Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Июнь, 2007 № 06 (159)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ПРОКАЧАННАЯ ДАЧА
 ЮБИЛЕЙ 
СЕМЕЙНОЕ ТОРЖЕСТВО
 CAR & STAR  
ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
 НА ГАЗУ 
ДАЧНИКИ И НЕУДАЧНИКИ
 ОПРОС 
ПОДЪЕЗД К ИМЕНИЮ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ПРАВА АДМИНА
 КАЛЕНДАРЬ 
CONCOURS D'ELEGANCE OF THE EASTERN UNITED STATES
 ДАТЧИК 
ТОКОСЪЁМ
 ИНТЕРНЕТ 
СУМАСШЕДШИЕ ГОНКИ
  АУДИОКНИГИ 
ЗНАКОМЫЙ МАРШРУТ
 АУКЦИОН 
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ДЮЖИНА
АВТООТВЕТЧИК
 СЧЕТЧИК 
ГОРЕ ОТ ЧИСЛА
 РИНГ 
МОРЕ ПО КОЛЕНО
 ЛЮКС 
ОТКРЫТЬ ЗА 10 СЕКУНД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
GENERATION X
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
ТАБОР
 ПРОЕХАЛИ 
ХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ
 ПРОЕХАЛИ 
А И Б СИДЕЛИ НА GT
 ПРОЕХАЛИ 
ОТКРЫВАЛКА И МИНЕРАЛКА
 ПРОЕХАЛИ 
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
 ДЕСЯТЬ КАБРИОЛЕТОВ 
ПРОЙТИСЬ ПО ВЕРХАМ
 ЗАГРАНИЦА 
КАРЛСОН, GOODBYE!
 РОДИНА 
ЗАПАДНЫЙ РУБЕЖ
 STORY 
ПАПИН СЫН
 ЗАПАСКА 
ЗВЕЗДОЧЕТ
 СОНИН 
ГЕНЕРАЛЫ ПЕЧАТНОЙ КАРЬЕРЫ
ЭТО ВЕРТОЛЕТ, ДЕТКА!
БЕШЕНЫЙ ПЕС
ДЕСПЕРАДО
 ЗВУК 
ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
 ЗВУК 
ПАРТИЗАН
 ПОПМЕХАНИКА 
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ДРАЙВЕРА
 ЗАСАДА 
ГЛОТОК СВЕЖЕГО ЯДА
 МАТРИЦА 
КУЛЬТ TOURING
 МУЖЧИНА И МАШИНА 
ОДИН "СЕРЫЙ", ДРУГОЙ "БЭХА"
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ТИГР В МЕШКЕ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВСАДНИКИ БЕЗ ГОЛОВЫ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ОТ КРАЯ ДО КРАЯ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ИГРА В СОЛДАТИКИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВЕЛОСИПЕД ПОДОЖДЕТ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БАЛ И ШНИЦЕЛЬ
 ПРИЦЕП   ЗАСАДА вниз...
ГЛОТОК СВЕЖЕГО ЯДА

Салонная асфикция -- это медицинский термин, который с греческого буквально переводится как "отсутствие пульса", но означает удушье, патологическое состояние, характеризующееся резким недостатком кислорода и избытком двуокиси углерода в крови и тканях. Каждый автолюбитель крупного мегаполиса испытывает подобные "недостатки" и "переизбытки" чуть ли не каждый день, сидя в собственном автомобиле. Мы установили это опытным путем.

Закрывшись в автомобиле, мы уверены, что дышим вполне чистым воздухом -- у нас имеются системы вентиляции, рециркуляции, кондиционер, а то и раздельный климат-контроль. Нам кажется, что все эти СО и NO2 остались снаружи и нам не грозят. Это мы сами грозим всем вокруг. Воздух крупных городов так сильно загрязнен именно из-за автомобилей, чьи выхлопные газы составляют большую часть вредных примесей. Их концентрация особенно велика на крупных магистралях, причем на тротуаре она в два раза меньше, чем рядом с двойной разделительной.
В выхлопе автомобиля содержится до 77% азота, до 12% двуокиси углерода, до 10% окиси углерода, до 0,8% окислов азота, до 3% углеводородов и до 0,2% альдегидов. Эти соединения не опасны, если их содержание не превышает предельно допустимых норм. Но концентрация токсических примесей в воздухе городов зашкаливает. По независимым оценкам, например, концентрация СО на автомагистрали может достигать 80 мг/м3. Для сравнения: ПДК атмосферы промзоны -- 20 мг/м3 (норма для 8 часов в сутки), а жилой -- и вовсе 5 мг/м3 (круглосуточная норма).
Окись углерода -- CO, газ без цвета и запаха -- весьма вредное для человека соединение углерода с кислородом. Даже небольшие его дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости и замедление реакции, что особенно опасно для водителя. Если содержание СО составит 80-110 мг/м3, то в течение трех часов у человека произойдет ухудшение координации движений и аналитического мышления, увеличатся шансы сердечного приступа.
Содержание окиси углерода в салоне автомобиля и стало предметом нашего эксперимента. Замеры уровня этого содержания мы делали в автомобилях разных классов и марок: ВАЗ-2106, Hyundai Elantra, BMW первой серии, Audi A6, Volvo CX 90. Для испытаний был выбран жаркий день с умеренным ветром. Все машины проехали по одному и тому же отрезку Третьего транспортного кольца, включающего в себя Лефортовский тоннель. В этом случае мы получали основные факторы, влияющие на уровень загазованности воздуха в салоне автомобиля: интенсивное движение в плотном автомобильном потоке и дорожную пробку в тоннеле. Для снятия показаний концентрации СО мы использовали газосигнализатор "Комета" серии ИГС-98, разработанный ФГУП НПП "Дельта". Во время эксперимента в салоне автомобилей находилось порядка пяти человек, каждый из которых тоже выделял СО -- по 5 мг/ч.
В режиме вентиляции в зависимости от типа кузова в салон поступает 150-300 м3/ч воздуха. При включенной рециркуляции этот доступ прекращается, однако за счет неполной герметичности автомобиля полностью перекрыть его нельзя, и яд, хоть и в минимальных количествах, все же просачивается внутрь.

 
 

ВАЗ-2106. От "шестерки" "Жигулей" мы не ждали ничего. В режиме вентиляции в салон попадали выхлопы от окружающих машин в соответствии с их интенсивностью. Когда в окружающем воздухе концентрация СО была маленькой, то и в салоне ее уровень постепенно падал. Но главное -- попадание в салон СО было очень быстрым, а выдувание за счет слабой интенсивности вентиляции медленным. В Лефортовском тоннеле, где были зафиксированы самые высокие концентрации СО -- 50 мг/м3, данные внутри и снаружи автомобиля совпали.

HYUNDAI ELANTRA. При включенной вентиляции наблюдалась схожая картина. При принудительной рециркуляции концентрация СО оставалась, как ей и положено, неизменной: высокой, если мы успели захватить снаружи выхлоп, или низкой, если этот выхлоп успел выветриться. Конечно же, когда мы включили рециркуляцию при очень высокой концентрации около 50 мг/м3, она и держалась на этом уровне до своего отключения. При выключении рециркуляции уровень концентрации падал при благоприятной внешней обстановке.

BMW 1. Вентилируемая "единичка" вела себя так же, как "Жигули" и Hyundai. При принудительной рециркуляции концентрация в салоне тоже оставалась на неизменном уровне и падала при ее выключении. Но BMW оборудован системой автоматической рециркуляции. Информацию о том, при какой концентрации вредных газов автоматически включается и выключается режим автоматической рециркуляции, ни один производитель не предоставляет. Однако известно, что эта система работает циклами, чтобы обеспечить в салон автомобиля достаточный приток свежего воздуха (в BMW после 30 минут рециркуляции следует 30 секунд подачи наружного воздуха). По нашим наблюдениям, система рециркуляции "единички" включалась при концентрации 5 мг/м3 во внешней среде. В одно из таких включений в салон все же попало повышенное количество СО, которое в итоге возросло до 10 мг/м3. Через 10 минут рециркуляция выключалась, в это же время наблюдался спад концентрации СО на улице. При пиковом уличном показателе в 70 мг/м3 (все тот же Лефортовский тоннель) концентрация СО в воздухе салона была меньше 5 мг/м3.

AUDI A6. В режиме вентиляции машина вела себя так же, как "Жигули", Hyundai и BMW. Но в этой модели бизнес-класса была не только рециркуляция, но и каталитический и сорбционный фильтры очистки воздуха. Благодаря им концентрация СО при включенной рециркуляции падала. При пике в 88 мг/м3 концентрации СО в салоне обнаружено не было.

VOLVO CX 90. Внедорожник Volvo также имеет два режима рециркуляции. Автоматические включения и выключения рециркуляции при небольших внешних концентрациях и пиках не давали подняться уровню СО в салоне. При большой концентрации в Лефортовском тоннеле (до 98 мг/м3) выключение вентиляции и включение рециркуляции все же произошло с опозданием, и концентрация в салоне поднялась до 15 мг/м3 и при включенной рециркуляции стала падать.

ЛАБОРАТОРНЫЕ КРЫСЫ. Если датчиков нет, то сам водитель вентиляцию включает чаще всего с опозданием, начав беспокоиться уже стоя в пробке и дыша повышенными концентрациями вредных выбросов. Поэтому в автомобиль успевает попасть большое количество газов, и во время рециркуляции высокая концентрация СО остается в салоне. Запомните: если грядущая пробка очевидна, то режим рециркуляции воздуха имеет смысл включить заранее, пока поблизости нет чадящих грузовиков. В этом случае после включения режима рециркуляции в салоне будет "крутиться" чистый воздух. Через 20-30 минут придется добавить воздуха снаружи, так как в салоне, не забываем, повышается уровень и СО2, который выделяет человек.
Автоматическая рециркуляция, конечно же, гораздо эффективнее. Неудивительно, что на машинах бизнес- и представительского класса эти системы чаще всего идут в базовой комплектации. В этом случае автомобиль довольно успешно справляется с пиковыми попаданиями окиси углерода в атмосферу салона, включаясь, когда наружная концентрация возрастает, и переключаясь на вентиляцию, когда наружная концентрация падает. Но и эта система несовершенна. При скачке концентрации СО снаружи, даже при автоматической рециркуляции, в салон успевает попасть достаточное количество вредного вещества. Также автоматическая рециркуляция через определенный промежуток времени отключается, и происходит кратковременное проветривание салона даже при повышенном содержании СО снаружи, которое всегда наблюдается в стоячих пробках, особенно в длинных тоннелях.
Мы отнюдь не претендуем на научную точность и безапелляционность. Мы просто измерили концентрацию CO в салонах автомобилей, в которых мы, жители мегаполисов, ездим каждый день. На месте этих моделей могли оказаться другие автомобили, но вряд ли итог был бы более утешающим. И если после трехчасового стояния в пробке у вас болит голова и вы не можете сосредоточиться, скажите спасибо властям за "хорошо развитую" дорожную сеть, "обновленный автопарк" крупных автоперевозчиков и автобусных парков и отмену спецномеров и мигалок, после чего нам обещали, что пробок станет меньше. Что-то не заметно.
КОСМИЧЕСКАЯ ЧИСТКА
Концепт Hummer O2 от GM, который имеет фототропический кузов, преобразующий двуокись углерода в кислород и выделяющий его и в атмосферу, и в салон, -- всего лишь проект, которому если и дано осуществиться, так только в далеком будущем.
Но мы живем здесь и сейчас. Пешеход, идущий по обочине, которому жарко и душно, порой вдыхает в себя меньше вредных веществ, чем водитель в кондиционированной прохладе собственного авто, стоя в пробке в крайне левой полосе. Стопроцентно экологичный хотя бы внутри автомобиль по-прежнему нельзя купить в дилерском центре. Но мы все же разыскали не просто научную разработку системы очистки воздуха в салоне автомобиля, а ее опытный образец. Его создали в компании "Авиакосмические технологии", чьи сотрудники обеспечивали работу систем жизнеобеспечения космических кораблей "Восток", "Восход", "Салют" и орбитальных станций "Союз", "Мир", МКС.
У этой системы очистки пока нет даже имени. Ее так и называют -- Система. Она оказалась совершенно непрактичной и неудобной в использовании, так как состоит из двух громоздких и тяжелых агрегатов, проводов и трубок. Первые ЭВМ когда-то тоже занимали целые комнаты.
Один агрегат системы очищает воздух, поступающий снаружи в систему вентиляции автомобиля. В то же время второй забирает воздух из салона, и после очистки и тот и другой воздух снова попадают в салон. После 4 часов работы угольный фильтр, ключевой в этой системе очистки, начинает пропускать вредные примеси. Тогда система отключает его от работы и проводит его регенерацию водяным паром.
Загрузившись -- водитель, система очистки, три пассажира, которые снимали показатели уровня загрязненности воздуха, -- в BMW первой серии, мы отправились по уже много раз изъезженному маршруту Третьего транспортного кольца.
Полученный нами результат оказался не идеальным, но довольно близким к совершенству. При повышении снаружи концентрации СО до 20 мг/м3 в салоне кратковременно была зафиксирована концентрация в 3 мг/м3. До этого момента концентрации были нулевыми. Открыв окна, мы намеренно черпанули снаружи СО 20 мг/м3, закрыли их и стали ждать результатов. За 15 минут система очистки довела концентрацию до 5 мг/м3 и продолжала очищать воздух дальше. Наиболее эффективно система работала одновременно с автоматической рециркуляцией.
ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК
ФОТО АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО
Ваша оценка:
Средний балл — 3,6
Всего показов страницы:   6438
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.