Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2005 пїЅ 08 (137)
искать...
 ПААЕХАЛИ 
Автомобильная статистика — очень социальная вещь
 НОВОСТИ 
ЗАЖИГАЛИ С "ХОРЬХОМ"!
 КАЛЕНДАРЬ 
082005
 НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ 
ВОЙНА МИРОВ
 РЕЙТИНГ 
ПИАР ДОМУ ТВОЕМУ
 CAR&STAR 
ИНСТИНКТЫ
 ЛЮКС 
МИНИ-МАЙБАХ
 ПРЕМИУМ 
ФОРМАТ А3
 СТАНДАРТ 
МУХА ЦЕ-ЦЕ
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
НОРКИ НАРАСПАШКУ
 ПРОЕХАЛИ 
КРЕПКИЕ ЗАДНИМ УМОМ
 ПРОЕХАЛИ 
КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПУТЬ С ITRIP
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПРОТИВ ЛЕЖАЧИХ
 ТРАЙКИ 
НА ТРОИХ
 ШКОЛА ЭНДУРО 
ПРОГУЛКА ПО ПАРКУ
 ИНСАЙДЕР 
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
 СКОРОСТЬ 
УРОКИ ЧЕШСКОГО
 ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 ЗАПАСКА 
BACK IN USSR
 ЗАГРАНИЦА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 РОДИНА 
ОПОРНЫЙ КРАЙ
 STORY 
ЛЕГКО БЫТЬ DEUS
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ДОЙЧЕ ВИТА
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПРАВО АРЕНДЫ
 ДЕРЕВО  
БУРАТИНО ПРИЕХАЛ
 ПОДАРКИ 
СБОКУ БАНТИК
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ТУЗИК, МЕСТО!
 ЗАСАДА 
ЗАКОН - ДЕЛО ПОПРАВИМОЕ
 ПОПМЕХАНИКА 
ЛАБИРИНТ ОТРАЖЕНИЙ
 АВТООТВЕТЧИК 
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
 ИНТЕРНЕТ 
ПОЛНЫЙ ПРИВОД
 ВЫХЛОП 
КАК "КИДАЮТ" ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ
 АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 
НЕ РЫЧИ!
 ЭЛЕКТРОПОП 
ПЕРЕДВИЖНОЙ ЦИРК
 НОСТАЛЬГИЯ 
ДРУГ НАРОДА
 ПРИЦЕП  ЗАСАДА вниз...
ЗАКОН — ДЕЛО ПОПРАВИМОЕ
В автошколах 12-ю главу КОАП об административных правонарушениях в области дорожного движения не изучают. А зря, она у нас довольно демократичная, не всякая Европа может таким кодексом козырнуть. Но поторопитесь: есть большая вероятность, что и у нас скоро такой возможности не будет. Изменения, которые хотят внести в наш пока еще более-менее "человеческий" КОАП члены Совета Федерации, занимают всего полстраницы, изменения от Московской областной думы -- целых семь. Все поправки кажутся достаточно безобидными. Принять их -- и вроде бы ничего не изменится. Но это лишь на первый взгляд.

КУХНЯ. Экскурс в историю мне устроил адвокат и защитник прав водителя Леонид Дмитриевич Ольшанский. Мы сидели у него на кухне, и он рассказывал мне, что на самой заре перестройки общество волновали главным образом три проблемы: парламентская реформа, отмена шестой статьи Конституции и отмена автомобильных талонов о предупреждении. Талоны отменили в 1989 году, но уже в 1992 в Кодекс об административных правонарушениях были внесены репрессивные поправки: право отстранять водителя от управления автомобилем, право применять эвакуатор и, самое неприятное, ввод балльной системы учета. Вдогонку к этому МВД издало приказ о том, что повторно права выдаются только после переэкзаменовки, а власть на местах напринимала собственные постановления о применении блокираторов и эвакуаторов. Под натиском недовольной общественности в 1997 году Госдума запретила снимать номера, эвакуацию и блокировку, отменила балльную систему, а Верховный суд России отменил документ за подписью Лужкова о применении в Москве эвакуаторов. Но это был еще не триумф демократии. В 2001 году на предпоследний вариант нового административного кодекса последовало вето президента. Путин прислал в Госдуму замечания на 10 страницах, ни одно из которых не касалось автомобильной главы. И она осталась в том виде, в котором была, то есть в виде гуманном.

ОЛЬШАНСКИЙ: Вот смотрите, статья 1.5. "Презумпция невиновности" говорит о том, что человек, в том числе и водитель, не должен оправдываться. Тот, кто обвиняет, и должен доказать вину, и любое сомнение -- в пользу обвиняемого. Второе: в статье 12.1 оговорен запрет на инструментальный контроль при техосмотре и повторный техосмотр на дорогах. Дядя в комбинезоне, представитель коммерческой структуры, которая купила на свои деньги очень дорогие электронные приборы и проводит техосмотр, раз за разом отправляет вас на сервис, пока однажды вы не поймете, что надо дать денег. Как не должностное лицо его посадить за взятку нельзя. Когда он наконец-то говорит "Да", то гаишник только проверяет у вас документы и выдает заветный талон. Кодекс это запретил. Третье: статья 12.19 запрещает применение эвакуаторов за нарушение правил стоянки-остановки и отказ платить на платной парковке. И, наконец, новация депутата Похмелкина -- статья 12.36. Она не запрещает эвакуаторы, а карает любого чиновника за сам факт их применения, направление на переэкзаменовку и любые иные меры, которых нет в кодексе. И, конечно же, в действующем кодексе нет упоминания о балльной системе учета нарушений. Знаете, что было, когда приняли кодекс? Когда 352 депутата проголосовали за окончательный вариант, генерал Федоров, тогда еще начальник ГИБДД, в сердцах бросил на парапет гостевой ложи, где он находился, кодекс и сказал: "С таким кодексом работать нельзя!" И мы поняли, что из него изъяты самые взяткоемкие статьи. А теперь он и депутаты Московской областной думы хотят все самые гуманные статьи кодекса перечеркнуть и сконцентрировать все рычаги власти в ГИБДД. Водителям от этого -- никакой пользы, а вот взятки будут только расти.
В Госдуме сегодня лежат на рассмотрении два законопроекта "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях". Один из них внесли на рассмотрение члены Совета Федерации Е.Н. Трофимов и В.А. Федоров, второй -- депутаты Московской областной думы. Инициаторов изменений не интересуют налоговые или таможенные правонарушения. Объект их желания - 12-я глава КОАП. Что же именно и почему хочет изменить в нашем кодексе бывший начальник ГИБДД, а ныне сенатор от Карелии Владимир Федоров?

ПРИЕМНАЯ. В приемной генерала Федорова меня усадили ждать его рядом с кофе-машиной. Когда Владимир Александрович вернулся с затянувшегося совещания, он отключил мобильный, и мы сосредоточились на его законопроекте, который занимает всего полстраницы. Он и его коллега сенатор Трофимов предлагают забыть о запрете инструментального контроля, на применение эвакуаторов и снятия номеров за нарушение правил стоянки и остановки, а также полностью исключить новацию Похмелкина.

ФЕДОРОВ: Эта статья,12.36, была принята для пиара. Правительство (а именно -- Клебанов) написало тогда, что она недопустима. Но в Госдуме шло принятие бюджета, и Клебанову было заявлено, что если вы протестуете против наших поправок, мы, СПС, голосовать за бюджет не будем. Тогда Клебанов на эти условия согласился. И вот результаты.

"АВТОПИЛОТ": А чем же они вам не нравятся?

ФЕДОРОВ: Тем, что за все время никто ни разу эту статью не применял, так же, как и статью 12.35.
Теперь у нас в кодексе действует старинный русский подход "казнить нельзя помиловать". Вот взять примечание к статье 12.19 (Владимир Александровичи открыл КОАП на заложенной странице и стал бегло читать статью): "В случае нарушения правил стоянки или остановки... порядка пользования... парковками запрещаются... эвакуация... снятие номерных знаков..." А если посмотреть федеральный закон, он все это разрешает. По части 2 статьи 27.13 кодекса номерные знаки разрешается снимать, если машина не прошла техосмотр. Данной статьей кодекса предусмотрено и задержание транспортного средства.
Кодекс -- это сборник уложений и наказаний за нарушение существующих правил. И я считаю, что он должен быть пугающим. Мы -- одна из немногих, если не единственная страна, где процветает принцип, принцип хороший, но не для автомобилистов -- презумпция невиновности. Как заявил мой вечный оппонент господин Похмелкин, это священная корова, мы ее зарезать не дадим. Во всех странах эта корова зарезана.

"АВТОПИЛОТ": Есть еще какие-то "коровы", которых вы бы тоже "зарезали"?

ФЕДОРОВ: Я не только хотел бы исключить из кодекса определенные статьи. Есть принципы, которые бы я ужесточил. В статье 4.3 перечислены обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Я бы предусмотрел распространение квалифицированных составов для 12-й главы. Повторность нарушений в автомобильной части кодекса как квалифицирующий признак полностью ликвидировано после того, как в России отменили балльную систему. Хотя она работает в десятках стран. Если у тебя большое количество штрафных баллов, изволь отдать права и ходить пешком. Эти поправки к кодексу уже внесены на рассмотрение Госдуме -- не мной, а Московской областной думой.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА. Когда же сдастся наш последний оплот? Пока надо отдать депутатам Госдумы должное -- они держатся уже очень давно, Трофимов и Федоров направили им свой законопроект аж 20 октября 2003 года. Один из тех, кто заседает в рабочей группе по этому законопроекту -- Виктор Валерьевич Похмелкин, тот самый вечный оппонент, защитник священных коров. Кто, как не он, сможет рассказать, кому и чему мы обязаны тем, что КОАП пока еще сохранил свои "девственные" формы. Розыск Похмелкина привел меня в Пермь, где он общался со своими избирателями. В ближайшем интернет-кафе, заказав себе чаю со льдом, я вступила с ним в оживленную переписку.

"АВТОПИЛОТ": Предложенные Федоровым поправки, по его замыслу, должны устранить внутренние противоречия в законодательстве, но они не обещают мне, как автолюбителю, светлого будущего.

ПОХМЕЛКИН: Устранение этих противоречий можно сделать без искусственного ограничения прав автомобилистов. Ужесточение административных репрессий в отношении водителей вольно или невольно играет на руку коммерческим структурам и недобросовестным сотрудникам ГИБДД. Отсюда предложения по возврату обязательного инструментального контроля и принудительной эвакуации автомобилей. А что такое инструментальный контроль? Технический осмотр автомобиля с использованием средств технического диагностирования. Пока он находится в ведомстве ГИБДД, его используют для поборов с автовладельцев. Это все знают. Если бы та организация, которая проводит техосмотр, несла бы ответственность за техническое состояние допущенного ею к эксплуатации автомобиля, все было бы совсем по-другому.

"АВТОПИЛОТ": А как можно изменить процедуру эвакуации автомобиля?

ПОХМЕЛКИН: В качестве меры наказания при нарушении ПДД водителя вполне достаточно отстранить от управления автомобилем. А что касается устранения противоречий между статьями 12.19 и 27.13 КОАП РФ, то я считаю, что от процедуры задержания автомобиля вообще надо отказаться. За некоторым исключением. Например, следует разрешить эвакуационным службам перемещать автомобиль в случае грубого нарушения правил стоянки или остановки, когда он создает помехи движению, в пределах шаговой доступности. Обратите внимание -- не забирать, а перемещать. А принудительную постановку машины на штрафстоянку, да еще взимание за это денег следует запретить раз и навсегда.

О том, насколько увеличится штраф за превышение скорости, за сколько штрафных баллов будут отбирать права и за что могут посадить на 15 суток, читайте в следующем номере.

ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК, РИСУНОК АННА "LUMBRICUS" - СУЧКОВА


Купил машину -- значит, ты не бомж. Ты источник дохода для бюджета государства. Ты должен платить налог на машину, оплачивать страховку. Не хочешь всего этого -- не покупай машину. В. Федоров

Ваша оценка:
Средний балл — 3,92
Всего показов страницы:   7768
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2022 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.