagon очень сильно напоминает своих предшественников, в частности "9000-й", с которыми меня лично связывали годы пылкой и горестной любви (один разбил я сам, другой -- некто адвокат Павлов). Во всяком случае, руки былого "саабовладельца" помнят все: свет, брызги, дворники, климат, экономайзер. Последнее -- приятное свойство Saab, абсолютно бессмысленное в стране с дешевым и плохим топливом и важное в государстве, где литр бензина стоит один евро, а вы собираетесь проехаться с ветерком от Стокгольма до Копенгагена и обратно.
БЕНЗОНАДДУВ. Когда мы стартовали, датчик расхода топлива показывал 9,7 литра на 100. На свободе трассы Е4--Юг, где ограничение по скорости -- 110 км/ч, пробуем, как работает турбина. Машина легко набирает 140 и 160, но только украдкой, на очень короткое время. Во-первых, штрафы здесь неприятно большие, а во-вторых, пресловутая неминуемость наказания держит так называемого цивилизованного человека на коротком поводке. К тому же южное направление трассы оказывается просто забито машинами -- люди едут в свои коттеджи и просто в места отдыха купаться в чистых озерах, удить рыбу и пить пиво Spendrup или, на крайняк, Pripps. Falcon можно не пить. Разгон турбины, столь очевидный на "саабовской" приборной доске, дает потрясающую динамику хода, а заодно и расхода. Так что на второй день путешествия уже приходит мысль о том, что надо бы ехать на круиз-контроле. Он расположен так, что его почти не видно из-за баранки. Не то что на "9000-м". От Содерталье идем по деревенским дорогам на Кристинеберг. Просто нам надо заехать к приятелю, у которого на озере дом для отдыха. Заодно и искупаться в такой не по-осеннему жаркий день. Сидя на его личном причале, закусывая мясом северного оленя, повспоминали, как мы жили на Камчатке. А также почему там так трудно жить в отличие, скажем, от пригородов Стокгольма. Похоже, все дело в дорогах.
Но нельзя же через несколько часов дороги останавливаться на отдых -- впереди вся центральная и южная Швеция. А значит -- целый мир, меняющийся с каждым десятком километров.
ДЕРЕВЕНЩИНА ПО-ШВЕДСКИ. "Не думаю, что у вас будут проблемы с гостиницами по дороге, -- проводил нас напутствием гостеприимный хозяин. -- Здесь нет откровенно плохих гостиниц, встречаются просто непримечательные". Мы держим путь на университетский город Эребро (буквально -- "Мост за одну монетку эре"), где посреди всего сити стоит огромный замок с фирменными шведскими толстыми башнями, окруженный рвом с водой и утками. В замке -- культурное учреждение. С момента прошлого моего приезда сюда резко увеличилось количество китайских ресторанов, которые, как правило, расположены в очень недешевой недвижимости. Как китайцы в таких количествах попадают во все богатые и развитые страны, куда русский человек с трудом добивается даже туристической визы, мне совершенно непонятно. Но они еще попрыгают, умники, вырывшие своим демократиям путь в азиатские могилы. Но перед нами, как перед западными демократиями, лежат два пути. Один -- по Е20, в сторону озера Вонерн. Другой -- по 50-й дороге, в сторону озера Ваттерн через Мотала и Вадстену. Причем в Вадстене стоит один из самых красивых отелей в Европе -- в бывшем смешанном монастыре Ордена Святой Бригитты. Он так и называется -- "Монастырский отель Вадстена". Здесь все пропитано духом королевской истории. В первую очередь -- роскошный замок, вокруг которого концентрируются рестораны. Здесь, в маленьком городе, вас найдут девушки с рецепции, чтобы сообщить, что ваш отель на ночь закрывается в 9 часов. А "Монастырский отель" входит в ассоциацию Countryside Hotels, которая включает в себя уютные, исторические и просто прекрасные места для проживания в отдаленных от столиц местах.
Вообще, отдаленность от столицы в Швеции почти ничего не значит. Если вы, конечно, не живете на западном побережье озера Вонерн в городе, который теперь весь мир знает под названием Fucking Amal. Местные жители наверняка очень благодарны режиссеру Лукасу Мудиссону и хотели бы с ним познакомиться поближе.
Но подростки, показанные в фильме (который у нас назывался "Покажи мне любовь"), во всем мире одинаковы и, независимо от географии, считают, что они живут в натуральной дыре и что надо с проклятиями уезжать отсюда, из гребаного Омоля, на фиг в Стокгольм (варианты: Москва, Париж, Лондон, Рим, Нью-Йорк, Токио, Гамбург).
Впрочем, если вы будете смотреть из замка Лако, что стоит на восточном берегу озера, то даже в бинокль не увидите Омоля, потому как даже поперек это озеро больше пятидесяти километров, а в длину -- почти двести. Из замка Лако по дороге номер 20 можно отправиться до города Гетеборг -- настоящей столицы южной Швеции. Говорят, что именно этот город ведет вечный спор со Стокгольмом на манер Питер-Москва.
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВАГОН. Если взять чуть западней по 44-й, можно попасть прямо в столицу "Саабов" -- город Тролльхаттан. Но в этот раз мы туда не едем. Мы едем в Гетеборг, город портовый и промышленный. Местные газеты печатают новости про албанскую мафию, которая пустила здесь свои корни. Что-то не попадается нам пока мафия. Остановиться здесь можно в шести отелях сети Scandic, которые предлагают достаточно высокое стандартное обслуживание, а можно в отелях, полных шарма, вроде St Jorgens Hotel (www.st-jorgen.nu).
Круиз-контроль и дороги, на которых уже нет никаких столпотворений, позволяют достичь расхода топлива сначала 9, потом 8,7 литра на 100 км. На холмах круиз-контроль разгоняет турбину, но делает это аккуратно. Вся система работает слаженно, и при езде больше ста километров подряд без выключений круиз-контроля становится ясно, что ножной контроль газа -- это грубое и весьма расходное занятие. Стрелка бака просто замирает, в то время как гонки на турбине выкидывают ваши деньги просто в выхлопную трубу.
Wagon -- очень удобная комплектация для SAAB. С одной стороны, хэтчбек не портит конфигурацию, не превращает его в банальный семейный "сарай" (хотя что плохого в семейных "сараях"?), с другой -- вместительный багажник внутри и багажник на крыше делают эту машину удобной для путешествий. Это, конечно, не SUV хотя бы по причине низкого бампера, который в зимнее время в Москве становится сущим проклятием. Я лично ободрал о нечищенные парапеты пластиковые бамперы своих "9000-х" раза три. И это неприятно. На нашем шведском SAAB еще стояла и низкопрофильная резина, которая ни разу не показалась неуместной. Но это говорит в первую очередь о качестве дорог.
ПРИ ЧЕМ ТУТ ШЕКСПИР. Из Гетеборга можно отправиться паромом в Данию, и этот путь займет около трех часов. Уж лучше потратить это время на поездку вдоль юго-западного побережья страны. Или прогнать по трассе Е6 до Хельсинборга. Попадая в этот регион, вы должны проникнуться величием местной истории -- когда великие датские короли пытались подчинить себе благодатную землю южной Швеции, а шведские великие короли всячески выражали свое несогласие. Правда, сам Хельсинборг почти весь подчинен идее обслуживания паромной линии до Хельсинора (у Шекспира -- Эльсинор) в Дании.
В преподавании школьной литературы есть большой пробел -- учителя, как правило, не знают, что замок Эльсинор, который имел в виду Уильям наш Шекспир, описывая жизнь Гамлета -- принца датского, это реальный замок Кронборг в городе Хельсинор. И все его выдающееся величие заключалось в том, что он мог облагать данью проходящие в проливе между Данией и Швецией суда. И в него можно при желании съездить. Но когда мы учились, эти знания (насчет куда-то поехать за границу) были абсолютно лишними, а вместе с интересом улетало и внимание к тексту классика. И еще этот фильм ужасный со Смоктуновским, весь снятый в каком-то подвале. И паром местный, как вы понимаете, носит название "Гамлет". Хорошо, что не "Офелия", которая, будучи безумной, как вы помните, утопилась.
ПО МОРЮ НА КОЛЕСАХ. Развязки, которые позволяют вам въехать на площадь для загрузки паромов, сделаны очень грамотно и убраны с глаз обычного туриста, так что остается только наслаждаться архитектурой. Один совет: когда соберетесь на паром с машиной, следуйте строго по знакам, какими бы нелогичными они вам ни казались.
Паромная переправа для машины с двумя пассажирами -- около 20 евро. Но платить вам придется в шведских кронах. Напомнить нелишне, что, в отличие от Финляндии, Швеция и Дания не вошли в зону действия евровалюты. И вы напаритесь с этими бесконечными обменами, как в те далекие годы, когда Европа была раздробленной.
На пароме есть обменный пункт, и стояние в очереди как раз займет у вас все время в пути (20 минут). Потом будет ровно одна минута, чтобы насладиться видом замка Кронборг, где витает тень отца Гамлета. Замок -- один из самых величественных и красивых в мире. И стоит он дерзко и вызывающе. Это стоит путешествия.
Но следующий дворец -- во Фреденсборге -- тоже привлечет ваше внимание. Мало того что он стоит на озере посреди города, он имеет еще и потрясающе ухоженный парк. Знаки в Дании несколько отличаются от шведских и наших. Здесь запросто используют оранжевый цвет и всякие странные стрелки, если надо показать слияние дорог. Не позволяйте себе отвлекаться. Попав в Копенгаген, поймете, что такого количества очень плохих, старых и просто убитых тачек вы не видели даже в Москве. А уж отсутствие "Мерседесов" просто вопиющее. Зато -- огромное количество велосипедистов, которые за многие десятилетия спокойной жизни здесь просто обнаглели до предела. И считают себя сверхлюдьми с явным приоритетом над автомобилями и пешеходами. Велосипедные дорожки становятся все шире и шире, а вам придется при повороте смотреть не только на соседние машины и пешеходов, но и ждать, пока все велосипедисты проедут. Потому что они не пропускают ни вас, ни пешеходов. Этот кошмар закончится опять только в Швеции.
ПЯТЬ МИНУТ НА ГАИШНИКОВ. К шведскому Мальме еще ведет знаменитый мост, езда по которому -- удел крепких парней со стальными нервами. Или тупых идиотов, полностью лишенных эстетического чувства. Стоит только отвлечься на созерцание прекрасных архитектурных решений этого моста, как ты понимаешь возможные последствия падения с него. Очень высоко и очень красиво. Пролив называется Флинтреннан.
А мы идем дальше по трассе Е22 в сторону Кристианштада. По пути -- город Юстад, где по FM звучат польские радиостанции и на улицах отчетливо звучат визгливые голоса польских женщин, которые, как всегда, открыто недовольны чужим благополучием. Отсюда ходит паром в Польшу в Сивноусцье. В районе Юстада можно осмотреть замок Тостеруп (Tosterup). Хозяева замка (семья владеет им с позапрошлого века) имеют в собственности и 800 гектаров землицы, которыми управляют четыре человека с хорошим агропромышленным образованием.


На 22-й на уровне города Меррум нас "приняли" местные гаишники. Объяснение могло быть только одно -- на абсолютно пустой дороге мы просто напрашивались. Успокаивало, что две идущие за нами машины тоже были остановлены. Работали на дороге два полицейских с большим фургоном, в котором были все нужные приборы, мотоциклетные принадлежности и т.д. "У вас есть права?" Права были. Молчание. "Ну, журналисты мы, из Москвы. Пробуем "Сааб", полученный у дилера. Вот распечатка е-мейла". Уходит. Минуты четыре полицейскому хватает, чтобы вернуться. "До свидания".
Этих впечатлений хватит до Стокгольма, где в субботу у дилера Saab Ana Akkala было полно народа. Народ щупал новый Saab 9-5 Wagon, чья премьера в Швеции, похоже, только состоялась.
ТЕКСТ И ФОТО ИГОРЬ МАЛЬЦЕВ

ДОБРАТЬСЯ. Поезд N32 "Лев Толстой" уходит с Ленинградского вокзала в 22.40. Купе на двоих по маршруту Москва--Хельсинки и обратно обойдется вам в 500 долларов. Днем вы уже в Хельсинки. Паром Viking Line уходит в Стокгольм в 17.30.

ЗАПЛАТИТЬ. При пересечении такого количества границ стран Шенгенской зоны не надо расслабляться -- вы можете оказаться в Стокгольме без крон шведских, а в Дании -- без датских. Кроны вам понадобятся практически сразу -- плата за дорогу и бензин. Лучше всего иметь пластиковую карту любого банка и тогда не надо будет менять спешно в отеле по дурацкому курсу.

АРЕНДОВАТЬ МАШИНУ. Если вам не посчастливилось получить машину по рекомендации московского бюро GM Russia (как в нашем случае), то рекомендуем вам рент-э-кар контору Europcar, которая представлена в каждом городе, к тому же здесь дешевле, чем, например, в Hertz. За машину класса Volvo придется заплатить $60--70 в сутки. Не подписывайтесь на аренду в один конец, потому что вас все равно будут грузить доставкой назад, повышая цену.

ЗАПРАВИТЬСЯ. Топливо во всей Скандинавии -- доллар за литр (плюс-минус пара центов). Зато качественное везде.

НЕ УМЕРЕТЬ С ГОЛОДУ. Самая вкусная и здоровая пища -- в Швеции. Мясные шарики с картошкой и капустой. Можно не пить пива, но тогда обед без Spendrup будет уже не тот. Обед на двоих обойдется в 50 евро. Китайский ресторан, в отличие от России, обойдется гораздо дешевле. Но вас будет еще долго мучить изжога. Самая дорогая еда -- в Копенгагене. Так что к обеду в столице Дании надо хорошо подготовиться -- разузнать места. Зато обед в провинциальном замке в рыцарском зале обойдется во столько же, во сколько и в IKEA. Селедочка, правда, может показаться излишне пахучей для непривычных потребителей.
На главную страницу номера
© 2000-2020 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru