Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Одна девятая



ДВЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ ПЛЮС ИКС, ПОМНОЖЕННЫЙ НА ДРОБЬ. ТАКОВА ФОРМУЛА УСПЕХА FIAT X 1/9.



Порванные на коленках расклешенные джинсы, пестрые рубашки, массивные, как виноградная гроздь, бусы... Мода на одежду, макияж и прочие прически обязательно возвращается. Неужто и в автодизайне когда-то снова наступит пора рубленых форм, прямых линий и трогательных окантовок стекол, покрытых хромом?..
Будем честными: автодизайн 70-х годов прошлого столетия ассоциируется у нас исключительно с "нестареющими" изделиями российского автопрома и зарубежным автомобильным секонд-хэндом, пока не настолько древним, чтобы заслужить гордое имя "олдтаймер". А потому массовому автомобилю, созданному в то не слишком далекое время, трудно снискать приязнь подлинного эстета. Тем ценнее редкие исключения, которыми нас одарили дизайнеры и конструкторы тридцать лет назад.

ЖЕНУ И БЫКА. В самом начале 70-х тогда еще монстр мирового автомобилестроения концерн Fiat не только продолжал подсчитывать барыши, полученные от продажи Советскому Союзу технологии производства изделия под названием "Жигули". Лучшие умы автогиганта были брошены на создание спортивного автомобиля, доступного по цене и способного доставить владельцу не только радость от сэкономленных сумм, но и подлинное удовольствие от вождения.
Над проектом корпел легион экспертов по самым различным технологическим дисциплинам, проводились немыслимые по тем временам исследования и испытания, в том числе в области современных материалов и электроники, но, поскольку дело происходило в Италии -- исконной законодательнице всевозможных мод, главным человеком был дизайнер.


"Moglie e buoi dei paesi tuoi", -- говорят на Аппенинах. "Жену и быка не бери издалека". В Турине вопросы дизайна никогда не доверяли "варягам". Поскольку Джорджетто Джуджаро, подаривший миру Fiat 850 Spider -- успешное купе, на смену которому должна была прийти новая модель, -- уже трудился во славу фирмы Ghia, заказ разместили в не менее славном кузовном ателье Bertone.

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД. Фирма Bertone была основана еще в 1907 году, когда Джованни Бертоне, перебравшись в Турин, занялся ремонтом сельхозмашин и железнодорожных вагонов. В 1912 году это было уже кузовное ателье, разрабатывающее гоночные кузова для Fiat, SPA, Isotta-Fraschini и других солидных марок. В 1934 году на отцовское предприятие пришел работать Нуччио, сын основателя фирмы. Именно Бертоне-младший вывел ателье к тем рубежам известности и величия, которые оно займет в автомобилестроительном мире.
Созданная ателье Bertone в 1954 году Alfa Romeo Giulietta Sprint стала самой известной работой Нуччио, она разошлась в количестве 40 тыс. экземпляров. В это же время компания приобрела около 170 тыс. акров земли и начала в Грудлиаско строительство завода, на котором должна была производиться сборка легковых автомобилей, одетых кузовами Bertone. В начале семидесятых Бертоне создает такие шедевры, как Lancia Stratos, Maserati Khamsin, Ferrari Dino 308 GT и, конечно же, Lamborghini Urraco. Вот в какой солидной компании предстояло оказаться новому спортсмену от Fiat.


ИНДЕКС МАРЧЕЛЛО. Vai con i zoppi e impara a zoppicare -- еще одна итальянская мудрость, гласящая, что "пойдешь с хромым -- сам хромать будешь". Правильно и обратное -- альянс со столь успешными партнерами не мог обернуться провалом.
"Нарисовал" машину Марчелло Гандини. Это его руке принадлежат подчеркнуто клиновидная форма кузова, прячущиеся фары, спойлер, объединенный с облицовкой радиатора... Кстати, сам воздухозаборник спрятан под бампер и потому с высоты человеческого роста незаметен.
Сначала автомобиль должен был стать "спайдером", однако, не выдержав заокеанских требований безопасности -- США, как известно, всегда считались для большинства автопроизводителей самым главным рынком, -- пришлось стать "таргой": съемная крыша укладывалась под передний капот. Задняя часть кузова гарантировала водителю прекрасную обзорность, что у спортивной машины встретишь нечасто. А задние стойки заодно выполняли функцию дуги безопасности. Исключительно тщательная отделка салона, анатомические сиденья с подголовниками и панель приборов спортивного типа были целиком заслугой Bertone.
Автомобиль назвали Fiat X 1/9. Индекс, кстати, не имел ничего общего с "8 1/2" и прочей Dolce Vitae Феллини. "X" обозначал "экспериментальный", "1/9" указывала на то, что работа Гандини участвовала в конкурсе под проектными номерами как 1-я разработка и 9-я версия. Вот такая проза.


МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО. Fiat Х 1/9 дебютировал 26 ноября 1972 года. Двухместный автомобиль оснащался четырехцилиндровым рядным двигателем рабочим объемом 1290 куб. см, установленным поперечно в средней части автомобиля, за сиденьями водителя и пассажира. А как же иначе? Настоящий "спортсмен" не мог быть похож на "переднеприводный ширпотреб". Да и "классическая компоновка" -- с двигателем, расположенным спереди, и задними ведущими колесами, -- впервые предложенная Вильгельмом Майбахом в 1901 году, здесь тоже совершенно не годилась. Успех могло гарантировать только центральное расположение "движка", как у престижных скоростных машин. Недаром в США модель сразу окрестили Baby Ferrari. Пусть звучит это несколько пошло, но Fiat X 1/9 было чем гордиться.
Кузов автомобиля был не только красив для своего времени, но и отличался выдающейся аэродинамикой. Среднемоторная компоновка обеспечивала X 1/9 по-настоящему спортивную управляемость. Независимая подвеска всех четырех колес позволяла отменно держаться на дороге и контролировать автомобиль практически в любой ситуации. Вроде бы слабенький по количеству "лошадок" двигатель от Fiat 128 разгонял легкий автомобиль до 170 км/ч -- завидная характеристика для недорогого "спортсмена" с мотором от малолитражки. Дисковые тормоза на всех четырех колесах помогали X 1/9 эффективно останавливаться. В 1978 году на автомобиле появилась 5-скоростная коробка, из-за которой модификация получила название Five Speed, и двигатель от Fiat Ritmo -- мощнее на целых 10 л.с. Журнал Quattroporte тут же назвал Fiat X 1/9 "автомобилем, в котором техника соревнуется со стилем. Это действительно была золотая пора фирмы. А Fiat X 1/9 стал символом передовой технической мысли, примером непревзойденной рациональности и эффективности для настоящей спортивной машины. "Мы сделали Fiat X 1/9. И больше нам нечего добавить". Таков был слоган, с которым автомобиль предлагался на рынке.
Характерно, что список опций включал в себя только легкосплавные диски, тонированные боковые стекла и заднее стекло с подогревом.


НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Кузов угловатой формы с убирающимися фарами, разработанный Bertone, мгновенно стал классическим для небольших спортивных автомобилей и породил массу подражаний. Однако любая мода скоротечна. К 1980 году пик популярности Fiat X 1/9, как и успех его главных конкурентов VW Porsche 914 и Matra Bagira, пошел на убыль. Производство автомобиля целиком перенесли на предприятие Bertone, где X 1/9 выпускали аж до 1988 года.


Сегодня многие поклонники модели жалеют о том, что концерн Fiat был в свое время совершенно равнодушен к участию в спортивных состязаниях. Победы, которые мог бы одержать X 1/9, сделали бы его чуть ли не лучшей машиной XX века. И предпосылки к тому действительно были. В 1973 году были построены пять автомобилей с 200-сильными DOHC, однако дальше тестовых испытаний Abarth -- так назвали модификацию -- дело не пошло. Версия по имени Dallara развивала 190 л.с. при 9700 об./мин., что при массе автомобиля в 600 кг делало его идеальным для горных гонок, но альпийский серпантин так и не превратился в ленты от медалей. Впрочем, на долю Fiat X 1/9 и так хватило славы. И пусть говорят, что Tutte le strade portano a Roma -- "все дороги ведут в Рим". Начинаются они точно в Турине.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ГРИГОРИЙ МИТИН, ФОТО КОНСТАНТИН КОКОШКИН, МОДЕЛИ АГЕНТСТВО POINT



FIAT X 1/9 1978
Длина/ширина/высота 3970/1570/1180
Число/расположение цилиндров 4/рядно
Рабочий объем (куб. см) 1290
Мощность (л.с. при об./мин.) 74 при 6000
Максимальная скорость (км/ч) 170
Разгон до 100 км/ч (сек.) 11,7
Средний расход топлива (л/100 км) 7,7

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru