|
 |
ПРИЦЕП ПОПМЕХАНИКА 
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ДРАЙВЕРА
Мы предпочитаем себя беречь, но очень не любим, когда для этого нужно что-то делать самому. Поэтому подушка безопасности кажется нам идеальной защитой: ее не видно, включать каждый раз не требуется, в случае чего -- защитит. увы, все не так просто...
Какое приятное слово -- подушка. Уже на фонетическом уровне -- "под ушко" -- она вызывает у нас позитивные эмоции. А потому нам ремни не нужны, зачем нам ремни? Она раскрывается за 30-40 миллисекунд, а через еще 0,25 секунды сдувается, чтобы мы не задохнулись в ее спасительных объятиях. Это, конечно, в том случае, если она в эти объятия смогла нас заключить. А то один человек купил себе внедорожник ценой от 60 000 евро, переоценил действие системы стабилизации и не вписался в поворот. Подушки, конечно же, сработали. Но это не помогло -- водителю оторвало голову. Ремнями ведь пользуются только трусы, а люк с электроприводом открыть -- это каждый сможет.
Статистикой Западной Европы и Северной Америки доказано, что ремни безопасности уменьшают травматизм при ДТП почти наполовину. Еще удобнее проследить эту тенденцию на странах, все еще относящихся к третьему миру. В Коста-Рике обязательными ремни стали в 1987 году. Но под давлением общественного мнения это положение было отменено Конституционным судом. В итоге смертность в ДТП выросла почти вдвое. Недавно силами фонда FIA с привлечением Хуана-Пабло Монтойи была проведена акция за использование ремней безопасности. Несколько месяцев массированной агитации повысили процент пристегивающихся водителей с 24 до 82, и число смертельных травм уменьшилось на 54 процента.
Но ремень -- это все же не панацея. Он не может предотвратить травму коленей водителя при ударе о рулевую колонку, он не исключает травм головы при фронтальном ударе или плеч и рук -- при боковом. Именно поэтому ему в помощь добавляют подушки безопасности. Но и с ними не все так просто: определенной части пассажиров подушка может только навредить. Если на переднем сиденье едет ребенок в автокресле, закрепленном лицом против хода движения, подушка толкнет его к спинке сиденья. Поэтому практически во всех моделях автомобилей пассажирскую фронтальную подушку можно отключить самому. А в Mercedes-Benz это вообще происходит автоматически, если подушка "почувствует" фирменное детское кресло со специальным радиомодулем.
Первый патент на подушки был получен в США в 1952 году. Но идея надувающегося мешка нашла путь к автомобилю после того, как Ален Брид придумал датчик удара. Первые серийные модели появились в США в начале 70-х годов. Однако публикой были встречены прохладно. Как опция подушки вместе с преднатяжителями ремней появились в 1980 году на Mercedes-Benz S-Klasse.
|
Есть риск и для взрослых. И в Интернете, и в частных разговорах мы не раз слышали об удушенных ремнями водителях -- это если речь идет о ремнях. А противники средств безопасности вообще обычно могут вспомнить, как у друга сестры жены соседа по даче после удара с последующим переворотом и улетом в кювет было много синяков именно от подушки и даже перелом ребер от ремня (так называемые "сопровождающие травмы"). Правда, вместо них можно было бы заработать, например, перелом позвоночника. Помимо весьма распространенных в таких случая синяков, редко, но встречаются ожоги, причина которых -- прорыв газов или трение шершавой поверхности подушки о кожу. Еще одно заблуждение -- человека могут покалечить осколки пластмассы панели, из которой выстреливает подушка. Участок панели над отсеком с подушкой имеет конструктивные утончения, и разрывается в строго определенных местах. Никаких осколков при этом нет. Риск получить заметную травму от подушки резко возрастает, если лицо человека находится на расстоянии менее 250 мм. Что может произойти из-за неправильной посадки и почти обязательно происходит при фронтальном ударе, если водитель не пристегнут: по инерции голова его двигается вперед. Еще один фактор риска -- курение трубки. Вероятность серьезной травмы при срабатывании подушки тут переваливает далеко за 50 процентов.
Когда-то подушки разрабатывали в качестве альтернативы ремням. В США с 1989 до 1997 года на автомобили нужно было устанавливать или автоматические ремни безопасности, или подушки. Поэтому многие старые американские подушки рассчитаны на пассажиров без ремней безопасности и имеют больший объем и более высокую скорость наполнения.
 |
 |
 |
Американские подушки безопасности обычно имеют больший объем, чем европейские. Во-первых, потому, что иногда рассчитаны на "заботу" о непристегнутых пассажирах. На данный момент непристегнутый ремень не считается прямым нарушением ПДД в некоторых штатах. Во-вторых, размеры американских автомобилей больше, и большие подушки не так резко поднимают давление в салоне. |
|
Вот уже в России эйрбег перестает быть чем-то экзотическим. Теперь подушки есть на отечественных автомобилях -- водительское место на Lada Priora комплектуется эйрбегом даже в базовом исполнении. Многие критики российского автопрома утверждали, что Lada не заботится о жизни своих покупателей. Теперь они посрамлены. Однако заботятся ли покупатели сами о себе? Подавляющее большинство водителей "Жигулей", равно как и приверженцы иномарок, не привыкли пристегиваться (а ремни уже много лет стоят в машинах в обязательном порядке) и просто ездить аккуратно. И это при том, что в любой автошколе самого экстремального вождения курсантам не раз напоминают, что законы физики одинаковы для всех, и что никакая ESP и никакой опыт не помогут удержать машину на дороге, если силы сцепления колес с покрытием недостаточно.
С каждым годом автомобили становятся более безопасными. Обычно все свои разработки в этой области производители демонстрирует на самых дорогих моделях своей линейки -- представительских седанах и люксовых внедорожниках. Многие покупатели крупногабаритных внедорожников в числе основных достоинств своих машин называют именно более высокий уровень безопасности. И именно они чаще прочих демонстрируют на дороге предельно раскованное поведение. Конечно, ведь при столкновении компактного и большого автомобиля второй обычно терпит куда меньший ущерб.
Именно поэтому подушка безопасности полезна, но вовсе не необходима. И потому оставить ее приобретение на личное усмотрение владельца автомобиля -- весьма логичный ход. Так считает американский теоретик политической экономики Гордон Таллок. Свою статью об общественном и частном выборе он проиллюстрировал таким примером.
Доказано, что подушки безопасности снижают смертность, потому многие хотят, чтобы все автомобили без исключения были ими оборудованы. И это кажется нам справедливым. Это, кстати, не раз обсуждалось в Госдуме, а страховщики хотели заставить водителей доплачивать за полис ОСАГО при отсутствии в автомобиле подушек безопасности. Но господин Таллок считает, что стоило бы предоставить автовладельцам право на выбор. Представим себе, что вместо подушки в рулевой колонке спрятан большой шип, выезжающий при аварии и протыкающий водителя насквозь. Кошмарный бред? Разумеется. Однако наличие этой штуковины однозначно заставит людей водить аккуратнее. И количество ДТП поэтому сильно уменьшится. Подушки же, как и прочие системы безопасности, напротив снижают риск травмы в ДТП и тем самым позволяют ему вести машину более рискованно.
 Подушка сделана из ткани, и трение об нее может вызвать ожоги. Непристегнутый человек под действием инерции приближаетсся к подушке в момент ее развертывания, в связи с чем эффективность подушки снижается, а риск травмы возростает.
|
 |
|
 |
 |
0,000 c. В момент столкновения датчики информируют блок управления. Он определяет необходимость срабатывания тех или иных подушек, учитывая направление удара, скорость автомобиля, наличие пассажиров и их массу. При невысоких скоростях или если человек легкий, подушка может наполняться частично.
0,005 с.
Срабатывают пиропатроны преднатяжителей ремней и подушки безопасности. Человек подтягивается к креслу ремнями. При реакции находящихся в пиропатроне подушки азида натрия (NaN3) и нитрита калия (KNO3) выделяется азот, который наполняет чехол из нейлона. |
|
0,015 c. Подушка движется по направлению к человеку со скоростью 200-300 км/ч. Подушки американских автомобилей обычно имеют больший объем и наполняются более интенсивно, поэтому их скорость выше, чем на европейских или японских моделях. |
|
 |
|
 |
 |
 |
 |
0,025 c. Подушка полностью наполнена. Человек сталкивается с ней, и удар гасится упругостью газа. Используемый как «смазка» для сложенной подушки тальк или кукурузная мука разлетаются по салону, напоминая дым. |
|
0,03 c. Подушка начала сдуваться: газ выходит через отверстия по бокам.
0,3 c. Подушка сдувается. В некоторых моделях автоматически разблокируются замки дверей, включается аварийная сигнализация и внутреннее освещение для облегчения проведения спасательных работ. |
 |
 |
 |
 |
Официальное название подушек в Америке Supplement Restaint System. Они считаются только дополнением к ремню безопасности. |
|
Непристегнутый человек в момент удара летит навстречу подушке, что повышает вероятность травмы. Он не защищен при следующих ударах, когда подушка уже сдулась. |
|
|
|
 |
 |
 |
 |
При установке детских кресел на переднее сиденье подушку обязательно нужно отключить. Выключатель обычно располагается в бардачке или торце панели. |
|
|
ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК, ВАЛЕРИЙ ЧУСОВ
ФОТО ФИРМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
РИСУНКИ ВЕРА ЖЕГАЛИНА, НАДЕЖДА АНРИАНОВА
|