Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2006 пїЅ 10 (151)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ПРОЩАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
 CAR & STAR 
ОРЕШКИ ДЛЯ ЗОЛУШКИ
 ОПРОС 
ЛИТРА ВСЕГДА МАЛО
 РЕЙТИНГ 
ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
 НА ГАЗУ 
СОВЕСТЬ ЗА СТЕКЛОМ
 КАЛЕНДАРЬ 
MONDIAL DE L'AUTOMOBILE
 ИНТЕРНЕТ 
МЫ СЛЕДИМ ЗА ТОБОЙ
 РИНГ 
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
 ЛЮКС 
ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ
 ПРЕМИУМ 
ВЫПУСКНИК ОКСФОРДА
 СТАНДАРТ 
ГОРОДСКОЙ КОЧЕВНИК
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ТРЕЗУБЕЦ МУДРОСТИ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
БИТВА ЗА УРОЖАЙ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
 ПРОЕХАЛИ 
ЦЕЛЬ
 НСАЙДЕР 
СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ
 ПРОЦЕСС 
ЗАЧЕТ!
 ЗАГРАНИЦА 
СПОКОЙНЫЕ ГОНКИ
 РОДИНА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 ЗАПАСКА 
ПАША-КОМПРЕССОР
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
КОРОНА ИМПЕРИИ
 КУЗОВ 
СКРЫТЫЙ УДАР
 КУЗОВ 
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ
 ЗВУК 
ТРОЙНАЯ ИГРА
 САЛОН 
СОРЕВНОВАНИЕ ПО ЧЕМОДАНАМ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
СИМ-СИМ, ЗАКРОЙСЯ
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ОБУЧЕНИЕ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
 АУДИОКНИГИ 
УЧИТЕЛЮ ОТ УЧЕНИКА
АВТООТВЕТЧИК
 НОСТАЛЬГИЯ 
СЫН АЛЬБИОНА
 ПРИЦЕП  НОСТАЛЬГИЯ / MINI 1975 ГОДА ВЫПУСКА вниз...
СЫН АЛЬБИОНА
С первого взгляда он поразил меня своей очевидной, несомненной национальной принадлежностью. У него было типично английское выражение лица, круглоглазого и тяжеловатого, как у Черчилля, он был неприметно скромен и одновременно экстравагантен, ничто не выпирало из общей стилистической безупречности, но при этом его оригинальность бросалась в глаза. Пожалуй, он вызывал единственную ассоциацию -- с классическим лондонским такси black cab, только уменьшенным раза в три. Так кембриджский профессор, вышедший погулять среди овечьих загонов и кустарниковых изгородей в резиновых сапогах, плисовых штанах, драном твидовом пиджачке и кепчонке, похож на встречного работягу, они одинаково одеты, только один с лопатой и граблями на плече, но оба британские джентльмены.
Этот автомобиль назвали Mini, и хотя игривость этого слова вроде бы не вяжется с островной сдержанностью, оно тоже типично британское. В нем проявляется вторая сторона островной культуры -- склонность к примитивной шутке, простому юмору. Когда Мэри Куант придумала неприлично короткую юбку, ее тоже назвали mini, и в этом была сдержанная полуусмешка: пусть иностранцы считают эту одежду просто безобразием, а мы утверждаем, что она допустима -- минимально допустима. Собственно, имя микролитражки Mini означало то же самое: минимально приемлемый автомобиль, меньше -- уже коробка для обуви.
А качество было английское, без дураков. То самое английское качество, благодаря которому Rolls-Royce служил нескольким поколениям аристократов, столетнее охотничье ружье Harrington&Richardson не давало осечек, ботинки Lobb переходили от отца к сыну, а пиджак из Harris Tweed носился всю жизнь, только подкладку приходилось менять каждые десять лет. То качество, которое отличало английские машины до оптовой распродажи всего автопрома немцам и американцам. Mini, называвшийся в разное время и Austin Mini, и Mini Cooper, по мере того как приходили на смену друг другу отечественные производители и появлялись слегка обновленные модификации, был сделан в соответствии с главными традициями английской промышленности: просто и хитроумно в одно и то же время. В нем было все необходимое для хорошей езды и ничего лишнего. Он почти не расходовал бензина, вечно дефицитного на острове; почти не ломался, а если ломался, то поддавался ремонту в деревенской кузне; и при этом он был почти настоящим автомобилем, только очень маленьким, а его интерьер неуловимо напоминал уменьшенную до предела викторианскую гостиную.
Смешной недомерок Mini прекрасно вписывался в лондонский уличный пейзаж. Дело не только в слегка карикатурном сходстве с black cab, но и в стилистическом единстве с двухэтажными автобусами, каноническими красными double deck -- недаром одной и той же эмблемой гиганта Leyland, объединявшего едва ли не все автомобильные марки Соединенного Королевства, были помечены автобусные и микролитражные капоты. Но еще лучше Mini сочетался с национальным характером, именно поэтому он стал экипажем неувядаемого мистера Бина, сэра Роуэна Аткинсона, маленького, но полномочного представителя великого английского народа. В одном мистере Бине, в его вечном проборе, пиджачке с заплатками-patches на рукавах, обязательном тугом галстуке-селедке и коротковатых брючках сконцентрированы все народные архетипы. Точно так же, как все наши воплотились в бессмертных Трусе, Балбесе и Бывалом. И Mini -- это та же инвалидная коляска из "Операции Ы", только по-английски...
Почему-то большие европейские народы создают свои автопортреты именно в маленьких автомобилях: бюргерская основательность VW Kaefer, суетливая мелочность и дешевое щегольство Citroen 2CV, фатоватость носатого Fiat Topolino, комично-упрямое самоуважение Mini. Народный автомобиль -- не только тот, который народу по карману, но и тот, в котором народ узнает себя.
...А новый Mini, прекрасная машина фирмы BMW, имеет ко всему этому такое же отношение, как гламурный Бэкхем -- к суровым британским мужчинам, когда-то начавшим гонять мяч по хорошо стриженному парковому газону. Увы, глобализация беспощадна и побеждает все. Good by, Mini, spirit of England.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР КАБАКОВ
Ваша оценка:
Средний балл — 4,33
Всего показов страницы:   3444
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.