Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Декабрь, 2007 № 12 (165)
искать...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ДАРЕНОЕ ДАРЯТ
 CAR & STAR 
СОЧИ, ГУДБАЙК!
 CAR & STAR 
ЦЕЛЬ ПОЕЗДКИ
 CAR & STAR 
ТРЭШ ОТ CARTUCH
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ПО ПРОЗВИЩУ САВРАСКА...
 САЛОН 
СЯБУ–СЯБУ БУДУЩЕЕ
 КОНЦЕПЦИЯ 
MAYBACH 62 S LANDAULET
 ЛЮКС 
DODGE VIPER SRT–10 ACR
 НА ГАЗУ 
САНИ И ТЕЛЕГА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
 ОПРОС 
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ЧИКИ–ПУКИ
 КАЛЕНДАРЬ 
MOTORCYCLE & SCOOTER SHOW
 КЛЮЧ 
ЗНАЙ НАШИХ
 ДАТЧИК 
СЛЕДИТЕ ЗА ДЕКАБРЬСКИМИ НАРОДНЫМИ ПРИМЕТАМИ
 СЧЕТЧИК 
ОЦИФРОВАНЫ, ОКОЛДОВАНЫ
 ИНТЕРНЕТ 
УГЛЕРОД–КРУГОВОРОТ
 АУКЦИОН 
ЖЕСТОКИЙ ЭВАКУАТОР
АВТООТВЕТЧИК
 РИНГ 
ЧЕШИРСКИЙ ГОД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПЛЕМЯ – ДЕНЬГИ
 ПРОЕХАЛИ 
ВСЕ ФЕРРАРИ ДЕЛАЮТ ЭТО
 ПРОЕХАЛИ 
КОД ВИСКОНТИ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛЫЙ ШТОРМ
 ДЕСЯТКА 
ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ
 ЗАГРАНИЦА 
ОБЛАКА В ШТАНАХ
 РОДИНА 
ПОХОД НА КРЕПОСТЬ
 МАРШРУТ 
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК
 ФОТОБЛОГ 
КИЛОМЕТРЫ В ЧАТ
 STORY 
БЫЧОК ДЛЯ ХИППИ
 ЗАПАСКА 
ШОФЕР
 ФРИЛАНСЕР 
ХАЛЯВНОГО ОБЕДА НЕ БЫВАЕТ
 КАРАВАН 
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
 ИНСАЙДЕР 
ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
 БИЗНЕСС 
«РАКУШКА» ДЛЯ БУМЕРА
 КУЗОВ 
«ГОЛЬФ» НА ВЫДУМКИ
 МАТРИЦА 
ЛИГА ОДНОГО МОТОРА
 АКЦИЯ 
БЫСТРЕЕ ДЕДА МОРОЗА
 ПРОЕХАЛИ 
ТАНКОВАЯ ОХОТА
 ПРОЕХАЛИ 
АКТИВНЫЙ ГЛЮЧ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЗ ПОНТОВ

 ПРОЦЕСС  БИЗНЕС / BMW WELT вниз...
«РАКУШКА» ДЛЯ БУМЕРА
Вообще-то, для автомобилей принято строить гаражи, прятать эти серые убогие конструкции под землей и делать вид, будто все шито-крыто. Автомобиль должен знать свое место, он вовсе не цель, а только лишь средство. Так могут мыслить где угодно, только не в Мюнхене, городе, в котором штаб-квартира BMW стала одной из известнейших достопримечательностей города. Здесь все пропитано философией бренда, чьи автомобили стоят везде, от музеев до подворотен. И где, как не здесь, стоило воздвигнуть для них специальный дом. А еще лучше – целый мир.

Таксист, который вез нас из мюнхенского аэропорта, как ему и положено, оказался разговорчивым. «Вон «Альянс-Арена». – показал он в строну раздутых пузырей нового стадиона. «Здесь завтра наши играют с чехами. А вон там видна телебашня, рядом Олимпийский комплекс и здание «Мира BMW». А вы к нам на футбол?» – закончил он свою краткую экскурсию, приняв нас за братьев наших славян. «Мы на открытие того самого BMW Welt, – не стали отпираться мы. И оставшуюся часть пути выслушивали его сожаления о том, что он увидит это чудо изнутри лишь спустя несколько дней после нас, когда BMW Welt откроют для публичных посещений.

 
 

Архитектор Вольф Прикс родился в Вене в 1942 году. Он учился в Техническом университете в Вене, Архитектурной ассоциации в Лондоне и Южно-Калифорнийском институте архитектуры в Лос-Анджелесе. Бюро Coop Himmelb(L)au было основано Вольфом Приксом совместно с архитектором Хельмутом Швичински в 1968 году. Оба они считаются родоначальниками деконструктивизма в архитектуре.
"Чудо» – это не громко сказано, а в самый раз. Собственно, иначе и строительство затевать бы не стоило. Автомобили можно рекламировать по телевизору, на билбордах или выставляя их на престижные гонки. Только сегодня этого уже мало. Вон, в Дрездене, помимо всем известной картинной галереи уже шесть лет как Volkswagen построил «Стеклянную мануфактуру» – полузавод-полумузей. В хайтековских интерьерах плывут кузова «Фаэтонов». рабочие ходят вдоль конвейера по дубовому паркету, а зрители глазеют на это со специальных галерей. В Штутгарте в прошлом году открылся музей Mercedes – тоже не столько учреждение культуры, сколько промо-центр достижений марки. Аналогичные сооружения есть и у Audi. Надо ли говорить, что ,баварский концерн просто обязан был заткнуть всех за пояс.
Насколько им это удалось, теперь могут увидеть все, кто приедет в Мюнхен уже на ближайшее Рождество. Прежде чем отправиться в Альпы кататься на лыжах, публика пойдет не только в «Хофбройхауз». на Мариенплац, она явно заглянет и в BMW Welt. И по прогнозам ежегодно этих посетителей будет ни много, ни мало – 850 тысяч человек.
Тут можно будет получить новую машину. Всего за 475 евро вам устроят целую свадьбу. Правда, российских клиентов это пока не касается – они, как и раньше, будут получать свой BMW у местного дилера. Но все прочие удовольствия для него здесь доступны. Концерты и выставки, рестораны и кафе, магазин аксессуаров и книжная лавка, экспонаты и мини-аттракционы на тему технологических разработок концерна, детский развлекательно-познавательный комплекс и отдел BMW Exclusive. Главный архитектор BMW Welt Вольф Прикс сравнил свое архитектурное творение с афинским акрополем, где жители одновременно молились богам и торговались на базаре.
В конкурсе на сооружение BMW Welt участвовало 235 проектов. Были и вовсе фантастические. Например, колесо обозрения, но не с кабинками, а с платформами, на которые посетители могли бы заезжать на своих машинах и взмывать в небеса, любуясь городом и силуэтом Альп на горизонте. Но победу в конкурсе одержало венское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au. Четыре года упорного строительного труда и один крупный конструкторский прорыв. Изначально здание должно было держаться на тридцати опорах, но их число было сокращено до одиннадцати. Что придало зданию еще больше воздушности. Что в итоге получилось, видно на фотографиях. Стеклянные завихрения плавно перетекают одно в другое. По замыслу – это якобы облако. Особую воздушность ему явно придает местная архитектура, тяжеловесная, будто литровая кружка вайсбира.



По замыслу авторов стеклянные конусы здания должны символизировать как бы букву W, третью в аббревиатуре BMW. Мол, B – это знаменитые четыре цилиндра главного офиса баварского концерна, а М – чашка старого здания музея фирмы. В BMW, кстати, любят подчеркивать, что BMW Welt – это не музей, здесь – воплощение дня сегодняшнего, и планы на день завтрашний. Он, к слову, проникнут актуальными нотками экологичности – центральная часть экспозиции первого этажа отдана под демонстрацию доказательств того, что водород – это топливо будущего.
Площадь здания BMW Welt такова, что под его стеклянной крышей может уместиться футбольное поле. Недаром вотчина мюнхенской «Баварии» – знаменитый Олимпийский стадион Мюнхена – находится как раз по соседству.
Правда, сейчас «Бавария» переехала на тот самый стадион Allianz Arena – тоже архитектурный шедевр, как считает архитектор Вольф Прикс. Он сам нам признался в этом. Еще, из того, что построено за последние годы, господин Прикс рекомендовал обратить внимание на постройки Тома Мейна и Эрика Мосса в Лос-Анджелесе, здание музея Гугенхайма в Бильбао работы Франка Гери, конечно же, завод BMW в Лейпциге, построенный по проекту Захи Хадид.

 
 

Вообще, на открытии BMW Welt архитектор выглядел явным именинником – с шарфиком и очками-велосипедами он был чем-то похож на Элтона Джона. Разве что журналисты донимали его дурацкими вопросами. Вот через какое такое отверстие, скажите на милость, сюда залетел голубь, который во время церемонии открытия метался по залу, и что с ним дальше будет, ему же кушать надо, чай, не Дух Святой. Прикс начал с серьезным видом объяснять, что над детализацией проекта работали полторы сотни конструкторов, и потому он, хоть и главный, не может знать всех технологических отверстий в стенах, через которые птица могла проникнуть в здание. «Но, уверяю вас, она уже накормлена и скоро у нее будет потомство». – мрачно пошутил архитектор. Вообще-то для потомства одной птички маловато, но архитектор – не орнитолог, может не знать. Дальше мы и вовсе позволили себе бестактность. Отметили, что BMW Welt напомнил нам технологический центр McLaren на окраине Лондона. Мол, посудите сами: использование солнечной энергии, в том числе и для экономии электричества, воплощение скорости в гнутых линиях интерьеров и фасада, да и выдачей машин клиентам там не пренебрегают. Ожидание краткой лекции про тенденции в современной архитектуре автомобильных храмов увенчалось провалом. Венский архитектор оскорбленно поморщился и тут же прекратил интервью. Еще бы! Упомянутое сооружение построено по проекту Нормана Фостера – который, как Зураб Церетели, удивительным образом умеет выигрывать всевозможные конкурсы.
Господина Прикса можно понять. Он хочет быть лучшим. Точно так же, как любой из четырехсот сотрудников BMW Welt уверен, что новый автомобильный дворец в Мюнхене гораздо круче аналогичных в Штутгарте или Дрездене.


BMW Welt открывали в присутствии очень важных персон из Германии и журналистов со всего мира. На торжественной церемонии пели оперу, показывали выступления воздушных акробатов, а обер-бургомистр столицы Баварии Кристиан Уде рассказывал, как обогатит облик Мюнхена такое поистине великое архитектурное сооружение как BMW Welt. Священнослужителей было двое, один – католик, другой – евангелист. Они приехали на сцену на мотоцикле BMW с коляской, после чего приступили к обряду освящения здания. Еще три действующих лица церемонии – семейство Шурф: папа, мама и их маленькая дочка. Говорят, честь быть первыми получателями автомобиля в BMW Welt выпала им в некотором роде случайно, просто «Мир BMW» открывали в тот день, когда они должны были получать свою дизельную «трешку» в кузове туринг. Чем не повод продемонстрировать миру, что любой менеджер среднего звена может осуществить свою заветную мечту и с помпой купить себе BMW.
Несмотря на всю бесшабашность и смелость своих проектов, он умудрился соблюсти преемственность. Хулиган от архитектуры признался, что Карл Шванцер, автор четырехцилиндрового здание штаб-квартиры BMW, не кто иной, как его учитель. В начале 70-х знаменитые «четыре цилиндра» смотрелось не менее свежо, чем BMW Welt – сегодня. Четырехцилиндровый двигатель в 60-е был визитной карточкой BMW. Гигантские пересекающиеся восьмерки олицетворяют собой скорость и страсть, но в них же можно увидеть и символ бесконечной бесконечности. Не просто двигатель, а вечный двигатель. Здание BMW Welt парит над землей, будто облако. Кто знает, быть может, оно состоит из изотопов водорода.
ТЕКСТ: АННА КИЛИМНИК
ФОТО: BMW AG
Ваша оценка:
Средний балл — 3,96
Всего показов страницы:   7911
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.