Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Чрезвычайный и полномощный

ИСТОРИЯ НЕ ЗНАЛА АВТОМОБИЛЕЙ ROLLS-ROYCE LENIN ИЛИ CADILLAC KENNEDY -- ВИДИМО, НЕ ЗАСЛУЖИЛИ. ЗАТО ЭТОТ MERCEDES-BENZ В ЧЕСТЬ КАНЦЛЕРА НАЗЫВАЛИ ТОЛЬКО ADENAUER.

-- К этому автомобилю словно приклеилась фамилия канцлера, -- шептал заместитель министра иностранных дел одному из членов ЦК, -- самого Аденауэра зовут Конрад. К слову, "рад" по-немецки "колесо".

-- А "кон" -- наверное, "конь". В смысле, лошадиная сила...

Замминистра от этой шутки брезгливо поморщился. К 60-м годам среди советских дипломатов уже не было "выдвиженцев", в Центральном же Комитете вчерашние комбайнеры еще попадались.

Когда в сентябре 1955 года федеральный канцлер впервые прилетел в Москву с официальным визитом, поездом прибыли не только его многочисленная свита, но и официальный лимузин. "В кулуарах переговоров в Кремле, -- телеграфировал один немецкий журналист, -- только и говорили, что о машине Аденауэра. И хотя в габаритах она явно проигрывала советским официальным автомобилям, все фотографы пытались запечатлеть именно ее".

ФЛАГМАН. Модель Mercedes-Benz 300 впервые была представлена на Франкфуртском автошоу в апреле 1951 года. Пять с лишним метров в длину, хром, знаменитая звезда венчала огромную радиаторную решетку -- это был самый большой, самый роскошный и самый быстрый автомобиль, построенный в Западной Германии после Второй мировой войны. Попытки создать лимузин представительского класса предпринимали тогда и Horch, и BMW, однако серийное производство оказалось по силам только штутгартской фирме, и именно на ее продукцию указал пальцем канцлер.

8 декабря того же года "канцлерваген" с шасси №00013/51 был преподнесен Конраду Аденауэру. 9 мая 1956 -- не иначе, как в честь Дня Победы -- он получил вторую машину, с удлиненной базой. Всего же "под канцлером" побывало шесть Mercedes-Benz 300.

Казалось, в автомобиле было все, чем могли тогда похвастать германские наука и техника: сдвижное стекло, отделяющее пассажирский салон от водителя, люк Webasto, коротковолновый телефон, радиоприемник фирмы Becker, диктофон, шторки на окнах, откидной столик для еды и письма, держатель для документов, сеточки для газет-журналов, зеркала с подсветкой, противотуманные фары, сирены и, конечно же, флагштоки для государственных штандартов. Цены государственных лимузинов, разумеется, не объявлялись, но, когда автомобиль стал доступен "рядовым" клиентам, за него спрашивали больше DM 20 тыс. Для сравнения: Lloyd 300 стоил DM 3528, Volkswagen 1200 Export -- DM 5400, Opel Kapitaen -- DM 9600, средний ежемесячный заработок в ФРГ в то время составлял порядка DM 350.

С 1951 по 1958 год было построено всего 760 экземпляров Mercedes-Benz 300. Подавляющее большинство машин использовалось государственными и правительственными структурами Западной Германии, а также немецкими послами в столицах ведущих мировых держав, включая, разумеется, Москву.

ВСЕ ФЛАГИ. Автомобильная техника во все годы считалась витриной, отражавшей достижения страны. Любопытно, что в 1959 году советское посольство в Бонне предоставило посольский ЗИЛ-111 на испытания журналистам Motor Rundschau. Благодарные немцы написали в журнале, что этот лимузин "стоит в одном ряду с такими машинами, как Rolls-Royce и Cadillac".

Разоренная войной Европа в 50-е только начинала возрождаться, в то время как американская автомобильная промышленность, заработавшая деньги и опыт на производстве вооружений, была на подъеме. Поэтому чрезвычайные и полномочные самых разных государств, служившие в Москве, пользовались в основном американским транспортом. Посол США, разумеется, ездил на длиннобазном Cadillac Fleetwood 75. Флаги поскромнее крепились к крыльям Chevrolet Belair, Buick Roadmaster, Chrysler New-Yorker или Packard Patrician. Были, конечно, и исключения. У посла Великобритании, разумеется, был Rolls-Royce, а послу ГДР был положен Saxenring -- машина неброская, зато своя. В 1960 году главным украшением автопарка столичного дипкорпуса стал Mercedes 300, к которому уже намертво приделалась кличка Adenauer.

У скольких московских мальчишек чесались тогда руки, отломать с этого красавца на память эмблему или флажок! Господин Майер-Ландрут, приехавший в 1957 году в качестве стажера посольства ФРГ в Москве, описал в мемуарах инцидент, случившийся в гостинице "Украина", где жили тогда дипломаты. "Как-то дети, игравшие на балконе, случайно уронили цветочный горшок на голову милиционеру, стоявшему на посту перед домом. И сразу милицейские посты были сняты. Все удивлялись, изумлялись, но на следующий день, когда пришла пора ехать на работу, оказалось, что наши машины (которые мы любили не меньше, чем родных детей!) почти все стояли покореженные, с выбитыми стеклами, с украденными радиоприемниками".

Эмблемы, номерные знаки, зеркала и ручки с машин рядовых дипломатических сотрудников воровались постоянно, тем более что сами они порой давали к этому повод -- набирались с тоски по родине в каком-нибудь "Арагви" и, уповая на неприкосновенность, либо бросали машину где попало, либо попадали в ДТП. Машины послов никогда не оставались на улице без шоферов, хранились в гаражах на территории посольств, которые, в свою очередь, охранялись и советской милицией, и собственной внутренней охраной. Лишь в 1966 году во время приема в гостинице "Советская" проходивший мимо учащийся ПТУ увидел ключи в замке зажигания "Кадиллака" посла Эфиопии, умудрился разобраться с АКПП и доехал до столба на эстакаде у Белорусского вокзала.

НАШ РУЛЕВОЙ. Самый первый Mercedes-Benz 300, которым пользовался Конрад Аденауэр, имел мощность 115 л.с., что позволяло двухтонному автомобилю разгоняться до скорости 160 км/ч. Шофер Вилли Клокнер, не раз возивший канцлера из Рюндорфа в боннский дворец Шаумбург, вспоминал, что патрон постоянно спрашивал, "не может ли он ехать быстрее", и они мчались, создавая немало проблем машинам сопровождения. M

У водителя "Аденауэра", катавшего по Москве посла ФРГ, свобод было поменьше и в плане скорости, и в плане маршрута. Заправка -- всего на нескольких АЗС, где исключительно по талонам отпускался бензин марки "Экстра": в тупике Красина, позади "Пекина" или на шоссе Энтузиастов при выезде из столицы. К слову, по Горьковке дальше Балашихи дипломатам ездить было нельзя, и, скажем, для экскурсии в Суздаль нужно было заблаговременно писать письма.

Кто будет возить посла, оговаривалось при подписании договора об обслуживании посольства. Эти соглашения с 1954 года заключала специальная организация, подчинявшаяся МИДу, -- "Управление по делам обслуживания дипломатического корпуса". Если советский шофер имел права водителя 1-го класса, проработал пять лет в УПДК, вступил в КПСС и имел положительные характеристики, то при запросе из посольства он мог сначала сесть на "разгонную" машину, а понравившись, стать водителем посла. Послов таких государств, как Китай, ГДР, Югославия и Монголия, возили подданные этих стран. Это объяснялось, скорее всего, тем, что в этих государствах можно было платить водителю грошовую зарплату, а водитель-американец, например, требовал приличного жалованья, приличной квартиры для него и его семьи...То, что знающий язык и Москву советский водитель обязательно был сотрудником КГБ, никого, похоже не смущало -- демократия тоже считает разведку необходимым условием существования государств.

НЕУСТОЙКА. Что касается конструкции "Мерседеса", то она не давала поводов для промышленного шпионажа. Кузов "Аденауэра", как и кузов более дешевой 220-й модели, монтировался на шасси с крестообразной рамой из овальных труб. Подобно "двести двадцатому" он имел двойные шкворни передних колес, независимую пружинную подвеску с дополнительными пружинами сзади. Однако, в отличие от своего дешевого собрата, Mercedes-Benz 300 оборудовался дополнительными торсионами, по одному на каждом колесе, которые приводились в действие специальным сервомеханизмом от рычага, установленного на панели приборов: они включались, когда машина попадала на плохую дорогу и помогали свести на нет все дефекты дорожного покрытия, влиявшие на комфорт пассажиров.

В модификации 300b, появившейся на свет в марте 1954 года, мощность двигателя была увеличена до 125 л.с., а тормоза получили дополнительный контур. 300с, увидевшая свет в сентябре 1955 года, имела одинарные шарниры независимой подвески заднего моста и автоматическую коробку передач Borg Warner в качестве опции. Mercedes-Benz 300d, пошедший в производство в августе 1957 года, имел несколько измененный дизайн кузова, ставшего более угловатым. Зато эта модификация стала первым немецким автомобилем с кузовом "хардтоп" -- боковые стекла смыкались друг с другом без центральной стойки. На этой же версии появилась система непосредственного впрыска фирмы Bosch, позволившая повысить отдачу мотора до 160 л.с. Тогда же началось и производство кабриолета на базе "Аденауэра" -- стоило чудо DM 35 тыс. против DM 27 тыс. за базовый седан.

Впрочем, водителей "Аденауэров", а их пассажиров и подавно, не волновали ни цена, ни конструктивные особенности автомобиля. "Мерседесы", как известно, не ломаются. А если что и происходит, то у дипкорпуса ремслужба работала отменно. Сначала сервисом всех дипмашин занималась специальная служба посольства США в Москве, имевшая на вооружении "технички" на базе International Travellal и специальный эвакуационный пикап Chevrolet. Запчасти шли диппочтой или везлись из Финляндии -- самой близкой капстраны. Позднее на "седьмой станции техобслуживания" на Сельскохозяйственной улице был открыт отдел ремонта иномарок, где работали по контрактам западногерманские специалисты. Для выезда к машинам, потерпевшим аварии в городе, имелось три универсала Mercedes-Benz 190d. Машины послов, как правило, в крупном ремонте не нуждались, поскольку поступали в посольство новыми и эксплуатировались квалифицированными шоферами. Кроме того, в каждом посольстве была штатная единица автомеханика, занимавшегося ежедневным техобслуживанием. Часто это тоже были "наши" люди. Так, в посольстве США одно время главным механиком работал Иван Андреевич. И хотя дома у него наверняка висел китель с погонами, он умудрялся торговать налево заграничным маслом Esso.

ПАПАВАГЕН. "Аденауэр" представлял собой нечто большее, чем просто автомобиль. Это была метафора, символ новой Германии, преодолевшей беды, в большинстве которых она сама же и была виновата.

Символично, что в 1960 году спецверсия Mercedes-Benz 300 была доставлена Папе Римскому Иоанну XXI. Величественный ландолет длиной 5640 мм вместо заднего трехместного сиденья имел одно большое центральное кресло с широкими подлокотниками. Когда задняя дверь открывалась, вместе с ней через систему тяг из-под кузова выдвигалась специальная дополнительная подножка, обеспечивавшая Папе максимально удобный вход на "тройное место".

Шестиместные кабриолеты серии d были самыми дорогими среди автомобилей концерна в конце 50-х, но их охотно заказывали правительства многих стран для украшения парадных выездов. Если посмотреть подборки журналов Life или Spigel тех лет, то можно увидеть фотографии Джона Фитцжеральда Кеннеди, приветствующего из открытого Mercedes-Benz 300d жителей Мехико во время государственного визита к южному соседу, или президента ФРГ, разместившегося в кабриолете вместе с императором Эфиопии Хайле Силассие. А вот довольный Хрущев катит на такой же машине с Гамалем Абдель Нассером по улицам Каира. Плавность хода торсионной подвески оценили Елизавета II и генерал де Голль. Актеры Юл Бриннер, Фернандель, Гарри Купер, Анита Экберг, а также знаменитая оперная примадонна Мария Каллас не стеснялись передвигаться и позировать в своих собственных Mercedes-Benz 300.

ГЕОПОЛИТИКА. Во время встречи с Аденауэром Хрущев со свойственной ему бесцеремонностью заявил: "Две Германии -- это уже историческая реальность". Через три с половиной десятка лет Германия стала единой, а Россия и родная Никите Сергеевичу Украина превратились в два разных государства. Поговорили бы лучше о машинах -- "Мерседес" за эти годы остался "Мерседесом".

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ТАТЬЯНА САЛЮТОВА
Mercedes-Benz 300

Тип двигателя бенз. 6, рядно
Рабочий объем (куб.см) 2996
Мощность (л.с. при об/мин) 160 при 5300
Максимальная скорость (км/ч) 165
Длина/ширина/высота (мм) 5190/1860/1620
Разгон до 100 км/ч (с) 16
На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru