Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2005 пїЅ 08 (137)
искать...
 ПААЕХАЛИ 
Автомобильная статистика — очень социальная вещь
 НОВОСТИ 
ЗАЖИГАЛИ С "ХОРЬХОМ"!
 КАЛЕНДАРЬ 
082005
 НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ 
ВОЙНА МИРОВ
 РЕЙТИНГ 
ПИАР ДОМУ ТВОЕМУ
 CAR&STAR 
ИНСТИНКТЫ
 ЛЮКС 
МИНИ-МАЙБАХ
 ПРЕМИУМ 
ФОРМАТ А3
 СТАНДАРТ 
МУХА ЦЕ-ЦЕ
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
НОРКИ НАРАСПАШКУ
 ПРОЕХАЛИ 
КРЕПКИЕ ЗАДНИМ УМОМ
 ПРОЕХАЛИ 
КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПУТЬ С ITRIP
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПРОТИВ ЛЕЖАЧИХ
 ТРАЙКИ 
НА ТРОИХ
 ШКОЛА ЭНДУРО 
ПРОГУЛКА ПО ПАРКУ
 ИНСАЙДЕР 
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
 СКОРОСТЬ 
УРОКИ ЧЕШСКОГО
 ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 ЗАПАСКА 
BACK IN USSR
 ЗАГРАНИЦА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 РОДИНА 
ОПОРНЫЙ КРАЙ
 STORY 
ЛЕГКО БЫТЬ DEUS
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ДОЙЧЕ ВИТА
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПРАВО АРЕНДЫ
 ДЕРЕВО  
БУРАТИНО ПРИЕХАЛ
 ПОДАРКИ 
СБОКУ БАНТИК
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ТУЗИК, МЕСТО!
 ЗАСАДА 
ЗАКОН - ДЕЛО ПОПРАВИМОЕ
 ПОПМЕХАНИКА 
ЛАБИРИНТ ОТРАЖЕНИЙ
 АВТООТВЕТЧИК 
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
 ИНТЕРНЕТ 
ПОЛНЫЙ ПРИВОД
 ВЫХЛОП 
КАК "КИДАЮТ" ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ
 АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 
НЕ РЫЧИ!
 ЭЛЕКТРОПОП 
ПЕРЕДВИЖНОЙ ЦИРК
 НОСТАЛЬГИЯ 
ДРУГ НАРОДА
 ТУРНЕ  РОДИНА ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ вниз...
ОПОРНЫЙ КРАЙ
Больше всего в челябинске меня удивил вопрос местного читателя "Автопилота": "А правда, что в москве машины оставляют на ночь прямо под окнами?" Я думал, что в челябинске многие тоже так поступают. Оказалось, не совсем: большинство из тех, кто ставит автомобиль в собственном дворе, платят местной авторитетной молодежи, чтобы за ночь с машиной не произошла какая-нибудь пакость. Днем, кстати, тоже небезопасно -- полтора часа без присмотра обошлись предоставленной нам местным дилером Peugeot 307 потерей омывателя фары. Поэтому в челябинске машины отгоняют на охраняемые стоянки. Их, как водится, не хватает. Впрочем, когда это изобилие автомобилей считалось плохим признаком?

Паровоз модели 157 установлен перед зданием депо. Это не единственный паровоз-памятник в Челябинске: есть еще Е-350 перед Домом культуры железнодорожников и, разумеется, у вокзала -- там стоит П-36, последняя советская модель.   Памятники на Кировке выполнены в натуральную величину, поэтому воспринимаются гуляющими вполне по-человечески.

Автомобилей в Челябинске много, по утрам и вечерам дело доходит до серьезных пробок. Хотя основной стимул для передвижения на своих колесах -- проблемы с общественным транспортом -- тут не слишком силен. Однако, с точки зрения местных жителей, транспорт здесь просто ужасен, поэтому неизменно актуальная тема -- начавшееся строительство метро, которое должны завершить по действующим планам к 2010 году. Пока же передвигаться быстрее на такси или на "частнике": в пределах одного района можно уехать куда угодно за 50 рублей, а в другие части города -- в пределах сотни. Исключение составляет аэропорт, тут цены без малого московские -- 350-500 туда и 500-600 оттуда.

Кировка -- видимо, самая знаменитая улица Челябинска.   Поблизости от Магнитогорска трасса, соединяющая его с Челябинском, превращается в настоящую магистраль вполне европейского качества.
 
  Здание Южно-уральского университета (бывшего Челябинского политехнического института) приобрело запроектированный в 1951 году облик только к XXI веку: "сэкономленные" во времена Хрущева два этажа и шпиль несколько лет назад были добавлены на средства выпускников. Края главного корпуса украшают скульптуры Прометея и Славы.
До тридцатых годов Челябинск развивался в основном как торговый город благодаря тому, что оказался крупной станцией на транссибирской магистрали. Памятью о торговом прошлом Челябинска служит верблюд на его гербе: на "кораблях пустыни" сюда прибывали караваны восточных торговцев. Что отображено еще и одной из скульптурных композиций на "челябинском Арбате". После многочисленных дискуссий название московской пешеходной улицы решили оставить столице, а свою назвали Кировкой -- собственно, раньше она и носила имя одного из советских вождей. Улица знаменита не только своими скульптурами, но и тем, что в ее начале находится "Ирландский паб", в который заходил Путин. С Кировкой связана и еще одна неофициальная легенда. Симпатичная плитка, которой вымощена Кировка, выпускается на одном местном предприятии. Говорят, его хозяева (скорее хозяйка) -- в личной связи с прежним руководством города, и поэтому плитка пошла не только на Кировку, но и на ремонт тротуаров в других частях города.

ЛУЖНИКИ. Один из неофициальных вариантов происхождения названия Челябинска -- от слова "челяба", которое якобы означало большую лужу. Однако нынешние основные магистрали довольно ровные и широкие. Что порождает определенные сложности в связи с экономией дорожных служб на разметке. Только местные водители могут определить, где на дороге с тремя-четырьмя полосами в каждом направлении проходит разделительная линия. Впрочем, некоторые улицы стали приятным исключением -- например, Лесопарковая. Она абсолютно прямая, вечерами практически пуста и в связи с этим привлекает местных стрит-рейсеров. Рядом с ней, у памятника Курчатову -- летнее кафе, которое облюбовали челябинские байкеры.

Глава клуба антикварных и самодельных автомобилей (АСА) Владимир Савиных и одно из самых свежих пополнений коллекции -- ГАЗ-11-73. Гордость АСА -- собрание более чем из 40 мотоциклов, среди которых практически все модели "Иж".

Кстати, памятник этот, вероятно, самый удачный среди поставленных главе атомного проекта, уроженцу Челябинской области. Спасибо скульптору Авакяну. И спасибо Курчатову, благодаря которому на Южном Урале появились "номерные" "Челябински", в которых разработали первый советский промышленный атомный реактор и завод?? по получению плутония. Авария 1957 года с утечкой радиоактивных материалов до сих пор сказывается на жителях пары поселков на берегу реки Теча, и наблюдение за ними, по утверждению местного центра радиационной медицины, "имеет мировое значение" -- уж очень ценный и уникальный материал.

Кроме следов радиации здесь есть чему пугаться ревнителям экологии: Челябинск, как и вся область -- крупный промышленный центр. Только в самом городе кроме знаменитого тракторного завода есть еще несколько крупных предприятий. Правда, расположены они таким образом, что загрязненный воздух проходит мимо города. Например, металлургический завод вообще вынесен на север вместе с собственным жилым районом, до которого от соседних ехать около пяти километров.

Практически все крупные перекрестки в Магнитогорске имеют кольцевое движение, и вполне на европейский манер у едущих по "кольцу" преимущество перед въезжающими. Жаль, не хватает разметки, и неместному водителю ориентироваться трудно.
 
  Памятник "Металлург" в 1970 году был установлен на территории ММК, но через несколько лет комбинат подарил его городу, и теперь он встречает гостей Магнитки напротив вокзала.
Слегка на отлете -- ныне быстро растущий Северо-Запад. На самой его окраине дилеры начали организовывать что-то вроде "автомолла": на улице братьев Кашириных уже построены автоцентры Toyota, Ford, Nissan, Mitsubishi и BMW. Остальные предпочитают центр, но тоже не особенно разбредаются -- салон Peugeot буквально через стенку от официального дилера Kia. Недалеко от центра и салон по продаже Audi компании ТТМ, от которого пешком можно дойти до местного филиала магнитогорского дилера BMW.

ГОСПОДСКИЙ ЛЕС. Стоит чуть свернуть с магистрали, и начинаешь верить в правильность версии с "челябой" -- лужей: многие небольшие улицы выглядят ужасно. Но по официальной версии название города происходит от некогда бывшего тут бора, который местные тюркские народности называли Челяби-Карагай -- то ли "господский лес", то ли даже "божественный". Собственно, он вполне сохранился под названием Городского или Шершневского бора. На опушке -- ряд таунхаусов. Вид на реликтовую флору стоит, говорят, очень дорого. Еще дороже -- жить в окружении вековых деревьев. Если ехать сквозь бор в сторону Шершневского водохранилища, можно обнаружить дорогу с "кирпичом" и охранником в милицейской форме. Она ведет к самым элитным домам Челябинска, где живет городское и областное руководство. Так что бор вполне соответствует былому названию и сейчас. Если вы не относитесь к местной элите или ее окружению, лучше проехать дальше, на водохранилище, где обустроены популярные среди горожан пляжи.

Пляжей хватает. Практически в черте города, на другом его конце от Шершней, находится соленое озеро Смолино, а чуть севернее -- первое и самое большое из цепи четырех озер, которые так и называются по порядку: Первое, Второе, Третье и Четвертое. Есть пляж и в центре города -- только не на реке Миасс, а на крыше развлекательного центра "Мегаполис". Для максимальной схожести с настоящим здесь даже есть душ.

БОЛЬШАЯ ШВЕЙЦАРИЯ. Челябинская область чем-то напоминает Швейцарию: крупнейшие города на севере и юго-западе, горы и озера... Только по площади вдвое больше. В Магнитогорске на роль озера вполне тянет река Урал, а его аэропорт расположен на территории соседнего субъекта Федерации -- Башкирии. Женевский аэропорт тоже частично построен на французской земле.

Проезжая Южноуральск трудно не обратить внимания на строящийся храм Покрова Пресвятой Богородицы -- уникальную полностью деревянную одиннадцатиглавую церковь.   Остановки трамвая в Магнитке обычно оформлены как мини-платформы и обязательно сопровождаются ограничениями скорости для водителей.
Храм Вознесения Господня строился болше 10 лет. Сейчас это одна из главных достопримечательностей Магнитогорска.  
Дорога в Магнитогорск из Челябинска довольно комфортабельна, особенно ближе к Магнитогорску -- там она вполне швейцарского качества, без кавычек. Правда, перед этим придется преодолеть несколько десятков километров по настоящим проселкам в объезд ремонтируемых участков.

Классический местный придорожный товар -- клубника и земляника. Это совсем не те садовые сорта, которые в Подмосковье выращивают на грядках. Здесь продают настоящую дикую клубнику диаметром до сантиметра, но исключительно душистую. А стоит -- 150 рублей ведро. Земляника встречается реже, потому и стоит уже 60 рублей за пол-литровую банку. Нехитрому бизнесу жителей деревень мешает милиция: парнишка, у которого мы купили ведро ягод, чуть было не остался без денег -- собрался убежать, только завидев вдали бело-синюю "Ладу".

Главная уральская еда -- пельмени. То, что в Москве в пельменных варят готовый продукт, удивляло меня еще в советские времена, когда я только переехал из Магнитогорска, где такого безобразия не наблюдалось. Вспомнить детство не получилось: знакомая мне с дошкольного возраста пельменная у стадиона (хотя сейчас вернее было бы сказать -- у аквапарка) оказалась закрыта, да и, судя по виду, давно уже перепрофилировалась. Попытка познакомиться с современным уровнем пельменеварения в магнитогорской гостинице тоже не удалась: "Ой, рано еще -- мы даже мясо не крутили". Что ж, по крайней мере, мы знаем, что в гостинице "Азия" пельмени и сейчас делают вручную. Хотя на Урале знают толк и в заводских пельменях, но и те, что выходят из фабричных машин, по качеству куда лучше столичных. Одна из самых популярных марок -- "Улаевские". В Москве за аналогичный по качеству продукт мы отдаем 140 рублей, а эти стоят вдвое дешевле.

  Разнообразие ландшафтов позволяет организовать в окрестностях Магнитки различные виды активного отдыха.
ЕВРАЗИЯ. Магнитогорск разделен Уралом на две части. Левый берег находится в Азии, и примерно половину его территории занимает Магнитогорский металлургический комбинат -- ММК, благодаря которому город появился, а сейчас остается одним из самых богатых в регионе. Средняя зарплата сотрудников ММК в этом году -- больше 20 000 рублей, то есть равна московской. Жилые кварталы в основном расположились в Европе, на правом берегу. В последние годы к трем прежним мостам -- Северному, Центральному и Южному переходам -- прибавился четвертый, самый длинный. На правом он походит к Старой Магнитке -- именно здесь когда-то располагалась казачья станица. Его так и называют Станичным или Казачьим.

Он выводит нас к новым районам -- город растет преимущественно на юг. Молодость Магнитогорска позволила развивать его по четкому генплану. Уже в построенных в 60-е кварталах пятиэтажек была заложена четкая инфраструктура -- детсады, школы и магазины аккуратно вкраплены среди жилых домов. Так же четко спланированы и новые районы. Одна проблема: город не очень хорошо приспособлен для частных туристов вроде нас. Найти гостиницу или ресторан -- целая проблема, даже если держать в руках карту. Неудивительно: ездят сюда в основном командировочные.

Магнитогорск разделен Уралом на две части, которые расположены в разных частях света. Почему-то знак на Казачьем (он же Станичный) переходе стоит только для тех, кто едет из Европы. Видимо, "азиаты" и так в курсе.  
На берегу Урала -- храм Вознесения Господня, который строился десять лет. Ближе к центру, но тоже на берегу -- памятник советских времен "Тыл -- Фронту", изображающий передачу выкованного уральским рабочим меча солдату. Он входит в своеобразную триаду: памятник в Волгограде, где этот меч занесен, и знаменитый солдат в берлинском Трептов-парке, где меч опущен. Но символом Магнитки считается куда более скромный монумент первым строителям, расположенный у парка неподалеку от вокзала -- символическая палатка из бетона, сооруженная в 1966 году.

Городской транспорт в Магнитогорске обходится без троллейбусов, а о метро тут и не мечтают. Собственно, какое там метро, если даже подземных пешеходных переходов в городе нет.

По сравнению с Челябинском на улицах Магнитки заметно больше иномарок, особенно новых. Сказывается, что ММК -- самое богатое предприятие Южного Урала. Например, дилер BMW здесь начал работать раньше, чем в столице области. Peugeot пришла в эти города параллельно, однако сейчас в Челябинске работает официальный дилер марки "Мистраль", а в Магнитогорске -- партнер екатеринбургской "УралФрансАвто". Такое вот своеобразное равновесие.

ТЕКСТ ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ, ФОТО АВТОРА, АНДРЕЯ ОЗЕРОВА, АЛИНЫ КУКЛЕВОЙ


БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ОАО "МИСТРАЛЬ", ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРА PEUGEOT В ЧЕЛЯБИНСКЕ, (351) 261-4466, А ТАКЖЕ АНДРЕЯ ОЗЕРОВА.




КАРТА ГОРОДА

1. Православная часовня у вокзала Челябинска была заложена в год 70-летия Южно-Уральской железной дороги.

2. Памятник Курчатову называется "Расщепление атома" и расположен на большой площади неподалеку от университета.

3. Кировка. Одна из скульптурных групп показывает типичного гостя Челябинска прежних времен.

4. Местный аналог Кунцево: в конце улицы братьев Кашириных собралось несколько дилеров разных марок. Правда, в отличие от Кунцево, хозяева у них разные.

5. Таунхаусы на окраине бора, который, по официальной версии, дал название Челябинску.

6. Говорят, здесь расположены дома администрации и других представителей челябинской элиты. "Челяби Карагай" не зря переводится как "господский лес".

7. Танк на постаменте -- символ вклада Челябинска в победу в Великой Отечественной.

8. Самый вкусный шашлык в Челябинске. Им торгуют только на вынос и просят не есть в припаркованных рядом машинах. Говорят потому, что местные жители очень недовольны постоянным скоплением автомобилей.



КАРТА ОБЛАСТИ

1. Гора Магнитная (616 метров до начала разработки) была настолько богатым месторождением железняка, что это оправдывало строительство металлургического комбината и целого города, которому она дала имя. Сейчас практически выработана и частично представляет собой огромный карьер.

2. Главное предприятие Миасса -- "УралАЗ", который появился во время последней войны, когда сюда были эвакуированы цеха московского ЗиСа. Сейчас бывший "УралЗиС" входит в состав "РусПромАвто" и сотрудничает с IVECO и Bosch.

3. Абзаково находится в Башкирии, но остается традиционным центром отдыха жителей Магнитогорска и прилегающих районов. Сейчас здесь построен крупный горнолыжный комплекс с подъемниками.

4. Местный Париж -- так назвали казаки в память побед, которые они одержали во время войны с Наполеоном. Этим летом тут появилась своя Эйфелева башня. Символ французской столицы воспроизводит вышка с базовой станцией одного из сотовых операторов, которых в Челябинской области только в стандарте GSM целых пять.

5. Карталы -- крупный железнодорожный узел. Многих жителей обеспечивает работой именно железная дорога. Второй по важности работодатель -- некогда базировавшиеся здесь ракетные части, но теперь это не актуально. Поезда из Магнитогорска в Челябинск вынуждены делать крюк через этот город и к тому же проезжают часть пути по территории Казахстана.

6. Златоуст -- третий по величине город области. Назван в честь Иоанна Златоуста. Отсюда происходит один из типичных уральских видов искусства: гравюры на стали. Здесь родился и вырос Анатолий Карпов -- чемпион мира по шахматам. Касли -- родина знаменитого литья из чугуна, когда-то бывшего одним из лучших и известнейших уральских сувениров. Название происходит от башкирского слова, которое означает "гусь".

Ваша оценка:
Средний балл — 4
Всего показов страницы:   9359
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2022 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.