Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Вкус победы



БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО И СЛЕЗЫ РАДОСТИ МЕШАЛИСЬ В КУБКЕ, ИМЯ КОТОРОМУ DELAHAYE 135 COMPETITION COURT.


Разумеется, подобного рода автосмотрины могли придумать только французы. С 1898 года так называемые "Конкурсы Элегантности" были одним из любимых зрелищ парижан -- проводились они, как правило, в Булонском лесу и собирали немалое число зрителей. Участниками конкурса были просто красивые автомобили, красивые женщины и их мужчины. И главный приз присуждался не за лошадиные силы и резвое прохождение поворота, его получал элегантно одетый экипаж, показавший элегантный стиль вождения элегантного автомобиля. Победителем мог стать не только французский экипаж, но и участники, скажем, из Германии и даже США. Иногда в "Конкурсе Элегантности" побеждали совершенно обычные серийные машины. Например, Peugeot 203. Но это было скорее недоразумение. В середине 30-х прошлого столетия публика аплодировала другим автомобилям. "Так. Это у нас Delahaye c кузовом от Moyette", - господин косился в программку, от ветра прижатую к столику донышком Moet.

ЛОШАДИ И МУЛЫ. Здесь не только игра слов, до известного предела были созвучны и биографии марок. "Дом Моэт" был основан в 1743 году выходцем из древнего рода Шампани мсье Клодом. Механические мастерские Delahaye были известны уже в 1845 году, задолго до наступления автомобильной эры. Всемирная слава шампанского Moet & Chandon началась с альянса в 1832 году Виктора Моэта и его родственника Пьера Габриэля Шандона. Успех к автомобилям Delahaye пришел после объединения с другим французским автопроизводителем - фирмой Delage. Процветанию предприятия Moet & Chandon во многом способствовала популярность шампанского при дворе французских монархов. В конце 20-х один из принцев династии Бурбон пересек Сахару на полугусеничном Delahaye 104: Правда, знаменитый монах Дом Периньон едва ли одобрил такое явление, как автогонки. В своем труде по поводу транспортировки винограда он настоятельно рекомендовал использовать в этих целях не лошадей, а мулов как животных более спокойных.
Ставший впоследствии звездой гонок Delahaye Typ 135 впервые показали публике в октябре 1934 года на автомобильном салоне в Париже. Новый автомобиль предлагался в трех вариантах: Sport 18CV с двигателем мощностью 95 л.с. и одним карбюратором, Coup des Alpes 18CV мощностью 110 л.с. и уже с тремя карбюраторами, самой спортивной версией был Comptition 20CV, три карбюратора которого готовили рабочую смесь для 120-сильного двигателя. Все автомобили были построены выдающимся конструктором Жаном Франсуа.
После закрытия автосалона Delahaye 135 Comptition послали на гоночный трек Монтльери, где машина установила семь мировых и одиннадцать национальных французских рекордов. Через год Typ 135 становится широко известен как самый перспективный французский гоночный автомобиль.





РЕЦЕПТЫ. Шеф ни за что не расскажет вам о секретах купажа и лишь вежливо заметит, что дубовые бочки не годятся для ферментации настоящего шампанского, ибо богаты танином. Держать в секрете особенности конструкции автомобиля было просто невозможно.
В 1937 году Delahaye Typ 135 модифицировали. Главным новшеством шасси стала независимая передняя подвеска на поперечной полуэллиптической рессоре, а также фрикционные амортизаторы, подстраивающиеся под неровности трассы. Конструкция амортизатора такова, что его диски могут перемещаться один относительно другого и фиксироваться в таком положении, пока на них не поступит дополнительная нагрузка. Фрикционные амортизаторы отменно реагировали на неровности дороги, правда, сложность конструкции и самое главное -- плохая защищенность от грязи вынудили в дальнейшем от них отказаться.
Двигатель теперь имел объем в три с половиной литра и развивал 148 л.с. Агрегатировался же он c полуавтоматической КПП фирмы Cotal, c электромагнитным приводом. В конце 30-х годов любой поклонник автогонок объяснил бы вам, что чем больше количество передач, тем выше динамические качества автомобиля. Оптимальной даже при самой грандиозной мощности автомобиля считалась пятиступенчатая коробка. Автоматические КПП с гидротрансформаторами на гоночных автомобилях никогда не использовались, ибо имели низкий КПД, а простота управления профессионалам была, разумеется, ни к чему. Однако на отдельных гоночных экземплярах того времени, как, например, Talbot или Maserati, появились планетарные преселективные КПП типа Wilson. Они хоть и весили больше, чем обычная "механика", но момент в гоночных условиях передавали весьма надежно. Поэтому Жан Франсуа решил оснастить Delahaye именно таким агрегатом.
Пятиступенчатые КПП Cotal позволяли менять передачу без предварительного нажатия сцепления и отличались необычной малошумностью и прочностью. Все шестерни имели шевронные, как на эмблеме Citroen, зубцы. Обычная "кочерга" нужна была только для старта, передачи же переключались рычажком на рулевой колонке, который управлял двумя парами шестерен постоянного зацепления на вспомогательном валу и целым рядом храповых дисков. При движении автомобиля под уклон шофер отпускал педаль акселератора и ставил рычажок переключения в нейтральное положение. В этот момент и происходило включение следующей передачи. Шофер продолжал отклонять рычаг вправо, от чего муфта входила в зацепление с храповиками шестерней. Пока скорость вращения коленвала и связанного с ним главного вала коробки превышает скорость вращения ведомого вала, сцепления между дисками не происходит. Как только скорости сравняются, зубцы храповых дисков соприкоснутся, и произойдет сцепление.


CHERCHEZ LA FEMME. Если на набережной Сен Мишель, где разложили свои лотки букинисты, вам вдруг попадется какой-нибудь французский журнал конца 30-х, вы почти наверняка не обнаружите в нем рекламы автомобилей Delahaye. Руководство фирмы справедливо полагало, что лучшим продвижением ее товара станут спортивные победы.
Например, в 1934 году только и судачили, что о мадам Люси Шелл. Эта новая амазонка на большом спортивном кабриолете Delahaye 135 заняла восьмое место в ралли Париж--Ницца. Следующий год стал для нее еще более удачным, потому что Люси приняла участие в труднейшем ралли Монте-Карло и пришла третьей, обойдя многих усатых господ, в том числе и Марселя Монжина на его 135 Sport. В 1936 году, собравшись с силами, мадам Шелл приехала в Монте-Карло второй, а на следующий год стала победительницей ралли.
И это была лишь небольшая толика побед. В 1935 году на гонках в Ле Мане команда Delahaye заняла второе, третье, четвертое, шестое, седьмое и десятое места. Спустя год гоночные Delahaye 135 одерживают восемь побед в гонках такого же класса в бельгийском Спа, выигрывают Большой Приз Марселя плюс занимают второе место в гонке на Большой Приз Автомобильного клуба Франции. В следующем, 1937 году, гоночный Delahaye 135 одерживают еще пять побед, в том числе в 12-часовой гонке в Доннингтоне...
Но соревноваться с могучей тевтонской техникой в конце 30-х становилось все труднее и труднее. Компания Moet в свое время умела идти на компромисс и добавляла в некоторые сорта сахар, дабы сгладить кисловатый привкус, обязательный для шампанского, но все еще непривычный для многих. Их земляки из компании Delahaye были упрямы.
Составляя регламент на 1938 год, организаторы гонок на Большой Приз пытались уравнять шансы компрессорных и безнаддувных автомобилей. Первые могли иметь 3-литровый рабочий объем, вторые - в полтора раза больший. Большинство -- Mercedes-Benz, Auto Union, Bugatti, Maserati, Alfa Romeo -- выбрали моторы с нагнетателями. И только французы - Talbot и Delahaye - остались верны атмосферным двигателям. То, что знаменитый Рене Дрейфус на Delahaye выиграл самые первые гонки 1938 года - Gran Prix de Pau, было скорее свидетельством его мастерства и стечением обстоятельств, чем успехом техники Delahaye, чьи двигатели по сути были всего лишь модификациями силовых агрегатов, которыми оснащаются грузовики и пожарные автомобили этой марки.



БРЫЗГИ И ПЕНА. Традиция поливать друг друга шампанским на гоночном подиуме родилась только в 1966 году, когда фирма Delahaye уже двенадцать лет как была проглочена компанией Hotchkiss и перестала существовать как марка. На 24-часовых гонках в Ле Мане два первых места тогда заняли автомобили Ford, и сам Генри Форд II поднялся на пьедестал, чтобы налить в кубки победителей игристый напиток. Неожиданно одна из огромных бутылок выстрелила, и прежде чем стоявшие поблизости вымокли, публика увидела над подиумом радугу. Все восприняли произошедшее как знамение Господне, и бутылки с черными бантами стали обязательным атрибутом церемонии награждения.
В 30-е же годы гонщики, разумеется, предпочитали пить, а не лить. Говорят, что знаменитые Bentley Boys, отправляясь на гонки, могли забыть что-то из запчастей, но несколько ящиков шампанского - никогда. Особым пристрастием к марочному продукту Moet славился знаменитый "летучий мантуец" Тацио Нуволари, побеждавший сначала за Alfa Romeo, а потом за Auto Union. А Робу Уолкеру, по его словам, именно шампанское помогло занять почетное восьмое место в Ле Мане, где он выступал на автомобиле марки Delahaye. За два часа до финиша ему приказали заехать в боксы, где механики совершенно неожиданно влили в него стакан шипящего напитка. "Видимо, им стало стыдно, что остальное они выдули без меня", - вспоминал Роб.
Королевской фаворитке маркизе де Помпадур приписывают слова: "Шампанское - единственное вино, выпив которое, женщина не теряет своей красоты". Поднеся к губам бокал, мы бы ответили выдающейся даме: "Кроме вас, мадемуазель, только гоночный автомобиль может заставить мужчину потерять голову".

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ВАЛЕРИЙ КУЗНЕЦОВ

DELAHAYE 135 COMPETITION COURT


Длина/ширина/высота 5600/1950/1400
Тип двигателя/число/расположениецилиндров бензиновый/6/рядно
Мощность (л.с. при об./мин.) 160 при 4500--5000
Максимальная скорость (км/ч) 200


На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru