Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ, 1999 Г.

SPECIAL REPORT

Призрак бродит по Европе

НА СВЕТЕ ЕСТЬ НЕ ТАК УЖ МНОГО ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ ПО НАСЛЕДСТВУ. СРЕДИ НИХ: ЧЕРТЫ ЛИЦА, ФАМИЛЬНЫЙ ТИТУЛ, ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЕЛ, ЗОЛОТОЙ ХРОНОМЕТР И АВТОМОБИЛЬ ROLLS-ROYCE
ТЕКСТ ДМИТРИЙ ПОПОВ, ИГОРЬ СВИНАРЕНКО, АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, СЕРГЕЙ ШЕРСТЕННИКОВ. ФОТО: АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН, ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ

Дебют творений Роллса и Ройса в нашем Отечестве состоялся в 1913 году - том самом, с которым вплоть до 80-х партийные пропагандисты сравнивали темпы роста социалистического производства.
ПАРТИЯ ДЛЯ ПАРТИИ Под покровительством Его Императорского Величества в Михайловском манеже Санкт-Петербурга проходила Четвертая международная автовыставка. На 33-м стенде красовались целых три автомобиля с литерами RR на радиаторной решетке. Публика была в восхищении, доволен был и царь, заказавший себе специальный лимузин. Сразу же после окончания выставки Rolls-Royce Ltd открыл отделение для всей России - Роллс-Ройс-Петроград , разместившееся на Английской набережной, дом 62. Была напечатана целая куча русскоязычных каталогов с великолепными цветными иллюстрациями и пояснением: Каталоги бесплатно для всех желающих! Желающие, может быть, и нашлись бы, но началась мировая война, а там и революция, после которой все попавшие в Россию Роллс-Ройсы стали собственностью гаража ВЦИК. До окончания гражданской войны большевики пользовались машинами из бывшего царского гаража, а после советская торговая делегация, возглавляемая Л.Красиным, закупила в Лондоне партию из семидесяти Роллс-Ройсов , среди которых были и три Silver Ghost, которыми пользовался Ильич.
До нашего времени сохранились два Роллс-Ройса , про которые доподлинно известно, что на них ездил Ленин. Один - купленный в 1921 Silver Ghost - был по просьбе Ленина тюнингован на Путиловском заводе. В таком виде - с лыжами, закрепленными на передних колесах, и резиновыми траками вместо задних - он идеально подходил для езды по снегу. На этом вездеходе Ленин ездил из Москвы в Горки (тогда еще не Ленинские) и по Подмосковью (согласно путевым листам, по 60-70 верст в сутки).
После смерти вождя машина осталась в Горках, что и спасло ее: до сих пор она - от резиновых траков до кожи на сиденьях - первозданна. Пожалуй, единственная значимая неоригинальная деталь - пробка радиатора в форме статуэтки, похищенная в 1990 году. В день, когда пропала статуэтка, Роллс-Ройс показывали группам пэтэушников. Экскурсовод сгоряча сказал, что фигурка серебряная, и ее умыкнули прямо из-под носа сотрудника музея. Фигурку заменили дюралевой копией, поменять которую на настоящую уже давно обещает британский посол.
Естественно, что машина в Горках - единственный в мире Silver Ghost на полугусеничном ходу - привлекает коллекционеров. По словам заведующего фондами музея-заповедника Горки Ленинские Владимира Маста, еще в 1989 году американский собиратель Роллс-Ройсов Джон Харрис предлагал обменять ленинский Роллс-Ройс на такое количество Бьюиков , что, если ставить бампер к бамперу, их хватило бы от гаража до вон того здания (расстояние между ними - 860 метров). Хранитель Маст тактично говорит о бесценности экспоната, а отнюдь не о богатстве музея: сегодня в Горках не на что купить касторки, чтобы смазать рассыхающуюся кожу на сиденьях и хрупкие резиновые траки.
Второй Роллс-Ройс Ленина, тоже Силвер Гост , известен нынешнему поколению как экспонат музея Ленина на Красной площади. После смерти хозяина машина вернулась в гараж Совнаркома и пошла по рукам - стала разъездной, а позднее, в тридцатых годах, была передана Крымскому областному комитету работников рыбной промышленности. От полного физического уничтожения ее спас строгий наказ Сталина беречь все, что связано с Лениным. В 1939 году Роллс-Ройс перевезли из Крыма в Горки. В полученном от рыбозаготовителей автомобиле эксперты насчитали двадцать различных дефектов: крылья были помяты, часть фонарей заменена, телячья кожа особой выделки бесцеремонно заменена рабоче-крестьянской фланелью. В довершение машину перекрасили из мрачного буржуазного черного цвета в жизнеутверждающий цвет хаки. Такой, собственно, она и простояла в Горках до 1957 года, пока в преддверии 90-летия со дня рождения Ленина ее не отвезли на завод Лихачева, где Роллс-Ройсу постарались придать первоначальный вид.
На волне триумфального шествия демократии автомобиль в 1994 году вынесли через окно второго этажа, законсервировали и спрятали в одном из многочисленных хранилищ. Ныне музей готов показать раритет публике, если кто-то возьмет на себя расходы по косметическому ремонту машины и оплатит ее страховку. В этом случае музей готов рассмотреть любые предложения, вплоть до того, чтобы организовать платный аттракцион: например, поездки новых русских в автомобиле вождя.
ПО ЛЕНИНСКИМ МЕСТАМ НА ЕГО ЛЮБИМОМ АВТО Президента Швейцарского клуба RR Бенно Мюллера узнать легко - по бакенбардам и зеленому Rolls-Royce. У Бенно Silver Cloud 1960 года выпуска. Пробег - 320 тысяч, но состояние отменное Все новенькое и гладкое, а краска сверкает, как будто аппарат вчера с конвейера Бережет. Говорит, что здесь главное - уход и зимой ни в коем случае не ездить. А то соли понасыплют кругом В непогоду же Бенно ездит на Range Rover
Сидя в машине, кажется, что ты во Владивостоке или, на худой конец, в Магадане: руль-то правый. А Бенно ничего, нравится:
- Правый руль куда лучше! Так удобней протискиваться по узким швейцарским улицам!
Он быстро и уверенно перепрыгивает через сплошную в правый ряд и занимает место, на которое вообще-то претендовал Фольксваген . Еще чуть-чуть, и остались бы без крыла, а подрезанному пришлось бы менять бампер. Но обошлось: VW притормозил и почтительно нас пропустил - так у нас уважают известно кого. Роллс-Ройс не помещается в головах людей, которые только что разбогатели - для этих делается шестисотый . А Роллс-Ройс - он требует длительного состояния богатства
Впрочем, это рассказывал человек, который такими машинами торгует, - Алоиз Эльзенер. Он хозяин так называемого гаража, в котором стоит пяток машин на продажу, ну и еще пара-тройка в ремонте. Впрочем, размаха тут ждать и не приходится. Во-первых, рекорд продаж - сорок автомобилей в год. Ну а во-вторых, некоторые думают, что только у них одних кризис, а в Европе, между прочим, тоже сейчас рецессия, психологический барьер: дескать, не время сейчас для предметов роскоши, повременим.
- Раз кризис - значит, только страшно богатые покупают у вас машины?
- Ну, немножко денег надо иметь Купить можно недорого, тридцатилетнюю - тысяч за 15 долларов Ну и налоги с 6,5 литра объема, страховка - в год выйдет порядка 2 тысяч. Не каждый может себе такое позволить, хотя многие отказывают в самом необходимом, чтоб оплачивать любимый Rolls-Royce.
Будни сервиса таковы: на складе есть почти любые запчасти. Чего нет, то через два дня пришлют. А почем же здесь нормо-час? Такого не бывает, платят за фактически потраченное время. Из расчета 140 франков в час - грубо это будет долларов 80, рассказывает хозяин.
Жизнь в лице мирового кризиса повернулась к Алоизу настолько суровой стороной, что ему приходится подхалтуривать - в фирменном роллс-ройсовском гараже он начал продавать, даже говорить неловко, совершенно плебейские машинки Субару . Вот до чего докатился Правда, сам марку держит и ездит исключительно на своем Silver Spirit, практически совершенно новом - 1987 года Любопытно, что на этом сервисе он начинал простым пролетарием после ПТУ, а выкупил дело после, на доставшееся от родителей наследство Швейцарская мечта!
А вот и загородный клуб Приличный домик. Дай Бог всякому такой. Легко себе представить, как сюда съезжаются миллионеры и обмениваются богатым опытом по прожиганию жизни Только все это неправда Миллионеров в клубе - раз-два, и обчелся. И на своих тусовках они в основном обмениваются опытом поиска запчастей подешевле
- Богатая красивая жизнь - это в американском клубе, - пояснил Мюллер. - Там клуб владельцев. А у нас - клуб энтузиастов. У многих наших членов даже и Роллса нет своего.
Ряды энтузиастов - кстати, чисто совковое слово - наполнены главным образом прыщавыми юношами, которые любят рассматривать картинки и только еще мечтают скопить на первую подержанную машину, а накопили пока лишь 250 франков на вступительный взнос И в клуб их берут! Цюрих, как известно, город контрастов И если на 350 членов клуба приходится 550 Роллс-Ройсов , это значит, что у кого-то вообще ничего нет, у другого - у Бенно, например, - два RR, а у Штайнемана - 35 машин
ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА Роллс-Ройсы , закупленные Красиным, стали первыми советскими правительственными автомобилями: на них ездили Троцкий, Сталин, прочие видные большевики. Чехословацкий писатель пан Гофмейстер писал из СССР известной автомобильной гонщице пани Юнковой: Я еще никогда не видел такого скопления Роллс-Ройсов , которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки Я так и не понял, почему именно Роллс-Ройсы нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР с его бездорожьем
Все очень просто. Большой запас прочности, продуманная система смазки всех частей двигателя и шасси, тщательность изготовления и сборки, использование лучших материалов сделали автомобили Rolls-Royce Silver Ghost очень долговечными. Они эксплуатировались до начала 50-х годов, а отдельные экземпляры дожили даже до 70-х.
В 1939 году во время подписания Пакта о ненападении Rolls-Royce Wraith преподнес товарищу В.Молотову геноссе Риббентроп. Машина была гвоздем автосалона в Берлине 1939 года и имела кузов купе , боковые окна которого убирались вместе со стойками. Вячеслав Михайлович катался на своем Wraith всю войну, потом автомобиль попал в ленинградский НКВД, а еще позже - в Латвию, где сегодня экспонируется в местном Автомузее.
Во времена холодной войны на огромных и помпезных Rolls-Royce Phantom по Москве ездили послы Соединенного Королевства. Причем всегда с советским шофером, предоставленным УПДК, который, как говорили, помимо умения управлять автомобилем должен был быть членом КПСС и еще иметь воинское звание полковника госбезопасности. Не иначе как именно госбезопасность что-то нахимичила, когда однажды восьмиместный Phantom VI заглох перед главным входом в МИД.
Когда в 1966 году появился Rolls-Royce Silver Shadow, тогдашний министр советского автопрома А.Тарасов сумел доказать необходимость покупки нескольких таких машин для ознакомления и изучения. Четыре машины были заказаны через АО Автоэкспорт . Когда их доставили в Москву и показали Леониду Ильичу, он был от них не в восторге. Купленные машины передали ЗИЛу, где одна из них использовалась в качестве персонального автомобиля тогдашнего директора П.Бородина, а другие постоянно снимались в многочисленных кинофильмах про резидента.
Первый и последний президент СССР Горбачев также уделил внимание первому автомобилю страны. По его указанию начали разработку новой, относительно небольшой машины для замены старого ЗИЛ-4104 и, как всегда, в качестве аналога закупили в 1985 году уже совершенно новый Rolls-Royce Silver Spirit. Шестой цех ЗИЛа изготовил два образца нового советского представительского автомобиля ЗИЛ-4102, но на доводку денег не нашлось.

Период построения капитализма положил конец партийно-номенклатурной монополии на Роллс-Ройсы , и сегодня эти машины стали доступны широким слоям обеспеченных трудящихся. На RR ездят главы банков и нефтяных компаний, организаторы финансовых пирамид и главы азиатских деспотий. Один Роллс-Ройс , исполненный для американского рынка, был приобретен в свое время для Джохара Дудаева. Страстным поклонником этой марки является президент Калмыкии Илюмжинов. На Роллс-Ройсы Кирсан Николаевич пересел с Cadillac и Lincoln-stretch в 1996 году, когда во Франции были куплены два RR Silver Spur - один, темно-синий, для Москвы и второй, белый, для разъездов по Элисте и по республике. Впрочем, поскольку в Калмыкии состояние дорог примерно такое же, как и во всей России, в дальние поездки президент отправляется на белом джипе Hummer. Последнее приобретение Илюмжинова, сделанное, как обычно, на деньги не из бюджета , - красный Silver Cloud 50-х годов. Как владелец Роллс-Ройса Илюмжинов получает соответствующий журнал, и, несмотря на то, что автомобиль, по мнению президента, маловат , Кирсан Николаевич не исключает, что в будущем он купит еще один автомобиль этой марки.
КОРОЛИ И КОРОЛЕВЫ В 1993 году в Москве, на Мытной улице, обосновался первый официальный дилер английской фирмы. Именно здесь спустя год обслуживались два лимузина английской королевы во время визита Елизаветы II в Россию.

На вопросы Автопилота ответил вице-президент компании Парк Авеню Трейдинг Корп , являющейся единственным дилером Rolls-Royce & Bentley в СНГ, Роман Комаров
- Сколько, по вашей оценке, сегодня автомобилей RR в России?
- Трудно сказать, потому что не все машины приезжают к нам в техцентр, все-таки Россия - слишком большая страна. Однако, мне кажется, что не меньше ста автомобилей
- Каков статус этого автомобиля у ваших клиентов?
- Это представительский автомобиль, на нем не ездят каждый день на работу. Большинство владельцев - очень обеспеченные люди, и их выбор, а также статус машины определяются тем, нравится ли им водить самим. Скажем, если человек сам автомобиль не водит, то это обычно вторая машина. Первая, допустим, джип с водителем. Если он водит сам, то обычно Rolls-Royce - это третья или четвертая машина после, скажем, джипа и Porsche. Но есть и любители, у которых имеются и Rolls-Royce и Bentley.
- Опишите вашего среднестатистического клиента: возраст, род занятий
- В свое время наша головная компания была очень сильно удивлена возрастом наших клиентов. Обычно это были мужчины, средний возраст которых составлял около тридцати лет. На Западе RR покупают люди постарше. И вообще, там потребители делятся на три группы: бизнесмены, коронованные особы и звезды шоу-бизнеса. У нас коронованных особ нет, однако и среди звезд процент любителей RR подавляюще низок. Чаще всего наши клиенты - это бизнесмены самых различных направлений.
- Чем отличается процесс приобретения RR от приобретения любого другого автомобиля?
- Мы всегда ведем персональную работу с каждым клиентом, поскольку он приобретает индивидуальную машину. Иногда наши переговоры длятся месяцами, но мы стараемся выполнить любой каприз. Один клиент просил поднять крышу на 20 сантиметров, и это возможно было сделать, однако вылилось бы в совершенно астрономическую сумму. Обычно заказывают какие-то определенные сорта дерева или собственную фамилию, написанную серебряной краской на деревянной панели
- Много ли у вас побывало машин с историей?
- Если говорить о новых машинах, наши клиенты пока живы-здоровы, если говорить об интересных, то через нас проходил брежневский RR, а также автомобиль посла Великобритании Впрочем, как показывает опыт, российского клиента история автомобиля не так уж интересует, в отличие от западного
- RR во всем мире - символ успеха и процветания владельца, это машина, которую выставляют напоказ. У нас владельцы предпочитают держаться в тени. Чем бы вы это объяснили?
- Это следствие нашей политико-экономической ситуации. Увы, сейчас это действительно так, однако я верю, что в будущем эта марка будет играть такую же роль в России, как и на Западе.

ПРИЗРАК БРЕЖНЕВА Брежнев умер, но дело его живет.
Эдуарда Тенякова, вице-президента Московской Центральной фондовой биржи, с бывшим генсеком уже шесть лет объединяет общий взгляд на мир. Потому что это взгляд сквозь окна легендарного Rolls-Royce, созданного в Англии специально для дорогого Леонида Ильича .
Серебряный призрак Брежнева вселился в жизнь московского бизнесмена довольно заурядно: случайно зашел на аукцион и купил. Но, видимо, случайно ничего не бывает, иначе не объяснить ту скрупулезность, с которой новый хозяин стал восстанавливать наследие партийной эпохи. Не только сам автомобиль, но и его историю.
Серебряный призрак никогда не принадлежал лично Брежневу, как и многие другие автомобили из мифической коллекции . Однако строился автомобиль с учетом комплекции генсека и его знаменитой причуды - иногда садиться за руль самому. До сих пор об этом говорит переключатель на приборной панели с двумя позициями: одна подстраивает водительское кресло под фигуру Брежнева, другая - под габариты его водителя. Машина была заказана 9-м Управлением КГБ для обслуживания членов ЦК в 1971 году и меньше чем через год уже поступила в Россию. Поступила бы и раньше, но дело сильно затянули переговоры с британским концерном чекистов, выставивших условия, поразившие даже видавших виды англичан.
Вообще, машин, подобных этой, тогда на заводе делалось пять: одна - для арабского шейха, способная свободно передвигаться по пескам с вмонтированной в салон клеткой для любимого шейхом ягуара, другую заказал золотодобытчик с Аляски, которому, наоборот, нужно было передвигаться по снегу. Заказ двух других машин исходил с берегов Амазонки и предполагал особую устойчивость автомобилей к тропическому климату. Пятый же автомобиль должен был сочетать в себе требования всех остальных четырех заказов (разумеется, без клетки для ягуара). Именно он и предназначался для Страны Советов.
Серебряный призрак должен был идеально работать в любых климатических и географических условиях, в том числе и при нехватке кислорода в горах, быть переднеприводным и не содержать никаких эмблем марки Rolls-Royce - к этому обязывала партийная скромность . Последние два требования англичане категорически не приняли: машина осталась заднеприводной, а атрибутику убрали только с руля и колес. Однако другое требование, на котором особо настаивали чекисты, выполнили - автомобиль не был внесен ни в какие официальные каталоги.
Все эти причуды чекистов с высот прошедшего времени объяснить сложно: вплоть до самой смерти вождя машина обслуживала членов ЦК в правительственной резиденции в Крыму и побывала в Москве лишь раз, во время одного официального визита британской делегации в СССР. Второй раз она оказалась в столице уже после смерти Брежнева - и уже навсегда: в экспериментальной лаборатории ЗИЛа советские инженеры пытались с ее помощью постичь автомобильную науку.
Уникальность машины, конечно, не ограничивалась требованиями чекистского заказа. Практически целиком сделанный из алюминия корпус, проклепанные , как в авиации, лонжероны, исполненные в единственном экземпляре резиновые и пластмассовые детали, гидроаккумуляторы на всех четырех колесах, двенадцать слоев краски - все это обеспечит Эдуарду Тенякову, будущему владельцу, четырехлетнюю историю с реставрацией автомобиля на московской сервисной станции Rolls-Royce.
- После приобретения машину потребовалось ставить на учет, - рассказывает Теняков. - Я посмотрел первый технический паспорт, чтобы узнать мощность двигателя, но там стояло гордое слово - достаточная .
Впрочем, капризы машины никак не мешали Эдуарду Тенякову думать, что он приобрел реликвию. Гарантийный срок, данный изготовителем, - 75 лет, стоимость автомобиля Rolls-Royce в хорошем состоянии год от года только растет, а проблемы с реставрацией - для кого-то проблемы, а для кого-то зона душевного комфорта .
- Это ведь как игрушка для большого ребенка, - откровенничает Теняков, - в семье должна быть какая-то реликвия, которую передают по наследству
Редакция благодарит компанию Роллс-Ройс-Москва , (095)236-7568, а также фирму АЛЕШАтревел , (095)955-3449, за помощь в подготовке материала



На главную страницу номера
© 2000-2018 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru