Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Как кошка с собакой

ОСОБЕННОСТЬ ПСОВОЙ БОРЗОЙ -- "БРОСОК", СПОСОБНОСТЬ РЕЗКО УСКОРИТЬ БЕГ И РЫВКОМ НАСТИГНУТЬ ДОБЫЧУ. ЭТОТ СОБАЧИЙ ПРИЕМ НЕ СТЫДНО БЫЛО КОПИРОВАТЬ ДАЖЕ ТАКОЙ КОШКЕ, КАК JAGUAR E-TYPE.

В
Видная британская аристократка леди Шереметева-Уилсон, однажды записала свои впечатления от собачьих состязаний в Гамбурге: "Истинное удовольствие было наблюдать за русскими борзыми, стремительно летящими по зеленой глади стадиона. Какая гармония движений, как полощется по ветру псовина! Что может сравниться с этим зрелищем, полным поэзии и восторга!"

Эти восторги можно было бы списать на ностальгию и прочий патриотизм. Ведь первая часть фамилии леди напоминает название аэропорта, из которого красивые барышни улетают, чтобы добавить через дефис фамилию богатого и знатного мужа. Однако и без квасного патриотизма случилось так, что уже в течение нескольких веков русские борзые -- такой же атрибут увеселений британской знати, как гольф или скачки. Поэтому странно, что, когда в начале XX века к этому списку добавился автомобиль, никто из тамошних автофирм не догадался избрать борзую своим символом. Даже самая спортивная из них назвала свою продукцию Jaguar. Может быть, потому, что фамилия хозяина фирмы была Лайонс? Ведь кошки, как известно, не любят собак.

СИГАРЫ ДЛЯ РЫЦАРЯ. В 1961 году основателю марки Jaguar сэру Уильяму Лайонсу исполнялось 60. Возраст, когда принято подводить итоги. Сыну владельца музыкального магазина в английском городе Блэкпул было что вспомнить. В автобизнес он пришел в двадцать с небольшим. В 30-е годы появилась поразившая публику модель SS. В 50-е Jaguar Cars Ltd уже причисляли к элите мирового автопрома. В 1956 году королева посвятила Лайонса в рыцари. Однако именно в 1961 году "Ягуар" начал выпуск своей самой знаменитой машины.

На Нью-Йоркском автосалоне в апреле два родстера и два купе Jaguar E-Type были главными экспонатами выставки. И совершенно напрасно по стенду скакали "зайчики" из Playboy. Зайчики, которые пускал в глаза хром заокеанских хищников, слепили глаза всем, кто умел ценить строгость линий, чувствовать повадку и угадывать под длиннющим капотом завидную прыть. Америка была заворожена на полтора десятка лет вперед. "Ягуар" стал самой продаваемой в США импортной машиной, а в Великобритании -- автофирмой, больше всех зарабатывавшей на экспорте. Этот Jaguar не сходил с обложек журналов и постоянно мелькал на киноэкране -- больше всех запомнилась Одри Хепберн на пассажирском сиденье в ленте "Как украсть миллион".

А в апреле 61-го публика просто восхищенно таращилась на изящный руль с тремя спицами, иссверленными пятью отверстиями каждая -- их диаметр уменьшался по мере приближения к деревянному ободу, -- и на центральную консоль с кучей тумблеров и кнопок, центральная из которых называлась cigar lighter. Не папиросы же было курить в такой машине! К слову, автомобиль и сам в профиль напоминал сигару. Однако неулыбчивый Малкольм Сэйер, шеф-дизайнер "Ягуара", только отмахивался от всяких там аллегорий: "Автомобиль математически выверен, не более того". Во время войны Сэйер работал в Bristol Airplane Co, и потому аэродинамика Jaguar E-Type пришла именно из авиации.

ПОПРАВКА НА ВЕТЕР. Впрочем, нью-йоркская выставка -- не показатель. Мы привыкли обвинять американцев в излишнем прагматизме, однако в том, что касается отношения к автомобилям, эмоции у них очень часто берут верх над лошадиными силами, галлонами и шириной диванов.

Настоящий экзамен новинке от "Ягуар" устроили в Европе. На Женевском автосалоне она тоже произвела фурор: ни до, ни после того, пожалуй, не было автомобиля, который бы так хвалили. Однако нашлись и те, кто усомнился в способности Jaguar E-Type развить скорость, указанную в рекламном проспекте -- 150 миль в час. В "переводе с английского" это 240 км/ч -- в то время завидный показатель для дорожного автомобиля. К слову, при оценке борзых экстерьер -- тоже лишь один из факторов, позволяющих рассчитывать на медали. Главное же -- насколько быстро собака побежит основным аллюром -- легкой, гарцующей рысью, а когда завидит зверя, перейдет на сверхбыстрый карьер. В 60-е годы, когда набрало обороты движение в защиту животных, охоту с борзыми собаками запретили во многих европейских странах, и лишь в Британии она существует и по сей день, ибо считается национальным видом спорта еще со времен средневековья.

Сразу после выставки то самое купе, красовавшееся на стенде, досталось в руки журналистам британского издания Autocar. Придирки к мелочам -- тоже своего рода национальный спорт. В журнальном отчете учтено все: "Сухо, влажно, температура 63 градуса по Фаренгейту, бензин -- итальянский Super, изменение относительно базовой модели -- покрышки Dunlop R5 Racing..."

Jaguar E-Type показал скорость 242,1 км/ч. Любопытная деталь: автопроизводители любят настраивать спидометры своих машин так, что те немного "льстят" автомобилю и его владельцу. У этого "Ягуара" все было наоборот. Когда спидометр показывал скорость 120 миль/час, автомобиль на самом деле мчался на целых 6 миль в час быстрее.

ЧУДЕСА СЕЛЕКЦИИ. У борзых, как и у всех остальных породистых собак, очень ценится родословная. Хотя фиксируют ее не только для престижа, но и для того, чтобы "обновлять кровь" -- не вязать собак с ближайшими родственниками. "Ягуар" может гордиться тем, что E-Type -- это собственный продукт, выращенный без скрещиваний.

"Тип-Е" ведет свою родословную от первого послевоенного Jaguar ХК-120, имевшего передние для того времени дисковые тормоза. В 1951 году на его основе была создана спортивная модификация Type-S. В том же году фирма построила три гоночных прототипа и отправила их на 24-часовые гонки в Ле Ман, где машины показали среднюю скорость 150,52 км/ч, а гонщики Уайтхэд и Уолкер, опередив Talbot и Aston Martin, заняли первое место. Окрыленная успехом компания в 1952 году построила еще один гоночный "Ягуар" -- Type-D. Его кузов отличался не только обтекаемой формой, но и представлял собой несущую конструкцию из легкого сплава с передним трубчатым подрамником. Type-D блестяще выступал на гонках в Ле Мане в 1955--1957 годах. Именно тогда компания взяла за правило проверять новые конструктивные элементы на гонках, а потом использовать их на серийной продукции. В конце 1956 года на рынке была представлена дорожная модификация "Типа-Д" - двухместный гран-туризмо ХК-SS. Именно его кузов стал предвестником оригинального дизайна E-Type.

От поколения к поколению переходил и двигатель. Алюминиевые колпаки закрывали два верхних распредвала, прямо указывая на передовую конструкцию этой рядной "шестерки". Чугунный блок цилиндров получил алюминиевую головку системы Гарри Уилслейка, разработанную им еще до Второй мировой войны. Проектируя этот мотор, компания из Ковентри планировала сделать такой силовой агрегат, который можно было бы совершенствовать и модернизировать на протяжении многих лет. Так оно и вышло. Одной из причин нестарения двигателя стал коленвал, вращавшийся в семи коренных подшипниках, что не только давало мотору плавность работы, но и позволяло постепенно повышать его мощность. Здесь можно было увеличивать степень сжатия, без труда меняя высоту верхней части поршня, изменять в широких пределах режим работы клапанов, а полусферическая форма камеры сгорания давала оптимальные результаты для совершенствования впускных и выпускных каналов, потому что у блока оставалось достаточно возможностей для увеличения литража.

Подвеска у автомобиля была не менее прогрессивной конструкции. Задняя, которую разрабатывал Боб Найт, помещалась в специальной раме, крепившейся к кузову через резиновые блоки. Именно эту схему, сообщавшую автомобилю отличную устойчивость на дороге, до сих пор можно встретить на моделях XJ. Передняя подвеска -- независимая, на неравноплечных поперечно расположенных рычагах. Внутренние концы нижних рычагов соединены с торсионными стержнями, работающими не только на скручивание, но и на изгиб. На этом ставим точку, ибо многие считали, что Jaguar E-Type -- это как раз тот случай, когда негоже поверять алгеброй гармонию. Точно так же диковато слышать, что "у борзой поясница играет роль пластической пружины -- сгибаясь и разгибаясь, она помогает лапам развивать колоссальную скорость".

ПСОВАЯ СВОРА. Еще пишут, что "по своим скоростным качествам русская борзая уступала грейхаунду и уиппету, но по зрелищности превосходила во много раз".

У Jaguar E-Type было множество конкурентов. Кому-то в чем-то он уступал, но по совокупности качеств все равно оказывался лучшим. В Британии его безуспешно пытались обогнать Austin-Healy 3000 и Jensen SU8. Во Франции -- Renault Alpine и Renault Bonnet, но этой марке было далеко до "ягуаровского" аристократизма. В отличие от Chevrolet Corvette, Jaguar E-Type отменно держал дорогу. Еще, конечно, были Aston Martin DB6 и Ferrari 250GTO, но и тот, и другой были минимум вдвое дороже "Ягуара". Цена купе E-Type в начале 60-х начиналась от 1550 фунтов стерлингов; родстер, правда, стоил на несколько сотен больше.
Еще считается, что борзые обладают весьма капризным характером и при отсутствии правильного воспитания это может привести к проблемам с послушанием. E-Type тоже был не без недостатков. Салон все же тесноват, а сиденья регулировались по минимуму. Капот откидывался вместе с передними крыльями, что было удобно при обслуживании двигателя, но при аварии заставляло менять чуть ли не полкузова. При работе на предельных режимах моторы, бывало, перегревались, а эффективность тормозов, хоть и дисковых, не вполне соответствовала тяговым возможностям двигателя.

Хотя этот Jaguar и пытались "дрессировать", приспосабливая под тех или иных хозяев. Прежде всего -- для американцев. В Штатах автомобиль назывался XK-E, мог комплектоваться автоматической трансмиссией и системой впрыска топлива Lucas -- классическая модель имела три карбюратора SU. Чтобы уложиться в заокеанские экологические нормы, была даже снижена на 9 л.с. мощность двигателя, а вместо трех щеток, красовавшихся на лобовом стекле первых моделей, стали ставить стандартные две.

В 1964 году объем двигателя E-Type был доведен до 4,2 л, а в 1966 году появилась "удлиненная" версия автомобиля с посадочной формулой 2+2. Вес автомобиля увеличился, что, разумеется, сказалось на динамике и не снискало этой модификации популярности. Наконец, в 1971 году под капот поместили 12-цилиндровый двигатель объемом 6,3 л, однако грянувший экономический кризис не дал ему раскрутиться во всю мощь. Впрочем, Jaguar E-Type успел набрать спортивных трофеев еще в 60-е. К слову, на Jaguar E-Type тогда успешно выступал Джеки Стюарт -- основатель легендарной формульной команды

ТРАУРНАЯ МАСТЬ. В псовой охоте, в отличие от охоты ружейной, подранков не бывает. Уж если борзые "берут" зверя, то дальнейшую его участь будет решать владелец своры. Jaguar E-Type охотился на людей, и раны от его укусов у многих не зажили до сих пор.

В 1975 году, спустя четырнадцать лет после начала выпуска первых E-Type, на заводе в Ковентри были собраны последние полсотни автомобилей этой серии. Все как один они были черной, траурной масти.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ТАТЬЯНА САЛЮТОВА, НАТЮРМОРТ ДМИТРИЙ ЛЕБЕДЕВ

JAGUAR E-TYPE GT OPEN TWO-SEATER 1961
Число/расположение цилиндров 6/рядно
Рабочий объем (куб. см) 3781
Мощность (л.с. при об/мин) 265 при 5500
Максимальная скорость (км/ч) 242
Разгон до 100 км/ч (с) 6,9
Длина/ширина/высота 4453/1656/1220
На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru