Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2005 пїЅ 08 (137)
искать...
 ПААЕХАЛИ 
Автомобильная статистика — очень социальная вещь
 НОВОСТИ 
ЗАЖИГАЛИ С "ХОРЬХОМ"!
 КАЛЕНДАРЬ 
082005
 НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ 
ВОЙНА МИРОВ
 РЕЙТИНГ 
ПИАР ДОМУ ТВОЕМУ
 CAR&STAR 
ИНСТИНКТЫ
 ЛЮКС 
МИНИ-МАЙБАХ
 ПРЕМИУМ 
ФОРМАТ А3
 СТАНДАРТ 
МУХА ЦЕ-ЦЕ
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
НОРКИ НАРАСПАШКУ
 ПРОЕХАЛИ 
КРЕПКИЕ ЗАДНИМ УМОМ
 ПРОЕХАЛИ 
КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПУТЬ С ITRIP
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПРОТИВ ЛЕЖАЧИХ
 ТРАЙКИ 
НА ТРОИХ
 ШКОЛА ЭНДУРО 
ПРОГУЛКА ПО ПАРКУ
 ИНСАЙДЕР 
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
 СКОРОСТЬ 
УРОКИ ЧЕШСКОГО
 ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 ЗАПАСКА 
BACK IN USSR
 ЗАГРАНИЦА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 РОДИНА 
ОПОРНЫЙ КРАЙ
 STORY 
ЛЕГКО БЫТЬ DEUS
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ДОЙЧЕ ВИТА
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПРАВО АРЕНДЫ
 ДЕРЕВО  
БУРАТИНО ПРИЕХАЛ
 ПОДАРКИ 
СБОКУ БАНТИК
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ТУЗИК, МЕСТО!
 ЗАСАДА 
ЗАКОН - ДЕЛО ПОПРАВИМОЕ
 ПОПМЕХАНИКА 
ЛАБИРИНТ ОТРАЖЕНИЙ
 АВТООТВЕТЧИК 
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
 ИНТЕРНЕТ 
ПОЛНЫЙ ПРИВОД
 ВЫХЛОП 
КАК "КИДАЮТ" ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ
 АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 
НЕ РЫЧИ!
 ЭЛЕКТРОПОП 
ПЕРЕДВИЖНОЙ ЦИРК
 НОСТАЛЬГИЯ 
ДРУГ НАРОДА
 ПРИЦЕП  ПОПМЕХАНИКА вниз...
ЛАБИРИНТ ОТРАЖЕНИЙ
Один из главных героев "Большой пайки", Лари, напоминал, что хороший водитель должен смотреть не только вперед. История доказала правильность такого подхода: первый водитель, использовавший зеркало заднего вида на гонках, в этих гонках победил. И сейчас зеркала заднего вида стали обязательным элементом автомобиля. Нынешние "устройства для сбора информации позади автомобиля и подачи ее в глаз водителя" совсем не так просты, как выглядят.

Впервые зеркало заднего вида поставил на свой Marmon Wasp Рэй Харроун, победитель первой гонки "Индианаполис 500" в 1911 году. И опередил всех. Скорее всего, он обязан этой победой не только возможности оглядываться на других участников. Собственно, зеркало он поставил в качестве замены механика, в число обязанностей которого тогда входило еще и следить за дорожной обстановкой. Так что этот Marmon был первым в основном за счет того, что нагрузка на машину была на несколько десятков килограммов меньше. Тем не менее успешный финиш, принесший Харроуну самый большой на тот момент приз в мире ($14 250), привел к тому, что большинство гонщиков стали использовать этот аксессуар. А позже Элмер Бергер запатентовал зеркало заднего вида для использования на дорогах общего пользования. Теперь они обязательны: российские и международные правила требуют, чтобы на автомобиле стояло как минимум внутреннее и левое внешнее зеркала заднего вида.

ПРЯМЫЕ ИЛИ КРИВЫЕ. Мир несовершенен, приобретая одно, мы часто теряем другое. Для улучшения обзора назад было бы неплохо увеличить размеры зеркала, но тогда оно будет мешать смотреть вперед. В качестве компромисса решили использовать выпуклые зеркала. При том же размере они, если использовать знакомое всем курсантам военных кафедр технических вузов определение, "собирают информацию для подачи в глаз водителя" с большей площади. Но и это решение не идеально: меняя масштаб изображения, выпуклые зеркала заставляют нас неверно оценивать дистанцию до автомобилей. Поэтому на многих из них честно написано, что "объекты в зеркале ближе, чем они кажутся". Вопрос только в том, успевает ли водитель читать эту надпись на ходу. Как показывают опросы, в "кривые" зеркала водители в среднем заглядывают чаще -- похоже, именно потому, что с одной попытки через такое зеркало сложно оценить дистанцию. Зато регулируют такие зеркала реже. Чтобы исключить возможные ошибки, в США такие зеркала просто запретили ставить со стороны водителя.
В Европе и Японии пытаются сохранить возможность оценивать расстояние и видеть больше, используя комбинированное зеркало -- большая часть его плоская, а край выпуклый. Выпуклые зеркала постоянной кривизны и плоские зеркала можно назвать сферическми -- все эти поверхности представляют собой фрагмент сферы, просто плоскость -- часть сферы бесконечного радиуса. Изогнутая часть комбинированного зеркала имеет переменную кривизну и называется асферической, да и все зеркало тоже.
По соглашению между производителями и нормирующими органами в Европе граница между двумя частями должна быть четко видима, обычно для этого используют пунктирную линию. Тем не менее такие зеркала все-таки вызывают затруднения в пользовании: по данным Национальной ассоциации по безопасности дорожного движения США (NTHSA), водители машин с асферическими зеркалами чаще оглядываются через плечо, чем те, кто пользуется плоскими или чисто сферическими зеркалами. Видимо, переменчивость отражения вызывает желание убедиться в правильности изображения без посредников.
Недостатки гнутых зеркал практически не важны в тех случаях, когда нужна просто информация о наличии препятствий. Например, в мертвой для обычных зеркал зоне позади машины или у дверей автобуса. Для автобусов во многих странах обязательно наличие с пассажирской стороны двух зеркал: одно для движения, второе -- для того, чтобы водитель мог парковаться максимально близко к тротуару и контролировал наличие входящих или выходящих пассажиров. А в Японии на многих внедорожниках и микроавтобусах ставят зеркало, в которое можно видеть задок автомобиля и то, что рядом с ним. Сейчас это зеркало успешно вытесняют камеры заднего вида, которые появились на автобусах и грузовиках еще в восьмидесятые годы.

БЕЗ РУК. Как известно, человеку не может не нравиться смотреть, как работает кто-то другой. Автоматизация помогает насладиться работой механизмов -- что менее увлекательно и тоже неплохо. К тому же в автомобиле это означает меньшую вероятность отвлечения водителя. Ну а в случае с пассажирским зеркалом даже механический привод позволяет сильно упростить процесс -- по крайней мере, водитель может управлять зеркалом, находясь в нормальном положении. Оттого именно это, менее важное, зеркало стали автоматизировать в первую очередь. На Mercedes-Benz восьмидесятых часто можно было видеть джойстик дистанционного привода зеркала на консоли -- им управлялось правое зеркало, в то время как левое водитель регулировал простой рукояткой на двери.
Однако дело кончилось полной автоматизацией, причем в самых дорогих моделях электропривод ставят и на внутреннее зеркало. Дело в том, что его наличие позволяет подключить зеркала к памяти. Так что нажатие кнопки или использование одного из ключей заставляет машину вспомнить положение не только кресла и рулевой колонки, но и зеркал.
Как ни странно, электропривод регулировок зеркал появился относительно недавно -- в 1982 году. Сейчас дело не ограничивается просто однократным выставлением оптимальной позиции. На многих даже не очень дорогих автомобилях при включении заднего хода пассажирское зеркало автоматически наклоняется на несколько градусов так, чтобы водитель мог видеть заднее колесо и зону около него.
Электрификация зеркала не ограничивается приводом регулировок. Обычно в комплект входит также подогрев: все равно кабель тянуть, так почему бы не совместить все полезные функции. В теории подогрев прост -- говорят, еще в сороковые годы советские водители решали вопросы с обзорностью, вставляя под зеркала электрические лампочки. На самом деле тут задействованы самые современные технологии. Например, российская фирма "Политех" использует металлизированный слой, который по совместительству работает и нагревателем, и отражающим элементом. Ведущие производители материалов и электрооборудования подбирают составы, которые меняют сопротивление в зависимости от температуры, -- такие зеркала в автоматическом режиме поддерживают свою температуру.
Еще одна модная тема -- защита от ослепления. Над этим вопросом задумались уже давно. Уже в 1958 году Chrysler поставил на свои серийные модели зеркала, которые переключались из дневного положения в ночное. Смещение основной отражающей панели заставляет работать в качестве зеркала стекло на корпусе. Отражение в нем очень слабое, так что вместо яркого света фар мы видим лишь пару пятен. Это снижает информативность зеркала, но спасает от гораздо более опасного ослепления. В 1987 году компания Gentex предложила электрохромные зеркала. При внешней простоте это довольно сложный электронный прибор. Датчик, который смотрит вперед, оценивает общую освещенность. Если уровень света мал, зеркало переходит в ночной режим. То есть включает датчик, который смотрит назад, в ту же сторону, что и зеркало. Если на него попадают яркие лучи света, он дает команду на подачу тока на поверхность, которая при этом темнеет в доли секунды.

ЧИСТАЯ ОПТИКА. Вопрос могли бы решить камеры и радары, которые уже применяются почти повсеместно. Но производство и эксплуатация средств повышенной опасности -- очень консервативные отрасли. Чтобы можно было пользоваться камерой, ее одной мало -- нужны еще как минимум провода и экрана. Да и радары требуют не только датчиков, но и проводку, и хотя бы какую-то форму сигнализации. Вероятность того, что какой-то из элементов системы неожиданно выйдет из строя, существенно выше вероятности незаметной неисправности зеркала. Так что "волшебное стекло" останется с нами еще надолго.

ТЕКСТ ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ, ФОТО BMW AG


Асферическими называют зеркала с поверхностью переменной кривизны. Водители их реже регулируют, зато чаще "проверяют", оглядываясь через плечо

Традиционная схема регулировки наружных зеркал предполагает, что водитель должен видеть в них ручки задних дверей. Но это не обязательно -- важнее расширить зону охвата, оставив мертвые зоны около машины (1). Принцип работы "противоослепляющих" зеркал основан на том, что свет отражается не только зеркальной поверхностью, но и стеклом. При переключении в ночной режим зеркало отводится в глубь корпуса, так что водитель видит в основном слабое и размытое отражение в стекле.

Ваша оценка:
Средний балл — 4,89
Всего показов страницы:   7631
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2022 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.