Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Красотки



ВОСЕМЬ БАЛЛОВ ЗА ГРУДЬ, СЕМЬ - ЗА БЕДРА, А ЗА ЛИЦО - ТОЛЬКО ПЯТЬ. ГАРМОНИЮ ПОВЕРЯЛИ АЛГЕБРОЙ, А ПОСЛЕ УВОЗИЛИ НА LOCOMOBILE, AUBERN ИЛИ OLDSMOBILE.



В 1888 году в бельгийском местечке Спа еще не было прославленной гоночной трассы. Зато именно в этом курортном городке состоялось шоу, вылившееся потом в действо такого размаха, что рядом с ним ничтожным может показаться иное автомобильное Гран-при. Ведь 19 сентября здесь прошел первый в истории нового времени конкурс красоты. Отобранные по фотографиям, присланным в адрес жюри, два десятка прелестниц прошуршали вечерними платьями перед господами, закусывающими усы, и их дамами, морщившими носики. Победительницей стала 18-летняя креолка из Гваделупы Берта Сукаре, не менее загадочная, чем почтовая марка, выпущенная на этих экзотических островах.
Условия конкурса были очень целомудренными: финалистки проживали в засекреченном от публики пансионе, на смотрины их доставляли в закрытых экипажах (автомобилей в ту пору не было), а победительница получила премию в 5 тыс. франков. Деньги, конечно, большие, но ни в какое сравнение не идущие с тем размахом, который получило действо, именем которого стало "Мисс Америка".
НОВАЯ РОСКОШЬ. До первой мировой войны американское автомобилестроение было отраслью сугубо консервативной. Автомобили выглядели либо убогими тележками, либо чопорно-солидными, величественными, но грузными экипажами. Прибыли от военных заказов спровоцировали индустриальный бум. В итоге довольно большая часть населения США вдруг проснулась богатеями. Сфера богатства тоже значительно расширилась -- новая аристократия искала новые предметы роскоши. Уединенные загородные поместья, океанские яхты и заказные автомобили -- эти атрибуты избранности, недавно доступные лишь немногим, неожиданно оказались по карману большинству и превратились в предмет вожделения тех, кто желал обзавестись джентльменским набором представителей устойчивого общественного положения.


Однако вкусы людей меняются с течением времени. Дети из богатых семей и те, кому удалось нажиться в относительно молодом возрасте, не хотели мириться со стариковской простотой и официальностью автомобильных кузовов, а требовали плавных, грациозных линий, общего впечатления силы и подвижности -- даже если машина не едет, а просто стоит на месте. Новая аристократия хотела броского шика и блеска. Однако ни те ни другие не могли толком сказать, какой же именно автомобиль они хотят. Ясно стало одно: отныне автомобильный кузов должен иметь художественное решение -- время господства голого консерватизма прошло.
Когда это поняли, то оказалось, что ни автомобильные, ни кузовные компании не имеют в своем штате художников-конструкторов как таковых. Инженеры были чертежниками и технологами, а вот специалистов по промышленной эстетике не было нигде, кроме компании Brewster, в которой заседал целый худсовет. И именно этой фирме было суждено произвести переворот в "кузовостроительном" искусстве. Молдинги и накладки, первоначально использовавшиеся только для того, чтобы скрыть под собой швы панелей обшивки, благодаря усилиям господ из Brewster утратили свою утилитарность и стали чисто декоративными элементами.
СЕКС НА ПЛЯЖЕ. Приблизительно в это же время группа дельцов из Атлантик-Сити ломала голову, как удержать туристов, покидающих их маленький в ту пору городишко с окончанием курортного сезона. Решение лежало на поверхности. Не на поверхности океана, а на поверхности учения модного в ту пору Зигмунда Фрейда. Basic instinct - "основной инстинкт". Был объявлен конкурс красоты, в котором могла принять участие любая смелая девушка. Победительницей стала жительница Вашингтона Маргарет Горман. Дочке крупного министерского чиновника было всего шестнадцать, но умна она оказалась не по годам: во время дефиле она старательно копировала гримасы и ужимки тогдашней звезды немого кино Мэри Пикфорд.
Конкурс на звание самой прекрасной пляжницы Америки стал не только началом многомиллиардной в будущем индустрии. Это было первое в США мероприятие, где девушки появились на публике в купальных костюмах -- со штанами по колено, как диктовала мода того времени.
В следующем году победительницей стала Мэри Кэтрин Кэмпбелл, прославившаяся тем, что свой титул она отстояла и через год -- в дальнейшем подобное не допускалось, -- и тем, что свой денежный приз она потратила не на тряпки и украшения, а на продолжение учебы в университете. В 1926 году "мисс Америка" по имени Норма Смолвуд за публичные выступления на публике получила $100 тыс. -- больше, чем заработал за год президент США. К тому времени шоу захватило уже всю Америку, и отборочные конкурсы проходили в каждом штате.
ЛИНИЯ КАССЕ. Среди дорогих автомобилей, в открытый кузов которых не стыдно было посадить полдюжины претенденток на корону, были машины с непоэтичным названием Locomobile. Двухконтурная система зажигания, названная "тандем", двенадцать свечей, магнето двойного действия Bosch ZR6 с двумя автономными прерывателями-распределителями, но главное, конечно же, кузов.
Неповторимый фирменный стиль "Локомобилям" подарил Джон Фрэнк де Кассе. Он по праву считался самым первым американским художником-конструктором. Де Кассе десять лет проработал в знаменитом парижском кузовном ателье Kellner et Son, которое, к слову, поставляло кузова для шасси, заказанных русским царем Николаем II. Именно оттуда талантливого дизайнера переманили за океан.

Главными приемами де Кассе было плоскостное решение боковин капота и использование рельефных выштамповок вокруг дверных проемов ниже поясной линии кузова и по периметру. В те времена линия крыльев и подножек была доминирующим мотивом в проработке профиля автомобиля. Передним крыльям де Кассе придал небольшой изгиб -- в месте, где они проходили непосредственно над колесами , -- а затем их линия становилась совершенно прямой и, в нижней части стыкуясь с подножкой, образовывала с ней угол в сорок пять градусов.
Подразделение, которое возглавлял де Кассе, работало на самую богатую и оттого самую капризную часть клиентуры. К таковым относились, в частности, король жевательной резинки Уильям Ригли, крупный торговец фасованным маком господин Арморс, семейные кланы Вандербильда и Карнепа. Одному из этих счастливчиков, которого звали Джон Ванамейкер, владевшему сетью универсальных магазинов, посчастливилось купить Locomobile 1920 года с кузовом "канонерский кабриолет". Эпитет "канонерский" скорее применим к моторным судам, но большому и солидному "Локомобилю" он вполне подходил.
ДЕВИЧЬИ СЛЕЗЫ. Равно как конкурсам красоты с первых же дней их существования подходил привкус скандала. Буквально на втором году их существования случился первый, когда выяснилось, что претендентка по имени Хейди Лейдерман, представлявшаяся как "мисс Аляска", никогда не была на Аляске, к тому же достаточно давно стала миссис, выйдя замуж.
В 1933 году репортеры были возмущены тем, что, вопреки уже сложившейся традиции, победительницу Мариан Бергорон короновали в вечернем платье, а не в купальнике. А уже после коронации стало известно, что "мисс Америке" всего пятнадцать лет. После этого ее корону выкрали из номера в отеле, а устроители пообещали публике, что впредь к конкурсу будут допускаться исключительно совершеннолетние. Тысячи школьниц тогда размазывали слезы по щекам, полагая, что их жизнь на этом закончилась.
В 1937 году победительница конкурса Бетти Купер вдруг исчезла посреди ночи. Газеты вышли с фотографиями пустого трона, а в воздухе пахло пикантным скандалом -- ведь к тому времени для "мисс Америка" уже был выработан ряд правил, в частности в течение рекламного года им запрещалось употреблять табак и алкоголь, а также появляться в злачных местах. Бетти, правда, обнаружили не в кабаке, а дома -- подружки уговорили девушку оставить соблазны большого города, вернуться к родителям и продолжить учебу в школе.
НА ПЛЕНЕРЕ. В начале 30-х годов многие американские торговые центры были вынесены за городскую черту, в предместья. Там же, среди зелени, подальше от городского чада и тесноты, обитали состоятельные люди. Основным средством коммуникаций в этих пригородных районах стал автомобиль, и автострады город--пригород по уикендам и в часы пик нередко переполнялись до образования пробок. Поэтому назрела необходимость в автомобиле, который помог бы избежать этих не особо приятных ситуаций: быть стремительным на ходу, легко управляемым и легко паркуемым. Но искать такую машину среди престижных марок было бесполезно. В какой-то мере этим требованиям соответствовала новая серия машин Aubern 1931 года.
Под капотом -- рядный восьмицилиндровый двигатель с рабочим объемом 3,5 л и мощностью 96 л.с. И без того прочная рама усилена Х-образной поперечиной в центральной части, что стало первым случаем использования такой рамы в легковом автомобиле с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами. С виду машина казалась больше, чем была на самом деле. В том числе этой иллюзии способствовали крохотные для такого авто колеса. Отличный экипаж для того, чтобы прямо с подиума укатить очередную мисс на виллу с белыми колоннами!
Продажа автомобилей велась типично "оберновскими" методами. В качестве демонстрационного экземпляра в салоне выставлялась машина, донельзя забитая всевозможными опциями и аксессуарами. Насмотревшись на эти прелести, совращенный покупатель редко соглашался расстаться с хотя бы одной позицией из числа этих излишеств и покупал более дорогую версию, нежели планировал загодя. Даже страховые компании, не считаясь с ценой, причисляли Aubern к автомобилям высшего класса и по мощности, и по скорости, и по весу. А это ли не лучшая реклама для автомобиля?
БАЛЛЫ ЗА ГРУДЬ. Но все это были последние деньки роскошной жизни. В 1929 году началась Великая депрессия, и последний конкурс красоты имел очень плохую прессу из-за выступлений религиозных групп. Конкурсы решили прекратить, и следующее состязание прошло только в 1932 году, и уже не в Атлантик-Сити, а в Уилвуде, штат Нью-Джерси. Однако 50 тыс. зрителей, собравшихся на шоу, подтвердили, что конкурс не забыт, и через год его вернули в город, где он родился.
Однако общий упадок и необходимость сплочения нации перед неведомыми пока испытаниями заставляли делать шоу все более демократичными. До середины 30-х красота по-американски оценивалась тоже по-американски. Каждая часть тела имела определенную цену : за мордашку можно было получить не более 15 баллов, грудь, бедра, ноги -- не более 10 и т.п. Потом стала оцениваться манера причесываться и одеваться, появились творческие конкурсы. Так, конкурс "Мисс Америка" стал олицетворением американской мечты -- "королевой может стать любая девчонка, надо только очень захотеть!"
ШИРПОТРЕБ. Крах на Уолл-стрит вывел из игры и Locomobile, и Aubern, и большинство мелких, но престижных американских автофирм. Поднимать страну из руин экономического кризиса пришлось совершенно другим автомобилям, ушедшим далеко вперед как технически, так и эстетически от машин 20-х и начала 30-х годов.
Когда Великая депрессия пошла на убыль, американскому потребителю всучили автомобили, подобные Oldsmobile 1937 года -- обтекаемой формы, с округлыми передними и задними крыльями и вытянутыми корпусами передних фар. Среди главных технических новинок выделялись независимая передняя подвеска на витых цилиндрических пружинах, электрические часы, жалюзи радиатора, управляемые термостатом, и так называемая Safety Automatic Transmission, предвосхитившая появление на "Олдсмобилях" три года спустя полноценных АКПП. Экономичные и вместительные седаны Oldsmobile с двигателями мощностью от 95 до 110 л.с. оказались очень популярными. Более "слабых" машин с V6 в этом году удалось продать 59 794 экземпляра. Типичный ширпотреб.
В моду вошли закрытые цельнометаллические кузова, а запасные колеса, раньше висевшие по обеим сторонам капота, спрятались в багажник. Сам багажник был интегрирован в одно целое с кузовом и оборудовался крышкой с замком, а не красовался корзиной или обтянутым кожей сундуком. Функционально такое решение явилось шагом вперед, однако многие консерваторы, привыкшие, чтобы запасные колеса стояли в открытую, оговаривали такую опцию вплоть до самого нападения на Перл-Харбор.
ТЫКВА. После японской бомбежки США вступили во вторую мировую войну, и будущее конкурса снова стало неопределенным. Подумав, его решили продолжить, дабы открытками с портретами победительниц поддержать дух американских солдат.
Только эти победительницы уже совсем не были похожи на тех "золушек", что участвовали в самых первых конкурсах красоты. Равно как американские автомобили уже совсем не походили на кареты.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ГРИГОРИЙ МИТИН, ФОТО ДМИТРИЙ ПОПОВ (США).


LOCOMOBILE '48 TORING 1922

Число/расположение цилиндров 6/рядно
Рабочий объем (куб.см) 4600
Мощность (л.с. при об./мин.) 95 при 3800
Максимальная скорость (км/ч) 130
Цена $7600


AUBERN 12-161A CONVERTIBLE SEDAN 1933

Число/расположение цилиндров 12/V-образно
Рабочий объем (куб.см) 6500
Мощность (л.с. при об./мин.) 160 при 3500
Максимальная скорость (км/ч) 165
Цена $1495


OLDSMOBILE F-SIX TOURING 1937

Число/расположение цилиндров 6/рядно
Рабочий объем (куб.см) 3500
Мощность (л.с. при об./мин.) 95 при 3000
Максимальная скорость (км/ч) 120
Цена $920



На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru