Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2005 пїЅ 08 (137)
искать...
 ПААЕХАЛИ 
Автомобильная статистика — очень социальная вещь
 НОВОСТИ 
ЗАЖИГАЛИ С "ХОРЬХОМ"!
 КАЛЕНДАРЬ 
082005
 НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ 
ВОЙНА МИРОВ
 РЕЙТИНГ 
ПИАР ДОМУ ТВОЕМУ
 CAR&STAR 
ИНСТИНКТЫ
 ЛЮКС 
МИНИ-МАЙБАХ
 ПРЕМИУМ 
ФОРМАТ А3
 СТАНДАРТ 
МУХА ЦЕ-ЦЕ
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
НОРКИ НАРАСПАШКУ
 ПРОЕХАЛИ 
КРЕПКИЕ ЗАДНИМ УМОМ
 ПРОЕХАЛИ 
КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПУТЬ С ITRIP
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПРОТИВ ЛЕЖАЧИХ
 ТРАЙКИ 
НА ТРОИХ
 ШКОЛА ЭНДУРО 
ПРОГУЛКА ПО ПАРКУ
 ИНСАЙДЕР 
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
 СКОРОСТЬ 
УРОКИ ЧЕШСКОГО
 ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 ЗАПАСКА 
BACK IN USSR
 ЗАГРАНИЦА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 РОДИНА 
ОПОРНЫЙ КРАЙ
 STORY 
ЛЕГКО БЫТЬ DEUS
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ДОЙЧЕ ВИТА
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПРАВО АРЕНДЫ
 ДЕРЕВО  
БУРАТИНО ПРИЕХАЛ
 ПОДАРКИ 
СБОКУ БАНТИК
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ТУЗИК, МЕСТО!
 ЗАСАДА 
ЗАКОН - ДЕЛО ПОПРАВИМОЕ
 ПОПМЕХАНИКА 
ЛАБИРИНТ ОТРАЖЕНИЙ
 АВТООТВЕТЧИК 
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
 ИНТЕРНЕТ 
ПОЛНЫЙ ПРИВОД
 ВЫХЛОП 
КАК "КИДАЮТ" ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ
 АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 
НЕ РЫЧИ!
 ЭЛЕКТРОПОП 
ПЕРЕДВИЖНОЙ ЦИРК
 НОСТАЛЬГИЯ 
ДРУГ НАРОДА
 КАРАВАН  STORY ДЖУДЖАРО вниз...
ЛЕГКО БЫТЬ DEUS
У райских врат апостол Павел встречал очередную душу: "Кто ты и чем занимался на земле?" "Меня зовут Джорджетто Джуджаро. Я дизайнер", -- отвечает пришедший. "О, представители этой профессии у нас -- большая редкость", -- обрадовался апостол и пообещал новичку создать все условия для того, чтобы тот и на небе мог продолжать любимое дело. И сдержал апостол свое обещание, и дали пришедшему все, о чем он только просил: карандаши, ватман, кульман, студию... И только в одном Джуджаро было отказано: ему не позволили повесить на двери табличку "Главный дизайнер". "Видишь ли, голубчик, -- смущенно объяснил Петр, -- у нас тут есть еще кое-кто, кто считает себя главным дизайнером".

 
  Фирма ItalDesign создана Джуджаро совместно с единомышленниками Лучиано Босио и Альдо Мантовани, отвечающим за инженерное воплощение художественных идей. Сегодня ItalDesign имеет 30 подразделений, включая небольшое "мануфактурное" производство, на котором возможно даже экспериментальное производство. Общий штат сотрудников насчитывает 750 человек. Производительность -- одна машина в неделю, от стилистической разработки до полного "железа".
В шутке, охотно пересказываемой его друзьями и коллегами, доля шутки не больше доли истины. Место в раю, как и место в истории, Джуджаро себе действительно уже обеспечил. Во-первых, он дизайнер от Бога. И его плодовитость по креативной части -- тоже от Бога. Глядя на создание рук его, приложенных к автомобилям и мотоциклам, вертолетам и поездам метро, фотоаппаратам и стиральным машинам, часам и башмакам, мобильникам и яхтам, грех не поспорить, кто же на самом деле тут "главный дизайнер". В конце концов просто посмотрите на этот мир и на вещи от Джуджаро. И сами решайте, чьи творения совершеннее.

СВЯТАЯ ПРОСТОТА. Во-вторых, он практически праведник. Вообще-то пиар праведников -- занятие утомительное. А Джорджетто Джуджаро, по репортерским меркам, вовсе святой. То есть скучный до невообразимости. Ну, просто сухарь. Приложение к кульману. Трудоголик с производительностью робота. Его оригинальность можно отыскать на кончике карандаша, но никак не на кончике языка. "Какую одежду вы предпочитаете носить?" -- допрашивает журналист. "Простую. Незаметную. Лишенную экстравагантности", -- отвечает наш скромный, немногословный герой. "А каких животных вы любите?" -- "Кошек. Потому что кошка независима". Свежая мысль, нечего сказать.

К нему не очень применим постулат, будто у великих -- великие пороки. Во всяком случае, желтая пресса, как ни старалась, так ни до чего и не докопалась. Не был. Не состоял. Не участвовал. И в каких других грехах тогда подозревать такого, как не в грехе гордыни? Впрочем, и здесь слабину Джуджаро дал лишь однажды.

Что может быть страшнее для творческого человека, чем бестактные вопросы по поводу ремиксов, римейков и другой вторичной продукции. И как на них реагировать? Можно сразу послать розовую кофточку по известному адресу. Можно попытаться сохранить лицо эффектным парированием. "Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют и не заражают". -- "Мои стихи -- не море, не печка и не чума". На одной из вечеринок добрый подлый критик спросил Джуджаро, почему в его последних работах исчезла та маленькая черная штучка под названием "изюминка", что отличала его ранние работы. "А вы дизайнер? Какие машины вы сделали? Может быть, Lotus Esprit? -- взвился Джуджаро. -- Нет, подождите минутку. Это не вы и никто другой, а я нарисовал Lotus Esprit. Я, я, я". Срыв Джуджаро был совершенной неожиданностью для всех. "Вот это да, -- только и смог пошутить Питер Стивенс, коллега Джуджаро по цеху и создатель многих замечательных моделей, в том числе и McLaren F1. -- А как же фейс-лифтинг, что я сделал для Esprit?"


НАРИСОВАННАЯ ЖИЗНЬ. Наверное, Джуджаро в той ситуации мог бы выбрать и любой другой автомобиль. Благо в его послужном списке -- более 200 моделей, разошедшихся по миру тиражом более 40 миллионов экземпляров. Volkswagen Golf и Maserati Spyder, Fiat Panda и Ferrari 250, Hyundai Pony и Lancia Delta, Volkswagen Passat и Audi 80, Renault 19 и Lexus GS300... Короче, есть из чего выбрать. Любую из этих машин в принципе можно без всякой оглядки включать в сборник "Избранное" или "Биография".


Собственно, его биография -- это скорее совокупность не событий, а производственных свершений. Экзистенциалистский выбор "кем быть" перед ним встал лишь однажды. В семнадцать лет он сбивается со следа, проложенного дедом и отцом, повышающих и без того высокую культурную привлекательность итальянских достопримечательностей своими фресками и картинами. Но посмертная слава и посмертные гонорары от Sotheby's и Christie's его не прельщали. "Настоящий художник должен быть бедным и голодным", -- втолковывал ему учитель живописи. А как раз эти качества настоящего художника нравились Джуджаро меньше всего.


Фрескам он предпочтет моделирование одежды -- обязательная дисциплина, которой он станет обучаться в Туринской Академии Изящных Искусств, и автомобильный дизайн -- факультативное занятие, которому он посвятит часы досуга. Линия жизни будущего дизайнера с тех пор не уходила слишком далеко от линии судьбы. И, конечно, его работы рано или поздно должен был увидеть и оценить кто-либо из патриархов, после чего "в гроб сходя, благословить". Таким патриархом оказался Данте Джакоза, автор знаменитых Fiat Topolino, Multipla и "прародителя" великого "жигулевского семейства" Fiat 124. Увидев наброски Джуджаро, он и пригласил юное дарование в "центр стиля" Fiat.


Дело отца сегодня продолжает его сын Фабрицио, которому доверена разработка концептов и перспективных исследований.
Решением жюри XIII конкурса "Золотой циркуль" (1984) Джуджаро присуждена специальная премия за активную деятельность, внесшую существенный вклад в развитие национального дизайна.
Конвейерную музу Fiat Джуджаро уже через два года поменял на светлую сень ателье Bertone. Обыденность и ту же прозаичность финансовых мотивов, стоящих за этим переходом, он позже прикроет корявой байкой. Мол, друзья звали в горы покататься, а денег на лыжи не было. Вот и решил разжиться валютой, предложив эскизы Нуччио Бертоне. Тот, восхищенный не столько работами, сколько наглостью юноши, взял его в свое ателье. Годы, проведенные там, были весьма продуктивными. На свет божий появилось более двадцати серийных автомобилей и концепт-каров, и среди них -- BMW 3200 CS, Mazda Luce, Iso Grifo, Alfa Romeo Giulia GT, а также Lamborghini Miura, работу над которым Джуджаро так и не закончил. Не ужился. Симбиоз большого с большим вообще-то редок. Тем более что уживаться пришлось еще и с Марчелло Гандини, также претендовавшим на роль лидера и автора той же Miura.

Много позже в одном из интервью Нуччио Бертоне расскажет о многочисленных огрехах новичка, который, дескать, не мог примирить фантазии с реальностью, диктовавшейся инженерами и маркетологами. Много позже Джуджаро назовет Бертоне "bummer", то есть барахлом. Хотя еще позже будет обвинять в тех же ошибках молодых дизайнеров, у которых "блестяще красивые машины начисто лишены функциональности".

ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ. Однажды его спросили, каким образом запросы потребителя влияют на дизайн автомобиля. "Да ни черта не влияют. Публика ничего не просит. Она берет то, что ей предлагают. А предлагаем ей что-то новое только мы, дизайнеры".

Ему всегда было что предложить публике. Он умел удивлять. Автолюбителям 70-х его работы в рубленом стиле, названном folded paper ("сложенный лист бумаги"), казались таким же откровением, как минималистическое творение скульптура Веры Мухиной, как известно, осчастливившей нацию граненым стаканом. Первый концепт-кар, сварганенный без всякого компьютера всего за сорок дней и ставший премьерной работой собственной фирмы ItalDesign, стал самым главным шоу-стоппером Туринского автосалона-1968. Bizzarrini Manta представлял собой однообъемник Gran Turismo. Ничего подобного в автомобильном мире еще не было. То же самое не раз скажут и про другие его машины, и не раз автомобили от Джуджаро и ItalDesign назовут "автомобилями года".

Искать секрет успеха в особой методике, наверное, бесполезно. Хотя любой специалист о ней упомянет. Производственная методика Джуджаро идет вразрез с классическими итальянскими канонами, где практически до последнего этапа макетирования используется масштаб 1:5. Джуджаро же предпочитает полномасштабное макетирование в гипсе с самого начала и до самого конца. Так легче и быстрее что-то подправить или вовсе поменять. Кроме того, так гораздо дешевле выходит. Кстати, невероятно, но факт: даже работая в сфере высоких технологий, Джуджаро обходится без компьютера, предпочитая работать по старинке. Его отношение к виртуальному подмастерью сродни отношению Каспарова к монстру DeepBlue. То есть рейтинговые оценки силы и возможностей умной машины все будут ниже, чем импровизирующего Homo sapience даже с увеличенной печенью. "Пока компьютер будет включаться и загружаться, я уже сделаю эскиз".

В стремлении подогнать красоту под смету, эстеты видят слабую сторону дизайна от Джуджаро. Люди, связанные с маркетингом, напротив считают, что в этом и есть все его величие. Сам он противник дизайна ради дизайна. "Что толку делать ложечку с вычурной ручкой, если с этой ложки будет все время капать?" -- резонно спрашивает он. Что толку в предметах, которые будут отвергнуты рынком. Его философия -- находить эмоциональные детали (например, красную декоративную линию, ставшую отличительной чертой фотоаппаратов Nikon), которые и помогут слить в гармонию красоту и функциональность.

"А вообще-то больше всего на свете я мечтаю работать для космоса, -- неожиданно признался как-то Джуджаро. -- В космической сфере этих дурацких маркетинговых штучек меньше, чем на земле. Там никто не заставит тебя делать из волка барана". Анималистическая метафора в речи великого молчуна не случайна. Джуджаро долго не мог забыть, как изменили до неузнаваемости немецкие технологи его прототип Volkswagen Golf, когда пришло время выпускать машину на американский рынок и подстраиваться под тамошние вкусы и требования по безопасности. По мнению Джуджаро, те же технари огромными колесными арками начисто обезобразили Golf GTI, превратив его в африканского слоненка. Говорят, сам дизайнер в спорах с руководством Volkswagen в знак протеста ревел слоном и демонстративно оттопыривал уши.

Сейчас он вправе показывать уши и нос любому заказчику. В 1999 году он был признан дизайнером столетия. И пусть это не совсем "главный дизайнер", но тоже что-то.

ТЕКСТ НИК СТАВРО-КИСЕЛЕВСКИЙ, ФОТО FOTOBANK.COM

www.italdesign.it


ПОД СЕНЬЮ ДЕДУШКИ В ЦВЕТУ
Классик французской литературы Марсель Пруст прославил в свое время универсальный вопросник, так и вошедший в историю как "анкета Пруста". На эти стандартные вопросы в разные годы отвечали (абсолютная искренность была непременным условием) самые разные люди. Свои ответы на вечные вопросы дал и наш герой.

Главная черта вашего характера?
Оптимизм. Воля.

Качества, которые вы особенно цените в мужчинах?
Честность. Умение держать слово.


Качества, которые вы особенно цените в женщинах?
Искренность.

Что вы больше всего цените в друзьях?
Верность. То, что на них всегда можно положиться.


Ваш главный недостаток?
Я прямой. Я всегда говорю то, что думаю.

Ваше любимое занятие?

Моя работа.

Ваша мечта о счастье?
Иметь полную свободу.

Что было бы для вас самым большим несчастьем?
Потерять здоровье и способность двигаться.


Каким вы мечтали бы быть?
Человеком, не зависящим от обстоятельств.

В какой стране вы хотели бы жить?
В стране рождения.

Ваш любимый цвет?
Легкий голубой.

Цветок, который вы любите?
Горечавка.

Ваша любимая птица?
Воробей.

Ваши любимые писатели?


Ваши любимые поэты?
Данте.

Любимый литературный герой?
Текс Виллер (Tex Willer, рейнджер, герой комиксов).

Любимые литературные героини? --.


Любимые композиторы?
Россини.

Любимые художники?
Гоген.

Любимые герои в реальной жизни?


Любимая героиня в истории?
Жанна д'Арк.

Любимые имена?
Лаура.

Что вы больше всего ненавидите?
Грубость.

Исторические персонажи, вызывающие у вас презрение?
Гитлер.

Военное событие, достойное, по-вашему, наибольшего восхищения?
Участие США во Второй мировой войне.


Реформа, которую вы оцениваете особенно высоко?
Наделение женщин избирательными правами.


Способность, которой вам хотелось бы обладать?
Способность к пению.

Как вы хотели бы умереть?
От одного быстрого удара.

Состояние духа в настоящий момент?
Оптимистичное.

Поступки, вызывающие у вас наибольшее снисхождение?
Поступки, вызванные любовью.

Ваш девиз?
Добивайся своего.

Ваша оценка:
Средний балл — 4
Всего показов страницы:   8226
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2022 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.