Rambler's Top100 Service
Коммерсантъ. Издательский домна главную...
Март, 2008 № 03 (168)
искать...
Содержание номера
 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ПААЕХАЛИ!
Зажигание
 НОВОСТИ 
2101|20022008
 ИСКРА 
СШИТ КОЛПАК
 МУЖЧИНА И ЕГО МАШИНА 
ТЕХНИКА КОМЕДИАНТОВ
 КАЛЕНДАРЬ 
032008
 CAR & STAR 
ДВЕРЬ В СКАЗКУ
СХОД С ДИСТАНЦИИ
 СКОРОСТЬ 
ГОНКИ МИЛЛИОНОВ
ТРИСТА НА КРАСНОЕ ИЛИ ДВЕСТИ НА ЧЕРНОЕ?
Инжектор
 СЧЕТЧИК 
СНЯТЬ НА ЦИФРУ
 ИНТЕРНЕТ 
ФУТБОЛИСТ-МАШИНА
 НА ГАЗУ 
САПОЖНИК С ПОЛОСАТОЙ ПАЛКОЙ
 ОПРОС 
МУСОРНЫЙ ВЕТЕР
 АВТООТВЕТЧИК 
АВТООТВЕТЧИК
 КЛЮЧ 
ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ
 РЕЙТИНГ АВТОПИЛОТА 
ШУМ В КОРОБКЕ
 ДАТЧИК 
032008
 АУКЦИОН 
АВТОБУС УШЕЛ
Встречная полоса
 КОНЦЕПЦИЯ 
LEXUS LF-A ROADSTER
 ЛЮКС 
MERCEDES-BENZ SL
BMW M3 CONVERTIBLE
 СТАНДАРТ 
HONDA ACCORD
SKODA SUPERB
Прокатный стан
 ТЕСТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
АСТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
 ПАРНЫЙ ТЕСТ 
БЫКИ И МЕДВЕДИ
 ПРОЕХАЛИ 
СЛУЖЕБКА-РОМАН
МАТЕРИНСКИЕ ПЛАТЫ
РОЗЕТКА НА ШОССЕ
ШТРИХИ К ОРИГИНАЛУ
 ДЕСЯТКА 
ТЫКВА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
Турне
 ЗАГРАНИЦА 
МИШЕЛЬ, MA BELLE
 МАРШРУТ 
ЗАПОЛЯРНЫЕ КРУГИ
 ШКОЛА 
ЭХ, ЗАЛЕТНЫЕ
Караван
 ЗАПАСКА 
РЕЗИДЕНТ
 МАШИНЫ ВРЕМЕНИ 
БЕДНАЯ ЛИЗА
Тюнинг
 КУЗОВ 
ПРИВЕДЕНИЕ С МОТОРОМ
 ШИНЫ 
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
 ДИСКИ 
ДИСКИ
Процесс
 САЛОН 
КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ЛЕД
Прицеп
 ПОПМЕХАНИКА 
МЕЖДУ ПЕРВОЙ И СЕДЬМОЙ
 МАТРИЦА 
ДЕНЬ ТРУДА
 ДОЛГИЙ ТЕСТ 
СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯ
БЕЗ ОГЛЯДКИ
ЛЕГКАЯ ЗИМА
 ЭХ, ДОРОГИ 
БЕЛЫЙ СЛОН
 КАРАВАН  МАШИНЫ ВРЕМЕНИ / FORD T вниз...
БЕДНАЯ ЛИЗА


Америка созрела для автомобиля. Но степень зрелости оставалась неясной. К 1907 году число зарегистрированных в стране автомобилей перевалило за 140 000, однако опрос показал, что автомобиль другим транспортным средствам предпочитают всего лишь пять процентов американцев. Противники автомобилизации часто подбивали на протесты солидные общественные организации. Пресса хладнокровно информировала, что за пять месяцев 1906 года автомобиль унес больше жизней, чем вся Испано-американская война. А фермеры из округа Сакраменто вели против автомобиля настоящую партизанскую войну: рыли поперек дорог канавы и тщательно их маскировали. Несколько автомобилистов попались в эти ловушки...


Можно смело утверждать, что американские граждане убеждались в широте предоставляемых автомобилем возможностей ровно настолько, насколько их мог убедить в этом Генри Форд. На этот раз предложение слегка опередило спрос: публика еще не знала толком, чего она хочет, а мистер Форд уже подсунул ей свою модель T. Идею этой модели можно смело поставить на второе (после конвейера) место в списке самых гениальных идей, рожденных могучим интеллектом Генри. Он ее пять лет вынашивал, в 1908 году осуществил, потом два десятилетия не мог с ней расстаться, и, наконец, расстался скрепя сердце лишь тогда, когда она уже давным-давно изжила себя. Простой, надежный, неприхотливый, дешевый автомобиль, "не роскошь, а средство передвижения" — вот что было нужно в те годы Америке. И она его получила.


В модели Т было много такого, что поначалу не воспринимали, но впоследствии охотно перенимали. Блок четырехцилиндрового мотора отливался одним целым с верхней частью картера. Конкуренты эту конструкцию подняли на смех (потечет!), но, когда она себя полностью оправдала (а вот и не потекло!), тут же поспешили скопировать. Приспособление, служившее модели Т тормозной системой, сначала включало две педали и две рычажные тяги; в 1909 году его упростили так, чтобы в салоне осталось не более трех педалей для всех надобностей.


Года с 1912-го началось триумфальное шествие Ford T по белу свету, и вскоре модель стала знаменитостью мирового калибра. Она победно финишировала в самых разных гонках (в том числе и российских, организованных императорским Московским автоклубом и военным министерством); она пронеслась по Австралии от Сиднея до Мельбурна; перевалила через Анды в Южной Америке; первой вскарабкалась на шотландский Бен-Невис, самую высокую гору Британских островов; отважилась пересечь пустыню Гоби; спустилась на дно Большого Каньона... Она заменяла собой собачью упряжку на Аляске (когда погода и дороги позволяли); была признана одним из лучших охотничьих экипажей в Индии и наиболее эффективным транспортным средством при заселении диких болотистых территорий Флориды.

В Америке ее звали "Жестянка Лиззи" (Tin Lizzie). Возможно, это от lizard — ящерица. То есть юркая и шустрая. Еще ее звали "Фливвер" (Flivver), но эту кличку давали всем дешевым авто. Просто к модели Т ее лепили в первую очередь. Машина стоила от $850, а средняя цена нового автомобиля в Штатах составляла $941. Вельможных особ среди владельцев Ford T было немного — так, пара великих русских князей да пара десятков наследных принцев по всему миру, — зато машину обожала актерская братия.



Американский фольклор изобиловал шутками-прибаутками по поводу "Жестянки Лиззи". Когда модели понизили раму и кузов для лучшей обтекаемости, сатирик Уилл Роджерс прокомментировал: "Это чтоб меньше лететь, если вывалишься". Машину любили, однако и поругивали изрядно. Загадка: "Что в Ford T амортизирует удары от ухабов?" Ответ: "Пассажиры". На рестайлинг пресса реагировала так: "Это все равно, что на Статую Свободы поверх туники напялить брюки для гольфа". Выпуск Ford T был официально завершен 27 мая 1927 года — этой датой кончается регистрационный журнал серийных номеров шасси (есть данные, что машину выпускали еще около месяца). За 19 лет — более 15 млн машин. Америка ностальгически взгрустнула. Много лет спустя Синклер Льюис говорил, что даже Нобелевская премия по литературе обрадовала его меньше, чем покупка первой в его жизни "Жестянки Лиззи".
ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, СЕРГЕЙ СОРОКИН
ФОТО: ДМИТРИЙ ПОПОВ
starring: Ashton Shane, Jennifer Duran, Matt Toomey,
hair/Make-Up: Holly Ly,
special thanks to Kent Kent and Kristy Keyser for the car and staff of History Park at Kelly Park in San Jose, California www.historysanjose.org
Ваша оценка:
Средний балл — 4,09
Всего показов страницы:   6138
RamblerРейтинг@Mail.ru
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved. Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.