|
 |
КАРАВАН ЗАПАСКА 
РЕЗИДЕНТ
День клонился к закату. Гуляя по Кутузовскому проспекту, я увидел у "Украины" светло-зеленый Ford Country Sedan 1963 года с буквами КРГ на номерах. Крым? Краснодар? Красноярск? В моем "Зените" оставалось несколько кадров; дай, думаю, щелкну для коллекции. Как только я вскинул камеру, из машины высунулся человек лет сорока и попросил сфотографировать его вместе с машиной и сделать ему снимки. По окончании фотосессии он дал мне свой номер телефона, а я обещал позвонить, когда карточки будут готовы. Недели через две мы встретились у кинотеатра "Ударник", куда он приехал на черном Ford Falcon 1960 года с польскими дипномерами. Фотки ему понравились, он предложил деньги, я отказался. На всякий случай я спросил, не водится ли у него какой-нибудь автомобильной литературы. И был страшно удивлен, когда он тут же полез в кейс и вытащил целую кипу американских рекламных проспектов разных лет. Это было в июле 1967 года. Его звали Роман Иосифович Саголов.
 |
Рынок подержанных автомобилей иностранного производства в Советском Союзе был весьма емким и динамичным. Его насыщали товаром дипломаты, торгпреды, собкоры, моряки и прочая мобильная публика. Специфическую лепту вносили специализировавшиеся в основном на антикварных автомобилях прибалты. Большая часть товара, понятно, находилась в теневом обороте. На рынке особо ценились специалисты, способные оформить сделку быстро, чисто и без последствий. На фото: эксперт УпДК Роман Саголов рядом с Plymouth Valiant Signet 1963 г., ранее принадлежавшим швейцарскому дипломату. Сентябрь 1968 г. |
Начало его взрослой жизни было вполне героическим. Роман Саголов родился в 1926 году, с младых ногтей тянулся к автомобилям, уже в двенадцатилетнем возрасте начал водить старенький Ford T своего дяди, работавшего шофером. Война началась, когда Роману было пятнадцать. Мобилизация парню, понятно, еще не грозила, тем не менее, поддавшись всеобщему патриотическому настрою, он накинул себе пару лет и пошел добровольцем в армию. Естественно, попал на фронт. К своей великой радости шофером. Возил на "трехтонке" боеприпасы, топливо, продукты, раненых... Затем по спецнабору стал водителем ленд-лизовского "студебеккера", несшего на себе реактивный миномет "Катюша". Вышел в офицеры, дослужился до капитана. В конце войны, при форсировании Вислы, машина, в которой на пассажирском месте сидел Роман, налетела на мину. Водитель погиб, а Саголову фантастически повезло: взрывной волной его вышибло из кабины вместе с дверцей и приземлило в мягкую болотину. Отделался "всего лишь" тяжелой контузией. Победу встретил в военном госпитале, потом еще несколько лет мыкался по разным больницам, получил третью группу инвалидности. (Так и не смог распрямиться в полный рост, ходил полусогнутым.) Врачи категорически не советовали ему подолгу находиться за рулем, так что профессию он, можно считать, потерял. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь, если бы в 1953 году Роману не удалось устроиться на работу в Управление по обслуживанию дипломатического корпуса организацию в высшей степени привилегированную.
 |
Рынок подержанных автомобилей иностранного производства в Советском Союзе был весьма емким и динамичным. Его насыщали товаром дипломаты, торгпреды, собкоры, моряки и прочая мобильная публика. Специфическую лепту вносили специализировавшиеся в основном на антикварных автомобилях прибалты. Большая часть товара, понятно, находилась в теневом обороте. На рынке особо ценились специалисты, способные оформить сделку быстро, чисто и без последствий. На фото: эксперт УпДК Роман Саголов рядом с Plymouth Valiant Signet 1963 г., ранее принадлежавшим швейцарскому дипломату. Сентябрь 1968 г. |
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИКРЫТИЕ. В 60-х годах прошлого века иномарок в Москве было не так уж и мало. Поскольку немало было иностранцев. Сотрудники дипмиссий, корпунктов газет и торговых представительств, как правило, предпочитали "москвичам" и "волгам" большие американские автомобили. В этом, конечно же, был резон: практически все "детройтцы" имели шикарный салон, огромный багажник, мотор под триста "лошадей", коробку-автомат и прочие приятные вещи, позволявшие водителю весьма комфортно себя чувствовать на российских просторах. То, что эти машины жрали 15-20 а то и более литров на сотню, мало кого волновало: литр бензина "Экстра" стоил 6 копеек.
Когда срок пребывания иностранного работника в СССР истекал, ему, естественно, и в голову не приходило тащить подержанную машину к себе на родину. От машин избавлялись здесь. Помощь иностранным гражданам в реализации их старых автомобилей оказывало Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УпДК). Из этой организации присылали экспертов, они оценивали машину и степень ее износа и выплачивали иностранному гражданину соответствующую сумму в рублях, которые тот мог обменять на любую нужную ему валюту. Затем машину перегоняли в комиссионный магазин, где ее мог купить любой советский человек, имевший специальное разрешение начальника Главного управления торговли Мосгорисполкома. Как правило, такое разрешение давали известным артистам, ученым, космонавтам и прочим представителям советской элиты.
Роман Иосифович Саголов как раз и работал механиком-экспертом по оценке автомобильного секонд-хэнда, поступавшего в УпДК. Оклад эксперта составлял 120 рублей много это было или мало, Саголова не особо волновало. Понятно, что в этой околодипломатической и одновременно околоторговой кухне все было очень хлебно и наваристо, и жить на одну зарплату дураков было немного. И Саголов был отнюдь не дурак. Он досконально изучил все тонкости своей работы, нашел массу тайных лазеек и блестяще ими воспользовался, наладив подпольный бизнес по реализации подержанных иномарок. Схема была довольно простой: по договоренности со своими друзьями в ГАИ Роман составлял акт о полной непригодности автомобиля для дальнейшей продажи и эксплуатации, а иностранцу лично выдавал приемлемую сумму денег. Затем за несколько десятков рублей покупался технический паспорт какого-нибудь довоенного, давным-давно сгнившего или сданного на металлолом "бьюика", "шевроле" или "доджа" таких документов на "мертвые души" в середине 60-х годов прошлого века было полным-полно, и номера его шасси и кузова в укромном гараже перебивались на только что выкупленную машину. Потом на машину наводили марафет подкрашивали, при необходимости ремонтировали, после чего через надежных людей предлагали "уважаемым людям" с солнечного Кавказа. Осечек не было; подпольные гвоздично-мандариновые миллионеры слетались как мухи на варенье. Отстегнуть за огромную вычурную американскую машину с мотором в восемь "горшков" тысяч эдак двадцать полновесных тогдашних советских рублей, а то и поболее это было в порядке вещей. На солнечном Кавказе любят широкие жесты.
 |
|
 |
 |
Oldsmobile Fiesta 1961 г., зарегистрированный на венгерского дипломата, а ранее принадлежавший третьему секретарю посольства США. Июнь 1968 г. |
|
Роман Саголов в своем последнем автомобиле "бюджетном" Porsche 914, созданном при участии Volkswagen. Май 1983 г. |
 |
 |
 |
 |
 |
Studebaker Golden Hawk 1963 г. был ввезен в СССР сотрудником посольства США, продан сотруднику посольства Ирана, перекуплен Саголовым и перепродан "уважаемому человеку" из Грузии. Который по пути из Москвы домой заснул за рулем и погиб. Июнь 1968 г. |
|
Ford Falcon 1960 г. достался Саголову от сотрудника посольства Польши, а тому от сотрудника посольства Греции. Август 1967 г. |
Дело процветало. Общительный, интеллигентный, обаятельный, располагающий к себе людей, Роман Иосифович сумел в короткий срок создать целый автопарк постоянно обновляемого состава, размещавшийся на окраинных московских стоянках и в гаражах проверенных людей. Некоторые иностранные дипломатические работники, оценив деловые качества своего советского посредника, охотно участвовали в его бизнесе: летели в отпуск на самолете, а возвращались в СССР на автомобиле, купленном за полцены. Для ведения переговоров с серьезными клиентами Саголов снимал роскошный номер на двадцатом этаже гостиницы "Украина". (Сам он был прописан в небольшой коммуналке на улице Подбельского.)
Деньги текли рекой, но Роману хотелось еще и славы. Некое ее подобие ему удалось организовать. В те времена шли съемки шпионского фильма "Ошибка резидента", и Саголов при содействии знакомого мосфильмовского каскадера сумел получить там крохотную роль водителя шефа западного разведцентра. Фильм стал всенародным хитом; миллионы советских зрителей видели, как Роман Иосифович Саголов в черных очках и черных перчатках ловко разворачивает в кадре свой черный Mercedes-Benz 220 1964 года выпуска. После съемок фильма черные очки и черные перчатки стали неотъемлемыми саголовскими аксессуарами в повседневной жизни. Увы, шпионский прикид не спас от разоблачения. Саголов и не подозревал, насколько он был близок в провалу...
ПРОВАЛ. Казалось бы, все было схвачено и за все заплачено. Клиентура была весьма влиятельной, и Саголов вполне мог рассчитывать на то, что в случае чего его прикроют и отмажут. Но не сложилось. О его подпольном бизнесе знали или, по крайней мере, догадывались многие. Одним из этих многих был сын крупного московского архитектора. Саголов за две тысячи рублей "организовал" парню назовем его Колей для пущей конспирации элегантный двухдверный хардтоп Chevrolet Bel Air 1956 года. Деньги Роман Иосифович был согласен получить не сразу, а частями. Коля, отъездив месяц на древнем "шеви", пришел к выводу, что колымага не стоит двух тысяч рублей. Тем не менее, машина ему полюбилась, и возвращать ее, как и оставшуюся часть долга, Коле совсем не хотелось. Результатом тяжких раздумий стало простое решение: Саголова надо сдать. Почему-то Коля был уверен, что автомобиль останется у него.
 |
На капоте Volkswagen K-70 собака Мартышка. На бампере нога Саголова. 1981 г. |
Последовал звонок папы-архитектора куда следует, и Саголова "повели" компетентные органы. Вскоре нашелся и повод для ареста. В конце 1969 года из Бонна был выдворен советский дипломат по подозрению в шпионаже. Требовались ответные меры по отношению к немецким "резидентам". Слежка за Романом Иосифовичем навела комитетчиков и милиционеров на его поставщика сотрудника торгпредства ФРГ, только что пригнавшего для Саголова почти новый Opel Rekord 1966 года. Их взяли в глухом переулке неподалеку от улицы Огарева в момент передачи денег. Опытный немец сразу смекнул, что надо вести себя тихо-смирно и не рыпаться, а вот Саголов встал в позу и начал качать права, намекая на свои связи в верхах. Это обошлось ему в пару-тройку синяков при задержании.
Верхи предпочли не вмешиваться в процесс. Все обширные связи Саголова моментально куда-то испарились, и никто его не прикрыл и не отмазал. Его приговорили к десяти годам заключения по нескольким статьям: мошенничество, подделка документов, незаконные валютные операции...
НОВАЯ ЖИЗНЬ. Что интересно, на зоне Роман Саголов освоился довольно скоро и устроился очень даже неплохо: он преподавал автодело в тюремном профтехучилище, и первые пять лет отбывания наказания пролетели для него относительно быстро. А в 1975 году Брежнев издал указ об амнистии по случаю 30-летия Победы, и Саголов, как участник и инвалид войны, попал под амнистию в первую очередь.
Выйдя на свободу, он познакомился с московской вдовой по имени Маргарита и поселился в ее однокомнатной квартире в сталинском доме на улице Георгиу-Деж. И в частном порядке занялся покупкой-продажей подержанных иностранных автомобилей делом, в котором он был мастером высочайшего класса. Компетентные органы Романа Иосифовича больше не трогали для них он был уже отработанным материалом.
 |
Ford Grand Torino Squire 1970 г., ранее принадлежавший сотруднику посольства Канады. Декабрь 1979 г. |
Бизнес потихоньку налаживался далеко не в прежних масштабах, конечно (ведь "дипломатического прикрытия" больше не было), но на хлеб с маслом вполне хватало. По просьбе "независимого московского журналиста" Виктора Луи Саголов организовал продажу восьмилетнего Porsche 911 младшей дочери маршала Жукова Марии. На полученные "комиссионные" Роман Иосифович купил себе маленький аккуратненький MG-1300 и вместе с супругой поехал на нем путешествовать в Прибалтику. Однако Маргарита очень уставала в тесном салоне английского автомобиля, и Роман сторговал у моряка в Клайпеде просторный Volkswagen K-70.
Специально для Виктора Луи Роман пригнал из Риги BMW-328. Он купил эту машину у Ольгерта Орлеанса за четыре тысячи и продал заказчику за десять тысяч сделка удалась, согласитесь.
В Прибалтике, кстати, гнездились самые фанатичные и самые компетентные в СССР ценители автомобильного антиквариата Саголов активно работал и на них. Например, для председателя Латвийского клуба антикварных автомобилей Виктора Кулбергса он переправил в Ригу великолепно сохранившийся спорт-кабриолет Horch-853, когда-то принадлежавший наркому автомобильной промышленности Акопову.
Денежный ручеек, бегущий в карман Романа Иосифовича, значительно усилился на закате брежневского правления, когда были отменены таможенные пошлины на подержанные иномарки, и в страну хлынула их очередная волна. Сам Саголов теперь предпочитал не светиться на публике с роскошными "кадиллаками" жизнь приучила его к "нелегальному положению". Но, с другой стороны, "выглядеть" тоже хотелось. Поэтому лично для себя он присмотрел весьма стильный, но относительно скромный Volkswagen-Porsche 914 1976 года выпуска с двухлитровым 100-сильным мотором, легко разгонявшийся до 190 км/ч.
Роман Саголов тихо умер в квартире своей жены Маргариты в марте 1987 года. Ему было лишь слегка за шестьдесят. Фронт, контузия, тюрьма, бизнес-стрессы все это не способствует долголетию...
ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР НОВИКОВ ФОТО: АВТОРА ИЛЛЮСТРАЦИЯ: МАША РУМЯНЦЕВА
|