Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅ, 2008 пїЅ 03 (168)
искать...
Содержание номера
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
Зажигание
 НОВОСТИ 
2101|20022008
 ИСКРА 
СШИТ КОЛПАК
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ТЕХНИКА КОМЕДИАНТОВ
 КАЛЕНДАРЬ 
032008
 CAR & STAR 
ДВЕРЬ В СКАЗКУ
СХОД С ДИСТАНЦИИ
 СКОРОСТЬ 
ГОНКИ МИЛЛИОНОВ
ТРИСТА НА КРАСНОЕ ИЛИ ДВЕСТИ НА ЧЕРНОЕ?
Инжектор
 СЧЕТЧИК 
СНЯТЬ НА ЦИФРУ
 ИНТЕРНЕТ 
ФУТБОЛИСТ-МАШИНА
 НА ГАЗУ 
САПОЖНИК С ПОЛОСАТОЙ ПАЛКОЙ
 ОПРОС 
МУСОРНЫЙ ВЕТЕР
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТООТВЕТЧИК
 КЛЮЧ 
ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ШУМ В КОРОБКЕ
 ДАТЧИК 
032008
 АУКЦИОН 
АВТОБУС УШЕЛ
Встречная полоса
 КОНЦЕПЦИЯ 
LEXUS LF-A ROADSTER
 ЛЮКС 
MERCEDES-BENZ SL
BMW M3 CONVERTIBLE
 СТАНДАРТ 
HONDA ACCORD
SKODA SUPERB
Прокатный стан
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
АСТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
БЫКИ И МЕДВЕДИ
 ПРОЕХАЛИ 
СЛУЖЕБКА-РОМАН
МАТЕРИНСКИЕ ПЛАТЫ
РОЗЕТКА НА ШОССЕ
ШТРИХИ К ОРИГИНАЛУ
 ДЕСЯТКА 
ТЫКВА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
Турне
 ЗАГРАНИЦА 
МИШЕЛЬ, MA BELLE
 МАРШРУТ 
ЗАПОЛЯРНЫЕ КРУГИ
 ШКОЛА 
ЭХ, ЗАЛЕТНЫЕ
Караван
 ЗАПАСКА 
РЕЗИДЕНТ
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
БЕДНАЯ ЛИЗА
Тюнинг
 КУЗОВ 
ПРИВЕДЕНИЕ С МОТОРОМ
 ШИНЫ 
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
 ДИСКИ 
ДИСКИ
Процесс
 САЛОН 
КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ЛЕД
Прицеп
 ПОПМЕХАНИКА 
МЕЖДУ ПЕРВОЙ И СЕДЬМОЙ
 МАТРИЦА 
ДЕНЬ ТРУДА
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯ
БЕЗ ОГЛЯДКИ
ЛЕГКАЯ ЗИМА
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЛЫЙ СЛОН
 ПРИЦЕП  ПОПМЕХАНИКА вниз...
МЕЖДУ ПЕРВОЙ И СЕДЬМОЙ
В коробке DSG одновременно включены две передачи — четная (синий вал) и "соседняя" нечетная (зеленый вал). Какая конкретно из них работает, определяется тем, какое из двух сцеплений замкнуто, "четное" или "нечетное". Поэтому перемена передач требует очень мало времени: ведь она происходит одновременным замыканием одного сцепления и размыканием другого.

Когда-то автомобили обходились двумя передачами. Но теперь ступеней в коробках становится все больше и больше. Пока рекорд держит lexus — на роскошном LS 460 аж целых восемь ступеней. К нему вплотную приближается volkswagen — его новейшая коробка DSG предлагает семь передач. Зачем их столько?

Чем больше у нас ступеней, тем точнее мы можем подогнать характеристику момента на выходе из трансмиссии к идеальной. А также подобрать в каждом конкретном случае оптимальный режим работы двигателя. Долгое время это казалось не очень осмысленным занятием. Ведь легковыми автомобилями обычно управляют непрофессионалы, и даже оказавшись водителем, они зачастую не готовы посвятить даже эти минуты своей жизни выбору оптимальных передач и оборотов. И еще и платить за дополнительные передачи. Другое дело водители грузовиков: им-то как раз совсем не безразличен расход топлива, а иногда и скорость. Поэтому для коробок передач грузовиков вполне обычное дело и 12, а то и 16 ступеней.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Двигатель развивает наибольшую скорость и момент на разных оборотах, и наименьший удельный расход топлива у него тоже на особой частоте. Коробка передач позволяет выбрать именно тот диапазон, который нужен.
Для легковых моделей оказалось проще придумать автоматические коробки. Причем в классическую гидромеханическую трансмиссию входит гидротрансформатор, который и сам может автоматически менять передаточное число. И для таких трансмиссий нужно меньше передач, чем для механических на том же автомобиле с таким же двигателем.

Обвальное снижение себестоимости электроники привело не только к тому, что теперь каждый секретарь на рабочем столе держит компьютер, по возможностям сопоставимый с занимавшими целые этажи вычислительными центрами сорокалетней давности. В автомобиле же это означает наличие собственных электронных "мозгов" на всех узлах, за исключением разве что пепельницы и крышки бензобака. Теперь обязанность выбирать самую подходящую передачу можно возложить на кучку кремния, меди и пластика, а точнее — на заложенную в них программу. И передач может быть, в общем-то, сколько угодно. При этом саму передачу момента мы оставляем простой, надежной и экономной механике — гидромеханические "автоматы" все-таки повышают расход топлива за счет своего низкого кпд.

Все это оказалось простым только на первый взгляд. Использование в роботизированных трансмиссиях простых алгоритмов дает не такие хорошие результаты, как применение традиционных "автоматов". Дело в том, что человек при смене передач учитывает многие факторы и к тому же увлечен самим процессом. А электрические приводы делают это более резко и неожиданно. Поэтому становятся заметны толчки при сбросе газа перед переключением, которые человек способен предотвратить, сделав процесс более плавным. "Робот" же прагматичен: у него есть заданный алгоритм, и про впечатления водителя там, возможно, ничего не сказано.

Поэтому с таким интересом покупатели встретили трансмиссии с двумя сцеплениями. Первым их под названием DSG (Direct Shift Gearbox или Direkt Schaltung Getriebe) выпустил Volkswagen, и сейчас они применяются как на моделях заглавной марки концерна, так и на братских Audi, Skoda или, например, Bugatti. В таких трансмиссиях четные и нечетные передачи находятся на разных валах, у каждого из которых собственное сцепление. Одновременно включены две передачи — скажем, первая и вторая. Для перехода с первой на вторую нужно отключить "нечетное" сцепление" и включить "четное". В обычной коробке для смены передач нужно разомкнуть сцепление, отключить одну ступень, включить другую, замкнуть сцепление, а в DSG выбор передачи производится заранее, а работа со сцеплениями идет одновременно. У обычной трансмиссии нормальное время смены передач более 250 миллисекунд, и лишь у самых совершенных и дорогих автомобилей типа Ferrari F430 Scuderia оно доведено до рекордных 60 миллисекунд. В DSG же фактически все происходит мгновенно — за 8 миллисекунд! Так что не зря VW с гордостью напоминает, что переключение происходит без разрыва потока мощности. Правда, эта схема не так эффективна при переключении "вниз" — ведь электроника должна угадывать, какую передачу надо "приготовить" к включению после, скажем, пятой — шестую или четвертую. Однако и в случае срабатывания в последний момент DSG все-таки работает быстрее обычных коробок.

КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ НА ВЕДУЩИХ КОЛЕСАХ
Графики крутящего момента после коробки передач в сумме выстраивают близкую к оптимальной характеристику.
Следствием этого становится отсутствие толчков при смене передач, и для этого не нужно специально дорабатывать ни саму коробку, ни программу управления: сама схема с двумя сцеплениями предполагает такую плавность. Не зря VW выпустил уже более миллиона DSG, а его конкуренты уже начинают разрабатывать собственные аналогичные конструкции. Например, BMW объявила о выпуске такой трансмиссии для своей модели M3.

Быстрота и точность работы помогают DSG развивать еще одну модную тенденцию — снижать объемы двигателей. Например, Volkswagen с помощью двух наддувов, механического и турбо, сумел выжать из всего лишь 1,4-литрового мотора до 170 л.с.! Однако, чтобы сочетать экономичность, высокую отдачу и долговечность двигателя, нужно чрезвычайно точно выбирать режим его работы, ведь максимальный момент он выдает при одной частоте, мощность — при другой, а расход топлива наименьший при третьей. У DSG до сих пор было шесть ступеней... Ну, для Veyron делали и семь, но это совсем не массовая модель. А теперь появилась новая семиступенчатая DSG, которая принципиально отличается от 6-ступенчатой предшественницы. Во-первых, в ней применяется сухое сцепление, то есть диски сцепления не находятся в масляной ванне, как в классической DSG. Все масло, используемое в данной коробке (1,7 л), обслуживает движущиеся части управляющего блока — "мехатроники". Новая коробка предназначена для двигателей с максимальным крутящим моментом до 250 Нм (отсюда соответствующие монтажные размеры и небольшой диаметр дисков). Уменьшенные габариты и меньший объем масла позволили снизить массу, что пусть и немного, но тоже способствует снижению расхода топлива.

"Количество передач — не самоцель", говорят немцы, но шутят, что готовы прибавлять по одной в год. Другими словами — ждите передачи 8, 9 и 10.

ТЕКСТ: ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ, ВАСИЛИЙ РЕЗНИЧЕНКО
РИСУНОК: ВЕРА ЖЕГАЛИНА
Ваша оценка:
Средний балл — 4,6
Всего показов страницы:   5315
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.