Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Июнь, 2007 № 06 (159)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ПРОКАЧАННАЯ ДАЧА
 ЮБИЛЕЙ 
СЕМЕЙНОЕ ТОРЖЕСТВО
 CAR & STAR  
ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
 НА ГАЗУ 
ДАЧНИКИ И НЕУДАЧНИКИ
 ОПРОС 
ПОДЪЕЗД К ИМЕНИЮ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ПРАВА АДМИНА
 КАЛЕНДАРЬ 
CONCOURS D'ELEGANCE OF THE EASTERN UNITED STATES
 ДАТЧИК 
ТОКОСЪЁМ
 ИНТЕРНЕТ 
СУМАСШЕДШИЕ ГОНКИ
  АУДИОКНИГИ 
ЗНАКОМЫЙ МАРШРУТ
 АУКЦИОН 
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ДЮЖИНА
АВТООТВЕТЧИК
 СЧЕТЧИК 
ГОРЕ ОТ ЧИСЛА
 РИНГ 
МОРЕ ПО КОЛЕНО
 ЛЮКС 
ОТКРЫТЬ ЗА 10 СЕКУНД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
GENERATION X
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
ТАБОР
 ПРОЕХАЛИ 
ХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ
 ПРОЕХАЛИ 
А И Б СИДЕЛИ НА GT
 ПРОЕХАЛИ 
ОТКРЫВАЛКА И МИНЕРАЛКА
 ПРОЕХАЛИ 
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
 ДЕСЯТЬ КАБРИОЛЕТОВ 
ПРОЙТИСЬ ПО ВЕРХАМ
 ЗАГРАНИЦА 
КАРЛСОН, GOODBYE!
 РОДИНА 
ЗАПАДНЫЙ РУБЕЖ
 STORY 
ПАПИН СЫН
 ЗАПАСКА 
ЗВЕЗДОЧЕТ
 СОНИН 
ГЕНЕРАЛЫ ПЕЧАТНОЙ КАРЬЕРЫ
ЭТО ВЕРТОЛЕТ, ДЕТКА!
БЕШЕНЫЙ ПЕС
ДЕСПЕРАДО
 ЗВУК 
ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
 ЗВУК 
ПАРТИЗАН
 ПОПМЕХАНИКА 
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ДРАЙВЕРА
 ЗАСАДА 
ГЛОТОК СВЕЖЕГО ЯДА
 МАТРИЦА 
КУЛЬТ TOURING
 МУЖЧИНА И МАШИНА 
ОДИН "СЕРЫЙ", ДРУГОЙ "БЭХА"
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ТИГР В МЕШКЕ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВСАДНИКИ БЕЗ ГОЛОВЫ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ОТ КРАЯ ДО КРАЯ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ИГРА В СОЛДАТИКИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВЕЛОСИПЕД ПОДОЖДЕТ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БАЛ И ШНИЦЕЛЬ
 ПРИЦЕП  ПОПМЕХАНИКА вниз...
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ДРАЙВЕРА
Мы предпочитаем себя беречь, но очень не любим, когда для этого нужно что-то делать самому. Поэтому подушка безопасности кажется нам идеальной защитой: ее не видно, включать каждый раз не требуется, в случае чего -- защитит. увы, все не так просто...

Какое приятное слово -- подушка. Уже на фонетическом уровне -- "под ушко" -- она вызывает у нас позитивные эмоции. А потому нам ремни не нужны, зачем нам ремни? Она раскрывается за 30-40 миллисекунд, а через еще 0,25 секунды сдувается, чтобы мы не задохнулись в ее спасительных объятиях. Это, конечно, в том случае, если она в эти объятия смогла нас заключить. А то один человек купил себе внедорожник ценой от 60 000 евро, переоценил действие системы стабилизации и не вписался в поворот. Подушки, конечно же, сработали. Но это не помогло -- водителю оторвало голову. Ремнями ведь пользуются только трусы, а люк с электроприводом открыть -- это каждый сможет.
Статистикой Западной Европы и Северной Америки доказано, что ремни безопасности уменьшают травматизм при ДТП почти наполовину. Еще удобнее проследить эту тенденцию на странах, все еще относящихся к третьему миру. В Коста-Рике обязательными ремни стали в 1987 году. Но под давлением общественного мнения это положение было отменено Конституционным судом. В итоге смертность в ДТП выросла почти вдвое. Недавно силами фонда FIA с привлечением Хуана-Пабло Монтойи была проведена акция за использование ремней безопасности. Несколько месяцев массированной агитации повысили процент пристегивающихся водителей с 24 до 82, и число смертельных травм уменьшилось на 54 процента.
Но ремень -- это все же не панацея. Он не может предотвратить травму коленей водителя при ударе о рулевую колонку, он не исключает травм головы при фронтальном ударе или плеч и рук -- при боковом. Именно поэтому ему в помощь добавляют подушки безопасности. Но и с ними не все так просто: определенной части пассажиров подушка может только навредить. Если на переднем сиденье едет ребенок в автокресле, закрепленном лицом против хода движения, подушка толкнет его к спинке сиденья. Поэтому практически во всех моделях автомобилей пассажирскую фронтальную подушку можно отключить самому. А в Mercedes-Benz это вообще происходит автоматически, если подушка "почувствует" фирменное детское кресло со специальным радиомодулем.

Первый патент на подушки был получен в США в 1952 году. Но идея надувающегося мешка нашла путь к автомобилю после того, как Ален Брид придумал датчик удара. Первые серийные модели появились в США в начале 70-х годов. Однако публикой были встречены прохладно. Как опция подушки вместе с преднатяжителями ремней появились в 1980 году на Mercedes-Benz S-Klasse.
Есть риск и для взрослых. И в Интернете, и в частных разговорах мы не раз слышали об удушенных ремнями водителях -- это если речь идет о ремнях. А противники средств безопасности вообще обычно могут вспомнить, как у друга сестры жены соседа по даче после удара с последующим переворотом и улетом в кювет было много синяков именно от подушки и даже перелом ребер от ремня (так называемые "сопровождающие травмы"). Правда, вместо них можно было бы заработать, например, перелом позвоночника. Помимо весьма распространенных в таких случая синяков, редко, но встречаются ожоги, причина которых -- прорыв газов или трение шершавой поверхности подушки о кожу. Еще одно заблуждение -- человека могут покалечить осколки пластмассы панели, из которой выстреливает подушка. Участок панели над отсеком с подушкой имеет конструктивные утончения, и разрывается в строго определенных местах. Никаких осколков при этом нет. Риск получить заметную травму от подушки резко возрастает, если лицо человека находится на расстоянии менее 250 мм. Что может произойти из-за неправильной посадки и почти обязательно происходит при фронтальном ударе, если водитель не пристегнут: по инерции голова его двигается вперед. Еще один фактор риска -- курение трубки. Вероятность серьезной травмы при срабатывании подушки тут переваливает далеко за 50 процентов.
Когда-то подушки разрабатывали в качестве альтернативы ремням. В США с 1989 до 1997 года на автомобили нужно было устанавливать или автоматические ремни безопасности, или подушки. Поэтому многие старые американские подушки рассчитаны на пассажиров без ремней безопасности и имеют больший объем и более высокую скорость наполнения.
Американские подушки безопасности обычно имеют больший объем, чем европейские. Во-первых, потому, что иногда рассчитаны на "заботу" о непристегнутых пассажирах. На данный момент непристегнутый ремень не считается прямым нарушением ПДД в некоторых штатах. Во-вторых, размеры американских автомобилей больше, и большие подушки не так резко поднимают давление в салоне.  
Вот уже в России эйрбег перестает быть чем-то экзотическим. Теперь подушки есть на отечественных автомобилях -- водительское место на Lada Priora комплектуется эйрбегом даже в базовом исполнении. Многие критики российского автопрома утверждали, что Lada не заботится о жизни своих покупателей. Теперь они посрамлены. Однако заботятся ли покупатели сами о себе? Подавляющее большинство водителей "Жигулей", равно как и приверженцы иномарок, не привыкли пристегиваться (а ремни уже много лет стоят в машинах в обязательном порядке) и просто ездить аккуратно. И это при том, что в любой автошколе самого экстремального вождения курсантам не раз напоминают, что законы физики одинаковы для всех, и что никакая ESP и никакой опыт не помогут удержать машину на дороге, если силы сцепления колес с покрытием недостаточно.
С каждым годом автомобили становятся более безопасными. Обычно все свои разработки в этой области производители демонстрирует на самых дорогих моделях своей линейки -- представительских седанах и люксовых внедорожниках. Многие покупатели крупногабаритных внедорожников в числе основных достоинств своих машин называют именно более высокий уровень безопасности. И именно они чаще прочих демонстрируют на дороге предельно раскованное поведение. Конечно, ведь при столкновении компактного и большого автомобиля второй обычно терпит куда меньший ущерб.
Именно поэтому подушка безопасности полезна, но вовсе не необходима. И потому оставить ее приобретение на личное усмотрение владельца автомобиля -- весьма логичный ход. Так считает американский теоретик политической экономики Гордон Таллок. Свою статью об общественном и частном выборе он проиллюстрировал таким примером.
Доказано, что подушки безопасности снижают смертность, потому многие хотят, чтобы все автомобили без исключения были ими оборудованы. И это кажется нам справедливым. Это, кстати, не раз обсуждалось в Госдуме, а страховщики хотели заставить водителей доплачивать за полис ОСАГО при отсутствии в автомобиле подушек безопасности. Но господин Таллок считает, что стоило бы предоставить автовладельцам право на выбор. Представим себе, что вместо подушки в рулевой колонке спрятан большой шип, выезжающий при аварии и протыкающий водителя насквозь. Кошмарный бред? Разумеется. Однако наличие этой штуковины однозначно заставит людей водить аккуратнее. И количество ДТП поэтому сильно уменьшится. Подушки же, как и прочие системы безопасности, напротив снижают риск травмы в ДТП и тем самым позволяют ему вести машину более рискованно.

Подушка сделана из ткани, и трение об нее может вызвать ожоги. Непристегнутый человек под действием инерции приближаетсся к подушке в момент ее развертывания, в связи с чем эффективность подушки снижается, а риск травмы возростает.

 
0,000 c. В момент столкновения датчики информируют блок управления. Он определяет необходимость срабатывания тех или иных подушек, учитывая направление удара, скорость автомобиля, наличие пассажиров и их массу. При невысоких скоростях или если человек легкий, подушка может наполняться частично.
0,005 с. Срабатывают пиропатроны преднатяжителей ремней и подушки безопасности. Человек подтягивается к креслу ремнями. При реакции находящихся в пиропатроне подушки азида натрия (NaN3) и нитрита калия (KNO3) выделяется азот, который наполняет чехол из нейлона.
  0,015 c. Подушка движется по направлению к человеку со скоростью 200-300 км/ч. Подушки американских автомобилей обычно имеют больший объем и наполняются более интенсивно, поэтому их скорость выше, чем на европейских или японских моделях.
   
0,025 c. Подушка полностью наполнена. Человек сталкивается с ней, и удар гасится упругостью газа. Используемый как «смазка» для сложенной подушки тальк или кукурузная мука разлетаются по салону, напоминая дым.   0,03 c. Подушка начала сдуваться: газ выходит через отверстия по бокам.
0,3 c. Подушка сдувается. В некоторых моделях автоматически разблокируются замки дверей, включается аварийная сигнализация и внутреннее освещение для облегчения проведения спасательных работ.

Официальное название подушек в Америке Supplement Restaint System. Они считаются только дополнением к ремню безопасности.   Непристегнутый человек в момент удара летит навстречу подушке, что повышает вероятность травмы. Он не защищен при следующих ударах, когда подушка уже сдулась.
     
При установке детских кресел на переднее сиденье подушку обязательно нужно отключить. Выключатель обычно располагается в бардачке или торце панели.    

ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК, ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ
ФОТО ФИРМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
РИСУНКИ ВЕРА ЖЕГАЛИНА, НАДЕЖДА АНРИАНОВА
Ваша оценка:
Средний балл — 4,66
Всего показов страницы:   7811
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.