|
 |

КАРАВАН ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПРАВО АРЕНДЫ
Рассказывая о преимуществах аренды автомобиля, менеджер одной из московских автопрокатных фирм подытожил свой монолог фразой из известного кинофильма: "Наши люди в булочную на такси не ездят". На такси -- так точно нет, а вот на прокатном лимузине -- это запросто, отчего бы и не шикануть перед управдомом? Казалось бы, взять машину на прокат сегодня довольно просто -- для этого нужен паспорт, водительские права и, разумеется, денег побольше.
КРАСИВО БЫЛО НА БУМАГЕ. Сегодня в России представлены практически все мировые лидеры автопроката: Hertz, Avis, Europcar, Sixt и Budget. Многие работают не сами, а предоставляют право на использование своего бренда российским фирмам. Впрочем, некоторые наши компании успешно развиваются и самостоятельно. Самые известные из них -- OLGA (до недавнего времени представляла компанию Sixt по договору кооперации), ГЕМА (работает по договору франчайзинга с немецкой Europcar), "Элекс-полюс", "Авента", "Скарлет", "Инком-авто". Число российских автопрокатных фирм растет с каждым годом, так что при поиске автомобиля в аренду альтернативы предостаточно.
Требования к клиентам у иностранных и российских прокатчиков примерно одинаковы. Ограничивается минимальный возраст (обычно это 20-21 год) и стаж вождения (минимум -- год, иногда -- два-три). Услуга, как правило, оплачивается с помощью кредитной карточки, причем на счете должна быть сумма, равная стоимости аренды автомобиля плюс франшиза за его повреждение (во всех компаниях она начинается от $500), плюс залог, плюс стоимость бака бензина или дизтоплива. Эта сумма блокируется до возврата машины. Если ничего не случилось, со счета снимается только оплата за услугу, "резервные" же деньги остаются клиенту. В некоторых компаниях готовы принять и наличные, в том числе и в залог, но это касается самых дешевых машин. Однако кредитная карта сегодня не редкость, к тому же ее наличие -- лишний повод автопрокатчиков доверять клиенту. Ведь банк при выдаче карточки проводит проверку финансовой состоятельности человека. Некоторые западные компании даже просят предъявить две карточки.
Учитывая, что прокатный бизнес довольно рискованный (по статистике, у каждой компании угоняется по две-три машины в год), клиента, вызвавшего своим видом хоть малейшее подозрение, могут пригласить на собеседование с главным менеджером. А если претендент на автомобиль ранее привлекался к уголовной ответственности, ему под любым предлогом вежливо откажут. Шансы также практически отсутствуют, если клиент уже неоднократно брал автомобиль в аренду и попадал в ДТП по своей вине. Практически во всех прокатных компаниях в тарифы входит страховка от угона и повреждения.
Что же касается качества услуг, в России оно почти соответствует уровню Европы и США. Отличается разве что возраст машин. Если в США парк автомобилей меняется в среднем два раза в год, а в Европе -- раз в год, то в России -- раз в два года. Есть отличия и в размерах страхового покрытия: в США автомобили по разделу "гражданская ответственность" страхуются на сумму от $200 тыс. до $1 млн (в зависимости от штата, города или даже района города), в Европе -- от €500 тыс. до €1 млн. В России же -- до $100 тыс.
Цены на услуги российских и иностранных автопрокатных фирм заметно отличаются. Цены на прокат автомобиля без водителя в Москве у российских компаний примерно таков: эконом-класс -- от $49 в сутки, средний класс -- от $84 в сутки, представительский класс -- от $150 в сутки и престижный класс -- от $260 в сутки.
Международные компании, представленные на российском рынке, предлагают более высокие цены, а именно: автомобили компакт-класса -- от $110 в сутки, среднего класса -- от $120 в сутки, представительского -- от $210 в сутки, внедорожники -- от $240 в сутки и престижный класс -- от $290 в сутки.
При условии аренды на срок больше, чем 30 дней, цена за сутки будет меньше.
Отечественные автомобили сдают в прокат далеко не все компании. В основном это небольшие российские фирмы, ориентированные на средний класс. Так, автомобили ВАЗ-2105 и 2106 -- 800 руб. в сутки, "Волга" -- 1110 руб. в сутки.
Уровень обслуживания во всех крупных автопрокатных компаниях примерно одинаков и вполне соответствует европейскому: автомобили выдаются в чистом виде, если автомобиль ломается, в тот же день выдается исправный. Машину также вовсе не обязательно возвращать непосредственно в офис -- за ним по телефонному звонку может подъехать сотрудник автопрокатной компании.
Плюсы крупных сетей типа того же Hertz или Avis в том, что машину можно сдать совсем не в том городе, где ее брали. К тому же за аренду у многих серьезных прокатных фирм начисляются баллы на счет участника программ для часто летающих авиапассажиров, и для них предлагаются скидки. Скажем, члены "Аэрофлот Бонус" могут получить 500 миль и специальные тарифы при обращении в Sixt. А обладатели карточки Visa "Сбербанка" имеют право на скидки в Hertz. Правда, иногда такими "системными" скидками пользоваться невыгодно -- тарифы в рамках какой-нибудь промо-акции или скидка просто за резервирование аренды через интернет-сайт могут быть больше.
Из России с помощью офисов rent-a-car или Интернета также можно забронировать автомобиль для путешествия за границей. Правда, к клиентам из России за ее пределами отношение особое: по статистике, россияне чаще всех бьют, ломают и угоняют машины. Кроме того, наши соотечественники довольно часто попадают в забавные истории.
Например, рассказывают: года три назад в одну из европейских стран приехали с официальным визитом депутаты Госдумы. Несколько человек из делегации еще в Москве решили арендовать автомобиль, чтобы остаться в Европе и попутешествовать (хочется верить, что командировка совпала с депутатскими каникулами). Чтобы подстраховаться, заказ был продублирован еще в двух или трех фирмах. Информация среди автопрокатчиков распространилась молниеносно: одни и те же граждане России хотят арендовать автомобиль одной и той же марки сразу в нескольких компаниях. Вывод: машины собираются угнать. В итоге депутаты чуть не угодили в полицейский участок, спровоцировав дипломатический скандал.
ПРАВДА СУРОВА. "Автопилот" решил на личном опыте проверить, насколько легко, быстро и просто можно взять в Москве машину на прокат. Предположим, семья из трех человек (мама, папа, ребенок) решила совершить двухнедельный автомобильный вояж из Москвы в Петербург и обратно. Позарившись на известную автомобильную рекламу, где путь в один конец представлен как нечто быстрое и комфортное, наша гипотетическая семья решила все же ехать не на Ford, а на BMW третьей серии. Но не тут-то было.
Заказ мы делали в среду утром с расчетом, что в пятницу машину можно было бы уже забрать и в субботу утром тронуться с путь. Первая фирма, куда мы обратились, -- Hertz. В BMW нам отказали сразу, предложив взамен на выбор VW Passat, Audi A6, Nissan Maxima и Ford Mondeo. Из доступных к пятнице машин оказался лишь Ford. Стоимость его аренды на две недели оставила €1252 (включая НДС и страховку). Плюс к этому аренда детского кресла на две недели -- €48. При этом марку, модель и группу кресла назвать не смоги, впрочем, как и во всех фирмах, куда мы обращались. Из документов просили предоставить паспорт и права; возраст и стаж вождения узнавать не стали. Форма оплаты -- только по картам, причем по двум и разных платежных систем. На вопрос "зачем две карты?" нам ответили, что таковы условия для аренды машин такого уровня. За Ford Focus было бы достаточно и одной. Общая сумма, которая должна быть доступной с этих карт (с одной из них или с обоих) - 175 000 рублей. Помимо аренды машины и кресла сюда включили франшизу €564 и залог 90 000 рублей. По каким расчетам менеджер вывел сумму в 175 000 рублей, нам осталось неясным, мы по текущему курсу насчитали всего лишь 159 500 рублей.
В компании Avis в "трешке" BMW нам тоже отказали, предложив на выбор опять же Ford Mondeo или Opel Vectra. Доступным к пятнице оказался лишь Opel за 2920 рублей в сутки (в цену включен неограниченный пробег, франшиза и страховка). Детское сиденье стоит 912,50 руб. (единый платеж вне зависимости от срока использования). Против поездки в Петербург не возражали, но просили предупредить об этом при подписании договора. Из документов просили предоставить паспорт (возраст -- старше 23 лет) и права (стаж от года). Форма оплаты -- только по карте, при нашем заказе нам собирались заблокировать на ней около $1000 как залоговую сумму. Итого на нашей карте должно было быть 69 700 рублей.
Следующая фирма, куда мы обратились, -- OLGA. Вместо BMW третьей серии нам предложили Mitsubishi Carizma, заметив при этом, что она, конечно, не то, что BMW. К пятнице Carizma была доступна только c вариантом "автомат". Аренда в сутки -- $82 (включая страховку), залог -- $600, аренда детского сиденья -- $5 в день. Франшизу в этой компании не берут совсем. Итого получаем -- 54 540 рублей (внутренний курс компании -- 30 рублей за доллар). Деньги принимаются и в наличном виде, но кредитка предпочтительнее. Но на предлагаемом авто в Питер нам уехать бы не удалось, так как договор со страховой компанией таков, что машины предоставляются только по Москве и области. На вопрос "А как вы это отследите?" ответ был уклончив: "Отследим...". Из документов необходимы паспорт с московской/подмосковной пропиской и задокументированным возрастом старше 22 лет и права с двухлетним стажем.
Четвертой компанией была "Авента". Из BMW была только пятая серия. Взамен "трешки" предложили опять Ford Mondeo, который был занят в пятницу, и Opel Vectra с "автоматом", который был свободен. За последний посчитали аренды $107 в день включая страховку и 200 км пробега. Можно было бы взять машину и за $123, включая страховку, но уже безлимитный пробег. Но в Петербург можно поехать лишь с лимитированным пробегом. Плюс к этому детское сиденье -- $6 в сутки, залог -- 24 000 рублей, куда входит франшиза. Итого по внутреннему курсу компании 29 руб. за доллар получается 69 878 рублей. Из документов запросили права (стаж от года), паспорт с московской/областной пропиской. Расчет наличными или по карте, при этом полная предоплата.
Пятой фирмой, в которую мы обратились, стала PR Auto. Так как у нас спросили, откуда мы о них узнали, сразу стало понятно, что это компания недавно на рынке и еще считает своих клиентов и вычисляет эффективность своей рекламы. Но о них нам поведал Яndex. И то, что там нам могут выдать в аренду BMW третьей серии, показалось нам даже удивительным. Однако на пятницу она была занята. Взамен нам предложили "пятерку" со скидкой, такой, чтобы цена аренды приблизилась к цене аренды "трешки". Спросили стаж вождения, возраст и выставили аренду на две недели за "третью" BMW €114 в сутки (включая франшизу, страховку и ограниченный пробег 200 км/сутки). Плюс залог -- €1000. Детских сидений в наличии не оказалось, но к пятнице их обещали уже подвезти, причем аренда бесплатная. Оплата -- только наличными по курсу ММВБ, так как терминал "пока не работает". Итого получилось 89 684 рублей. А наше желание уехать в Питер так и осталось желанием -- прокат машин только по Москве. Хотя нам сказали (ах, эти молодые маленькие фирмы -- просто прелесть), что в принципе можно и в Петербург, но надо договариваться лично с генеральным директором.
ТЕКСТ ИРИНА РЫБАЛЬЧЕНКО, АННА КИЛИМНИК, ФОТО AP, AFP, FOTOBANK.COM
|