Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2006 пїЅ 10 (151)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ПРОЩАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
 CAR & STAR 
ОРЕШКИ ДЛЯ ЗОЛУШКИ
 ОПРОС 
ЛИТРА ВСЕГДА МАЛО
 РЕЙТИНГ 
ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
 НА ГАЗУ 
СОВЕСТЬ ЗА СТЕКЛОМ
 КАЛЕНДАРЬ 
MONDIAL DE L'AUTOMOBILE
 ИНТЕРНЕТ 
МЫ СЛЕДИМ ЗА ТОБОЙ
 РИНГ 
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
 ЛЮКС 
ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ
 ПРЕМИУМ 
ВЫПУСКНИК ОКСФОРДА
 СТАНДАРТ 
ГОРОДСКОЙ КОЧЕВНИК
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ТРЕЗУБЕЦ МУДРОСТИ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
БИТВА ЗА УРОЖАЙ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
 ПРОЕХАЛИ 
ЦЕЛЬ
 НСАЙДЕР 
СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ
 ПРОЦЕСС 
ЗАЧЕТ!
 ЗАГРАНИЦА 
СПОКОЙНЫЕ ГОНКИ
 РОДИНА 
БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ
 ЗАПАСКА 
ПАША-КОМПРЕССОР
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
КОРОНА ИМПЕРИИ
 КУЗОВ 
СКРЫТЫЙ УДАР
 КУЗОВ 
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ
 ЗВУК 
ТРОЙНАЯ ИГРА
 САЛОН 
СОРЕВНОВАНИЕ ПО ЧЕМОДАНАМ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
СИМ-СИМ, ЗАКРОЙСЯ
 БЕЗОПАСНОСТЬ 
ОБУЧЕНИЕ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
 АУДИОКНИГИ 
УЧИТЕЛЮ ОТ УЧЕНИКА
АВТООТВЕТЧИК
 НОСТАЛЬГИЯ 
СЫН АЛЬБИОНА
 КОНВЕЙЕР  ИНСАЙДЕР / ВАН ХОЙДОНК вниз...
СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ
Вот он, тот человек, которому вы можете сказать спасибо, если вам нравится дизайн автомобилей BMW. Или "не спасибо", если не нравится. Знакомьтесь: Адриан ван Хойдонк. Родился в 1964 году в Эхте, Нидерланды. По образованию -- промышленный дизайнер. С 1992 года -- в BMW. Работал по экстерьерам в Германии, потом руководил дизайн-студией фирмы в США. С 1 сентября 2004 -- дизайн-директор BMW Cars.

А В России многие считают, что автомобиль BMW должен быть агрессивным, брутальным как по облику, так и по ездовым повадкам. Однако в современных моделях стилистической агрессии заметно убавилось, дизайн стал более дружелюбным, мягким. Меньше углов и прочей "квадратуры", больше округлостей. Экстерьерная агрессия изжила себя?
ХОЙДОНК Да, мне известно об отношении россиян к BMW, хотя я впервые приехал в Россию. Действительно, раньше в ходу были резкие линии и угловатые формы, но в нашем понимании они выражали не агрессию, а, если можно так сказать, прецизионность, филигранность. Речь ведь идет не о том, чтобы подчеркнуть агрессивность автомобиля, реальную или мнимую, а о том, чтобы выразить все, на что он способен, его возможности, его сущность. Что касается технического оснащения, то тут агрессия осталась. Но стилистические тенденции уже другие, и сущность, соответственно, выражается другими средствами. Взять, скажем, фары, которые, если уподобить анфас машины человеческому лицу, воспринимаются как глаза. Мы их как бы слегка "прищурили"; получился такой "концентрированный взгляд". Такой взгляд бывает у предельно собранного, внимательного, целеустремленного, сильного человека. Мы считаем, что это неплохо.

А Ранее вы заведовали дизайном BMW в Америке. Не появилось ли у вас ощущение, что для Европы и Америки надо делать стилистически разные машины? Ведь есть разница автомобильных культур...
ХОЙДОНК Конечно, культурные различия имеют место, но мы не хотели бы, чтобы в каждой культуре был свой отдельный BMW.

А А ведь многие фирмы, в частности японские, разделяют продукцию по регионам очень четко. Вот, например, Nissan Maxima для Америки и для неАмерики -- огромная стилистическая разница...
ХОЙДОНК Нет-нет, это не наша стезя. BMW един для всех.

   
 
А До того, как заняться автомобильным дизайном, вы работали в General Electric Plastics Europe. Чем вы там занимались и как пришли к автомобилям?
ХОЙДОНК Работал как промышленный дизайнер. Это фирма-поставщик комплектующих для автомобильной промышленности, и именно там я плотно соприкоснулся с автомобильным дизайном. Потом начал работать для BMW. Все произошло легко и непринужденно.

А Вы помимо прочего имеете непосредственное отношение к дизайну 6-й и 7-й серий. Если "шестерку" все приняли на ура и считают ее образцом хорошего вкуса, то к "семерке" отношение неоднозначное, зачастую негативное. Почему такое разное восприятие, ведь модели выполнены в одной корпоративной стилистике?
ХОЙДОНК Очень хороший вопрос. Проще всего ответить, что, мол, многие выбирают машину сердцем, а сердцу не прикажешь. Ну а если серьезно... Была задана некая новая стилистика BMW. Кого-то она шокировала, но я бы не назвал ее шокирующей -- она просто более "скульптурная". "Семерка" -- первый автомобиль нового дизайна. Непривычно! Многие говорили нам: зачем вы так резко меняете дизайн, ведь прежняя "семерка" была очень хорошая? Мы были к этому готовы, сознательно шли на риск, потому что исповедуем философию непочивания на лаврах. И спустя пять лет видим, что в общем и целом были правы: "семерка" продается очень хорошо, мнения изменились, теперь больше хвалят, чем ругают. Ну а те штрихи, что сильно ругали, мы подкорректировали. Кстати, основной риск был даже не в непривычности нового дизайна, а в его эмоциональности. Модель для представителей высшего эшелона власти и бизнеса вроде бы не призвана быть эмоциональной. Но мы доказали, что она имеет право быть такой.
С "шестеркой" все проще. Во-первых, она вышла тогда, когда к новому корпоративному дизайну все уже привыкли. Во-вторых (и это главное), яркие, неожиданные, "скульптурные" штрихи в спортивной машине гораздо менее рискованны, поскольку она по определению должна быть эмоциональной.

   
 
А Недавно был анонсирован новый BMW X5. Утверждалось, что машину сделали крупнее своей модельной предшественницы для того, чтобы как можно дальше дистанцировать ее на рынке от X3. Почему же тогда и по дизайну их не развели подальше друг от друга?
ХОЙДОНК Пока мы все тайны не раскрывали, о новом X5 предлагаю конкретно поговорить чуть позже. Я нахожу, что новые X5 и X3 выглядят очень по-разному. Даже как-то досадно, если вы не видите стилистической разницы. Может, это потому, что вы судите только по первым опубликованным фото -- а я-то эту модель знаю чуть лучше. Каждая самоценна -- и X5, и X3. Думаю, что в будущем их стилистическое расхождение будет увеличиваться.

А Дизайнерам приходится учитывать ужесточающиеся требования безопасности. Некоторые говорят "в кулуарах", что, например, травмобезопасный капот или очень толстые стойки (кстати, ограничивающие обзор) способны если не совсем изуродовать дизайн машины, то, по крайней мере, повлиять на него не в лучшую сторону. Актуальна ли для вас эта проблема?
ХОЙДОНК Да, чрезвычайно актуальна. Требования к безопасности усиливаются, и, конечно, все эти вещи жизнь нам не облегчают. От норм никуда не уйти, но мы изо всех сил пытаемся находить решения, устраивающие всех. Обещаю, что мы обеспечим безопасность по любым стандартам, не потеряв при этом фирменное лицо. BMW всегда будет безошибочно опознаваться как BMW.

А Насколько свободен дизайнер BMW в полете своей фантазии? Нарисовать можно очень красиво, но потом приходят компоновщики, двигателисты, трансмиссионщики и т.д., и каждый норовит внести свои коррективы...
ХОЙДОНК Честно говоря, мы мало мешаем друг другу. Разрабатываем модель в чрезвычайно короткие сроки -- на все дела дано три года -- и тут с самого начала нужно взаимопонимание. У нас просто нет времени ругаться. А насчет полета фантазии я вам открою большой секрет: дизайнеры BMW имеют самую большую свободу во всей автомобильной промышленности. Я слышал от дизайнеров некоторых фирм (не буду называть их), что они зажаты и связаны по рукам и ногам. Когда я рассказываю им о степенях моей свободы, они просто сгорают от зависти.

А Вы умеете спорить с верховным дизайн-боссом Крисом Бэнглом? Говорят, упрямый человек...
ХОЙДОНК Умею. Я уже 14 лет работаю с Крисом Бэнглом -- это говорит о многом. У нас хорошие отношения.

А Есть много фирм, тюнингующих BMW. Наверняка их дизайнеры полагают, что они улучшают дизайн. Как вы относитесь к тюнинговщикам? Не считаете ли вы, что они извращают ваши идеи? Есть среди них такие, у которых вы могли бы что-нибудь позаимствовать?
ХОЙДОНК Позаимствовать -- нет. Что же касается тюнинга вообще, то здесь я настроен позитивно. Мы сами тюнингуем машины по индивидуальным программам и другим не мешаем. Мы живем в свободном мире, где никому не запрещено переделывать свой автомобиль под свои вкусы. Если хочется иметь BMW, но при этом еще и хочется, чтобы он выглядел как-то особенно, нетрадиционно, -- да пожалуйста! Но мы, конечно, горды своим дизайном, а иначе зачем вообще работать?

А Недавно корреспондентка "Автопилота" побывала на фирме ALPINA (см. №7, 2006 г.) и спросила там о тюнинге. Вопрос сочли провокационным и, кажется, слегка обиделись. Слово "тюнинг" там вообще не употребляют, а говорят: "Мы делаем эксклюзивные машины".
ХОЙДОНК Я их отлично понимаю. Я хорошо знаю и владельцев, и сотрудников фирмы. Кстати, ALPINA -- это пример прекрасного, очень уважительного отношения к автомобилю BMW.

А Насколько интересно для профессионального дизайнера может быть мнение дилетанта? Бывало ли так, что "человек с улицы" предложил идею, а вы ее приняли?
ВАН ХОЙДОНК Любое стороннее мнение важно, я всегда прислушиваюсь. Не обязательно быть профессиональным дизайнером -- у многих есть врожденное чувство красоты, чувство формы, чувство линии. Другое дело, что реально применить сторонние идеи не получается. Потому что они базируются на нынешней продукции, на том, что уже есть сегодня, а для нас это уже вчера. Мы уже работаем над моделями 2010 года.

А Кстати, "мы" -- это кто?
ВАН ХОЙДОНК У меня в коллективе 80 дизайнеров, а вся дизайнерская группа BMW насчитывает порядка трехсот человек. Кстати, есть и выходцы из России. Один или двое...

А Планирует ли BMW расширение кузовной гаммы? Вон как лихо ваши заклятые друзья из Штутгарта выстрелили своим эклектичным R-классом. Вам, как дизайнеру, хотелось бы выдать что-нибудь подобное?
ВАН ХОЙДОНК Подобное -- нет. Но кое-что интересное выдадим. В ближайшее время будет реализовано несколько концепций -- в сегменте внедорожников, в сегменте спортивных купе... А еще на очереди совершенно новая для BMW концепция -- мы называем ее "лакшери спорт крузер". Простите, но это пока все, что я могу сказать, дальше распространяться на эту тему не имею права. Потерпите, ждать осталось недолго.

А Напоследок позвольте поздравить вас со свежим, дай Бог не последним, дизайнерским успехом -- с новым BMW 3 Coupe. И еще есть просьба. Вот лист бумаги, вот карандаш. Пожалуйста, сделайте набросок автомобиля своей мечты. А мы его опубликуем. Представьте, что ваша дизайнерская свобода ничем не ограничена. Что она абсолютная, а не просто самая большая в автопроме...
Адриан ван Хойдонк берет карандаш, склоняется над листом бумаги, ерошит волосы, что-то прикидывает... Потом вдруг решительно кладет карандаш и говорит извиняющимся тоном:
-- Нет. Пожалуйста, не просите. Лучше этого не делать. У меня мозг переполнен всякими насущными набросками -- боюсь, случайно отображу что-нибудь секретное. Надеюсь, читатели "Автопилота" поймут меня правильно.

ТЕКСТ СЕРГЕЙ СОРОКИН, ФОТО АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО / Ъ
Ваша оценка:
Средний балл — 4,46
Всего показов страницы:   3845
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.