Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Декабрь, 2007 № 12 (165)
искать...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ДАРЕНОЕ ДАРЯТ
 CAR & STAR 
СОЧИ, ГУДБАЙК!
 CAR & STAR 
ЦЕЛЬ ПОЕЗДКИ
 CAR & STAR 
ТРЭШ ОТ CARTUCH
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ПО ПРОЗВИЩУ САВРАСКА...
 САЛОН 
СЯБУ–СЯБУ БУДУЩЕЕ
 КОНЦЕПЦИЯ 
MAYBACH 62 S LANDAULET
 ЛЮКС 
DODGE VIPER SRT–10 ACR
 НА ГАЗУ 
САНИ И ТЕЛЕГА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
 ОПРОС 
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ЧИКИ–ПУКИ
 КАЛЕНДАРЬ 
MOTORCYCLE & SCOOTER SHOW
 КЛЮЧ 
ЗНАЙ НАШИХ
 ДАТЧИК 
СЛЕДИТЕ ЗА ДЕКАБРЬСКИМИ НАРОДНЫМИ ПРИМЕТАМИ
 СЧЕТЧИК 
ОЦИФРОВАНЫ, ОКОЛДОВАНЫ
 ИНТЕРНЕТ 
УГЛЕРОД–КРУГОВОРОТ
 АУКЦИОН 
ЖЕСТОКИЙ ЭВАКУАТОР
АВТООТВЕТЧИК
 РИНГ 
ЧЕШИРСКИЙ ГОД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПЛЕМЯ – ДЕНЬГИ
 ПРОЕХАЛИ 
ВСЕ ФЕРРАРИ ДЕЛАЮТ ЭТО
 ПРОЕХАЛИ 
КОД ВИСКОНТИ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛЫЙ ШТОРМ
 ДЕСЯТКА 
ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ
 ЗАГРАНИЦА 
ОБЛАКА В ШТАНАХ
 РОДИНА 
ПОХОД НА КРЕПОСТЬ
 МАРШРУТ 
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК
 ФОТОБЛОГ 
КИЛОМЕТРЫ В ЧАТ
 STORY 
БЫЧОК ДЛЯ ХИППИ
 ЗАПАСКА 
ШОФЕР
 ФРИЛАНСЕР 
ХАЛЯВНОГО ОБЕДА НЕ БЫВАЕТ
 КАРАВАН 
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
 ИНСАЙДЕР 
ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
 БИЗНЕСС 
«РАКУШКА» ДЛЯ БУМЕРА
 КУЗОВ 
«ГОЛЬФ» НА ВЫДУМКИ
 МАТРИЦА 
ЛИГА ОДНОГО МОТОРА
 АКЦИЯ 
БЫСТРЕЕ ДЕДА МОРОЗА
 ПРОЕХАЛИ 
ТАНКОВАЯ ОХОТА
 ПРОЕХАЛИ 
АКТИВНЫЙ ГЛЮЧ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЗ ПОНТОВ
 РУБРИКО  ПОДРУБРИКО вниз...
ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

У советских сталеваров вся сила, как известно, была в плавках. У главного дизайнера Mazda Лоренса Ван ден Акера, высокого и статного сорокалетнего мужчины, вся сила кроется не иначе, как в кроссовках. Во всяком случае, по ярким спортивным «пумам» или «адидасам». которые он может поменять несколько раз за день и которые он нахально парит со строгим деловым костюмом, его встречают и помнят даже после того, как проводят по уму и делам. Послужной список дизайнера Ван ден Акера умещается в один абзац Викепедии, но одна строка с перечнем сделанных под его началом концептов Mazda – Nagare, Hakaze, Ryuga, Taiki – стоит дюжины цветастых биографий.

А В кроссовках под деловую тройку действительно скрыт какой-то сакральный смысл или это такой эпатаж?
ВАН ДЕН АКЕР Когда я получил должность главного дизайнера Mazda, я понял, что мне за неделю придется надеть деловой костюм чаще, чем я это делал за десять лет до того. Я не хотел быть корпоративным сухарем. И чтобы как-то подчеркнуть свою индивидуальность, я разбавил костюм кроссовками. Их я всегда любил. Кроме того, трюк с обувью помогает отвлечь внимание окружающих от моей физиономии. Я не такой уж и красавец.
А Сейчас на ваших ногах, кажется, Puma...
ВАН ДЕН АКЕР Точно. Reebok я не ношу, потому что не знаю, есть ли у них красивые модели, не встречал. А Nike не ношу, потому что это – как Microsoft, слишком солидно. Puma – другое дело. Я, кстати, думаю, что Mazda чем-то похожа на Puma. Она такая же спортивная, стильная, модная. А еще Puma – сродни пацану-хулигану (как и Mazda, соответственно). От него жди подвоха. Ты, скажем, к нему спиной, а он бац – и поджопник тебе отвешивает.
А И кому вы с Mazda отвешиваете поджопники?
ВАН ДЕН АКЕР Мишеней много в виде больших компаний. Жаль, пинать мы их не можем в силу приличий. Мы не пинаем, а соблазняем. Еще мы стараемся, чтобы нас услышали, кричать погромче. Наш дизайн – кричащий.
А Под стать вашим кроссовкам. Кстати, не было идеи сделать собственную оригинальную обувь?
ВАН ДЕН АКЕР Я бы с удовольствием. Если у вас есть какие-то «концы» среди обувщиков, поделитесь. А кроссовки я бы выпустил к каждому концепту серии Nagare, используя ту же философию дизайна.
А Не сомневаюсь, что они бы получились еще какими кричащими. Как и не сомневаюсь, что дойди дело до массового производства, крик бы улетучился. Ну почему, скажите как на духу, концепты всегда такие смелые, а серийные образцы – нет?

ВАН ДЕН АКЕР Цель Mazda в том, чтобы наш конвейер был таким же смелым, как и наши дизайн-студии. Замечу, что Mazda6, например, первая машина эры Zoom-Zoom, сделанная под моим руководством. По следующим серийным машинам ответ придется держать уже мне. Но надо понимать, что серийные машины все равно не могут быть такими же шокирующими, как концепты. Концепт – это дразнилка. Это нарезка из фильма с самыми вкусными кусочками. С концептом у тебя свидание на одну ночь, а с серийной машиной тебе приходится жить.
А Доживая до ее фейслифта, который иногда выглядят как откровенная халтура. Кому нужна вся эта дизайнерская возня с новыми формами фар или молдингов?
ВАН ДЕН АКЕР В автомобильном дизайне каждый аспект важен, пусть это будет даже нитяная строчка на сиденье. Благодаря маленьким находкам – марка движется вперед.
А А может отказаться от фейслифта вовсе и выпускать машины, как мобильники, со сменными элементами?
ВАН ДЕН АКЕР Людям нравится новое, это правда. Но вряд ли дизайн станет настолько быстрым, чтобы автомобили менялись со скоростью телефонов.
А Но в далеком будущем автолюбитель, наверняка, сможет иметь машину по индивидуальному проекту...
ВАН ДЕН АКЕР Ммм... Выбор у покупателя и впрямь все шире и шире. Столько новых ниш и столько машин в каждой из них. Но дизайн автомобилей отличается от любого другого дизайна. У нас слишком много аспектов, которые нужно учесть, так что вряд ли каждый сможет так легко построить свой собственный автомобиль.
А Не хотите попутно назвать свою пятерку самых красивых машин всех времен и народов?



ВАН ДЕН АКЕР Lancia Stratos Zero (1970), Bertone Alfa Romeo BAT 5, 7 & 9 (1953 – 1955), Focus Ghia (1992), Audi Avus Quattro (1991), Mazda Taiki (2007).
А Вы как-то сказали, что в детской у вас висел постер с Mazda RX7. Новый концепт Taiki – это привет детству, старая сказка на новый лад?
ВАН ДЕН АКЕР Наверное. Если будем делать новую RX7, мы обязательно внимательно присмотримся к Taiki.
А А колеса будут так же похожи на шасси самолета?
ВАН ДЕН АКЕР Это сложно реализовать в серийном авто. Идея Taiki в том, что вместо обычных бамперов у него сзади будут расположены подушки безопасности, как элемент активной безопасности. Это даст свободу дизайнеру, как в проработке интерьера, так и экстерьера.
А Taiki – это прообраз спорткупе. Не искусство ли это ради искусства? Ну, какой спорт в городе, где на каждом шагу знаки?
ВАН ДЕН АКЕР Будущее – за спортивными авто! Абсолютно! Спортивное купе – это мечта. Вы не покупаете его за практичность. Вы просто влюбляетесь в него, вот и все.
А Ваши концепты и кричащие, и нарочито японские, да под каждый еще и какая-нибудь философия подведена...
ВАН ДЕН АКЕР Японская культура богата, и мы стараемся сохранять национальную фишку. Нам мало, что у Mazda спортивный динамичный имидж, нам еще бы и экзотики.
А Скептики говорят, что экзотика вышла из моды. Toyota, мол, отказалась от кимоно, бамбука и прочего японского лубка лет пятнадцать назад. Что вы думаете на этот счет? Ван ден Акер То, что правильно для Toyota, не обязательно правильно для Mazda. И наоборот. Toyota слишком много чего может потерять в случае неудачных опытов. Наша доля на рынке – всего два процента. И мы вольны позволить себе эксперименты, позволить себе быть другими. Нам не нужно быть симпатичными для всех.

 
 

А Но коробчонки Toyota скорее соответствуют настоящей Японии с ее небоскребами, чем «ветряные» или «морские» концепты Mazda.
ВАН ДЕН АКЕР Япония действительно страна победившего урбанизма. И квадратный дизайн Toyota выражает ограничения пространства, с которыми сталкиваются японцы. Но люди и здесь мечтают о природе, просторах, воздухе, море. Концепты Mazda – ответ мечтам.
А По Японии вы, конечно, ездите на концепт-каре?
ВАН ДЕН АКЕР Когда один, я езжу на RX8, на котором за два года накрутил 8 тысяч километров.
А А что в Японии стоит посмотреть?
ВАН ДЕН АКЕР Я в этой стране не так давно, два года. За вдохновением, созерцанием и новыми мыслями ехать нужно в Naoshima (www.naoshima-is.co.jpl). Там прекрасный музей дизайна Tadao Ando. За традиционной культурой советую отправляться в Киото. Или в Miyajima. Если хочется мест, где не видно людей – то это в Sandankyo gorge.
А А в Токио какие уголки вам нравятся?
ВАН ДЕН АКЕР В Токио я турист. Я живу в Хиросиме. С архитектурной точки зрения в столице мне нравится здание международного форума, похожее на корабль. Бесподобна Claska, работа мастера Шува Тей (Shuwa Tei). Это такой бутик-отель, где всего девять комнат с японской мозаикой и стеклянными панелями. Высокий класс!
И, конечно, в Токио полно караоке-баров, которые невозможно ни запомнить, ни избежать. Мой совет – не выпендриваться и петь что-нибудь из Элтона Джона.
А Чисто обывательский интерес: в доме дизайнера, наверное, все тоже с выпендрежем?
ВАН ДЕН АКЕР Нам компания дала огромную квартиру. И жена в первый год накупила оригинальных стульев, столов, шкафов и т.д. У нас много предметов из коллекции PlusMinusZero дизайнера Наото Фуказава. Я бы еще покупал японскую одежду, но трудно найти в размер.
А Если верить БГ (одному русскому певцу) на том, кто держит фасон – пиджак от Ямамото и штаны Ком де Гарсон. Ван ден Акер Comme des garcons немножко вызывающе на мой вкус. Я присматриваюсь к обуви «Bathing Ape» от Ниго, но они тоже цветастые через край. Так что и для самого смелого дизайнера есть пределы дозволенного.
А Неужели голландский дизайнер даже марихуану не курил?
ВАН ДЕН АКЕР Я сейчас как раз оформляю визу в США. Вы же знаете, как там строго с этим всем. Так что мой ответ – нет, не курил.
А Надеюсь, это был не самый нескромный вопрос, который вам задавали?
ВАН ДЕН АКЕР Одна украинская журналистка сперва расслабила меня предложением представить Nagare, Hakaze и Ryuga в виде людей и описать этих людей, а потом без всякого перехода и малейшего намека на иронию попросила меня рассказать о моей сексуальной жизни. Она сказала, что я буду очень популярен на Украине.
ТЕКСТ: ХАСАН ГАНИЕВ
ФОТО: ТОМ КАЛТОБИАНО
Ваша оценка:
Средний балл — 4,29
Всего показов страницы:   6843
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.