Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Июнь, 2007 № 06 (159)
искать...
подробнее...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ПРОКАЧАННАЯ ДАЧА
 ЮБИЛЕЙ 
СЕМЕЙНОЕ ТОРЖЕСТВО
 CAR & STAR  
ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
 НА ГАЗУ 
ДАЧНИКИ И НЕУДАЧНИКИ
 ОПРОС 
ПОДЪЕЗД К ИМЕНИЮ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ПРАВА АДМИНА
 КАЛЕНДАРЬ 
CONCOURS D'ELEGANCE OF THE EASTERN UNITED STATES
 ДАТЧИК 
ТОКОСЪЁМ
 ИНТЕРНЕТ 
СУМАСШЕДШИЕ ГОНКИ
  АУДИОКНИГИ 
ЗНАКОМЫЙ МАРШРУТ
 АУКЦИОН 
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ДЮЖИНА
АВТООТВЕТЧИК
 СЧЕТЧИК 
ГОРЕ ОТ ЧИСЛА
 РИНГ 
МОРЕ ПО КОЛЕНО
 ЛЮКС 
ОТКРЫТЬ ЗА 10 СЕКУНД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
GENERATION X
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
ТАБОР
 ПРОЕХАЛИ 
ХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ
 ПРОЕХАЛИ 
А И Б СИДЕЛИ НА GT
 ПРОЕХАЛИ 
ОТКРЫВАЛКА И МИНЕРАЛКА
 ПРОЕХАЛИ 
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
 ДЕСЯТЬ КАБРИОЛЕТОВ 
ПРОЙТИСЬ ПО ВЕРХАМ
 ЗАГРАНИЦА 
КАРЛСОН, GOODBYE!
 РОДИНА 
ЗАПАДНЫЙ РУБЕЖ
 STORY 
ПАПИН СЫН
 ЗАПАСКА 
ЗВЕЗДОЧЕТ
 СОНИН 
ГЕНЕРАЛЫ ПЕЧАТНОЙ КАРЬЕРЫ
ЭТО ВЕРТОЛЕТ, ДЕТКА!
БЕШЕНЫЙ ПЕС
ДЕСПЕРАДО
 ЗВУК 
ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
 ЗВУК 
ПАРТИЗАН
 ПОПМЕХАНИКА 
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ДРАЙВЕРА
 ЗАСАДА 
ГЛОТОК СВЕЖЕГО ЯДА
 МАТРИЦА 
КУЛЬТ TOURING
 МУЖЧИНА И МАШИНА 
ОДИН "СЕРЫЙ", ДРУГОЙ "БЭХА"
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 
ТИГР В МЕШКЕ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВСАДНИКИ БЕЗ ГОЛОВЫ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ОТ КРАЯ ДО КРАЯ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ИГРА В СОЛДАТИКИ
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
ВЕЛОСИПЕД ПОДОЖДЕТ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БАЛ И ШНИЦЕЛЬ
 ТУРНЕ  РОДИНА / СМОЛЕНСК С FIAT GRANDE PUNTO вниз...
ЗАПАДНЫЙ РУБЕЖ

"Смоленск находится в 200 километрах к востоку от Минска, в 200 километрах к северу от Курска и в 1500 километрах к западу от Омска. Я решил остановиться в гостинице "Общества молодых антихристиан", что на углу Антисемитской улицы и площади Погрома". Эти не совсем достоверные географические сведения можно почерпнуть из 34-го эпизода британской комедии Monty Python (http://www.youtube.com/watch?v=pgrejCK_OIY). При ближайшем рассмотрении все оказалось гораздо интереснее: мы нашли дом наиболее вероятного преемника Патриарха всея Руси, поболтали с местными байкерами, узнали, где собирают русский Hummer и даже обнаружили логово Гитлера.

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ. Минское шоссе -- довольно приличная магистраль, особенно после Голицына. Плотный поток грузовиков, доставляющих в Москву западные ценности, живет в своем мире (в правом ряду), лишь иногда вылезая влево для медленного и печального обгона себе подобных. Выехали поздно, поэтому пришлось надавить на педаль, чтобы побыстрее преодолеть 400 километров и добраться до Смоленска в приличное время. Оказалось, что наш Grande Punto на удивление хорошо чувствует себя на крейсерской скорости 140-150 км/ч. Наконец-то стало понятно, зачем в коробке предусмотрены 5-я и 6-я передачи, которые в городе практически бесполезны. Низкопрофильная резина на 17-дюймовых легкосплавных дисках надежно держит машину на дороге, несмотря на сильный дождь и порывы ветра.
До нас по минской трассе прокатились почти все значительные войны, в которых участвовала Россия. В 1812 г. под Вязьмой (на краю Московской области) русские войска обратили в бегство превосходящие силы французов под командованием маршала Даву. А в октябре 1941 г. здесь же немцы разгромили почти миллионную группировку наших войск. В новостях последнего времени Вязьма отметилась на культурном фронте, оказавшись первым российским городом, в котором, вслед за Каиром, власти запретили к показу "Код да Винчи".
В Смоленск прибыли за полночь. Город, в котором в это время суток можно прилично поесть, сразу вызывает уважение. Мы уложили Fiat спать на охраняемой стоянке и отправились ужинать в кафе "Рандеву". Почему-то рестораны здесь чаще называют именно "кафе", а в меню почти везде есть редкое блюдо -- драники, за которыми специально ехал в Смоленск один из членов нашего экипажа. Порции огромные: салат "Цезарь" -- это не столичные три листа зелени, кое-как перемазанные майонезом. Блюдо, как и положено Цезарю, гордо возвышается над тарелкой. После ужина -- ночной моцион по городу. Воздух непривычно чистый -- все промышленные предприятия вынесены здесь за черту города. Таксист, привезший нас к ресторану, честил местные дороги и отвечающих за это чиновников. Хотя в сравнении с Костромой (см. прошлый номер "Автопилота") покрытие довольно сносное.

 
 

ВСЕ -- В ДОСААФ. Утром (а если быть честными, то не совсем утром) оправились колесить по городу. В какой-то момент заметили Карлсона -- парапланериста с мотором, который кружил над машиной. Когда остановились у обочины, летчик приземлился и потрусил к нам. В руках у него были подписные листы в защиту РОСТО (преемник ДОСААФ), где экипаж "Автопилота" подписался 56-м номером. Попрощавшись с авиатором (кожаный шлем набекрень, безумный взгляд, все как положено), двигаемся дальше и останавливаемся у скопления мотоциклов -- оказалось, угодили на открытие мотосезона. После предъявления пресс-карты наш Fiat сразу пустили на поле, поближе к двухколесным агрегатам. Колоритный байкер Сан Саныч в капитанской фуражке жалуется, что еле-еле пережил зиму -- без мотоцикла было тяжело. И тут же хвастается успехами местных энтузиастов: сегодня его друг впервые выкатил в город кастом-байк на базе "Урала", над которым трудился целых пять лет. Среди участников можно было заметить и безлошадных -- это байкеры, которые открыли сезон чуть раньше остальных и временно сменили мотоциклы на костыли. Последними на поле приехали гости из Москвы, "Ночные волки", и сезон таки открылся.

 
 

Смоленщина встречает автозаправками, стилизованными под крепостные стены. Вместо мини-маркетов с минералкой и сигаретами -- небольшие, но вполне упакованные алкогольные бары. Либо здесь принято ездить с водителем и коротать время за бутылкой, пока он возится с машиной, либо... Так или иначе, но пост ГАИ на въезде в город можно легко объехать поверху, взяв сначала правее, на Витебск, а потом сразу налево. Чем живет местное ГАИ -- совершенно непонятно. Наверное, в смоленских лесах полно грибов и ягод.  
THE WALL Крепостная стена в Смоленске (ее же называют Кремлем) уцелела лишь наполовину, но и это немало. Нынешняя протяженность вместе с отреставрированными участками -- более 3 километров. Она прочно вросла в город, который давно выплеснулся за ее пределы. 17 сохранившихся башен (всего их было 38) носят говорящие названия -- Громовая, Веселуха, Орел и так далее. В Громовой по воскресеньям разыгрываются театрализованные сцены из средневековой жизни -- в основном пиры и танцы. Устраиваются и ролевые игры -- поединки воинов XIV в. на различных видах оружия. Что делается в Веселухе -- непонятно. Возможно, стоило придти ночью.
Смоленский Кремль -- это вам не московский "запретный город": здесь можно совершенно свободно ходить и даже взбираться на стены. Есть в такой доступности и минус -- культурный слой начала XXI в. в виде мусора и росписей "Петя -- лох" доминирует. Тем не менее со стены открывается потрясающий вид на город. Из церкви неподалеку слышны колокола -- нам рассказали, что по выходным туда ходят звонить студенты из музыкального училища. Судя по звуку, не самые плохие студенты. Над Днепром (да, это тот самый Днепр) стоит Успенский собор. На полпути от стены до собора -- особняк (а точнее, резиденция) Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла -- наиболее вероятного преемника нынешнего патриарха.

 
 

ФАШИЗМ НЕ ПРОШЕЛ. Недвижимость в Смоленске стремительно дорожает -- минимальная цена квадратного метра приближается к $900. Но нас типовые дома не интересуют, особенно после того как мы прослышали о бункере Гитлера. Чтобы посмотреть на это сооружение, выезжаем за город, в сторону Белоруссии, до которой, кстати, отсюда не более полусотни километров. Логово фюрера расположено в Красном бору, в нескольких километрах от города. Впрочем, главный фашист здесь появлялся всего два раза, но подземное сооружение "Беренхале" ("Медвежья берлога") должно было стать его командным пунктом.
После разгрома Германии часть подземного комплекса взорвали, а часть была затоплена естественным образом. Говорят, что водолазы, которые исследовали потом подземные переходы, так и не вернулись на поверхность. Позже вход на всякий случай замуровали, и для публичного обозрения представлен только вырастающий из земли бетонный куб с невероятно толстыми стенами. При попытке зайти внутрь становится ясным отношение смолян к фашизму -- изнутри бункер загажен едва ли не по пояс. А на стене красуется надпись: "Мы скорбим по арийским братьям". Такая вот диалектика.
В нескольких километрах далее по шоссе -- мемориал "Катынь", построенный на месте захоронения жертв массовых расстрелов в 1939-1953 гг. Прохладный лес, огромный памятниковый комплекс и таблички с десятками тысяч имен -- польских и русских.

 
 

По архивным данным, в немецком подземном бункере было 42 помещения, проложена узкоколейка. Один тоннель вел к пристани, другой -- к замаскированному аэродрому. Здесь размещалась ставка группы армий Центр, сюда приезжали Гудериан, Кейтель, Йодль, Канарис и другие немецкие военачальники. Здесь же базировалась разведшкола "Сатурн". Краеведы считают, что под землей до сих пор спрятаны сокровища, которые нацисты не успели вывезти из СССР.
НАШЕСТВИЕ. Ближе к вечеру опять возвращаемся в центр. В 1995 году на площади Смирнова открыли памятник Твардовскому -- бронзовый писатель о чем-то трет с Василием Теркиным. Рядом -- городской парк и площадь с типовым Лениным работы Кербеля. "Марш несогласных" сегодня запретили, но замена ему нашлась в лице "очень даже согласных". К нам подскакивает молодая девчонка и спрашивает, есть ли у нас свечки. Не дожидаясь ответа, выдает реквизит. Оказалось, местное отделение президентской молодежи "Наши" проводит митинг в память о погибшем во время эстонских беспорядков человеке. Рядом организован сбор подписей за снос эстонского посольства в Москве. Каждый желающий мог сфотографироваться с трафаретом в роли российского солдата, отправляющего эстонского посла пинком обратно за границу. Тоже аттракцион, но в парке народу больше -- там все-таки лодочки и колесо обозрения.
Снова ставим машину на стоянку и едем ужинать. Таксист узнает нас и встречает вопросом: "Куда сегодня?". Сегодня в "Шоколад" -- там, как и положено модному эклектичному заведению, в меню одновременно присутствуют итальянская и японская кухни. Увы, местное карпаччо на поверку оказалось толстенными ломтями плохо жующегося бекона. Спорный креатив, зато пармезан вполне настоящий. По дороге водила, как положено, заводит речь о плохих дорогах, понемногу переходя к политике. Слышали бы его "Наши", ведь он совсем не верит руководству страны, которое "тырит деньги, выделенные на ремонт дорог". Верит он только сигаретам "Петр I", ярлычки из которых регулярно вырезает и отправляет в табачную штаб-квартиру. Что не верить-то -- в прошлом году выиграл телевизор. А политики -- они только обещают и обещают.

ДОТЯНЕМ ДО ЛЕСА. С утра стартуем в Москву. По пути заезжаем в придорожный ресторан "Старое Русло", кормят здесь неплохо и довольно быстро. Заболтавшись, замечаем, что давно положили стрелку на датчике бензина, а заправки все нет. Fiat "ест" совсем мало, но для пустого бака это не аргумент. Как только на горизонте замаячила заправка, двигатель чихнул. Нейтралка, накат со 140 км/ч, а проезд, как назло, перекрывает грузовик. "Всем держаться", -- предупреждает командир экипажа и по широкой дуге, почти не притормаживая, обходит фуру по обочине. Останавливаемся четко у колонки. Удачная посадка, аплодисменты.
На выезде из области, около Гагарина (бывший Гжатск, родина первого космонавта), натыкаемся на рыбный базар. Сушеная, вяленая, копченая рыба -- как в приморском районе. Особенно когда замечаешь совершенно не речную кефаль. Оказалось, что местной рыбы здесь практически нет, в основном привозная. Просто народ в окрестностях Гагарина с незапамятных времен держит коптильни, а рыбу закупает оптом. Три здоровенные щуки, чехонь и еще какой-то копченый лососеобразный зверь укладываются в 500 рублей. Вообще, Смоленск и область вписываются в постулат о том, что Россия -- родина слонов. Например, в Смоленске не добывают алмазов, однако здесь располагается второй по величине в Европе завод по их огранке. Словосочетание "смоленские автомобили" никому не знакомо, однако здесь, в обычной гаражной мастерской Андрея Нагорного, собрали отечественный суперкар "Ультима", засветившийся на международных выставках. Кстати, в этих же гаражах сейчас доводят отечественные "хаммеры" -- броневики "Комбат". Смоляне утверждают, что и сам "Комбат", мол, родом из Смоленска, просто права на производство продали в Питер. Да кто их разберет? Спорить пока не из-за чего -- в силу эксклюзивности эти машины пока почти не встречаются на дорогах.
Броневик на подступах к Москве бесполезен, зато Fiat ловко вкручивается в зазоры плотного потока московских дачников. Трасса почти встала -- просто какая-то оборона Москвы. Пропустите! Мы не "Наши"! Мы свои!


1 Памятник Твардовскому на площади Смирнова. Вообще-то скульптура включает в себя две фигуры -- Александра Твардовского и Василия Теркина. Догадайтесь, кто из них вымышленный.
2 Мемориал "Катынь". Увековечил память жертв Сталинских репрессий 1937-1953 гг. В основном здесь лежат граждане СССР и Польши, а сам мемориал создавался при активном участии польской стороны. На дорожках мемориала среди табличек с тысячами имен можно найти символы основных мировых религий и места для молитвы.
3 Бункер Гитлера. Или, как называли его немцы, "Беренхале" ("Медвежья берлога"). Километры подземных коммуникаций взорваны и затоплены. Под деревьями стоит бетонный куб, испещренный разнообразными надписями.
4 Кафе "Рандеву" на улице Тенишевой. Стандартная шутка про то, что нам нечем расплатиться. Стандартны ответ официантки: "Тогда придется остаться и мыть посуду". Нестандартная мысль: "А может, остаться?" Просто официантки очень симпатичные.
5 Кафе "Шоколад" на улице Пржевальского. Доброжелательный персонал, внушительное меню из блюд японской и итальянской кухни. На столах -- огромные "поварские" солонки и перечницы. Не смейте заказывать карпаччо -- это просто бекон.
6 "Лопатинский сад" -- историческое название центрального смоленского парка культуры и отдыха. Назван так в честь губернатора Лопатина, превратившего заброшенную крепость Сигизмунда III в место для гуляний.
7 Смоленский кремль. Эта часть сохранившейся городской стены идеально подходит для первичного осмотра города. Взобравшись на башню, можно увидеть большую часть достопримечательностей, а потом приступить к их осмотру. Взбираясь наверх, будьте осторожны! Ограждений и предупреждающих табличек вы здесь не встретите.
ТЕКСТ АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО, ВАСИЛИЙ РЕЗНИЧЕНКО
ФОТО АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО
Ваша оценка:
Средний балл — 4,2
Всего показов страницы:   7444
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.