Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Апрель, 2005 № 04 (133)
искать...
 ПААЕХАЛИ 
СЕЗОН ВНЕДОРОЖНИКОВ ЗАВЕРШАЕТСЯ
 НОВОСТИ 
QUATTRO ЯГОДКА ОПЯТЬ
 НОВОСТИ 
МЕРИН ПЕДАЛЬНЫЙ
 САЛОН 
ЛЮБОВЬ И БЕДНОСТЬ
 МАШИНА С ОБЛОЖКИ 
ВСЕ FERRARI ПОПАДАЮТ В РАЙ
 НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ 
У БАЧКА
 РЕЙТИНГ 
ОБОСТРЕНИЕ КОНСЮМЕРИЗМА
 CAR&STAR 
НАШ РУЛЕВОЙ
 ЛЮКС 
MAYBACH ОСОБЫЙ С ИКРОЙ И ШАМПАНСКИМ
 ПРЕМИУМ 
ДЛЯ ПОЕЗДОК В БОРДО
 СТАНДАРТ 
НЕ КИСЛО
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ЧЕТЫРЕ КОЛЬЦА ШЕСТЬ ЛИТРОВ
ПАРНЫЙ ТЕСТ 
АСТЕРИКС И ОБЕЛИКС
ПРОЕХАЛИ 
СТРОЙКА ВЕКА
ПРОЕХАЛИ 
И ЦЕЛОГО ЛЮКСА МАЛО
 БИЗНЕС 
КАБАЛА АВТОПРОМА
 ИНСАЙДЕР 
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ
 ЗАГРАНИЦА 
ЧТО ПОЛОЖЕНО ПО ШТАТУ
 РОДИНА 
КРАЙ-РАЙ
 ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН 
СТАРАТЕЛИ ЛО
 STORY 
ВСТРЕЧНЫЙ ОГОНЬ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА
 CAR-ART  
ДАЛЬТОНИК ИЗ НОТР-ДАМА
 ЗАСАДА 
УДАР СУДЬБЫ
 ПОПМЕХАНИКА 
ЕЗДА НА ДЫРКАХ
 КЛЮЧ 
ДОГОНЯЕШЬ?
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
 МАШИНА И ЕЕ МУЖЧИНА 
ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО
 ИНТЕРНЕТ 
ШУМИ И БАРИК СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТОМОБИЛЬ -- ЭТО НЕ СИГАРЕТЫ
 ВЫХЛОП 
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ
 ДРАЙВ-ИН 
МОТОР! СЪЕМКА!
 ЭЛЕКТРОПОП 
САЛОН HI-FI
 СТИЛЬ 
ПЕСКИ ВРЕМЕН
 НОСТАЛЬГИЯ 
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ BENTLEY, "S" SERIES 1955 ГОДА ВЫПУСКА
 КОНВЕЙЕР  БИЗНЕС вниз...
КАБАЛА АВТОПРОМА
В прошлом году около трети всех новых иномарок было продано в кредит. Специалисты говорят, что продажи новых автомобилей будут бурно расти до тех пор, пока 70% покупателей не попадут в кабалу к банкам. Сейчас на рынке автомобильных заимствований безраздельно властвуют отечественные кредитные организации, страховые компании и дилеры. Поэтому покупать машину в кредит все еще дорого и долго. Настоящий бум автокредитования ожидается года через два, когда нами вплотную займутся финансовые структуры автомобильных концернов.

Чего стоит влезть в долги. Все многообразие кредитных предложений на покупку автомобиля в столичных автосалонах укладывается в две основные схемы. Первая -- с 10--20-процентным первоначальным взносом, на остальную сумму покупатель получает кредит на три-пять лет под 9--10% годовых. Эту схему предлагают почти все банки, занимающиеся розничным кредитованием.


Второй вариант -- факторинговая сделка, с предоплатой 50% стоимости автомобиля. На остальную сумму дилер заключает с покупателем договор купли-продажи в рассрочку на один-два года. После этого продавец уступает право требования оплаты за автомобиль банку. Уступка права требования обходится дилеру в 0,5--3% стоимости машины. На эту сумму автомобиль обходится дороже покупателю, и она, как правило, меньше, чем проценты по кредиту. Такая сложная схема применяется для того, чтобы обойти законодательное ограничение: если процентная ставка валютного кредита ниже 3/4 ставки рефинансирования ЦБ в рублях (в данный момент -- 9,75%), то разница между этими значениями считается налогооблагаемой материальной выгодой. А это влечет за собой дополнительные потери для кредитополучателя. Иногда предоплата при покупке автомобиля по факторинговой схеме меньше 50% или срок рассрочки больше двух лет. Но тогда и уступка права требования стоит дороже, что сводит на нет преимущества этой схемы.

В последнее время дилеры все чаще предлагают еще и так называемый экспресс-кредит. От обычного займа он отличается ускоренным оформлением документов и более высокой процентной ставкой (до 15% годовых в валюте) -- так банки компенсируют повышенный риск, который возникает из-за того, что они не успевают проверить платежеспособность клиента.

Часто на рекламных носителях можно увидеть заманчивые предложения типа "купи авто в кредит без первоначального взноса". На самом деле это, как правило, не более чем хитрый маркетинговый ход. По словам Анара Шукурова, руководителя отдела страхования и кредита дилерского холдинга Major, итоговая сумма, которую платит покупатель за автомобиль, складывается их трех составляющих: цены машины, стоимости обслуживания кредита и величины страховки. Соответственно, в разработке программы кредитования участвуют три стороны: дилер, банк и страховая компания, которые могут оперировать этими составляющими так, чтобы привлечь побольше клиентов. Так, например, по наблюдению Анара Шукурова, некоторые российские банки зарабатывают не только на кредитовании, но и на страховке, поэтому у них страховые тарифы выше, чем у банков с иностранным капиталом, -- 9--10% от стоимости машины в год. У зарубежных банков страховые тарифы на "кредитные" машины равны ставкам при прямых продажах -- около 8% годовых.

При комплексном изучении "самого выгодного" предложения может оказаться, что подозрительно дешевая страховка компенсируется драконовской комиссией банка за выдачу кредита, а отсутствие первого взноса -- наоборот, непомерно высоким страховым платежом. Поэтому менеджеры автосалонов, консультирующие клиентов на предмет кредитования, советуют предварительно подсчитывать все расходы до окончания срока кредита, включая ежегодную страховку, проценты, комиссию банка и т.д. Итоговые суммы по разным программам будут отличаться не сильно. Исключение составляют лишь программы, которые действуют при финансовом участии автопроизводителей.



Банк и дилер -- братья навек. У каждого уважающего себя автоконцерна есть дочерние финансовые структуры, которые зарабатывают на кредитных и лизинговых операциях едва ли не больше, чем автозаводы на продаже машин. В России официально представлены три такие структуры -- концернов Volkswagen, BMW и DaimlerChrysler. ООО "Фольксваген груп финанц" и "ДаймлерКрайслер лизинг автомобили" делают акцент на лизинговых операциях: автолизинг в нашей стране -- более выгодный бизнес, чем автокредитование, к тому же для оказания лизинговых услуг не требуется получать лицензию. Преимущество немецких компаний в том, что они имеют доступ к более дешевым заемным ресурсам и могут предлагать клиентам свою технику в лизинг на более выгодных условиях, чем российские конкуренты, пользующиеся услугами отечественных банков.

Однако в сфере потребительского кредитования автоконцерны не спешат воспользоваться этим преимуществом. Почти все "особо выгодные условия от производителя" -- это вполне стандартные банковские предложения, за рекламу которых платят автоконцерны. Просто в этом случае не отдельный дилер, а целый импортер договаривается с банком о том, как побольше заработать на автолюбителях.

Так, например, по совместной программе ООО "Тойота мотор" и ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" можно купить Toyota в кредит под 9--9,5% годовых, с первоначальным взносом в 20%, на срок до трех лет. При этом банк возьмет с клиента еще и комиссию -- $50. Аналогичные условия у BMW, а у Audi удорожание еще больше -- 11--12% годовых в валюте. Правда, страховка чуть дешевле среднерыночной -- 7,5--8%, что лишь подтверждает изложенную выше мысль об успешном сотрудничестве продавцов, страховщиков и банкиров. Финансовое участие автопроизводителей заключается лишь в продвижении этих программ, а банки берут на себя обязательства более лояльно относиться к покупателям "партнерских" машин.

Исключение из этой практики пока одно -- программа по покупке автомобилей Ford. Услуги кредитования тоже предоставляют банки, но часть процентной ставки им напрямую компенсирует ЗАО "Форд мотор компани" -- российский импортер Ford Motor Co. (финансовое подразделение концерна -- Ford Credit -- в этом не участвует). Предоплата за Ford Focus всеволожской сборки составляет 40% стоимости автомобиля, на оставшуюся сумму выдается трехлетний кредит под 4,9% годовых. При этом страховка в первый год после покупки составляет всего 5% стоимости машины без франшизы. На весь остальной модельный ряд Ford действует другое предложение: 50% -- предоплата, 7% годовых, срок кредита -- три года. Условия страхования те же. По словам пресс-секретаря ЗАО "Форд мотор компании" Екатерины Кулиненко, положительную разницу между ставкой рефинансирования и процентной ставкой тоже компенсирует Ford

Буквально на днях интересные тарифы -- правда, пока только страховые -- предложил Land Rover: при покупке автомобиля этой марки за автокаско придется отдать всего 5,9% от стоимости машины в год.

Понятно, что программа "Форд мотор компани" -- самая популярная среди покупателей, и большая часть "кредитных" машин продается именно по ней. Следующий подарок автолюбителям, скорее всего, сделает ОАО "Автофрамос" -- дочерняя компания Renault. Чтобы продавать каждый год 60 тыс. Renault Logan (компактный автомобиль, серийный выпуск которого начнется в августе в Москве), компании придется сделать покупателям предложение не менее выгодное, чем Ford. Директор по связям с общественностью "Автофрамоса" Ванесса Леви сообщила, что программа кредитования уже разрабатывается, но пока неизвестно, будет ли в ней участвовать Renault Credit Int. или "Автофрамос" обойдется своими силами.

Скорее всего, до конца года состоится-таки давно обещанное открытие представительства GMAC -- финансового подразделения General Motors. Во всяком случае, его организацией теперь займется сама Хайди Маккормак, которая, покинув пост гендиректора ООО "General Motors-СНГ", будет отвечать за перспективные проекты GM в России. В условиях жесткой конкуренции со стороны российских сборочных заводов американскому концерну необходимо продвигать целый выводок недорогих корейских Chevrolet. Кроме того, "шевроле" тольяттинской сборки тоже нуждаются в кредитной поддержке "центра".

Очевидно, что вслед за "Фордом" кредитные ставки будут вынуждены снижать все автоконцерны, которые планируют наладить свое производство в России. Однако действительно выгодных разнообразных предложений можно ждать лишь года через два, когда борьба за массового покупателя между сборочными заводами будет действительно жесткой. Пока же спрос превышает предложение, и автопроизводители, как банки, дилеры и страховщики, тоже не прочь заработать на кредитах.

ТЕКСТ ЕКАТЕРИНА ЕМЕЛЬЯНОВА, ФОТО ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ / Ъ

Ваша оценка:
Средний балл — 4,56
Всего показов страницы:   9823
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.