Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅ, 2008 пїЅ 03 (168)
искать...
Содержание номера
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
Зажигание
 НОВОСТИ 
2101|20022008
 ИСКРА 
СШИТ КОЛПАК
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ТЕХНИКА КОМЕДИАНТОВ
 КАЛЕНДАРЬ 
032008
 CAR & STAR 
ДВЕРЬ В СКАЗКУ
СХОД С ДИСТАНЦИИ
 СКОРОСТЬ 
ГОНКИ МИЛЛИОНОВ
ТРИСТА НА КРАСНОЕ ИЛИ ДВЕСТИ НА ЧЕРНОЕ?
Инжектор
 СЧЕТЧИК 
СНЯТЬ НА ЦИФРУ
 ИНТЕРНЕТ 
ФУТБОЛИСТ-МАШИНА
 НА ГАЗУ 
САПОЖНИК С ПОЛОСАТОЙ ПАЛКОЙ
 ОПРОС 
МУСОРНЫЙ ВЕТЕР
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТООТВЕТЧИК
 КЛЮЧ 
ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ШУМ В КОРОБКЕ
 ДАТЧИК 
032008
 АУКЦИОН 
АВТОБУС УШЕЛ
Встречная полоса
 КОНЦЕПЦИЯ 
LEXUS LF-A ROADSTER
 ЛЮКС 
MERCEDES-BENZ SL
BMW M3 CONVERTIBLE
 СТАНДАРТ 
HONDA ACCORD
SKODA SUPERB
Прокатный стан
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
АСТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
БЫКИ И МЕДВЕДИ
 ПРОЕХАЛИ 
СЛУЖЕБКА-РОМАН
МАТЕРИНСКИЕ ПЛАТЫ
РОЗЕТКА НА ШОССЕ
ШТРИХИ К ОРИГИНАЛУ
 ДЕСЯТКА 
ТЫКВА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
Турне
 ЗАГРАНИЦА 
МИШЕЛЬ, MA BELLE
 МАРШРУТ 
ЗАПОЛЯРНЫЕ КРУГИ
 ШКОЛА 
ЭХ, ЗАЛЕТНЫЕ
Караван
 ЗАПАСКА 
РЕЗИДЕНТ
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
БЕДНАЯ ЛИЗА
Тюнинг
 КУЗОВ 
ПРИВЕДЕНИЕ С МОТОРОМ
 ШИНЫ 
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
 ДИСКИ 
ДИСКИ
Процесс
 САЛОН 
КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ЛЕД
Прицеп
 ПОПМЕХАНИКА 
МЕЖДУ ПЕРВОЙ И СЕДЬМОЙ
 МАТРИЦА 
ДЕНЬ ТРУДА
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯ
БЕЗ ОГЛЯДКИ
ЛЕГКАЯ ЗИМА
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЛЫЙ СЛОН
 ПРИЦЕП  ЭХ, ДОРОГИ вниз...
БЕЛЫЙ СЛОН

FORTH ROAD BRIDGE,
EDINBURGH, SCOTLAND

Недавно шотландская газета опубликовала графическое изображение звука лопнувшей струны. Правда, это была не гитарная струна, а стальной трос из конструкции моста Форт Роуд. Эта картинка сопровождалась надписью: дескать, смотрите, звук лопнувшей струны, который может стоить места министрам шотландского правительства. Что такое происходит, и почему какой-то мост так важен для политики севера Британских островов? И вообще, что это за мост такой? Признаемся, выезжая давеча из Эдинбурга по дороге А90 на север Шотландии в сторону Данди, мы проскочили залив и не заметили, как проехали по самому знаменитому мосту Шотландии -- Forth Road Bridge. В XI веке тут впервые организовали переправу для паломников, которые шли в монастырь святого Андрея. Максимум чего они тут дождались -- запуска парома. Зато паром, который ходил практически восемьсот лет, придал сильнейший импульс для развития портовых городов севера -- вроде того же Данди. Когда в 1920-е годы стала выстраиваться существующая система дорог в Британии, в том числе и сама система их классификации, было предложено огибать устье реки Форт пока не въедешь на А9 -- основную трассу севера, которая ведет до Инвернесса. Но логика строительства качественных трасс привела к созданию дороги А90, которая и упиралась в паромную переправу. Все двадцатые и тридцатые годы местное правительство всячески интриговало: строить мост или не строить, а также, где взять денег на этот мост. Но пока вместо моста они пустили еще несколько паромов, а также обязали железнодорожную компанию London & North Eastern запустить паром вдоль собственного железнодорожного моста. В результате каждый год паромная переправа переносила полтора миллиона пассажиров и восемьсот тысяч машин. При этом ближайший мост находился в двадцати километрах выше по течению реки. Потребность в строительстве нового моста была очевидна. Так что парламент Великобритании отдельным актом создал Совет по строительству Форт Роуд в 1947 году, а строительный план был принят спустя 11 лет -- в 1958. Конструированием и строительством занималась компания Mott, Hay & Anderson, известная ранее своими работами по строительству лондонской подземки. Все это по их подсчетам должно было стоить 11 миллионов фунтов стерлингов, а на деле со всеми подъездами, оказалось, все 19 миллионов. За время строительства погибло семеро рабочих, а на праздник по поводу открытия движения приехала королева Елизавета Вторая и герцог Эдинбургский. Все это происходило в сентябре 1964 года. Мост получился знатным -- основной пролет был 1006 метров плюс еще два пролета по 408 метров -- на момент строительства это был самый большой мост по эту сторону Атлантики и вообще-то четвертым в мире. В первый год по мосту проехало 2 миллиона машин, а сейчас проходит 11,8 миллиона. В 2002 году отметили прохождение 250 миллионного автомобиля через мост. Почему это важно? Да потому что с каждой легковой машины раньше брали по 80 пенсов, а теперь 1 фунт (с грузовой -- 2). Считается, что сбор должен покрыть строительство и обслуживание моста, но уже в 1993 году мост вышел на окупаемость, и пора было бы прекратить брать деньги с доверчивых граждан. Но сначала британский парламент, а потом и шотландский не упустили возможность обновить право на сборы -- в 1993, потом в 2000, потом в 2003. А в 2005 повысили цену на проезд, мотивируя это тем, что надо ремонтировать старое железо, менять систему окраски моста -- старая была признана неэкологичной. И само собой, надо было менять будки для сбора денег. В это время парламент Шотландии начал испытывать давление со стороны общественности: что-то надо делать со сборами. Но управляющая компания решила, что ей ближе предложения по переменной оплате в течение суток -- ночью -- один фунт, утром и вечером два, а самое дорогое время -- в 18.30 -- 4 фунта. Все осложнилось в 2006 -- в год перевыборов в Британский парламент. На стороне Форта, противоположной Эренбургу, возникла аполитическая партия "За отмену поборов Моста". Именно эта партия помогла победить либерал-демократу Вилли Ренни с 16-процентным отрывом. И вот это уже напрягло всех. После формирования нового правительства под давлением партии "За отмену" на рассмотрение самой королевы было вновь подано прошение об исключении платы за проезд. И королева подписала документ. Так 11 февраля 2008 года в ноль часов одну минуту проезд по мосту стал бесплатным. Но это не отменило проблем с износом моста. Еще в 2004 году было обнаружено 22 (из общего количества 11 000) лопнувших стальных каната. Именно после этого на мосту установили систему акустического слежения за состоянием техники. Поэтому к 2013 году тяжелые авто перестанут пускать на мост, а к 2020 его вообще должны закрыть. Встает вопрос: надо строить новый мост. При том, что рядом существует железнодорожный. И об этом тоже постоянно напоминают и парламенту, и правительству. Газеты обычно пишут про проекты, связанные с мостом: "Еще один бессмысленный, дорогостоящий белый слон либеральных демократов". И это немудрено, когда принимаются решения о "дехумидификации" моста (понижение влажности частей моста с целью предотвращения коррозии) ценой в 12 миллионов за двухлетний процесс. Но до 2020 мы еще покатаемся -- из Эдинбурга в Инвернесс и обратно.
текст Игорь Мальцев
Ваша оценка:
Средний балл — 1,18
Всего показов страницы:   4727
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.