Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Билетная касса



Геннадий Громоковский имеет отношение ко всем, кто сел за руль за последние пятнадцать лет. Он -- один из авторов экзаменационных гаишных билетов, а кроме того, разработчик собственной методики преподавания правил. Почти все, что требуется знать начинающему водителю, он сформулировал в виде нескольких предложений, о чем рассказывает в своем учебном центре "Формас".
АВТОПИЛОТ": Как вы, гражданский человек, оказались вовлечены в учебно-экзаменационный процесс ГАИ?
ГРОМОКОВСКИЙ: Я инженер по двигателям внутреннего сгорания, закончил Бауманский институт. В конце семидесятых меня пригласили на работу в учебно-методический кабинет системы ВДОАМ (Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей -- Прим. ред.). У общества были сотни автошкол, и я курировал систему подготовки водителей. Уже в те годы я начал внедрять новые методики -- например, обучение скоростному рулению. Правда, от последнего со временем пришлось отказаться.
"АВТОПИЛОТ": Ученикам незачем быстро крутить руль?
ГРОМОКОВСКИЙ: В общем-то, да. Начинающим водителям не следует преподавать технологию быстрого руления: без опыта они начинают делать слишком резкие движения, не соизмеримые со скоростью машины. Сейчас в своем учебном центре мы знакомим учеников с базовыми элементами руления: правильным хватом, оптимальной техникой вращения. Скорость не нужна, у нас есть другие способы защитить новичка.
"АВТОПИЛОТ": Вы совершенствовали процесс подготовки советских автолюбителей. Не с вашей ли подачи все женщины СССР, вздумавшие получить права, были вынуждены изучать пробирки с эксплуатационными жидкостями и устройство газораспределительного механизма?
ГРОМОКОВСКИЙ: Мне приходилось участвовать в обсуждении концепции обучения, но утверждались программы ДОСААФ - полувоенной организацией. Если заметили, то вся методика обучения и сегодня рассчитана на людей, которые самостоятельно не могут заниматься -- только в классах, под присмотром, то есть на призывников. Что же касается изучения устройства машины, то общая установка была такой: в случае войны каждый гражданин, имеющий права, может быть востребован как водитель, а потому должен разбираться в технике. Это была идеология. Кстати, сегодня в утвержденных программах часы "теории" по устройству автомобиля сократились более чем в три раза при том же объеме материала, а всем учащимся предписано сдавать внутренний экзамен по устройству. Я же считаю, что автомобиль надо знать в объеме, достаточном для определения тех неисправностей, при которых эксплуатация машины запрещена.
"АВТОПИЛОТ": А как вас привлекли к разработке экзаменационных вопросов?
ГРОМОКОВСКИЙ: В середине восьмидесятых меня как методиста попросили высказать мнение по билетам, разработанным ГАИ. Но большинство моих замечаний учтено не было. В начале девяностых появилась компания "Рецепт-Холдинг". Она полностью взяла на себя процесс разработки билетов и обеспечение ими подразделений ГИБДД, а за это получила право на печать тиража. Меня пригласили в коллектив авторов.
"АВТОПИЛОТ": Вы многое изменили в билетах?
ГРОМОКОВСКИЙ: Немало. Я боролся с обилием проверяемых цифр. Зачем человеку помнить, какой штраф он должен заплатить за то или иное нарушение?! Много было некорректных вопросов. Представьте ситуацию: с одной стороны к перекрестку приближается автобус, с другой - велосипедист. Спрашивается, кто первым проедет?
"АВТОПИЛОТ": Велосипедисту лучше подождать...
ГРОМОКОВСКИЙ: Возможно, и так, хотя по правилам получалось, что уступить дорогу должен водитель автобуса. Но что значит уступить? Не создавать помех! Автобус, движущийся на высокой скорости, может проехать первым, если не создаст помехи велосипедисту. Так каким же тогда должен быть ответ?
В старых билетах часто встречались задачи, когда у перекрестка нарисовано четыре-пять машин и ставится вопрос: "Каким по счету проедет синий автомобиль?" Я объяснял учащимся, как решать такие задачи. Все у них получалось. Но только на бумаге. А на дороге они терялись. Я обратился к профессиональным водителям, у которых никаких проблем с проездом перекрестков не было. Представьте, половина из них экзаменационных задач решить не смогла! Когда билеты удалось поменять и ситуацию стали показывать с места водителя, а формулировку вопроса изменили: "Кому вы должны уступить дорогу?", все вроде встало на свои места.
"АВТОПИЛОТ": Это при вас число вопросов в билетах выросло с 10 до 20?
ГРОМОКОВСКИЙ: По указанию ГАИ. Анализ международной практики показал, что в других странах на экзамене дают от 20 до 50 вопросов. Где 50 -- вопросы простейшие: "что означает данный знак?" Где 20 - сложнее, типа наших.
"АВТОПИЛОТ": Откуда взялся такой милый вопрос: "Как влияет алкоголь на время реакции водителя -- уменьшает или увеличивает?" Он рассчитан на идиотов?
ГРОМОКОВСКИЙ: Вопросы должны быть по всем темам, а ничего умнее про алкоголь мы придумать не смогли. К тому же почти в каждой группе встречается человек, уверенный, что алкоголь делает употребляющего "ловчее". Хотя опасность малых доз алкоголя вовсе не в замедленной реакции, а в переоценке собственных сил. Был такой эксперимент. Группе водителей представили слайды и спросили: "Пошли бы вы в такой ситуации на обгон?" Треть сказали "да" -- их отсеяли. Остальным немного налили и потом показали похожие картинки. Половина уже согласилась обгонять!
"АВТОПИЛОТ": В билетах есть вопрос о том, как тормозить на льду. По-вашему, правильно -- не выжимая сцепления, прерывисто давя на тормоз. А на машинах с АБС это надо делать наоборот -- обе педали в пол!
ГРОМОКОВСКИЙ: Что ж, согласен, задачи со временем должны меняться. С нового года могут быть введены изменения в правилах. Вот тогда и появится возможность скорректировать билеты.
"АВТОПИЛОТ": Вас не смущает, что жизнь и ПДД не всегда соотносятся между собой?
ГРОМОКОВСКИЙ: Я даже делал анализ -- много ли дорожных ситуаций развивается по правилам? Вот 40 процентов -- строго по ПДД. 20 -- вне правил. Остальные 40 -- по взаимной договоренности. Недавно был в Австрии у друга. Он дал мне машину и сказал: "Будешь перестраиваться, просто включи поворотник и можешь не смотреть в зеркало, тебя пропустят". Там что, другие правила движения? Нет, они так же, как и наши, базируются на международной конвенции. Просто в Австрии другая культура вождения. Ты просишь поворотником пустить -- тебя пускают. Значит ли это, что правила не нужны? Нет, конечно. Нарушитель в случае аварии будет признан виновным. Но одних правил недостаточно, чтобы спокойно чувствовать себя на дороге. Я никогда не ставил заучивание ПДД во главу угла, я искал другие методические решения. И понял, что большинство положений правил можно сформулировать в виде обобщенных понятий. Я их называю опорными сигналами. Вы слышали про метод Шаталова? Он позволяет с помощью одного утверждения, опорного сигнала, находить решение многих вопросов. Например, опорный сигнал "Вы хозяин своей полосы". Вот ситуация. Перед учебной машиной водитель резко снижает скорость. Ученик, не посмотрев в зеркало, шарахается в соседний ряд и едва не бьет соседний автомобиль. Если инструктор в этот момент зачитает пункт правил о том, что "при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения", то ученик не поймет ни слова. А если инструктор скажет так: "Дорогой друг, вспомни, кто хозяин соседней полосы?", то ситуация становится очевидной.
"АВТОПИЛОТ": И много у вас таких обобщений?
ГРОМОКОВСКИЙ: Достаточно. "Сплошная запрещает то, что пунктирная разрешает". Желтая пунктирная разрешает остановку, сплошная -- запрещает. Белую пунктирную можно пересекать, сплошную -- нет.
"АВТОПИЛОТ": В билетах есть такая ситуация. Сплошная белая отделяет проезжую часть от обочины, и спрашивается, можно ли пересечь эту линию...
ГРОМОКОВСКИЙ: Нет правил без исключений. В данном случае можно: линия просто отделяет проезжую часть от обочины. Но вы, скорее всего, не знаете более интересной вещи. По правилам можно выехать через сплошную на обочину, а вот вернуться обратно -- нет. Такого права не дано, забыли написать! Так что, слепо следуя ПДД, вы останетесь на обочине вечно, потому что езда по ней запрещена. Неточности из правил постепенно убирают, важно помнить основу. Я объединил важнейшие положения. Вот, например, "принцип веера": на перекрестке прямо можно ехать по любой полосе, поворачивать налево - только с левой, направо - только с правой, если об ином не говорят знаки. Или такой постулат: "При любом повороте пропусти пешехода".
"АВТОПИЛОТ": Даже если ему горит красный?
ГРОМОКОВСКИЙ: Важно психологически быть готовым пропустить пешехода. Если регулировщик разрешил вам поворот, пешеход тоже не имеет права переходить проезжую часть, но об этом он может и не знать.
"АВТОПИЛОТ": Сигналов регулировщика, похоже, никто не помнит, от того они и показывают все не так, как записано в правилах, а "на пальцах"...
ГРОМОКОВСКИЙ: Это называется "дополнительными жестами". Они нужны тем, кто не знаком с опорным сигналом "из рукава в рукав". Он звучит так: регулировщик разрешает движение трамваю только "из рукава в рукав", а безрельсовым транспортным средствам -- еще и вправо от этих основных направлений. Я сформулировал опорные сигналы и по основам безопасности движения. Так, например, опорные сигналы "не видишь -- опасайся" или "преимущество не дает безоглядного права на движение" позволят вам избежать аварийных ситуаций. Ведь опасность может появиться из той зоны, которую вы не просматриваете или откуда не видно вас. А вы помните, какую надо держать дистанцию?
"АВТОПИЛОТ": Делим скорость на два -- получаем дистанцию в метрах. Правильно?
ГРОМОКОВСКИЙ: Этот способ имеет недостаток: определить на глаз расстояние непросто. В свое время ко мне на занятия попал один летчик. Он сказал: "Не понимаю водителей: скорость, расстояние, поделить, умножить... Есть один критерий -- время". Я задумался. И понял, что безопасная дистанция должна измеряться в секундах. В двух секундах. Подтверждение этому я впоследствии нашел в зарубежной литературе: канадской, французской, американской.
"АВТОПИЛОТ": Непонятно, как тут связаны время и расстояние? И откуда взялись две секунды?
ГРОМОКОВСКИЙ: Какое время реакции водителя? Не знаете? Вас должны были этому учить. От 0,5 до 1,5 секунды. Вы могли отвлечься или долго решать: тормозить или объезжать. Берем по максимуму. Плюс время срабатывания тормозов. Пускай вы на современной машине, но у грузовика впереди стоп-сигналы включаются не сразу. Добавляем еще полсекунды. Итого две. Умеете считать секундами? Впереди едет машина. Поравнялась она со столбом, стоп-линией -- любым другим ориентиром -- считайте, пока сами не доедете до этой точки. "Одна тысяча один, одна тысяча два". Такая методика позволяет неопытному водителю быстро найти безопасную дистанцию вне зависимости от скорости движения. 36 километров в час -- десять метров в секунду -- дистанция 20 метров. 72 километра - дистанция 40 метров. 90 километров -- 50 метров.
"АВТОПИЛОТ": Так вам и дадут держать такую дистанцию, чтобы никто не вклинился!
ГРОМОКОВСКИЙ: Да, две секунды -- норматив для относительно спокойного движения. В плотном потоке дистанция сокращается. Но начинающему водителю желательно найти машину, которая движется с подходящей для него скоростью, и держать дистанцию в две секунды. Кто-то вклинился? Отстаньте. Не получается? Постарайтесь следить за "стопами" машины "через одну" -- тогда в случае "цепной реакции" у вас появляется шанс вовремя затормозить.
"АВТОПИЛОТ": Вы тоже считаете дистанцию по столбам?
ГРОМОКОВСКИЙ: Мне не нужно, у меня 25 лет стажа. Но для новичка временные параметры очень удобны и важны. Мы же, когда переходим дорогу, прикидываем, хватит времени или нет. То же в автомобиле. Вы подъехали к перекрестку. Как определить, успеете ли вы повернуть перед приближающейся машиной? Для правого поворота нужно пять секунд. Американцы так и пишут: пять секунд свободного пространства. При левом повороте -- шесть-семь. Другой пример. Я говорю ученикам, что смотреть необходимо на 30 секунд вперед. Это первая зона обзора. Вторая -- 12 секунд. Вы должны определить, представляет объект опасность или нет? Элементарно: стоит пешеход на переходе. Сколько он будет стоять? Вечно? Через 20 секунд он пойдет, это доказано! Значит, за 12 секунд нужно приготовиться -- например, перенести ногу с педали газа на тормоз. Третья зона -- зона действия - 6 секунд: две -- на время реакции, четыре -- на торможение при средних скоростях. Каждые 6--8 секунд надо смотреть в зеркало заднего вида. Это правило спасло меня от подставы, когда я увидел, как развивается ситуация за моей спиной. У мошенников технология провоцировать людей на ошибки, у меня -- предупреждать их.
"АВТОПИЛОТ": А не проще сказать аудитории: на дороге не надо "щелкать"?
ГРОМОКОВСКИЙ: Можно, только тебя не поймут. Неконкретно.
"АВТОПИЛОТ": Учите ли вы, как бы это корректней сказать, с вниманием относиться к женщинам за рулем? Ничего не имею против, но замечу, что часто их видно за версту.
ГРОМОКОВСКИЙ: Не женщину вы видите, а неуверенного человека за рулем. Хотя на стадии становления у женщин действительно больше проблем, чем у мужчин: они всего опасаются, заторможены в принятии решений. Но впоследствии, через год-два, становятся более безопасными водителями. Мужчина со временем начинает специально создавать опасные ситуации на дороге и из них выкручиваться. У женщины от природы другая психология. Она мать.
"АВТОПИЛОТ": У вас есть курсы, где вы доучиваете людей с правами. Кто к вам приходит?
ГРОМОКОВСКИЙ: Те, кто проездил больше десяти лет, считают себя великими мастерами и, как правило, необходимости учиться не видят. Чаще ко мне приходят люди с небольшим водительским стажем или после длительного перерыва. Мы предлагаем человеку поучиться на своем автомобиле, в котором он находится один: связь осуществляется по рации. За десять часов работы на площадке учащийся постепенно обретает уверенность. Мы, например, объясняем, что на светофоре остановиться желательно так, чтобы видеть задние колеса машины впереди, потому что если этот автомобиль заглохнет, новичок посинеет, пока выберется. Мы даем человеку возможность понять, сколько места нужно для торможения с той или иной скорости. И он обретает уверенность, в том числе и психологическую. Вы попадали в очередь на железнодорожном переезде? Когда один умник всех обгоняет по встречной и становится впереди всех. Хочется поехать за ним? А вы обзовите его вслух нехорошими словами. Если у вас в машине пассажиры, ехать за ним точно не захочется. Это тоже защита.
"АВТОПИЛОТ": У российских автошкол есть единая программа?
ГРОМОКОВСКИЙ: Формально есть, а фактически -- нет. Министерство образования, которое взялось курировать это направление, занято в основном выдачей лицензий. Я рассчитывал, что там будут курсы по подготовке инструкторов и преподавателей, кто-то займется обобщением опыта... Ведь есть интересные наработки. Во Владивостоке одна школа освоила южнокорейскую технологию. Там, чтобы исключить взятки, за сдачей экзамена на площадке следит электроника -- датчики, сенсоры. Во Владивостоке опыт повторили и убедили гаишников работать по такой схеме.
"АВТОПИЛОТ": В вашей школе ученики не дают взяток?
ГРОМОКОВСКИЙ: Нет.
"АВТОПИЛОТ": Но есть необучаемые люди?
ГРОМОКОВСКИЙ: Процентов 5--10 склонны к принятию неадекватных решений. В этом случае необходимо разбираться, нужно человеку садится за руль или он может обойтись без этого. Обучить можно любого, все упирается во время.
"АВТОПИЛОТ": А в экзаменационных билетах, будь ваша воля, что бы изменили?
ГРОМОКОВСКИЙ: Я сделал бы их многоуровневыми. Правильными могут быть несколько ответов. Только один ответ точнее и глубже, а другой -- более поверхностный, но дает сдающему экзамен возможность перестраховаться. В зависимости от правильности ответа -- разное количество баллов. Должны быть вопросы на прогнозирование, с конкретными фотографиями и вопросами типа "Чего стоит опасаться в данном случае?" Надо менять всю концепцию. Тогда, быть может, и ездить мы станем по-другому...
ТЕКСТ СЕРГЕЙ ШЕРСТЕННИКОВ, ФОТО ЛЕВ ШЕРСТЕННИКОВ

На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru