Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН

В МИРЕ НЕМНОГО МАШИН, ЧЕЙ ДИЗАЙН НЕ МЕНЯЛСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ЛЕТ. НО НЕТ НИ ОДНОЙ, У КОТОРОЙ НЕ МЕНЯЛАСЬ БЫ "ПРОФЕССИЯ". КОРИЧНЕВЫЙ ФУРГОН РАЗВОЗИТ ПОСЫЛКИ. ЕГО ЗОВУТ P 36.


                    Если вы привыкли носить бороду, не выпускаете изо рта сигарету, не чистите свою обувь, а также не соответствуете еще дюжине требований по части опрятности, презентабельности и интеллекта, вы едва ли окажетесь за рулем этой машины. "Слышали мы эту легенду, -- скажете вы, -- в Крю, говорят, "Роллс-Ройсы" продают исключительно людям порядочным". Да нет, речь не о "Призраках" и прочей нечисти, а о фургоне "П-36", ставшем за последние годы не менее культовым автомобилем. "Как же так?" -- возмутитесь вы, нащупывая на груди бумажник с кредитками. Да вот так. Купить этот автомобиль нельзя, потому что выпускается он исключительно для нужд компании United Parcel Service и сесть за его руль есть, пожалуй, всего один способ -- стать курьером UPS, что по причинам, указанным выше, тоже весьма непросто.

       САКВОЯЖ НА КОЛЕСАХ. Доставка почты всегда была делом ответственным и хлопотным -- будь то античные времена с их гонцами-бегунами или век XVIII с ползущими по булыжным дорогам почтовыми дилижансами. С появлением первых безлошадных экипажей доставка писем, посылок и бандеролей несколько ускорилась. В Америке были даже передвижные отделения связи, обеспечивающие все почтовые операции, включая обработку, сортировку, доставку, и работающие как на автострадах, так и на проселочных дорогах. Чуть позже появились мультистопы. В переводе с английского multi-stop delivery означает "развозной фургон для эксплуатации с частыми остановками".
       Сначала главным отличием мультистопов от обычных машин было лишь отсутствие боковых дверей, что позволяло курьеру спрыгивать еще на ходу автомобиля. Необходимость перевозить все большее количество посылок заставляла трансформироваться и компоновку машины -- кузов становился выше, а грузовой отсек "накрыл" собой кабину, а потом и моторный отсек. Ездить совсем без дверей было все же неудобно, поэтому их стали делать сдвижными, уходящими в боковые панели, благодаря чему они не выступали за габариты машины, что было важно при езде по узким улицам и дворам.
       Для мультистопов строили специальные шасси ведущие американские производители грузовиков -- Ford, Chevrolet... Все шасси отличались низким расположением силового агрегата на раме, а также подвеской мостов на удлиненных рессорах, снижающих центр тяжести. Эти шасси "одевали" кузовные фирмы Boyerstown из Пенсильвании, Universal Body Sales из Огайо...

       MEN IN BROWN. Впрочем, компания, ставшая конкурентом почте и получившая впоследствии имя UPS, возникла задолго до того, как первый Ford T превратился в почтовый фургон. В 1907 году девятнадцатилетний житель города Сиэтл по имени Джим Кейси одолжил у приятеля $100, которые и стали уставным капиталом фирмы с громким именем American Messenger Company. Фирма доставляла заказчикам товары из магазинов розничной торговли. Сначала это делали специально нанятые мальчишки из окрестных домов. Потом появились велокурьеры. Наконец, 13 октября 1913 года фирмой был куплен первый Ford T. Вероятно, именно вместительный кузов "Форда" подсказал Кейси идею, впоследствии названную "консолидированной доставкой грузов". Если раньше курьер, получив пакет, тут же отправлялся по указанному на нем адресу, то отныне все заказы собирались, сортировались и отправлялись к клиентам на одной машине.
       Свой первый филиал фирма открыла в Окленде в 1919 году, тогда же она переименовалась в United Parcel Service, а единым корпоративным цветом стал "пульмановский" темно-коричневый. До этого фургоны красились сначала в красный, потом в желтый цвет, но руководство решило, что имиджу фирмы больше соответствует сдержанная деловая колористика.
       Великая депрессия чуть не задушила Америку, но UPS лишь слегка потрепала -- компании временно пришлось отказаться от авиаперевозок, которые она начала осуществлять еще в 1929 году. К середине 70-х UPS "накрыла" все сорок восемь материковых штатов, а спустя еще десяток лет прочно обосновалась в Европе. Сегодня компания ежедневно перевозит 14 млн посылок, ей принадлежит 624 самолета и 152 с лишним тысячи автомобилей. К слову о "Роллс-Ройсах" -- в 1992 году принадлежащие компании самолеты Boeing 727-100 были переоборудованы двигателями, разработанными специально по заказу UPS фирмой Rolls-Royce, затраты на проект составили полмиллиарда долларов. В Бангкоке почту UPS доставляют на рикшах, в Гранд-Каньоне -- на мулах, а в Венеции -- на гондолах. Однако бесспорным символом UPS, его живой легендой стал доставочный грузовик фирменного коричневого цвета -- P 36.

       ЧИСЛО "P". Причин построить собственный автомобиль было несколько. Когда UPS начала работать в Европе, стало очевидно, что мощные и громоздкие американские мультистопы не годятся для узких улочек Старого Света, плюс ко всему здесь напрочь отсутствовала сервисная сеть на заокеанские двигатели и агрегаты трансмиссии. Европейские серийные фургоны не соответствовали специфике бизнеса UPS. На производстве мультистопов специализировались британские фирмы Austin и Morris, однако United Parcel Service они тоже не подошли. Наконец, компания стремилась создать свой собственный фургон, который, помимо выполнения сугубо утилитарных целей, работал бы и на имидж UPS, что в конце концов более чем удалось.
       Разработку конструкции автомобиля инженеры UPS вели совместно со специалистами фирмы Spier из города Штайнхайм в Вестфалии. Основанная Генрихом Шпиром еще в 1872 году как мастерская по производству конных повозок, Spier ко времени альянса с UPS стала известным в Европе производителем прицепов и полуприцепов. Тиражированием фургона занялись немецкие же кузовные фирмы Kaessbohrer и FFG. Имя машина получила неброское -- P 36. Цифры в названии обозначали объем грузового отсека, а именно -- 360 кубических дюймов.
       Силовые модули для P 36 поставляли фирмы с не менее серьезной репутацией -- автомобили, эксплуатировавшиеся в Бельгии, оснащались агрегатами от Citroen C 25, остальные европейские фургоны получали ту же начинку, что и грузовик Fiat Ducato.

       ПРОСТО ДО ГЕНИАЛЬНОГО. P 36 -- машина, по-своему гениальная. Прежде всего потому, что в ней, кажется, продумана любая мелочь, а все задачи решены максимально просто.
       Кузов автомобиля склепан из алюминиевых листов, что не только бережет автомобиль от коррозии, но и делает его максимально ремонтопригодным -- засверлил заклепки, поменял алюминиевую панель, покрасил ее в корпоративный цвет и поехал дальше. Округлый капот, задирающийся чуть ли не к небу, обеспечивает отличный доступ к двигателю -- в том числе и для его замены, если ресурс мотора уже выбран. Кстати, сам капот выполнен из фибергласа или, говоря обыденным языком, стекловолокна, и в случае необходимости его замена -- тоже минутное дело. Ночуют все машины в одном месте, где механики споро производят все регламентные процедуры, дабы рано утром P 36 мог снова отправиться в путь. Пробег многих автомобилей уже зашкалил за миллион километров.
       Наблюдая за работой водителя развозного фургона, почему-то приходит на ум аналогия со службой танкового экипажа, где один человек выполняет сразу несколько ролей: механика-водителя, стрелка-радиста... Вот он подходит к дружелюбной на вид, но вместе с тем строгой темно-коричневой машине, где даже все логотипы размещены с точностью до миллиметра. Коричневая униформа, стальное кольцо с ключами на мизинце правой руки, что тоже является неким корпоративным шиком. Водительская дверца съезжает вбок.

       ПОЗОВИ МЕНЯ. Сиденье достаточно комфортабельное и мягкое, чего никак нельзя сказать о дополнительном откидном месте, на котором в отдельных случаях восседает супервайзер. Почти вертикальная рулевая колонка с селектором переключения передач. Лаконичная приборная панель от Fiat Ducato включает в себя спидометр, датчик уровня топлива и амперметр. Рация с цифровым позывным -- и никакой отсебятины.
       Мультистоп "П-36" очень даже резвая машина -- пустой фургон может тронуться с места даже с проворотом колес, что неудивительно: P 36 короче и легче своего "донора" Dukato. К слову, модернизировать подвеску последнего тоже не пришлось -- посылки и бандероли занимают большой объем, но едва ли могут соперничать по весу с тем же объемом ящиков с брюссельской капустой.
       P 36 оборудован автономным дизельным обогревателем, питающимся горючим из основного бака, так что в машине тепло даже при выключенном двигателе и открытых дверях. Ровный рифленый пол не даст курьеру поскользнуться. Задние распашные двери открывают широкий дверной проем, а специальная подножка и поручни создают дополнительные надежные упоры при погрузке-выгрузке. Водительская кабина и грузовой отсек тоже сообщаются дверцей. Крыша фургона -- пластиковая, прозрачная, так что внутри светло без электричества. Все посылки расставлены на боковых полках строго в соответствии с маршрутом доставки.

       ПУТЬ В ДАЙТОНУ. Сегодня P 36, увы, уже снят с производства. "Виной" тому не сам автомобиль, а неумолимое время. Развитие технологии доставки привело к тому, что один курьер за смену может развозить уже до пятисот посылок, а столько их в стандартный P 36 уже не помещается. Горевать, впрочем, рано -- ресурс, отведенный автомобилю конструкторами, составляет 25 лет, так что им еще ездить и ездить.
       Недавно CNN показало подготовку команд NASCAR к нынешнему сезону, стартующему в Дайтоне. С прошлого года у UPS в гонках выступает своя команда. За рулем темно-коричневого автомобиля -- гонщик, одетый в униформу компании. Когда Ford Taurus на бешеной скорости проходил вираж, мы разглядели на его корме надпись "People love the Truck". Наверное, это в честь него, знаменитого фургона P 36 c улыбчивым и некурящим водителем за рулем.        
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ЛЕВ ШЕРСТЕННИКОВ,
МОДЕЛИ АГЕНТСТВА "ПРЕЗИДЕНТ", "ПОЙНТ"

       Материал подготовлен при спонсорской поддержке "Всемирной службы доставки UPS".
 
SPIER P 36
Количество дверей/мест 3/2
Тип двигателя/расположение/привод дизельный/спереди поперечно/передний
Число/расположение цилиндров 4/рядно
Рабочий объем (куб. см) 2482
Мощность (л.с.) 74
Длина/ширина/высота (мм) 4950/2000/2640
Сухой вес/грузоподъемность (кг) 1680/1120
Максимальная скорость (км/ч) 110
       
На главную страницу номера
© 2000-2018 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru