Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Декабрь, 2007 № 12 (165)
искать...
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
 НОВОСТИ 
ДАРЕНОЕ ДАРЯТ
 CAR & STAR 
СОЧИ, ГУДБАЙК!
 CAR & STAR 
ЦЕЛЬ ПОЕЗДКИ
 CAR & STAR 
ТРЭШ ОТ CARTUCH
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ПО ПРОЗВИЩУ САВРАСКА...
 САЛОН 
СЯБУ–СЯБУ БУДУЩЕЕ
 КОНЦЕПЦИЯ 
MAYBACH 62 S LANDAULET
 ЛЮКС 
DODGE VIPER SRT–10 ACR
 НА ГАЗУ 
САНИ И ТЕЛЕГА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
 ОПРОС 
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ЧИКИ–ПУКИ
 КАЛЕНДАРЬ 
MOTORCYCLE & SCOOTER SHOW
 КЛЮЧ 
ЗНАЙ НАШИХ
 ДАТЧИК 
СЛЕДИТЕ ЗА ДЕКАБРЬСКИМИ НАРОДНЫМИ ПРИМЕТАМИ
 СЧЕТЧИК 
ОЦИФРОВАНЫ, ОКОЛДОВАНЫ
 ИНТЕРНЕТ 
УГЛЕРОД–КРУГОВОРОТ
 АУКЦИОН 
ЖЕСТОКИЙ ЭВАКУАТОР
АВТООТВЕТЧИК
 РИНГ 
ЧЕШИРСКИЙ ГОД
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПЛЕМЯ – ДЕНЬГИ
 ПРОЕХАЛИ 
ВСЕ ФЕРРАРИ ДЕЛАЮТ ЭТО
 ПРОЕХАЛИ 
КОД ВИСКОНТИ
 ПРОЕХАЛИ 
БЕЛЫЙ ШТОРМ
 ДЕСЯТКА 
ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ
 ЗАГРАНИЦА 
ОБЛАКА В ШТАНАХ
 РОДИНА 
ПОХОД НА КРЕПОСТЬ
 МАРШРУТ 
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК
 ФОТОБЛОГ 
КИЛОМЕТРЫ В ЧАТ
 STORY 
БЫЧОК ДЛЯ ХИППИ
 ЗАПАСКА 
ШОФЕР
 ФРИЛАНСЕР 
ХАЛЯВНОГО ОБЕДА НЕ БЫВАЕТ
 КАРАВАН 
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
 ИНСАЙДЕР 
ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
 БИЗНЕСС 
«РАКУШКА» ДЛЯ БУМЕРА
 КУЗОВ 
«ГОЛЬФ» НА ВЫДУМКИ
 МАТРИЦА 
ЛИГА ОДНОГО МОТОРА
 АКЦИЯ 
БЫСТРЕЕ ДЕДА МОРОЗА
 ПРОЕХАЛИ 
ТАНКОВАЯ ОХОТА
 ПРОЕХАЛИ 
АКТИВНЫЙ ГЛЮЧ
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЗ ПОНТОВ
 РОДИНА  КРОНШТАДТ C BMW 118i вниз...
ПОХОД НА КРЕПОСТЬ

Граждане России так и не пришли к общему мнению — какую из ноябрьских дат считать настоящим всенародным праздником. Пока в Москве в очередной раз спорили на эту тему, «Автопилот» выбрал 7 ноября и именно в этот день отправился на родину революционных событий. Даже не в Петербург, а в мятежную крепость на острове — колыбель «смутного времени» начала XX века. Да, мы можем заехать на машине даже в море.

ГОНОЧНЫЙ РАЙ. Добираться по трассе от Москвы до Питера уже стало неинтересно. Москвичи — кого ни послушаешь — каждые выходные мотаются в Питер. И огромное количество государственных знаков с цифрами 177 и 99 на трассе Е105 (М10) в ночь с пятницы на субботу — тому подтверждение. Самое веселое, что питерцы в это время активно перемещаются в Москву. Некоторые полагают, что так происходит слияние двух столиц — москвичи едут к симпатичным и легким на «подъем» питерским девушкам, а парни северной столицы мчатся за тем же в Златоглавую. Остается тайной, почему бы им всем не найти друг друга на местах и не жечь бензин и деньги на дороге протяженностью в 700 км.
Кстати, если ваши знакомые начнут рассказывать о том, как они «оставляют» подвеску на этой трассе, то c ноября им уже можно не верить. В последнее время я часто мотаюсь в Питер на выходные и должен заметить, что дорога становится все лучше. Неизменным остался, пожалуй, «испытательный полигон» на новгородском участке, но есть стойкое ощущение, что там асфальтовый бедлам поддерживают местные гаишники. На этом куске дороги длинной около 60 километров понатыкано множество временных знаков «обгон запрещен». они постоянно падают в кювет, а разметка дороги отсутствует как класс. Засад там, как минимум, всегда три — одна на проезде первого поворота на Великий Новгород, под мостом; вторая — посреди леса, а третья — возле заправки, у которой кончается разбитый асфальт. Из разговора с гаишником на «срединной» засаде:
— Слушайте, ну нет там у вас знака!
— Как нет? Я сам, заступая на смену, лично проехал и проверил вверенный мне участок! Где знаки отвалились, они все были установлены на место!
Самое неприятное то, что к обгону «под знак» местные гаишники обязательно добавляют «выезд на встречную полосу». хотя разметки там нет в принципе. Аргументируют это тем, что «водитель визуально должен определять встречку в отсутствие разметки». А если вы вдруг «визуально» определили это не так, как видится гаишнику, то разговор с ним существенно удорожается — попадаете под «лишение».
Для BMW 118i на этой дороге раздолье — легкая, мощная машина прекрасно держит трассу, отменно выполняет обгоны. Чем, вероятно, раздражает остальных участников движения. Хоть и «начало» модельного ряда, но все–таки BMW — удобная, комфортная и быстрая. Небольшой размер только на руку — «единичка» легко протискивается между нестройными колоннами фур, которые в огромном количестве везут финскую сантехнику и краски в обоих направлениях.
Выехав из Москвы в пятницу ночью, к утру субботы попадаем в Санкт–Петербург. По идее, «Петра творенье» должно «гудеть» по–черному — столько всенародных праздников на одной неделе. Должны быть какие–то гулянья, толпы людей, с транспарантами и без них. А вот и нет — в Питере все по–старому: сонные взгляды сидящих в кофейнях питерцев и ошалелые лица иностранцев, толпами носящихся по Невскому проспекту. Ну и ладно — нам сегодня не сюда, есть города и поинтереснее. Едем дальше, на морские просторы, на Финский залив. Даешь выход BMW на Балтику!
По Приморскому шоссе вылетаем на развязку в Лисьей норе к станции Горская. Гор тут никаких нет, а раньше были только унылые дюны. Теперь вместо дюн здесь построили шикарную автомобильную развязку между КАДом, курортными дорогами и началом трассы Скандинавия.
От Питера до Кронштадта 47 км пути и часть из них — прямо по морю. Власти озаботились созданием дамбы, по которой пройдет автомагистраль, долженствующая соединить Кронштадт с обоими берегами Финского залива. Правда, местные жители недоумевают по поводу того, насколько неграмотно продумана дорога. Расстояние в объезд Питера от Петродворца до Сестрорецка почти не изменится, а пользоваться объездной дорогой, как они считают, будет неудобно. Часть дамбы к южному берегу Финского залива еще не достроена, а вот по северному участку уже можно летать. Да–да, именно летать! Прекрасный асфальт, ровное полотно позволяют до 200 км/ч, а гаишников тут пока нет, так как еще ведутся монтажные работы. В выходные машин немного, это место — просто рай для стрит– и дрэг–рейсеров. Я даже слегка удивился, возвращаясь ночью, и не обнаружив на дамбе привычные кучки тюнингованных тачек. В Москве такая дорога бы не пустовала.



 
 


Современные юнги и курсанты понимают историческое значение Кронштадта и по–своему пытаются увековечить свое пребывание в мореходке. Забавная надпись «Нальчик» между окон на уровне третьего этажа казармы тому подтверждение. Остается только гадать, как выходцу с солнечного Кавказа удалось расписаться на стене дома. В остальном город даже очень чистый и ухоженный. Жаль, что боцманы не заставляют местных дворников отдраивать старинные резные ограды и медные украшения — все должно блестеть!
ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ. Через бывшие ворота форта, основанного на острове Котлин 18 мая 1704 года, попадаем в самое морское сердце России — город Кронштадт. На заре далекого XVIII века этот форт был спроектирован самим Петром Первым и тогда назывался Кроншлот — «Коронный замок». Битва со шведами за эти клочки земли была очень жаркой, форт имел первостепенное значение для защиты только что заложенного Санк–Петербурга и выполнял функции форпоста российского флота. Петр при основании Кроншлота написал указ: «Содержать сию цитадель с Божьей помощью, аще случится, хотя до последнего человека». эта надпись выбита золотом на памятнике великому царю, стоящем на набережной.
В Кронштадте поражает обилие красного цвета — небольшие дома по периметру города сделаны из красного кирпича, остатки крепостной стены также красные, так что на закате поездка по городу напоминает плавание в багровых волнах каменного моря. Добавьте к этому еще и красный цвет BMW, и вы поймете, что стилистику «красных дней календаря» мы выдержали полностью. В центре же домики имеют преимущественно желтый цвет, расставлены аккуратно и симметрично — бывший гарнизон, однако. Где же, где же праздник? Ведь Кронштадт первым возмутился против власти Советов, в 1921 году матросы гарнизона подняли вооруженный мятеж против диктатуры пролетариата, который был жестоко подавлен регулярными частями Красной армии, руководимыми председателем Реввоенсовета Троцким. Вот такая неудачная попытка исправить историю, причем силами тех же людей, что брали Зимний в 1917–м.
Самое интересное, что лозунги менялись не очень сильно: обеспечение свободных перевыборов, свобода слова и печати, свобода собраний, профсоюзов и объединений, освобождение политзаключенных, реализация лозунга «Землю — крестьянам!». разрешение кустарного производства. В России начала 90–х требовали почти того же. Получили в полном объеме и до сих пор не знают, что с этим делать. Только Кронштадт в этих играх уже не участвует.

ПРИКАЗАЛИ — ПРАЗДНУЕМ. То ли устыдившись поступков предков, то ли переняв от близлежащего Санкт–Петербурга сонную усталость, жители городка попрятались по своим домам. Жителей, кстати, тут порядочно — 45 тысяч человек. В основном это матросы, курсанты мореходной школы, гарнизонные вояки и приезжающие проведать своих отпрысков родственники. Несколько малолеток колбасятся на центральной площади под звуки импровизированной дискотеки, храм увешан лесами, сонные гаишники в количестве двух патрульных машин оберегают этот покой от вторжения автомобильных журналистов: «Нет, на площадь на машине пропустить не можем, у нас там праздник».
Несемся на набережную. Тут веселее: стоят экскурсионные автобусы, курсанты мореходки радостно показывают своим девушкам стоящие на рейде корабли. Это здоровое веселье пытается прибить холодный северный ветер, который делает существование на берегу просто невыносимым. И как тут летом умудряются купаться, да еще голышом?
Кронштадт, помимо революционного прошлого, славен еще и мирными делами. На набережной стоит памятник Петру Кузьмичу Пахтусову, поручику, полярнику, одному из исследователей архипелага Новая Земля. Несмотря на то, что открытие архипелага принадлежит голландцам, именно Пахтусов первым в 1832 году составил первую карту всего восточного побережья южного острова. Знал бы поручик, перенесший тяжеленную зимовку в суровых условиях, что на земле, для которой он готовил великое будущее, построят ядерный полигон, может, и не горячился бы в холодных водах Карского моря.
Неподалеку на площади памятник адмиралу Макарову. Степан Осипович очень много сделал для Кронштадта, в 1899 году став главным командиром Кронштадтского порта, начальником гарнизона и военным губернатором города. Как утверждали очевидцы, не было более деятельного и заботливого градоначальника у «морского сердца» России. Блестящий флотоводец, ученый, участник двух войн, командовавший кораблями и эскадрами, изобретатель и судостроитель, он был одним из создателей первого в России ледокола «Ермак». издал около 50 научных трудов, по множеству из которых учились и его противники. В годы русско–японской войны 1904–05 гг. именно Макаров возглавил Тихоокеанскую эскадру и дал решительный бой японцам на море. И пусть эту войну Россия проиграла, но самураев, вероятно, до сих пор пугает упоминание о российских моряках и русском флоте. А Степан Осипович погиб в битве, 31 марта 1905 года, подорвавшись на мине на своем флагманском броненосце «Петропавловск».
Но оставим грустное. Побывать в Кронштадте стоит хотя бы ради того, чтоб прочувствовать историю Балтийского флота России, его традиции и дух. Или, например, понять, что это такое — жить в крепости. Именно тут многие прославленные флотоводцы начинали юнгами, именно тут ковались (по–другому и не скажешь, глядя на Морской завод) кадры, которые потом писали историю государства российского. Современные юнги и курсанты это понимают и пытаются по–своему увековечить свое пребывание в мореходке Кронштадта. Надписи нанесены на стены в самых неожиданных и труднодоступных местах. Хотя, если тебя несколько лет учат, к примеру, карабкаться по вантам, оставить надпись о своем любимом городе между окнами казармы на высоте добрых 10 метров — вполне выполнимая задача. Сажают ли за художества на гауптвахту, выяснить не удалось, да и кто признается.
Пожалуй, такая фривольность — скорее исключение для балтийского форпоста, который живет спокойно, размеренно и по уставу — военный объект, как–никак, хотя уже и не секретный, морской войны мы давно не ведем, но жители крепости волей–неволей стоят на защите северо–западных рубежей России. Приказы здесь не обсуждают: сказано отмечать «день единения» — отметят. Но и революционные даты тоже чтут, потому что сам город расположил их на временной шкале именно таким образом.
Уезжали из города глубокой ночью. Кроме нас в сторону Зимнего не ехало ни одной машины. Слава Богу — на этот раз обошлось.



 
   

Врагу на остров не попасть — это понятно. А вот самим жителям выбраться в Санкт–Петербург по–прежнему не так просто, несмотря на новую дорогу. Несмотря на то, что за право перевозить граждан на большую землю между операторами маршруток еще несколько лет назад шли настоящие войны, по утрам на эти самые «Газели» собирается внушительная очередь. Интервал между машинами долгое время превышал полчаса, в связи с чем граждане несколько лет упрашивали начальство поставить хотя бы навес над остановкой. Навес поставили, интервал немного сократился, но идеальным транспортное сообщение не назовешь.
1.19–й квартал. Самый отдаленный квартал Кронштадта. Кажется, что жителей этого района бросили на произвол судьбы за стенами цитадели. Мало того, они первыми теперь будут встречать звуковой удар от проезжающих мимо по КАДу мощных грузовиков с сантехникой и финской краской.
2.Форт «Петр I». Центральный форт, который раньше назывался «Цитадель». Построен в 1721 году для защиты кораблей, стоящих в Купеческой гавани острова Котлин. Полностью разрушен страшным наводнением 1824 года, после чего восстановлен по указу Николая I и получил название «Император Петр I».
3. «Морской завод». Простаивающее предприятие, которое изначально было задумано, как судостроительное. К сожалению, Морской завод оказался более востребован, как судоремонтный. Имеет прекрасную инфраструктуру, но загружен от силы на 10%. Имеет самый широкий корабельный док в мире.
4.Адмиралтейство. В кронштадтское адмиралтейство планировалось перевести всех морских чиновников из Санкт–Петербурга. Понятно, что чиновники из столицы уезжать не спешили, поэтому финансирование строительства велось очень плохо. В итоге адмиралтейство было построено не полностью.
5. Гауптвахта. Довольно мрачное здание, полностью отвечающее своему назначению даже сейчас. С одной стороны, местонахождение в центре города снижает вероятность побега, а с другой — устрашает учащихся в близлежащей школе. Сейчас, правда, нашкодившие курсанты отсиживаются в карцерах при казармах.
6. Городской пляж. Поздней осенью городской пляж представляет собой довольно унылое место. Хотя в летние жаркие дни количество голых тел превышает площадь лежки. Говорят, что тут где–то еще и нудистский пляж есть, но полюбоваться на обнаженных жительниц Кронштадта не удалось — не сезон.
7. Уникальный архитектурный памятник — рубка подводной лодки. Рядом с ней возникает ощущение, что остров — это гигантский корабль, который в любой момент готов отплыть. Но команды пока никто не отдает.
ТЕКСТ: НИКОЛАЙ ЛУКИН
ФОТО: АВТОРА
Ваша оценка:
Средний балл — 3,71
Всего показов страницы:   5791
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.