Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2006 пїЅ 08 (149)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 CAR & STAR 
ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС
 CAR & SPORT 
КРУГЛЫЙ МИР
 ОПРОС 
ЛАПТИ MADE IN
 НА ГАЗУ 
ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ
 РЕЙТИНГ 
ЗАВЕДЕНИЕ С МОТОРОМ
 КАЛЕНДАРЬ 
MEADOW BROOK CONCOURS D'ELEGANCE
 ИНТЕРНЕТ 
ПАСТУХИ И БАРАНЫ
 РИНГ 
У ЛЕСА НА ОПУШКЕ
 ЛЮКС 
ЦЕНА ДЕСЯТОЙ ДОЛИ
 ПРЕМИУМ 
ПОСОЛ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
 СТАНДАРТ 
КАЛИБРОВКА
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ДЛЯ УМОЖАДНЫХ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПОДНИМИТЕ МНЕ УШИ
 ПРОЕХАЛИ 
РАЗГОН ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
 ПРОЕХАЛИ 
МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
 ПРОЕХАЛИ 
УНИСЕКС
 ИНСАЙДЕР 
СИДЯ НА ВЫСОКОМ ХОЛМЕ
 ПРОЦЕСС 
МАНУФАКТУРА
 ПРОЦЕСС 
СОЮЗ-АПОЛЛОН
 ЗАГРАНИЦА 
СЕВЕР-ЮГ
 STORY 
ЕСТЬ ТАКАЯ БУКВА
 ЗАПАСКА 
ИГРА С ОГНЕМ
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ИГРУШКА ДЛЯ ХУЛИГАНА
 КУЗОВ 
ЖГУЧИЙ ПЕРЕЦ
 КУЗОВ 
КУЛЬТТОВАРЫ
 ЗВУК 
ДУБЛЬ ДВА
 ЗВУК 
ДВАЖДЫ ГЕРОЙ
 ГЛАМУР 
УЦЕЛЕВШИЙ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПОД КАБЛУКОМ
 ЗАСАДА 
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТООТВЕТЧИК
 НОСТАЛЬГИЯ 
САРАЙ ДЛЯ ПРОЛЕТАРИЯ
 КОНВЕЙЕР  ПРОЦЕСС / GUMPERT вниз...
СОЮЗ-АПОЛЛОН
Для тех, кто не в курсе, Роланд Гумперт -- человек-легенда. Это на его чертежной доске родились такие шедевры, как Volkswagen Iltys и Audi Quattro. Инженер-испытатель, чьи машины одержали немало побед в самых престижных ралли. Доросший до главы спортивного отдела немецкого автогиганта. Ставший боссом, отвечавшим за экспансию концерна на азиатском рынке: заводы группы в Китае -- дело рук Гумперта-менеджера. Однако у каждого музыканта, играющего в команде, рано или поздно появится желание создать сольный проект.

В ПАСТИ ГРИФОНА. До Лейпцига идет автобан, а дальше его нет, и с указателями на дороге тоже не все в порядке. Хорошо, что навигация по имени "язык до Киева" работает и здесь. "Как проехать к Гумперту"? -- кричу я очередному аборигену из окна своей машины. Нет мне ответа. "И какой же черт занес ребят из солнечного Ингольштадта в эту гэдээровскую глубинку?" -- возмущался я, наворачивая уже третий круг по забытому богом Альтенбургу. Искомое мне показал развозчик пиццы. Мы понеслись по узким улочкам и через две минуты, вкатившись в какой-то двор, остановились перед кирпичным зданием, на котором красовался плакат с грифоном.
Понятное дело, ребята сейчас в запарке -- раскручивают серийное производство, только что отреставрировали старую фабрику, где еще в позапрошлом веке выпускались швейные машинки. Дух немецкой механики, кажется, притаился за стенами из красного кирпича. Накануне позвонил господин Бургер, отвечающий у Гумперта за пиар: "Доктор Постников, сможете подъехать послезавтра?" Для русского журналиста время выкроили, однако, похоже, я тут не один посетитель --Штефан Бургер знакомит меня с какими-то немцами одичавшего вида. Как потом выяснилось, одичавшие немцы -- местная семья, юный член которой выиграл в викторине покатушки на автомобиле Apollo и эксклюзивную экскурсию по фабрике.
Бургер тут же ведет нас к автомобилю: "Разгон до "сотни" -- 3 секунды. Когда Pirelli испечет для нас специальные суперскоростные покрышки, то максималка составит 400 км/ч, а пока, извините, всего 360 км/ч. При ускорении вы испытываете нагрузку в три "же", при торможении -- то же самое, но в обратную сторону, поэтому четырехточечные ремни лучше держать всю дорогу застегнутыми! Повороты мы можем проходить не срываясь в занос, испытывая при этом центробежное ускорения в целых один и восемь "же", не то что Porsche GT c его "один и три""... Юнец начинает все больше сомневаться в ценности выигранного приза -- вернее, не в ценности, а в том, что этот приз именно для него. Конечно же, он крутой немецкий парень, любит быструю, по его понятиям, езду, и ежик на его голове еще бойко топорщится, но все же, господа, зачем же так сразу и так круто... Его "фатер" подбадривающе улыбается, с трудом скрывая ужас в глазах, а подружка нежными поглаживаниями по спинке пытается хоть как-то снять растущее нервное напряжение. Как будто на дворе апрель 61-го и этот несчастный должен стартовать через 5 минут вместо Youri Gagarin. Немцы в своей массе слишком рациональны, даже крутизну они пытаются мерить килограммами или евроцентами, вот почему и в космос полетели первыми не они, ну и много чего еще не сделали.

ГОНКИ ПО ПОТОЛКУ. Когда проектировался Apollo и его создатели определялись с геометрией монокока и подвески, они прежде всего думали о том, что на выходе должна получиться машина, способная держать огромные скорости, быть прочной и безопасной. Сегодня Gumpert гарантирует безопасность жизни пилота при лобовом столкновении с бетонной стеной на скорости 300 км/ч. Поверить в это трудно, но сминаемая зона в передней части "Аполло" действительно есть. Фирма работала над этим проектом совместно с Мюнхенской политехнической школой. Параллельно велись работы над макетом кузова в аэродинамической лаборатории. То, что машина ездит так, как она ездит -- большая заслуга ее совершенной аэродинамики. Внешний вид, форма днища полностью обусловлены ее требованиями. По этому показателю, как считают на "Гумперте", они обошли очень многих -- на высоких скоростях машина буквально клеится к полотну дороги. При 270 км/ч прижимная сила составляет 1100 кг, то есть теоретически, начиная с этой скорости, Apollo может ехать кверху колесами по потолку тоннеля! При скорости 330 км/ч эта величина составляет уже полторы тонны. У Porsche GT, например, с которым здесь любят сравнивать свою продукцию, прижимная сила при 330 км/ч составляет всего 360 кг.
То есть по кольцу на Apollo можно гонять без всяких скидок. Причем добраться до него он может своим ходом, ведь Apollo оборудован всеми системами, в том числе и электронными, которые необходимы современному автомобилю, иначе он не получил бы сертификации и не смог бы ездить по дорогам общего пользования.
"Чтобы реализовать такие значения силы прижима, коэффициент лобового сопротивления у вас должен быть порядка 0,9...", -- это я наконец решил продемонстрировать свою осведомленность в вопросе. "У нас 0,8 коэффициент. А вы, я вижу, разбираетесь..." "Оканчивал Бауманку, сам увлекаюсь конструированием автомобилей, дизайну у учился у Луиджи Колани, а потому считаю себя вправе кое-что вам заметить. Вот в Москве, например, последнее время популярны ночные гонки. Есть умельцы, которые проезжают кольцевую автодорогу -- а это порядка 110 километров всего за 27 минут, и это с учетом, что возле постов ГАИ надо оттормаживать. Полагаю, что с Apollo МКАД можно проехать минут за двадцать. Правда, с вашим дорожным просветом в 6 сантиметров даже самый отчаянный московский стрит-рейсер едва ли уедет далеко от своего гаража". "Просвет регулируется от 60 до 120 миллиметров, но конструктивно заложена возможность его регулировки и в большую сторону. Если клиенту надо - значит, будем над этим работать".

 
 
В планах фирмы Gumpert -- строительство на основе уже существующей конструкции монокока и ходовой кузовов с несколько иным дизайном. Если вспомнить, то подобного рода индпошивом занимались кузовные ателье в ту пору, когда автопроизводители выпускали "голенькие" автомобили -- раму с двигателем. Господин Гумперт считает, что рано или поздно к этому вернутся все небольшие, но гибкие автомобильные фирмы.

МИГ УДАЧИ. Бургер знакомит нас с начальником сборочного производства и ведет по фабрике. Сборочный цех находится на четвертом этаже огромного промышленного здания, но поскольку городишко Альтенбург весьма холмистый, то одной стороной этот этаж выходит на верхушку холма и, соответственно, прямиком на дорогу -- готовые суперкары можно прямо из цеха туда и выкатывать. Весьма удобно!
Дорога ведет на бывший аэродром, некогда принадлежавший Группе Советских Войск в Германии. Раньше тут базировались боевые МИГи, а сегодня проходят тестовые испытания и драйвы для потенциальных покупателей продукции Gumpert. Папа выигравшего счастливчика спрашивает меня с подвохом: "Неужели в России интересуются подобными автомобилями, и есть люди, способные их купить?" Я поясняю ему, одновременно про себя удивляясь наличию такого невежества в центре просвещенной Европы, что в России есть немало нефти, газа, золота, бриллиантов и, конечно же, долларов и меха. Невежа перечит, что, мол, "у вас в России не все богатые, и не все могут позволить себе такую машину". "Конечно же, не все, но ведь и у вас в Германии не все? Верно?" Слышавший все это Бургер снисходительно улыбается.
Навстречу нам выходит Роланд Гумперт, весьма молодой человек в свои шестьдесят с хвостиком. На вид ему от силы лет 45, он по-спортивному строен, у него умные и подвижные голубые глаза. Шеф рассказывает, что пару дней в неделю он сам и часть его команды проводят на аэродроме -- тестируют машины, подбирают настройки шасси, подвески. Именно в эти дни сюда приезжают те, кто желает приобрести автомобиль, и Гумперт лично с ними здесь беседует. Потом фирменный гонщик демонстрирует им Apollo, а отдельные господа даже имеют возможность самостоятельно прохватить по взлетке! Сегодня у Гумперта запланированы аж восемь покупателей, так что он просит войти в его положение и заранее извинить. Нет вопросов! Ведь помимо Гумперта в ангаре стоят целых три Gumpert Apollo плюс целая команда спецов.
Ребята серьезные, цену себе знают, но и уважение собеседнику выказывают подчеркнутое: "Доктор Постников, проходите сюда, посмотрите на это, садитесь в кокпит, что вы об этом думаете?" Да что думает человек, попавший в кабину современного сверхзвукового истребителя? Вот примерно это я и думаю. "Доктор Постников, поверните ключ. Как вам подсветка приборов? Поддайте газку! Ну, как вам наш мотор на холостых?"

  Перед поездкой на аэродром, где тестируют машины и устраивают покатушки клиентам, я попросил объяснить, почему же все-таки Альтенбург и этот 4-й этаж с весьма удобным выездом прямо на дорогу. Все оказалось очень просто: один из основных акционеров "Гумперта" купил целиком весь комплекс этой старинной фабрики не менее старинных швейных машинок. Когда встал вопрос, где организовать производство, чтобы к тому же собрать все подразделения мануфактуры под одной крышей, он и вынес это предложение на обсуждение, а поскольку все уже и так свое собственное, то и аренда, соответственно, почти никакая -- символическая.
ТРИ ЖЕ И Я ОДИН. Вот это ускорение! В истребителе я пока ни разу в небо не поднимался, но думаю, что это именно то самое! Три секунды до "сотни"! Из кокпита хорошо виден горизонт, и он стремительно несется навстречу. Вот повороты, развороты с заносом и без -- вот вам один и восемь "же" бокового ускорения. Любые аттракционы блекнут. А вот и торможение с сотни до нуля, за которые Apollo пробегает всего 30 метров -- отрицательное ускорение в три "же", спасибо ремням, иначе выстрелишь в тот самый горизонт, выпорхнув из кокпита. Боковым зрением замечаю красавец МИГ, стоящий поодаль. Хорошая метафора, лишнее доказательство тому, что технике, искусству инженеров чужды границы стран и идеологии политиков. У нас свой мир, безграничный, как небо, быстрый, как мысль!
Передавать все это словами -- занятие неблагодарное, лучше приехать и испытать, пока Гумперт добрый. Вон он сидит в углу ангара, заложив ногу на ногу. Рядом расставлены столики с бархатными скатерками. Ах, уж эти немцы с их любовью к комфорту и свежему горячему кофе даже в полевых условиях!
"Наши МИГи у вас стоят, зато пилотов российских что-то не видно. Неужели в России пока нет ни одного Apollo?"
"Полагаю, что штук двести Apollo ваша страна запросто проглотит. Есть, правда, одна проблема, которую, надеюсь, мы скоро решим. Старые акционеры проекта, с которыми наши пути разошлись, унесли с собой права на продажу модели в другие страны -- в частности, на Ближний Восток и в Россию. Так что официально мы вам продать пока ничего не можем, и это очень жалко. Знаете, кто одним из первых обратился к нам с пожеланием немедленно приобрести наш суперкар? Некий господин из Санкт-Петербурга, фамилию которого я вам назвать, увы, не вправе".

На высоких скоростях Apollo буквально клеится к полотну дороги. При скорости 270 км/ч, по утверждению конструкторов, прижимающая сила составляет 1100 кг. То есть теоретически, начиная с этой скорости, автомобиль может ехать вверх ногами по потолку туннеля!


РАМЫ И ЛОЖЕМЕНТЫ
Несущая рама автомобиля целиком сварена из высокопрочных хром-молибденовых трубок, которые Gumpert Sportwagenmanufaktur GmbH получает порезанными в размер из лазерного центра. Все они лежат расфасованными по ящичкам, чистота кругом врачебная.
В соседнем помещении -- основная сборка, путь движения изделия прочерчен на бетонном полу. Это не мастерская -- это мануфактура: идеально спланированное производство с преимущественно ручным трудом. Поодаль сложены колеса и другие покупные комплектующие. Здесь же -- стопка "корыт" для монокока из отполированного и отлакированного карбона, чем-то напоминающих ванны-джакузи. Подштамповки повторяют форму человеческого тела. На них потом будут наклеены тонкие прослойки поролона, обтянутого дорогой кожей, -- вот вам и сиденье суперкара! Элементы обивки салона приходят готовыми от компании, специализирующейся на этом. На специальном столе перед установкой в машину осуществляется контроль: все ли швы хороши, нет ли различий по цвету панелей?
После сварки рамы посылают на порошковое напыление, затем они попадают на сборочный участок, где поэтапно на отдельных постах дополняются остальными узлами и агрегатами. Конструкцией Apollo предусмотрено, что мотор и коробка интегрированы с задней частью рамы и задней подвеской, которая крепится к средней части монокока на четырех точках и при необходимости может быть отсоединена. Например, во время соревнований в случае отказа в моторе или же трансмиссии они могут быть тут же заменены на точно такие же рабочие.
Вот пост, где трудится моторист, доукомплектовывает мощное битурбированное сердце этого монстра. От Audi автомобиль из Альтенбурга получает только блок от "восьмерки" объемом 4,2 л, вся остальная начинка мотора своя.
А вот уже рама с бензобаком и пилотским ложементом монокока, по правому борту тянутся магистрали трубопроводов охлаждения жидкости, масла в КПП, все радиаторы расположены в носовой части аппарата. Бензобак тут самолетного типа с маленьким бачком внутри, обеспечивающим бесперебойную подачу горючего при совершении маневров с большим ускорением.
Когда все пристыковано, прикручено, завинчено, наступает черед снабдить монстра с выпирающими, как оголенные мышцы, пружинами горизонтальных амортизаторов аэродинамическим костюмом из карбона, а снизу прикрутить карбоновое же днище с огромным диффузором в виде расширяющегося к корме канала Вентури. Внешнее платье развешено на специальных стендах, где миловидная девчушка со знанием дела подгоняет по месту решетки боковых каналов возхдуховодов.


ДЕЛО ЗА МАЛЫМ
А Господин Гумперт, расскажите, пожалуйста, зачем вы все это затеяли?
ГУМПЕРТ Когда я работал инженером-испытателем на Audi и мы участвовали в ралли, то, конечно же, хотели быть исключительно первыми. Придумали Quattro. Поднялись на первую ступеньку пьедестала. Потом изготовили версию с укороченной базой -- машина стала еще маневреннее. Успехи следовали один за другим. Но WRC -- это состязания, где не только спортсмены быстро учатся один у другого, но и инженеры команд перенимают опыт конкурентов еще быстрее. Переняв нашу полноприводную схему, соперники поставили мощный мотор в базу, что дало их автомобилям идеальную развесовку и позволило выйти вперед. Наш-то мотор так и остался висеть перед передней осью, а законы физики не обманешь. Бежать вдогонку? Мы хотели быть первыми не только на подиумах, но и в конструктивных решениях, поэтому занялись аэродинамикой и буквально поселились в аэродинамической трубе.
А То есть получается, что этими исследованиями вы заложили вектор развития серийным моделям Audi -- той же "сотке" в 33-м кузове, которую у нас называли "сигарой"?
ГУМПЕРТ Все это так, но целью спортивного отделения был среднемоторный суперкар! Казалось, успех рядом, но дальше макетов и пары прототипов дело не зашло. По мнению очень большого руководства, мы не вписывались в формат Audi...
А Получается, что маленькой фирме, которая и бюджет имеет по сравнению со спортивным отделом огромного концерна более чем скромный, проще построить суперкар?
ГУМПЕРТ Получается, что так. Конструктор, работающий в КБ автогиганта, придумывает новую конструкцию, руководствуясь поставленной задачей и своими соображениями, показывает ее технологу, тот возражает, перечит, в итоге они до чего-то договариваются, потом показывают это дизайнеру, с которым тоже о чем-то договариваются, и это уже мало похоже на первоначальный замысел. На весь процесс ушло немало эмоций, сил, времени и денег, ведь специалисты очень даже высокооплачиваемые! Затем все это показывают боссам, а те могут не с той ноги встать и все перечеркнуть, даже не вникнув в смысл идеи. Там вся работа состоит из компромиссов, и потому по улицам ездят компромиссные автомобили. Плохо считают геометрию, подвеску, но ставят сверхмощный мотор. Мощь душат электроникой, ею же пытаются выправить огрехи подвески. В сумме получается убожество, но продаваться оно будет за счет инвестиций в рекламу. Я же считаю, что автомобиль прежде всего должен быть грамотно спроектирован, отточен под свое предназначение. Свой Apollo мы и пытались создать именно так, без компромиссов.

ТЕКСТ ЮРИЙ ПОСТНИКОВ, ДОКТОР-ИНЖЕНЕР (МАГДЕБУРГ), ФОТО GUMPERT, АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО / Ъ


  • GUMPERT APOLLO
  • Длина/ширина/высота (мм) 4660/1998/1105
    Сухая масса (кг) 1100
    Рабочий объем двигателя (куб. см) 4163
    Мощность (л.с. при об/мин) 650 при 6000
    Момент (Нм при об/мин) 849 при 4500
    Максимальная скорость (км/ч) 360
    Разгон до 100 км/ч (с) 3,0
    Разгон до 200 км/ч (с) 8,9
    Ваша оценка:
    Средний балл — 4,7
    Всего показов страницы:   10850
    RamblerРейтинг@Mail.ru
    © 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.