Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Апрель, 2005 № 04 (133)
искать...
 ПААЕХАЛИ 
СЕЗОН ВНЕДОРОЖНИКОВ ЗАВЕРШАЕТСЯ
 НОВОСТИ 
QUATTRO ЯГОДКА ОПЯТЬ
 НОВОСТИ 
МЕРИН ПЕДАЛЬНЫЙ
 САЛОН 
ЛЮБОВЬ И БЕДНОСТЬ
 МАШИНА С ОБЛОЖКИ 
ВСЕ FERRARI ПОПАДАЮТ В РАЙ
 НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ 
У БАЧКА
 РЕЙТИНГ 
ОБОСТРЕНИЕ КОНСЮМЕРИЗМА
 CAR&STAR 
НАШ РУЛЕВОЙ
 ЛЮКС 
MAYBACH ОСОБЫЙ С ИКРОЙ И ШАМПАНСКИМ
 ПРЕМИУМ 
ДЛЯ ПОЕЗДОК В БОРДО
 СТАНДАРТ 
НЕ КИСЛО
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ЧЕТЫРЕ КОЛЬЦА ШЕСТЬ ЛИТРОВ
ПАРНЫЙ ТЕСТ 
АСТЕРИКС И ОБЕЛИКС
ПРОЕХАЛИ 
СТРОЙКА ВЕКА
ПРОЕХАЛИ 
И ЦЕЛОГО ЛЮКСА МАЛО
 БИЗНЕС 
КАБАЛА АВТОПРОМА
 ИНСАЙДЕР 
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ
 ЗАГРАНИЦА 
ЧТО ПОЛОЖЕНО ПО ШТАТУ
 РОДИНА 
КРАЙ-РАЙ
 ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН 
СТАРАТЕЛИ ЛО
 STORY 
ВСТРЕЧНЫЙ ОГОНЬ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА
 CAR-ART  
ДАЛЬТОНИК ИЗ НОТР-ДАМА
 ЗАСАДА 
УДАР СУДЬБЫ
 ПОПМЕХАНИКА 
ЕЗДА НА ДЫРКАХ
 КЛЮЧ 
ДОГОНЯЕШЬ?
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
 МАШИНА И ЕЕ МУЖЧИНА 
ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО
 ИНТЕРНЕТ 
ШУМИ И БАРИК СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТОМОБИЛЬ -- ЭТО НЕ СИГАРЕТЫ
 ВЫХЛОП 
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ
 ДРАЙВ-ИН 
МОТОР! СЪЕМКА!
 ЭЛЕКТРОПОП 
САЛОН HI-FI
 СТИЛЬ 
ПЕСКИ ВРЕМЕН
 НОСТАЛЬГИЯ 
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ BENTLEY, "S" SERIES 1955 ГОДА ВЫПУСКА
 ПРИЦЕП  ДРАЙВ-ИН вниз...
МОТОР! СЪЕМКА!
Несмотря на пожизненные очереди на покупку "Жигулей" и на то, что во имя приобретения "Волги" надо было лечь грудью на чернобыльскую АЭС, автомобиль оставался не просто вожделенным, но и просто любимым героем советских кинофильмов. И зритель внимательно смотрел, какой именно автомобиль появляется на экране рядом с любимым актером. Отличающим ВАЗ-2101 от ВАЗ-2104 посвящается.

"Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!" -- анафема водителя "санитарки" из "Кавказской пленницы" повисла над отечественным автопромом во веки веков. Сам ГАЗ-55, созданный на базе грузовика ГАЗ-ММ, к моменту съемок обречен был стать пылесосом. Его перестали делать в 1945 году -- за восемь лет выпущено около 9000 ГАЗ-55. И желать, чтобы его карбюратор отсох, было жестоко по отношению к ветерану. На экране простенькая "санитарка" затмила действительно колоритный кабриолет, собственность Никулина, Adler-Trumpf. Дополнительный комизм в том, что Adler -- по-немецки "орел". А на капоте кабриолета красовался олень.


Если бы вместо мотоколяски СЗА в "Операции Ы" использовали его предшественника -- трехколесник С1Л производства Серпуховского мотозавода -- это было бы еще смешнее. СЗА же была весьма прогрессивной, имела торсионную подвеску передних колес, цельный рулевой штурвал и реечный рулевой механизм. Снаряженная масса автомобиля равнялась 425 кг. Так что развернуть ее на 180 градусов, как это показано в фильме, было бы трудно даже Бывалому. И на вопрос: "Где этот чертов инвалид?!" -- оставалось лишь отвечать: "Не шуми! Я инвалид". Сделать мотоколяску супердешевой не получилось: после реформы 1961 г. СЗА стоила 760 руб.


Появление автомобиля ГАЗ-21 в фильме "Берегись автомобиля" можно считать первым примером product placement в нашем кино. Но ГАЗ-21 в рекламе не нуждался. Она у него и так была: в 1958 году на промышленной выставке в Брюсселе автомобиль с "акульей пастью" получил Гран-при. После чего появился миф о том, что там же, в Брюсселе, "Волга" столкнулась с трамваем. И трамвай перевернулся и сильно пострадал. "Волга", конечно, потекла дальше. Последняя 21-я сошла с конвейера в июле 1970-го. За 14 лет выпущено 638 875 штук. Деточкин всем разъяснил, что в обладании "Волгой" есть не только радость: "Не угнали еще"?


То, что "Волга" никогда не была народным автомобилем, а служила средством для транспортировки партийцев или подпольных патрициев, зафиксировано в знаменитой фразе Ноны Мордюковой: "Наши люди в булочную на такси не ездят!" Автопарком, имевшимся в распоряжении студии, реквизиторы "Мосфильма" пользовались сполна. Иные машины, перекрашиваясь, переезжали из картины в картину. Одна и та же "Волга" кочевала по фильмам "Берегись автомобиля", "Три тополя на Плющихе", "Бриллиантовая рука". Впрочем, внимательный взгляд уловил разницу между пузатым "такси на Дубровку" с его массивным бампером, клыками, внушительной решеткой и фейс-лифтинговой "Волгой" Димы Семицветова.


Автомобиль Адама Козлевича, как известно, был всего лишь приложением к пальме в зеленой кадке, и его появление на рынке "можно было объяснить только ликвидацией автомобильного

музея". Чем на самом деле был аппарат за 190 рублей, узнать не удастся никогда. Сам водитель предпочел сделать его "Лорен-Дитрихом", прикрепив на радиаторе именно эту эмблему. Товарищ Бендер нарек ее "Антилопой". В фильме Швейцера знатоки углядели "Руссо-Балт С24/30" 1909 года. Примечательно, что этот автомобиль был построен по прямому заказу потенциальных клиентов, ответивших в анкете, что они предпочитают иметь автомобиль с 4-цилиндровым двигателем мощностью до 40 л.с.


Макс Отто фон Штирлиц по определению не мог ездить на машине советского производства. И вряд ли он скучал по родным автомобилям так, как он скучал по родным березкам. Первоначально герой Тихонова должен был передвигаться на Horch (предположительно 853), который фигурировал в романе Юлиана Семенова. Но такой машины для съемок найти не смогли. И хорошо: для простого полковника службы безопасности одна из самых престижных немецких марок была бы слишком крута. Потому посадили Штирлица на "Мерседес-Бенц-230", которых после войны вывезли из Германии в большом количестве, -- для съемок использовали шесть штук. "Мерседес-Бенц-230" -- самая комфортная машина отечественного кино, так как ни в какой другой невозможно хорошо выспаться за 20 минут.


Бригада МУРа в фильме "Место встречи изменить нельзя" догоняет "Студебекер", рвущийся в Сокольники, на автобусе ЗИС-8 (впрочем, с явными признаками вмешательства в конструкцию самоделкиных). Это еще одно свидетельство нерадивости реквизиторов. В книге Вайнеров "красно-голубой автобус с полуоблезшей надписью "Милиция" был Opel Blitz, которому для совершенства не хватало двух "баллонов от Доджа". Впрочем ЗИС-8 стал достойным кинодублером "Опеля" (кстати, именно ЗИС-8 был первым советским экспортируемым автобусом), сохранив такую важную деталь, как "длинный рычаг, когда-то никелированный, а теперь облезший до медной прозелени и все-таки не потерявший своего шика", которым Копытин (как в кино) или Копырин (как в "Эре милосердия") открывал дверь.


"Дело Румянцева" -- настоящая производственная пропаганда. Герой этого фильма -- честный рабочий парень, и потому его грузовик -- настоящая машина-зверь. Хотя в знаменитой сцене тарана стена была бутафорской, из картона. МАЗ-200 -- прямой родственник автомобиля ЯАЗ-200. Первый опытный образец был представлен в 1944 году. ЯАЗ выпускался в Ярославле. МАЗ -- в Минске. Отличить машины можно было по животным на капоте и щелям на решетке радиатора: у ярославского авто был медведь и горизонтальные щели, у минского -- зубр и вертикальные. Любопытно, что в начале 60-х цена на МАЗ-200 (3460 руб.) была ниже, чем у "Волги" ГАЗ-21.


Мнимый угон многотонного КрАЗа в "Мимино" выглядит фантастически забавно. Особенно на фоне актуальных криминальных сводок о похищении тяжелой техники. Так же фантастически сегодня выглядит сцена проезда в пределах Садового кольца и Кутузовского проспекта грузовика, да еще с лицом кавказской национальности за рулем. Фарцовка покрышками -- привет советскому дефициту. Чувство комфорта при езде на КрАЗе, про которое говорит Рубик Хачикян: "Когда мне будет приятно, я так довезу... что тебе тоже... будет... приятно..." -- вряд ли искреннее. Зато командирская посадка точно была гарантирована: "Эти "Жигули"... чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся..."


Иметь в 1976 году третью модель "Жигулей" было престижно. Полуторалитровый 77-сильный двигатель был один из самых мощных среди автомобилей, доступных "среднему классу". К тому же "трешка" считалась самой комфортабельной машиной. Но ее наличие не гарантировало того чувства уважения, которое испытывали к автовладельцу хотя бы в тех же 60-х. Обладатель ВАЗ-2103 Ипполит из "Иронии судьбы" максимум, что мог сделать со своим стальным другом -- в пьяном виде выделывать пятаки на замерзшей реке Неве, после чего быть засыпанным грудой грязного питерского снега. И как он мог бросить свой автомобиль ночью черт знает где и с горя пойти мыться в пальто под душем? Настоящие герои-автомобилисты из советского классического кино так бы никогда не поступили.


Ваша оценка:
Средний балл — 3,97
Всего показов страницы:   8915
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2018 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.