Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


ОКТЯБРЬ,1998 Г.

SPECIAL REPORT

Немного солнца в холодной воде

ДМИТРИЙ ПОПОВ,
(фото) АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН, ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ

Жизнь приходит из воды и затем все время тянется к ней. Во всем мире это стремление сопровождает устойчивый бизнес, где принято за аксиому, что жить возле воды, даже скованной льдом, престижно и дорого, а собственная яхта - следующий этап после загородного дома, осенней охоты и машины для любовницы.
Но только не в России, где городская река в сознании ее жителей - санитарная зона . Наш специальный репортаж о тех, кто впервые преодолел ее границы, о первопроходцах, которые нашли стабильную жизнь и душевное равновесие на зыбкой поверхности вод.


ПЕРВОПАРОХОДЕЦ
Три года назад Максим купил себе пароход.
"Иногда на реку спускается туман, такой густой, что не видно другого берега," - говорил он, стоя на палубе в домашнем халате - "И тогда я, всматриваясь в далекие огни московских новостроек, думаю, что это корабли и передо мной открытое море, а я могу уплыть куда угодно "...
Светило осеннее солнце, перед нами была братеевская помойка, и в мутных москворецких волнах покачивалась пара презервативов.
Что за привычка у нашего народа бросать гондоны в унитаз! - ругнулся Максим - Плывет сюда всякая дрянь из Курьяновского водосброса
Жизнь на воде началась для Максима с преодоления далеко не водных препятствий. Вообще, серьезных испытаний судьба дарила этому могучему человеку немало - любил испытывать все, что движется. Он пилотировал самолеты, управлял танками, собирал коллекцию из редких грузовиков и мотоциклов. Со всей этой техникой его много раз снимали в кино, а коллекция слыла одной из самых известных в России. Тогда Максим вовсе не думал о своем единении с водами, была лишь неказистая моторная лодка, которую на зиму приходилось ставить в гараж.
Однажды после закрытия навигации Максим решил оставить ее в братеевском водном клубе. Что-то лодка у тебя, мужик, несолидная, бери пароход , - раззадорили его в корабельной тусовке.
Максим задумался и купил катер на подводных крыльях: на пароход еще не решился.
Так он впервые решил всерьез помериться силой с водной стихией не на лодке выходного дня , а на транспортном средстве - первый маршрут лежал на Волгу. Так - пока скромно - началось содружество Максима с совершенно иным миром, заброшенным и затерянным, который при этом находится в двух шагах от нас.


АВТОПИЛОТ ПРОТИВ ПРОБОК

B Tри раза быстрее можно преодолеть традиционный для тысяч москвичей путь
с окраин столицы в центр, если использовать не автомобильный транспорт,
а водный
К такому выводу мы пришли, проведя акцию Автопилот против пробок на улицах . Впрочем, у акции была и другая цель. Москва-река в центральной части города - сегодня запретная зона для личного водного транспорта, и мы хотели разрушить этот миф, прочно укрепившийся в народном сознании.
Стартовав от пристани в Нижних Мневниках на двух jet-boats, предоставленных компанией Тринити-Спорт , официальным дистрибьютором канадского концерна Bombardier, мы уже через 15 минут финишировали у памятника Петру I. Здесь, на стрелке, превращенной в закрытую территорию фабрики Красный Октябрь , некогда размещался яхт-клуб. Далее в сопровождении копий древнерусских стругов, изготовленных обществом любителей старины Петрофлот , наша эскадра двинулась к пристани у Софийской набережной напротив Кремля. Раньше даже представить себе подобное шествие было просто невозможно.
Наш вывод: конечно, Москва-река вряд ли способна разгрузить московские улицы, даже если все автовладельцы и пересядут на jet-boats. Однако московские акватории (в черте столицы около двух десятков рек), заброшенные и запущенные, необходимо открыть для личного водного транспорта, создать сеть марин и предусмотреть их появление в будущих градостроительных проектах.
В конце концов плыть по ухоженной столичной акватории - быстро, приятно, но пока... абсурдно.

ЗАТЕРЯННЫЙ МИР
Запущенность российских акваторий поражает воображение. Построенная в годы раннего сталинизма система каналов и шлюзов до сих пор остается нетронутым памятником великой эпохе : вся сложная система с первой половины тридцатых годов не реконструировалась и постепенно приходит в упадок.
Между тем Москва - действительно порт пяти морей, из которого можно уплыть куда угодно. Скажем, один из прежних владельцев парохода, которым теперь командует Максим, всерьез намеревался уплыть на нем из Москвы в Израиль.
Но препятствий, встающих на пути судовладельца, слишком много.
Первое - шлюзы. Если вы всерьез решили уплыть далеко, то, чтобы дойти только до Волги с юга Москвы вверх по течению по системе каналов и водохранилищ, нужно пройти девять шлюзов, два из которых двухкамерные. В лучшем случае, если готова камера и открыты ворота, шлюзование занимает минут 30-40, в худшем - долгие часы. Дойдя до Рыбинска, можно по каналу идти на Балтику или на юг, до Астрахани, или через Волго-Дон на Черное море. На юг по Москве-реке плавать очень неудобно: длина только Оки до впадения в Волгу около 600 километров (в пять раз больше длины канала им. Москвы). Кроме того, запущенная Ока сильно обмелела и плавать по ней можно только маломерным судам.
Вторая проблема - отсутствие сервиса, заправок и охраняемых стоянок-марин по западному образцу, где можно подключиться к электричеству и водопроводу. А до американских водных улиц , проложенных между домами в приморской части страны, совсем далеко. Конечно, Москва - не приморье, но этого нет нигде и в России. Кстати, в США есть водохранилища, устроенные только для того, чтобы дороже продать прибрежную землю, а пенсионеры под конец жизни иногда продают дома, чтобы переселиться навсегда на яхту - уровень сервиса вполне позволяет чувствовать себя комфортно, путешествуя от марины к марине до конца дней.
И наконец, третья проблема - мытарства, которые нужно ежегодно преодолевать владельцу регистровых и маломерных судов. Если последним, как и автомобилистам, достаточно получить в Госинспекции по маломерным судам номер, права и пройти техосмотр, то владельцам регистровых нужно платить налоги, за содержание на стоянке, ежегодно предъявлять судно на осмотр пожарникам, санитарам и судоходной инспекции, а порой и нанимать экипаж с дипломированным капитаном
Шаг за шагом Максим решал все эти проблемы И после плавания на Волгу, когда его катер несколько раз готов был угодить под баржи и сухогрузы, он понял, что знает о плавании почти все.
Теперь он хотел большего.


МАРИНА И АДМИРАЛ
Подавляющее большинство подмосковных яхт-клубов до сих пор может похвастаться одной-единственной полноценной услугой - хранением плавсредств. В очень немногих клубах есть такие изыски, как водная АЗС, еще реже - подвод питьевой воды и электроэнергии к борту, предоставление капитана и матроса. Кое-где в этом году открылись кафе и места для отдыха, правда, порой таковые имеют причудливые формы: скажем, в клубе Галс элитная публика после катаний на водах разбредается по контейнерам, переоборудованным под номера .
Лидером по объему сервиса здесь является, пожалуй, только морской клуб Адмирал на Клязьминском водохранилище, более близкий к западному образцу: здесь есть марина, шикарные апартаменты на шестипалубном корабле, спортивные сооружения, а в будущем - даже развлекательный комплекс с казино, кегельбаном и - в зимнее время, когда нет качки на воде, - бильярдом. Адмирал стал первым водным клубом в России, организовавшим прокат катеров, гидроциклов, квадроциклов и снегоходов. Прежде этой услугой не мог похвастаться никто.
По словам управляющего менеджера клуба Ирины Таланцевой, отсутствие сервиса - главная причина, сдерживающая рынок водно-спортивной техники, который в России развивался в последние годы очень бурно: за исключением последнего кризисного года продажи западной водной техники ежегодно удваивались, а сильное отставание от мирового уровня сулит этому рынку большие перспективы.
Особенно удачной здесь считают идею элитной гостиницы на корабле: во-первых, не пришлось занимать под строительство прибрежную территорию, во-вторых, срок годности конструкции такого судна намного выше, чем здания, и наконец, гостиницу теоретически вполне можно однажды переместить в центр Москвы.
На корабле уже есть номера, оформленные по индивидуальным заказам клиентов, а зимой откроются сауны с выходом либо в бассейн, либо прямо в прорубь.


БОЛЬШЕ ЧЕМ ДОМ
Прежний владелец парохода попал в перестрелку и получил серьезное ранение позвоночника, понадобились деньги на операцию Он продал яхту, катер и пароход. Последний и перешел в руки Максима по цене подержанной иномарки.
Когда я впервые отчалил на нем от берега, у меня было чувство, что целый дом сдвинулся с места Это было совсем не похоже на лодку , - вспоминал Максим
Собственный пароход - это было больше чем дом, это был почти город: своя водопроводная и осушительная системы, система отопления и собственные электро- и пожарная станции, угольный котел, подъемный кран и полная свобода для творчества владельца Хочешь - строй еще один этаж с оранжереей, расширяй палубу, устанавливай джакузи
Максим сделал ремонт, купил кое-какую мебель, поставил на камбуз холодильник, плиту и аквариум, а в каюту - телевизор с видео, повесил занавески на иллюминаторы
Образ дома, который он почувствовал, впервые отчалив от берега, стал воплощаться в жизнь.
Но окончательно пароход взял свое, когда свежевыкрашенное судно Максим решил показать жене. Мы уже проезжали мост, когда я сказал, смотря на дорогу: Вот видишь, справа стоит пароход с самой высокой трубой. Это - наш .
Не вижу , - ответила жена. Он повернул голову и побледнел. Парохода не было.

ВИД ИЗ ВИДА
Полтора года аренды особняка в центре Москвы или покупка собственного дебаркадера - такой выбор встал перед известной телекомпанией ВИД , задумавшей расширить свое рабочее пространство.
Приняв во внимание три но : несолидно , холодно зимой и влажно для хранения видеоматериалов , пионеры демократического эфира весной этого года все же переехали на пришвартованное к Фрунзенской набережной судно. Работа нервная, а вода успокаивает , - прокомментировал это событие заместитель главного редактора ВИДа Петр Толстой.
Принять решение оказалось просто: все творческие сотрудники ВИДа продвинуто-оригинального склада ума часто ездят все вместе на рыбалку, так что идея жизни на корабле нашла свое воплощение: летом девочки ходили загорать на палубу, а мы делали телепрограммы, покачиваясь на водной глади . Влажность в помещении удалось победить установкой дополнительных кондиционеров. В отличие от соседнего дебаркадера, где разместилось питейное заведение и временами посетители падали за борт, главная редакция ВИДа жила размеренной офисной жизнью, изредка нарушаемой речными трамвайчиками, которые, разворачиваясь, гнали слишком большие волны.
Все проблемы водной жизни сводились пока к тому, что охране пришлось пройти курсы матросов. Кроме этого, возникли трудности с установкой антенны для спутникового телевидения. Экстраординарных происшествий было немного: однажды видовцы поймали в воде пластмассовый бампер от Skoda с номерами, другой раз выловили барсетку с документами и пустым кошельком. Документы вернули владельцу, чему тот был бесконечно рад. Раз в квартал к дебаркадеру подплывает пароход-ассенизатор, а один раз было форс-мажорное обстоятельство: весной в связи с чисткой Москвы-реки, которая случается раз в пять лет, дебаркадер на несколько дней пришлось отогнать от берега


ВОЗДУХ СВОБОДЫ
Максим нашел свой пароход c отвязанными чалками ниже по течению - оказалось, это весьма традиционная забава братеевских детей. Тогда он и принял решение переселиться на него жить. Навсегда.
Иногда он берет с собой нескольких матросов и отправляется в плавание Все тяготы, которые приходится переносить ему как судовладельцу, с лихвой окупаются плеском воды за кормой и воздухом свободы.
Во время летнего урагана от пристани унесло все лодки, и он на катере поплыл за ними в шторм. Был момент, когда он почувствовал, как его судно уходит под воду. Я понял, что мои силы иссякают, а враг - бездушная стихия - бессмертен На миг я подумал: зачем мне все это? Но когда я вернул обратно все лодки, содрав руки в кровь, я подумал: а о чем еще может мечтать мужик - бороться со стихией и победить .
Так Максим построил вокруг себя дом, в котором нашлось место для романтики и приложения рук, но главное - он обрел чувство полной независимости, возникающее при каждом поднятии якоря.
Станет совсем плохо, я подниму якорь и уплыву туда, где меня никто не найдет, со своим домом, со своей семьей , - признавался он, махнув рукой на берег.
А еще когда-нибудь, быть может, закончу свои дни в борьбе с ураганом, пиратами или пограничниками и приму самую почетную смерть .
Мы стояли на палубе, отделенные от берега узкой полоской грязной воды, едва отражавшей небо.
Что поделать: чем дальше от истока, тем больше грязи. От которой, впрочем, всегда можно уплыть.



На главную страницу номера
© 2000-2020 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru