Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 2006 пїЅ 08 (149)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
КОЛЕЧКО НА ПАМЯТЬ
 CAR & STAR 
ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС
 CAR & SPORT 
КРУГЛЫЙ МИР
 ОПРОС 
ЛАПТИ MADE IN
 НА ГАЗУ 
ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ
 РЕЙТИНГ 
ЗАВЕДЕНИЕ С МОТОРОМ
 КАЛЕНДАРЬ 
MEADOW BROOK CONCOURS D'ELEGANCE
 ИНТЕРНЕТ 
ПАСТУХИ И БАРАНЫ
 РИНГ 
У ЛЕСА НА ОПУШКЕ
 ЛЮКС 
ЦЕНА ДЕСЯТОЙ ДОЛИ
 ПРЕМИУМ 
ПОСОЛ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
 СТАНДАРТ 
КАЛИБРОВКА
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ДЛЯ УМОЖАДНЫХ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ПОДНИМИТЕ МНЕ УШИ
 ПРОЕХАЛИ 
РАЗГОН ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
 ПРОЕХАЛИ 
МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
 ПРОЕХАЛИ 
УНИСЕКС
 ИНСАЙДЕР 
СИДЯ НА ВЫСОКОМ ХОЛМЕ
 ПРОЦЕСС 
МАНУФАКТУРА
 ПРОЦЕСС 
СОЮЗ-АПОЛЛОН
 ЗАГРАНИЦА 
СЕВЕР-ЮГ
 STORY 
ЕСТЬ ТАКАЯ БУКВА
 ЗАПАСКА 
ИГРА С ОГНЕМ
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
ИГРУШКА ДЛЯ ХУЛИГАНА
 КУЗОВ 
ЖГУЧИЙ ПЕРЕЦ
 КУЗОВ 
КУЛЬТТОВАРЫ
 ЗВУК 
ДУБЛЬ ДВА
 ЗВУК 
ДВАЖДЫ ГЕРОЙ
 ГЛАМУР 
УЦЕЛЕВШИЙ
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ПОД КАБЛУКОМ
 ЗАСАДА 
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТООТВЕТЧИК
 НОСТАЛЬГИЯ 
САРАЙ ДЛЯ ПРОЛЕТАРИЯ
 КАРАВАН  ЗАПАСКА вниз...
ИГРА С ОГНЕМ
  Bentley 4 1/4 Litre на параде старинных автомобилей у стадиона ЦСКА в 1981 году.
Напольные часы в гостиной отбивали время каждые четверть часа таким же звучанием, каким Биг-Бен извещал лондонцев о прошествии еще пятнадцати минут, а пылающий в камине огонь подсвечивал эту игру времени. О вечности и бренности в доме напоминали не только часы и камин -- рядом с дачей, в гараже, стоял изумительный спорт-кабриолет Bentley 4 1/4 Litre. Или как его еще называют "четыре с четвертью". Огонь и время определяли и его судьбу.

БАРИН ПРИЕХАЛ. В застойные брежневские годы сквозь истеричный вой глушилок в диссидентские радиоприемники иногда пробивался встревоженный голос диктора радиостанции "Свобода": "Согласно информации, полученной от независимого московского журналиста Виктора Луи...", и далее треск, стрекотание и грозовые разряды. Для широкой советской общественности имя Виктора Луи абсолютно ни о чем не говорило, а вот в кругах московской интеллигенции он был широко известен еще с начала 60-х годов. Это он переправил на Запад мемуары Хрущева, и это ему удалось взять интервью у академика Сахарова в горьковской ссылке. Еще его очень хорошо знали в кругах московских "иномарочников" как владельца самой крупной в СССР частной коллекции автомобилей, насчитывающей более десятка экземпляров как современных, так и старинных машин. Настоящей жемчужиной этого собрания был кабриолет Bentley 4 1/4 Litre работы кузовного ателье Erdmann und Rossi -- Jos. Neuss 1938 года выпуска.
Виктор Луи жил в Советском Союзе как настоящий барин и вел такой образ жизни, о котором остальным гражданам оставалось только мечтать, включая и так назывемую советскую номенклатуру. В отличие от остальных советских богачей, которым приходилось вести образ жизни подпольных миллионеров, Виктор Луи не только не скрывал своего богатства, но и мог его открыто демонстрировать. В его распоряжении были четырехкомнатная квартира в высотке на Котельнической набережной и огромная дача в подмосковной Баковке, которую Луи превратил в корпункт иностранных изданий. На этой даче в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые перебывали многие представители советской богемы -- писатели, журналисты, художники, композиторы, втайне приезжавшие к нему за помощью. И он всем им помогал, так как имел обширные и влиятельные связи.
Легенды о его резиденции в Баковке передавались из уст в уста. Мало кто из советской элиты мог позволить себе иметь дачу с бассейном в подвале, теннисным кортом, скульптурами Эрнста Неизвестного в парке, огромной коллекцией вин и коньяков, собранием древних икон, картин и бронзы. Иногда он все это демонстрировал своим гостям, в том числе и свои автомобили. "У меня их больше, чем у Брежнева", -- иногда бросал он очередному визитеру. В разное время у Луи было и по нескольку Mercedes-Benz и Volvo, Porsche 911, Ford Mustang, Land Rover, Oldsmobile, кемпер на шасси VW Tranporter и даже советские "Москвич-424" и ВАЗ-2103. Из старинных авто -- любимый Bentley 4 1/4 Litre, BMW 328, Mercedes-Benz 320.
Виктор Луи (слева) с одним из своих друзей. 1986 год.  
Специально для своего личного автопарка Виктор Луи построил деревянный гараж на несколько машиномест, в котором были смотровые ямы, комнаты для водителей, баки с запасом бензина и даже отдельная электростанция. Курировал автомобили водитель Виктора Луи -- Алексей Зиновьев. Он же и пригонял Bentley на парад старинных автомобилей у стадиона ЦСКА в 1981 году -- именно там состоялся первый показ этого уникального спорт-кабриолета. Сам хозяин автомобиля посещал подобные мероприятия только в качестве зрителя и со стороны любовался своим Bentley.

Эскиз спорт-кабриолета, автором которого был художник кузовного ателье Erdmann und Rossi - Jos. Neuss Йоханнес Бесков.

НЕМЕЦКИЙ АНГЛИЙСКИЙ Это было не лучшее время для английских машин в Германии. "Неарийские" автомобили в Третьем Рейхе продавались не так чтобы уж очень хорошо: немцу иметь в гараже Rolls-Royce или Bentley было и не очень оригинально, да и как-то непатриотично. Выход нашел директор берлинского кузовного ателье Erdmann und Rossi -- Jos. Neuss Рихард Петерс. В середине тридцатых годов он купил в Англии несколько десятков шасси английских автомобилей и усилиями своей фирмы сделал для них кузова в немецком стиле. Таких спорт-кабриолетов, как у Виктора Луи, было сделано всего три: один по заказу барона фон Оппенхайма, второй -- для киностудии Styria Film, и третий -- для стенда фирмы на Берлинской Международной автомобильной выставке 1938 года. Кто его там приобрел -- установить теперь уже невозможно.
Дальнейшая судьба первых двух кабриолетов также осталась загадкой. Возможно, они погибли в огне Второй мировой, а вот выставочный экземпляр после войны оказался в СССР в качестве трофея. До Виктора Луи автомобиль находился в собственности какого-то художника, жившего и творившего у себя на даче. Рядом с домом находился гараж, где и стоял Bentley, на котором живописец возил свои холсты на выставки и вернисажи, пока в один из дней дача не сгорела вместе с художником и его работами. Кабриолет уцелел -- огонь до гаража не добрался. Оттуда автомобиль и забрал Виктор Луи. Хотя, может быть, это всего лишь легенда, и Bentley был просто куплен у кого-то другого. В техпаспорте автомобиля стояло умопомрачительное название марки - "Адлер-Бентли". В момент приобретения машина была не в очень хорошем состоянии, поэтому ее отремонтировали усилиями рабочих спеццеха завода ЗИЛ, которые в течение нескольких месяцев приезжали и уезжали в Баковку как к себе на работу. Но и после этого Bentley был отправлен в Англию, где мастера пошили новые салон и тент, а заодно перекрасили автомобиль в зеленый цвет. Потом уже сам Луи покупал в разных местах всевозможные деталюшки вроде зеркал, шильдиков, сигналов и фар -- машина была укомплектована ими в разумных пределах и со вкусом. Это вообще был единственный старинный автомобиль марки Bentley -- такого же в Советском Союзе больше не было ни у кого. "Мотор у него просто мурлыкал, да и сам Bentley был на ходу легким и нежным, как девушка, которую носишь на руках", -- один из друзей Луи, часто ездивший за рулем этой машины, до сих пор вспоминает о ней с теплотой.

Такой машина была в момент приобретения ее Виктором Луи.   Bentley у дверей дачи в Баковке.

НО ДЛЯ ЛУИ БЫЛА МИЛЕЕ ВСЕХ ОНА... Сам Виктор Луи в жизни был большим педантом и у себя на даче вел образ жизни английского аристократа -- может быть, сказывалось влиняние его жены-англичанки Дженифер Маргарет. Вставал он обычно в десять утра, в одиннадцать завтракал и после работал. В три часа он обязательно обедал, после обеда -- с четырех до шести -- непременно спал. В семь часов ужинал. И так почти каждый день, если не случались поездки или иные дела.
Но в один из дней 1984 года этот распорядок был нарушен. Проснувшись от послеобеденного сна, Виктор Луи вышел на балкон своей дачи и увидел, что его гараж горит. Огонь к тому времени уже охватил всю постройку. Была вызвана пожарная команда, а сыновья метались в попытках потушить пожар, но Луи остановил их.
В накинутом на плечи пиджаке, скрестив на груди руки, он спокойно стоял и смотрел на то, как горят его автомобили. Наверное, так же смотрел Наполеон Бонапарт на пожар Москвы 1812 года.
Когда пожарные потушили пламя, то оказалось, что в огне погибли четыре автомобиля. "К BMW 328 я уже давно стал равнодушен -- мне надоело его чинить, за Mercedes-Benz 500 я получу страховку, про ВАЗ-2103 я вообще не говорю, а вот Bentley мне действительно жалко", -- сказал Луи, подводя неутешительные итоги.
После пожара автомобиль представлял собой плачевное зрелище: полностью выгорели тент и салон, деревянный каркас кузова обуглился, расплавился алюминиевый капот, резина на колесах сгорела, и машина стояла на дисках. То, что когда-то было исключительной красоты кабриолетом, превратилось в груду головешек и закопченного железа.
Хозяин принял решение восстановить машину в Англии и даже слушать не хотел ни о каких советских реставраторах. "Bentley должны делать только на Bentley", -- сказал Луи и отправил автомобиль в Англию. Там быстро составили калькуляцию всех работ по реставрации Bentley, от которой пришел в изумление даже ее состоятельный хозяин. Стоимость восстановления равнялась чуть ли не стоимости самой машины -- Виктор Луи читал автомобильную прессу и был в курсе цен на олдтаймеры. Bentley так и остался в Англии, а в Москву вернулась только обгоревшая надкапотная фигурка в виде буквы В с крылышками, как память об этом кабриолете.
Вскоре самому Луи стало не до автомобилей. Политическая ситуация в стране менялась, его звезда начинала меркнуть, и он понемногу терял вес и влияние в Москве. К этому добавились проблемы со здоровьем -- в 1989 году ему одному из первых в мире была трансплантирована донорская печень. Операция была проведена в английской клинике и обошлась чуть дороже, чем встала бы реставрация Bentley, -- в 40 000 английских фунтов стерлингов. Но и с новой печенью у Виктора Луи "не срослось". Через какое-то время после пересадки у него образовалась опухоль, и потребовалась еще одна операция. Она была проведена блестяще, вот только самого пациента не смогли вывести из наркоза, и он умер на операционном столе.
За месяц до операции ушел из жизни его близкий друг -- американский журналист Эдмунд Стивенс, работавший в Москве еще со сталинских времен и помогавший Луи в становлении карьеры. Стивенса кремировали, и в тот момент, когда гроб с телом покойного, уже двинулся в печь, Виктор Луи вдруг выхватил камеру и начал снимать встречу его друга с огнем. Плохая примета.

 
 
Виктор Луи (с кинокамерой в руках) на одном из парадов клуба САМС.   1986 год. Андрей Хрисанфов -- обозреватель газеты "Авто-Ревю", Виктор Луи и Александр Новиков -- внештатный автор журнала "Автопилот".
На дачной дорожке. Bentley и кошка Муська, которую так любила супруга Виктора Луи.

ТЕКСТ ИВАН БАРАНЦЕВ, ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА
Ваша оценка:
Средний балл — 4,33
Всего показов страницы:   13419
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2021 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.