Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Декабрь, 2007 № 12 (165)
искать...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ДАРЕНОЕ ДАРЯТ
 CAR & STAR 
СОЧИ, ГУДБАЙК!
 CAR & STAR 
ЦЕЛЬ ПОЕЗДКИ
 CAR & STAR 
ТРЭШ ОТ CARTUCH
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ПО ПРОЗВИЩУ САВРАСКА...
 САЛОН 
СЯБУ–СЯБУ БУДУЩЕЕ
 КОНЦЕПЦИЯ 
MAYBACH 62 S LANDAULET
 ЛЮКС 
DODGE VIPER SRT–10 ACR
 НА ГАЗУ 
САНИ И ТЕЛЕГА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
 ОПРОС 
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ЧИКИ–ПУКИ
 КАЛЕНДАРЬ 
MOTORCYCLE & SCOOTER SHOW
 КЛЮЧ 
ЗНАЙ НАШИХ
 ДАТЧИК 
СЛЕДИТЕ ЗА ДЕКАБРЬСКИМИ НАРОДНЫМИ ПРИМЕТАМИ
 СЧЕТЧИК 
ОЦИФРОВАНЫ, ОКОЛДОВАНЫ
 ИНТЕРНЕТ 
УГЛЕРОД–КРУГОВОРОТ
 АУКЦИОН 
ЖЕСТОКИЙ ЭВАКУАТОР
АВТООТВЕТЧИК
 РИНГ 
ЧЕШИРСКИЙ ГОД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПЛЕМЯ – ДЕНЬГИ
 ПРОЕХАЛИ 
ВСЕ ФЕРРАРИ ДЕЛАЮТ ЭТО
 ПРОЕХАЛИ 
КОД ВИСКОНТИ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛЫЙ ШТОРМ
 ДЕСЯТКА 
ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ
 ЗАГРАНИЦА 
ОБЛАКА В ШТАНАХ
 РОДИНА 
ПОХОД НА КРЕПОСТЬ
 МАРШРУТ 
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК
 ФОТОБЛОГ 
КИЛОМЕТРЫ В ЧАТ
 STORY 
БЫЧОК ДЛЯ ХИППИ
 ЗАПАСКА 
ШОФЕР
 ФРИЛАНСЕР 
ХАЛЯВНОГО ОБЕДА НЕ БЫВАЕТ
 КАРАВАН 
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
 ИНСАЙДЕР 
ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
 БИЗНЕСС 
«РАКУШКА» ДЛЯ БУМЕРА
 КУЗОВ 
«ГОЛЬФ» НА ВЫДУМКИ
 МАТРИЦА 
ЛИГА ОДНОГО МОТОРА
 АКЦИЯ 
БЫСТРЕЕ ДЕДА МОРОЗА
 ПРОЕХАЛИ 
ТАНКОВАЯ ОХОТА
 ПРОЕХАЛИ 
АКТИВНЫЙ ГЛЮЧ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЗ ПОНТОВ
 КАРАВАН  STORY / VW-BUS BULLI вниз...
БЫЧОК ДЛЯ ХИППИ

Этой осенью исполнилось 60 лет одной из самых успешных моделей автомобиля – микроавтобусу Volkswagen. Минивэн, ставший символом целой эпохи и заложивший основу для целого направления автотранспорта, родился благодаря недисциплинированности немецких рабочих.

В 1947 году не было еще ни немецкого экономического чуда, ни микроавтобусов Volkswagen. Разбомбленный вдребезги завод VW только-только стал оправляться от послевоенного шока, пытаясь с грехом пополам развернуть производство легковых Volkswagen – тех самых «жуков». разработанных еще задолго до войны Фердинандом Порше, пока тот еще был свободен от заказов на проектирование танков для Курской дуги. Рабочая сила в Западной Германии была дешевле грязи, и о механизации трудового процесса мало кто думал. Неудивительно, что рабочие Volkswagen, которым приходилось таскать по территории завода тяжелые балки, решили облегчить себе жизнь. Наплевав на должностные инструкции и правила допуска к эксплуатации транспортных средств, они взяли основу от легкового «жука». поставили на нее деревянную платформу для перевозки груза и водрузили на все это сооружение фанерную кабину. На счастье нарушителей порядка, их самодеятельность попалась на глаза не немецкому начальству, а голландцу Бену Пону, налаживавшему импорт «жуков» в Нидерланды. Бен Пон оценил перспективы производства мини-грузовиков в разоренной войной стране и буквально на коленке нарисовал эскиз микроавтобуса на базе «жука». С названием было решено не мудрить: если сам «жук» выходил под индексом «Тип 1». то микроавтобус окрестили «Тип 2». Так началась жизнь одного из самых успешных автомобилей ХХ века.
Это потом «Типу 2» придумают богатую историю. Ему дадут официальное имя Transporter и неофициальное прозвище Bulli, «бычок». Маркетологи станут убеждать журналистов, что «бычком» он называется потому, что-де похож на жвачное парнокопытное своей выносливостью, лобастостью, а также фарами, напоминающими глаза навыкате. На самом деле, даже любовное Bulli скрывает в себе все тот же изначальный сухой индекс. Bulli – это типично немецкое сокращение по первым слогам от Bus-Lieferwagen – «автобус-грузовик». и с филологической точки зрения оно ничем не отличается от Gestapo или Antifaschuwa (Антифашистский защитный вал – именно так называла Берлинскую стену официальная гэдээровская пропаганда).

 
 

Впрочем, истории совершенно безразличны потуги маркетологов придумать гениальному автомобилю какую-то дополнительную «интересную» историю. «Тип 2» пробился в жизнь сам, без их доморощенного остроумия. Поднимающейся из послевоенных руин стране был нужен микроавтобус – и страна его получила. Что немаловажно – по минимальной цене. Первоначальная версия предлагала клиентам мотор в 24 лошадиные силы, но и этого вполне хватало для того, чтобы передвигаться по оставшимся от прежнего режима автобанам. Большинство деталей автомобиля было выполнено из металла, а не из дорогой пластмассы (в те годы отказ от пластмассы был признаком дешевизны – кто бы мог подумать). Стекла большого размера и приятной кривизны были дороги – что ж, «Тип 2» выпускался с плоским, как стол, лобовым стеклом, к тому же разделенным на две части вертикальной стойкой. Такой дизайн оборачивался невозможностью качественной очистки стекла дворниками, но это была сущая ерунда по сравнению с выигрышем от снижения стоимости. Автомобиль оказался настолько популярным, что суперконсервативная компания Deutsche Bundesbahn разработала на его основе дрезину – просто поменяв «бычку» подвеску и поставив его на рельсы! А, создавая в начале 1950 свой мощный дизельный локомотив V 200, немецкие железные дороги, не долго думая, взяли и сперли дизайн «Тип 2» – и получили в итоге один из самых красивых локомотивов, когда-либо ездивших по рельсам Германии. К 1956 году спрос на «Тип 2» стал настолько велик, что его производство было перенесено на отдельный завод – в Ганновере. А еще спустя несколько лет начался настоящий золотой век «бычка» – с наступлением эпохи хиппи «Тип 2» стал символом гражданской свободы.
И только тому, кто не в курсе может показаться странным, почему нынешним октябрем в Ганновер на выставку, посвященную VW, приехала английская группа The Who. Дело в том, что ранние годы рок-н-ролла и этот минивэн неразделимы.
Собственно, «Тип 2» был машиной свободы. Микроавтобус оказался несказанно дешев даже по меркам послевоенной Европы, не говоря уже о золотых 60-х годах США. В него влезала любого размера веселая компания, даже если она брала с собой палатки, наборы для жарки мяса и выпивку на неделю непрерывного веселья. Отдельные энтузиасты снимали с «бычка» знак Volkswagen и рисовали на его месте «пацифик». а другие энтузиасты раскрашивали своих «бычков» во все цвета радуги, предвосхищая эксперименты современной аэрографии. Volkswagen быстро осознал новый тренд и выпустил специальную версию Samba для любителей веселых прогулок: автомобиль с усиленным движком и рядом окон в крыше. Дополнительные модели сыпались как из рога изобилия: «бычок» с усиленной печкой салона для любителей ночных посиделок в поле; «бычок» со спальным местом для сменного водителя для любителей перемещения на большие расстояния; «бычок» со сдвигающейся вбок дверью салона для любителей парковки вплотную к другому «бычку"; и, главное – «бычок» с поднимающейся крышей, позволяющей организовать на втором ярусе как минимум два дополнительных спальных места.



Сегодня невозможно представить себе мир хиппи без «бычка». На «бычках» выезжали на гастроли рок-группы, в «бычках» их сопровождали жаждущие внимания «группи». На них ездили и The Who, и Yardbirds, и Deep Purple. На таком вэне раскатывала рок-группа Алана Прайса (экс-Animals) в знаменитом фильме «О, Счастливчик!». который попал даже на советские экраны. Вот только Led Zeppelin практически сразу сели на собственный реактивный самолет.
На тех же «бычках». только окрашенных в серьезные полицейские цвета, служители порядка задерживали продавцов марихуаны, а приезжающие на «бычках» врачи скорой помощи госпитализировали помятых на концертах слушателей. Мир вертелся вокруг «бычка» и вертелся «бычком». В конце концов, недаром создатели мультфильма Cars, нелепо переведенного в России как «Тачки». выбрали «Тип 2» для иллюстрации образа классического «зеленого». Повзрослевшие хиппи всего мира до сих пор испытывают тягу к «Типу 2». и до сих пор на дорогах Германии то тут, то там можно встретить этот автомобиль.
В 1967 году немецкие заводы выпустили последний автомобиль «Тип 2». заменив классического «бычка» на более современную, вторую его версию. На бразильских заводах производство «Типа 2» продолжалось до 1975 года. С тех пор Volkswagen сменил один за другим четыре типа микроавтобусов, которые становились все мощнее и дороже. Тем не менее, только «Тип 2» сумел стать подлинно культовым автомобилем и создать вокруг себя свой собственный образ жизни. Вот уже и телки из «Фабрики» на «бычке» поехали.
ТЕКСТ: СЕРГЕЙ СУМЛЕННЫЙ.
СОБСТВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ» В ГЕРМАНИИ.
ФОТО: АВТОРА И AP
Ваша оценка:
Средний балл — 4,3
Всего показов страницы:   7473
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.