Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''



В вопросе защиты автомобиля от угона существуют две крайние точки зрения. Первая пессимистична: если захотят -- все равно угонят. В качестве примера приверженцы этой грустной теории наверняка приведут один из последних случаев разбоя, когда владелец машины сам отдал ключи да еще и счастлив был, что живым отпустили. Их оппоненты возразят, что силой отнимают самые дорогие автомобили, а в подавляющем большинстве случаев любое противоугонное устройство или иная превентивная мера -- лишний для преступника повод задуматься, а не взять ли машину у вашего соседа, а не у вас. На последнее, по большому счету, рассчитывают все.
"Автопилот" решил подсчитать, каким арсеналом средств может воспользоваться современный автовладелец, что ему это принесет и как дорого это обойдется.
На вопросы "оно нам надо?" и "как быть, если нет соседа?" каждый ответит сам.


СДЕЛАЙ САМ.
Книги для автовладельцев пестрят советами из серии: "Перед покупкой выясните, какие марки машин наиболее угоняемы, и сделайте соответствующие выводы". Вывод же прост -- угоняют все машины, представленные на рынке в более или менее товарном количестве, кроме совсем уж редких экземпляров вроде Автомобилей, Заранее Лишенных Качества. Другое дело, что теоретически вы сами можете придать автомобилю такой вид, который не то чтобы отпугнет угонщиков, а вызовет у них приступ отвращения к вашему имуществу. В анналах народной мудрости хранится много подобных советов разных лет. Например, такой, появившийся на рубеже восьмидесятых-девяностых: "Наклейте на лобовое стекло, со стороны салона, тонкую рыболовную леску". Если у вас все в порядке с мелкой моторикой и свободным временем, вам удастся изобразить вполне правдоподобную паутину точь-в-точь как от камня. Леска имеется в свободной продаже в магазинах "Рыболов-спортсмен", а прозрачный клей можно изготовить самостоятельно, разведя в ацетоне добытую с помощью напильника стружку оргстекла.
Еще наверняка у каждого рачительного хозяина найдется в гараже баночка с мовилем или грунтовкой. Считается, что помазав одним из названных составов крыло на новой машине, вы введете угонщика в заблуждение: он решит, что машина битая, приметная, продать ее будет сложно, плюнет и уйдет обиженный. То же, говорят, произойдет, если заблаговременно заменить шильдик на машине на менее престижный. Когда Волжский автозавод выпускал "шестерку" с бюджетным двигателем "1300" и реактивным "1600", замена кормовой таблички могла быть оправдана. Всю роль играли какие-то "300 граммов". Но "Мерседес" S-класса -- меняй табличку или не меняй -- не теряет своей привлекательности, даже если номинально лишить его почти трех литров рабочего объема (S320 и S600).
Также не потребуют от вас больших затрат такие оригинальные противоугонные способы, как ежевечернее перепутывание высоковольтных проводов под капотом, изъятие бегунка из трамблера и установка потайного выключателя массы, причем его можно пустить через реле, которое приводится в действие кнопкой включения обогрева заднего стекла, а сам обогрев при этом включается другим тумблером, установленным на месте одной из опционных заглушек. Точно таким же образом обустраивается кнопка отключения бензонасоса -- при том условии, конечно, что двигатель инжекторный. Однако, как вы понимаете, все перечисленные советы рассчитаны на людей, напрочь лишенных инженерной искорки в голове, потому что только придуманная самостоятельно хитрость станет для угонщика настоящей головоломкой. А угонщики тоже не дураки, читать они умеют.

ПЛЮСЫ: самостоятельно придуманные "маленькие хитрости" иногда действительно могут озадачить угонщика.
МИНУСЫ: для их реализации надо иметь свободное время и изрядные знания об устройстве автомобиля. ИСТОРИЯ. Наталья П., купив новый, свой первый автомобиль ВАЗ-2108, хранила его в "ракушке", арендованной у соседа. По прошествии двух месяцев, когда на переднем крыле и двери появилась бросающаяся в глаза царапина -- напоминание о неудачной парковке, -- Наталья решила, что тратить деньги и время на постановку машины в "ракушку" неразумно, тем более что автомобиль потерял первую свежесть. Она замазала царапины мовилем и стала оставлять "восьмерку" под окнами. Машина "ушла" через неделю.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ.
Говорят, гражданин США имеет полное право застрелить любого, кто без приглашения переступит порог его дома.
В народе популярна такая формулировка идеального наказания угонщика -- "поймать гада и оторвать ему ноги". Почему ноги -- не понятно. Наверное, потому, что угонщик не любит ходить пешком. А пока противоугонных устройств по отрыванию ног еще не придумано, народ упражняется в конструировании других защитных средств. Первое, что приходит на ум, -- капкан на педали. Тот самый, что был установлен барыгой-продавцом в "Волге" ГАЗ-21 на Юрия Деточкина (см. фильм "Берегись автомобиля"). Не совсем, правда, понятно, зачем Деточкин его пилил -- капкан под силу разжать человеку (волк или медведь просто не знают, как это сделать). Но оставим это на совести сценаристов, которые честно предупреждали, что история, возможно, и вовсе не имела места быть. Еще из арсенала охотников и рыболовов можно позаимствовать крючки. Угонщик ловится без приманки и даже без ее имитации. Просто на водительское сиденье надо положить заботливо сплетенный из лески и крючков коврик. Вытащить его без вмешательства хирургов проблематично.
Охраняя собственное движимое имущество, сходятся во мнении некоторые автолюбители, уместно прибегнуть к поражающей силе электрического тока. Например, закрепить на водительском сиденье или руле электрошоковое устройство, "вырубающее" угонщика. У последнего исчезает желание угонять машину, а у вас возникает проблема -- что делать с бездыханной тушкой преступника. Но электрошоковые устройства сложны, и собрать их под силу не каждому любителю бытовой электроники. А вот поставить в салоне машины мощный ревун вполне по силам любому российскому мужчине, который владеет отверткой. Угонщика, как говорят, ожидает несколько вариантов развития событий -- от временного расстройства рассудка до мгновенной смерти от разрыва сердца. Жестоко, и единственным, пусть и слабым оправданием автовладельца в данной ситуации служит тот факт, что угонщик долго мучиться не будет.
Куда более изощренный способ -- установка под сиденье пиропатрона с заточкой. Своей задницей злоумышленник замыкает контакт, патрон выстреливает заточкой, и та проникает в тело несчастного. Нет, все-таки человеческие страдания и автомобильное железо нельзя ставить на одну доску.

ПЛЮСЫ: высокая вероятность заставить угонщика отвернуться не только от вашей машины, но и от любых угонов вообще.
МИНУСЫ: решиться на подобный шаг может только человек, стопроцентно уверенный в своей памяти. Тот, кто постоянно выходит из подъезда с мыслью "а не забыл ли я выключить плиту?" рано или поздно сам наступит на уложенные в автомобиле грабли.
ИСТОРИЯ. Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. А история такова: один автовладелец установил у себя в машине самовыстреливающуюся заточку. И покалечил угонщика. Автовладельца судили. А после заседания к нему подошел судья и спросил: "А нельзя ли и в моей машине поставить такое устройство?" Даже если такого случая никогда и не было, он вполне "по Фрейду": будучи гуманистами по жизни, преступнику мы желаем действительно неотвратимого наказания. И хотим-таки оторвать ему если не ноги, то хотя бы руки.


ПОД ЗАМКОМ.
"Угонщик считает каждую минуту, так как рискует быть пойманным на месте", -- напоминают специалисты. А механические противоугонные средства при всей своей примитивности как раз и отнимают драгоценные минутки. На расстоянии -- как сигнализацию -- замок не обезвредишь.
В неприступность тех или иных механических приспособлений мало кто сейчас верит. Помните, одно время был не то чтобы популярен, но имел некоторое распространение радикальный способ запирания дверей, требующий, правда, слесарных навыков. В дверях и средней стойке сверлились сквозные отверстия, и в них просовывался длинный -- двухметровый -- металлический прут с проушиной на конце. Прут фиксировался амбарным замком в багажнике. Открыть дверь можно было, только дернув ее тросом. При этом никто не мешал забираться в автомобиль через разбитое стекло. Это общее слабое место всех механических блокираторов. Если их нельзя взломать, то можно обойти. Палка на руль, может, действительно устоит перед ножовкой, но пилить ее и не надо -- проще перекусить сам руль. Замок на педали "из лучшей немецкой стали" скорее всего останется нетронутым: легче отломать площадки педалей и снять все устройство в сборе. Рычаг коробки КПП также иногда получается вытащить из замка, а где это не получается в силу конструктивных особенностей, можно разрушить корпус устройства. Замок на капот, если им долго не пользоваться, может доставить неприятности не столько угонщику, сколько самому владельцу. А угонщик просто перекусит стальную кишку-оболочку.
А чего стоят леденящие душу истории про то, что любой замок, политый жидким азотом, быстро становится хрупким, как стекло, и разбивается на осколки ударом молотка, или что угонщики перепиливают стальные дужки переносной "болгаркой", которую подключают -- верх подлости! -- к вашему же прикуривателю.
Механический запор, правда, имеет то преимущество, что заранее обозначает свое присутствие. Конечно, солиднее всего выглядит огромная чугунная шайба на колесе типа "Бульдог", но корячиться -- снимать-надевать ее -- с каждым годом находится все меньше желающих. Механические средства хороши также тем, что относительно дешевы (редкое решение обходится дороже $400) и менее критичны по отношению к профессионализму установщиков. Замок -- он и в России замок.

ПЛЮСЫ: механические запоры доступны, в ряде случаев не требуют установки на сервисе (могут быть использованы сразу после покупки машины), не теряют актуальности по прошествии лет, практически не требуют обслуживания.
МИНУСЫ: заранее трудно предусмотреть, каким именно образом угонщик обойдет замок, не утруждая себя подбором ключа, а в случае поломки механического запора в какой-нибудь глуши (или в случае потери ключа) владелец автомобиля, даже связавшись с сервисным центром по телефону, без инструмента мало что сможет сделать.
ИСТОРИЯ: Степан Ш., сев в автомобиль, обнаружил, что замок на КПП производства компании Defend Lock перестал открываться. Удары молотком по корпусу быстро разрушили пластмассовый кожух. Под ним скрывался алюминиевый корпус замка. Два надпила ножовкой, удар зубилом -- и через пять минут замок с миллионом секретов лежал на полу в виде груды цветного и черного лома. Стальной остов замка остался в салоне напоминанием о потраченных на установку $150.

ЗАКРОМА РОДИНЫ.
При пробеге в 20 тысяч километров в год и средней скорости передвижения по городу 30 км/ч получается, что автомобиль стоит без движения как минимум 22 часа в сутки. Над тем, где он должен их проводить, бьется не одно поколение автовладельцев. Идеальный вариант -- подземный гараж у офиса и дома -- потому и называется идеальным, что мало кому доступен. К тому же автомобиль дает нам свободу передвижения, и никто не может сказать, когда, где и на сколько придется оставить машину без присмотра.
Вариант с круглосуточно занятым вашей собственностью водителем или охранником в принципе осуществим, но мало кем востребован хотя бы в силу того, что все время иметь попутчика не всем нравится. Кто-то постоянно возит с собой четвероногого друга со страшными зубами. Но тут уместно вспомнить историю, случившуюся с одним состоятельным господином. Он подъехал на своей недешевой машине к магазину. К нему подбежали мальчики с вопросом: "За машиной присмотреть?" Господин жестом показал на салон. Там сидел бультерьер. "Дядя, дядя, -- спросили мальчишки, -- а если машину подцепят эвакуатором, вам собачка по мобиле позвонит?"
Отечественный автовладелец, как правило, больше всего озабочен проблемой ночного хранения автомобиля. Мысль о том, что столько-то тысяч долларов "брошены на мостовой и к тому же снабжены колесами", может отравить самый томный вечер. Наиболее дешевый способ -- застолбить место на парковке у дома металлическими колышками и запирать его каждую ночь по периметру тросом. Никакой защиты от вандалов, более того, и трос перекусить -- не вопрос. Защита понадежнее -- установка "ракушки". Тент стоит от 500 до 1000 долларов или же арендуется по цене от 30 долларов в месяц. Чуть дороже стоит гараж. Он имеет то преимущество, что более взломоустойчив, и тот недостаток, что редко находится в двух шагах от дома (если вам принадлежит не весь дом). Кроме того, как говорят милицейские профессионалы, гараж для угонщика -- подарок. Залез с вечера -- и хоть до утра в нем колупайся, крути проводки да пили замки. В этом смысле открытая охраняемая парковка куда предпочтительнее -- сторожу хотя бы все видно.
Из вариантов малозатратных известны также привлечение соседей к охране вашего имущества, когда под собственными окнами запарковаться невозможно ("Миш, моя будет кричать -- позвони"), или же подкладывание автомобиля "в чужое гнездо". Например, у офисной стоянки (хорошо освещенной даже ночью) или у посольства. Правда, будьте готовы к тому, что в какой-то момент охранник (милиционер, вахтер) заметит ваше пристрастие к халявной парковке и попросит дать ему денег.

ПЛЮСЫ: машину под присмотром или скрытую от чужих взглядов в гараже трудно увести, не привлекая внимания, или укатить на буксире.
МИНУСЫ: человеческий фактор -- главный недостаток любого вида охраны, ведь сторож на стоянке может напиться и все проспать, а получить денег с владельцев площадки нелегко и уж тем более непонятно, что делать с проглядевшим вашу машину посольским милиционером.
ИСТОРИЯ: Вечером 21 декабря Владимир Александрович С. поставил свой только что приобретенный Mercedes-Benz Е-Klasse на стоянку. На следующее утро на стоянку пришли два интеллигентных молодых человека. Они объяснили охраннику, что Владимир Александрович велел забрать им машину и отогнать ее на сервис -- поставить радиопоисковую систему. Техпаспорт в фирменной обложке, ключ с эмблемой и рукописная доверенность -- все было на руках. Охранник выпустил машину. Владимир Александрович приехал через час с настоящими ключами и теперь уже ненужным свидетельством о регистрации ТС -- все остальное было уже у "молодых людей".


ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ. Электронные защитники машин появились не так давно, но обновляются не медленнее компьютеров -- уже через три года самая совершенная система теряет 80 процентов своей первоначальной стоимости. Еще десять лет назад страна сходила с ума по первым противоугонкам -- наклеенному под лобовое стекло квадратику (иногда на него помещалась фотография обнаженной красавицы -- так легче было запомнить, в какие зоны надо тыкать магнитом). Сигнализации тогда назывались просто, как будильник, -- "аларм". Позже названия различных противоугонных систем появлялись и исчезали из поля зрения миллионов автовладельцев быстро и безвозвратно, как имена финансовых пирамид, олигархов и возглавляемых ими банков. Реклама доказывала, что сигнализации конкурентов могут защитить разве что от школьников, а вот именно компания такая-то нашла "не имеющий аналогов механизм защиты". Время показало, что угоняют машины с любой сигнализацией, а марка и название оборудования прежде всего влияют на стоимость системы, количество сервисных функций, надежность и защиту от ложных срабатываний. Воющая от дуновения ветра сигнализация, может, и отпугнет угонщика, но привлечет соседей, которые отомстят.
Те, кто после довольно продолжительного пребывания возвращался домой из-за границы, с удивлением отмечали, что там, оказывается, машины не орут по делу и без. Оно и правильно: "сигнализация" и "противоугонная система" на поверку оказались разными понятиями, и электронный блок, который молча терпит все пытки угонщика, часто оказывается гораздо полезней кричащей под капотом пластмассовой банки, которую угонщики научились обезвреживать еще до открытия дверей машины.
На сегодня высшее достижение электронных систем -- поисковые. Насколько они хороши, настолько и недешевы: от 800 до 3000 долларов плюс ежегодная плата за абонентское обслуживание -- до 600 долларов. В зависимости от принципа пользования они имеют разную зону охвата. Радиосистемы -- только там, где оператор поставил передатчики: например, если машина выскочила из Москвы и ушла за "бетонку", она пропала из поля зрения до тех пор, пока не появится снова в столице. А вот GSM-технологии актуальны там, где есть сотовые связи этого стандарта, при этом GPS-поиск, как утверждается, покрывает весь мир. Все сказанное действительно при том условии, что угонщик не заглушит передатчик.
Чистая правда, что самые современные электронные противоугонные и поисковые системы интеллигентно, "без шума и пыли", может взломать только грамотный электронщик, умный и в очках. Но к чему это привело? Преступники взяли на вооружение другой, старый как мир способ. То, что нельзя взять хитростью в отсутствие хозяина, берут силой.
Угонщики -- а вернее называть их разбойниками -- уже прекрасно понимают, что как только они отпустят владельца машины, тот сразу побежит в милицию писать заявление или активировать систему поиска. По этой причине у несчастного отнимают не только ключи, деньги, документы, но и мобильный телефон, а иногда еще и привязывают к дереву. За это время машина может быть отогнана в бокс, где найти ее невозможно. Самый трагический исход -- владельца машины после всех вышеназванных "процедур" избивают или даже убивают.

ПЛЮСЫ: дорогая электронная система сводит шансы угонщика-дилетанта к нулю.
МИНУСЫ: дороговизна установки, обслуживания и вероятность стать заложником в собственной машине. ИСТОРИЯ. Популярный телеведущий подъехал на своем Gelaendewagen к Останкино. Водитель сказал, что отъедет заправиться. Через час звонит: два кавказца попросили за 300 рублей подвезти до гостиницы "Космос". Но обманули -- по дороге выкинули. Машину, оснащенную поисковой системой, вернули сотрудники Отдельного батальона ДПС. Кавказцев поймать не удалось. Электроника спасла телеведущего от дурака-водителя.

СТРАХА НЕТ. Сегодня у потенциального клиента страховой компании, кажется, существует только одна проблема -- кого выбрать? На рынке работают больше трех десятков автостраховщиков, предлагающих, на первый взгляд, самые разнообразные продукты. Однако это не совсем так.
В начале и середине 90-х годов за страховку нового автомобиля страховые компании могли заломить 15, а то и 20 процентов от стоимости машины. То есть страховка на "стосорокет" ценой $100 тыс. обходилась почти в одну пятую его стоимости. Отдельные, самые "угоняемые" марки (BMW 5-er, Jeep Grand Cherokee) страховщики могли вообще отказаться взять под ответственность. Сегодня берут все, и "средней" цифрой по автокаско для иномарок является 10--11 процентов, "неплохой" -- 9--10 процентов, "хорошей" -- 8 процентов, а "для своих" -- аж семь процентов! Но наивно полагать, что страховка "только на угон" будет стоить еще дешевле: как правило, ни одна страховая компания не соглашается брать на себя только этот риск, и потому угон страхуют в комплексе с ущербом. Торговаться о цене страховки можно только в небольших и не очень "раскрученных" страховых компаниях, где каждый новый клиент важен. В крупных компаниях с "именем" вас пошлют куда подальше -- они работают за счет "вала", и если вы развернетесь и уйдете, то обязательно придет кто-то другой. При этом в небольших компаниях всегда существует риск "пирамиды": если дело пойдет не очень хорошо, то при наступлении страхового случая вам может просто "не хватить" денег.
Немало стоит страховка так называемого дополнительного оборудования (аудиосистемы hi-end, предпускового обогревателя, "кенгуринов", "люстр" и проч.) -- около 10 процентов от их стоимости. Некоторые компании, прежде чем застраховать ваш автомобиль, требуют оснастить машину сигнализацией. Сейчас уже прошли те времена, когда клиента заставляли ехать лишь на определенный сервис и покупать там определенную модель сигнализации. В моде другое: крупные операторы поисковых систем добились скидок в страховых компаниях для своих клиентов, и порой это -- единственный способ сэкономить на страховке, но при этом заплатить не менее весомую сумму поисковикам.
Статистика умалчивает, насколько чаще или реже угоняют застрахованные машины. Известно, что выплаты в случае угона вашей машины, в зависимости от компании, могут последовать в срок от 14 дней до двух месяцев (пока в милиции не "закроют" уголовное дело).

ПЛЮСЫ: это самый эффективный способ если не сохранить машину от угона, то спасти хотя бы часть денег, потраченных на приобретение транспортного средства и оснащение его дополнительным оборудованием, в том числе противоугонными системами.
МИНУСЫ: чем старше машина -- тем невыгоднее ее страховать, а полученных после угона средств не хватит на приобретение "точно такой же".
ИСТОРИЯ. Игорь С., коммерческий директор московской фирмы, купил трехлетний Mitsubishi Pajero весьма удачно -- за $18 тыс. Агент страховой компании, корпоративным клиентом которой являлась фирма Игоря, оценил машину именно в эту сумму и предложил льготную схему оплаты страховки: половина сразу, половина -- через полгода, без процентов. За пакет "автокаско" Игорь заплатил чуть больше $1 тыс. (общий "приговор" был $2250) и порадовался отсрочке. Через пять месяцев Pajero угнали, и директор обратился в свою страховую компанию. Страховщики заявили, что деньги будут выплачены в течение 30 дней после закрытия уголовного дела (то есть через три месяца), но сумма выплаты составит около $15 тыс. Страховщики учили не только амортизацию автомобиля, но и "льготную схему" -- то есть ту вторую половину, которую не успел заплатить финансист. Его чистые потери -- "амортизация" и сумма, потраченная на саму страховку, -- составили более $4 тыс.

ФОТО ЕВГЕНИЙ ЦОЙ

На главную страницу номера
© 2000-2017 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru